Опасные грузы перевозятся как внутри страны, так и в международном сообщении. Это достаточно востребованный вид деятельности, который предъявляет повышенные требования к самим перевозчикам. Это касается профессиональных качеств и ответственности, поскольку доставка сопряжена со множеством потенциальных рисков.
Международные перевозки сложны ещё и тем, что здесь нужно соблюдать не только общие правила и законы, но также и выполнять требования, актуальные для каждой отдельно взятой страны.
Созданные правила направлены на обеспечение безопасной перевозки опасного груза, погрузочно-разгрузочных работ, хранения, чтобы предотвратить возможный вред для людей и экологии.
Поэтому со всеми особенностями международных перевозок различных опасных грузов следует познакомиться более детально и вникнуть в основные вопросы, а также взглянуть на некоторые нюансы и тонкости процесса.
Как происходит международная перевозка опасного груза
Опасным грузом называют товары и вещества, транспортная перевозка которых сопряжена с потенциальной угрозой для окружающей среды, здоровья и жизни людей, а также имущества. Поэтому транспортировка сопровождается обязательным выполнением строго установленных правил.
Сейчас разные отрасли промышленности производят широкий ассортимент продукции, которую можно отнести к той или иной категории опасных грузов.
В основном это относится к следующим отраслям и товарам:
- производство, переработка и продажа нефтепродуктов;
- удобрения и химикаты;
- медицинские вирусы, бактерии;
- продукция оборонной промышленности;
- бытовые ядовитые и отравляющие вещества;
- горюче-смазочные материалы и так далее.
Разумеется, список намного больше и обширнее. Но даже это даёт понять, о чём идёт речь. Понимая, как много грузов и товаров могут относиться к категории опасных, никто не удивится масштабами осуществляемых грузоперевозок внутри страны, а также между государствами.
Если это международная перевозка всевозможных категорий опасных грузов, то тут возникает вопрос доставки тем или иным транспортом. Большинство грузоперевозок осуществляется по суше. Этим может заниматься транспортная компания, имеющая в распоряжении автомобильный или железнодорожный транспорт. А доля морских и воздушных перевозок в случае с опасными грузами значительно меньше.
Это обусловлено развитием автомобильных и железных дорог. Они ведут к крупным городам, а также к объектам производства, которые могут отправлять грузы, либо принимать для последующей переработки и целевого применения.
Но здесь есть обратная сторона. Проезд поездов и машин через густонаселённые города — это повышенный риск. Даже небольшая авария может не только спровоцировать материальный ущерб, но и нанести вред окружающей среде, здоровью и даже жизни людей. Не сложно себе представить, что будет, если перевернётся фура с ядохимикатами, к примеру. Есть и другие факторы, из-за которых доставка опасного груза является специфической услугой, к которой предъявляются повышенные и довольно жёсткие требования.
Чтобы выполнить грузоперевозку, приходится учитывать множество факторов:
- организация доставки;
- подготовка транспорта;
- наличие специальных машин с нужным оборудованием;
- класс опасности конкретного груза;
- нанесение маркировки;
- наличие квалифицированных и подготовленных специалистов;
- составление маршрута;
- перегрузка с одного транспорта на другой;
- получение разрешения;
- в некоторых случаях организация машин сопровождения и так далее.
С точки зрения логистики, это невероятно сложная процедура, выполнить по всем правилам и нормам которую может далеко не каждая транспортная компания. Особенно, если это международный маршрут доставки.
Чтобы снизить риски, опасность и вероятность возникновения аварийных внезапных ситуаций, для транспортной перевозки опасного груза разработаны общие для всех соответствующие правила и довольно жёсткие требования.
Какие документы регулируют международные перевозки опасных грузов
Когда осуществляется перевозка всевозможных опасных грузов в международном сообщении, транспортная компания должна опираться на определённые правила и требования, прописанные в соответствующих документах. Основной источник нормативных актов в этой отрасли, если говорить о международном уровне, это Рекомендации ООН.
Все типовые правила разрабатывают эксперты специального Комитета по перевозке опасных грузов. Также учитывается система маркировки и классификации, согласованная между странами мира. Речь идёт о разработках Экономического Совета ООН, а также Социального Совета. Опираясь на эти рекомендации, государственные структуры каждой страны разрабатывают собственные регламенты по грузоперевозкам опасных товаров и веществ, используя разрешённые виды ТС.
На данный момент международные нормативы, на которые опираются все страны, прописаны в 18 редакции Типовых правил. Большое влияние на регламент имеет международная система классификации опасности, а также маркировки перевозимых химических веществ. Актуальной на 2021 год является 5 редакция этой классификации.
Но международные правила и нормативы стран порой имеют определённые противоречия. То есть один и тот же товар они иногда классифицируют по-разному. В одних актах это опасный груз, а в других нет. То же самое касается и маркировки. Если в международных правилах действуют одни нормы по маркировке, то в других иные. Даже несмотря на то, что правила и нормативы прорабатываются и постоянно модернизируются, всё равно противоречия возникают. Поэтому регулярно осуществляется корректировка. Она проводится дважды в год, опираясь на самые передовые достижения науки и технический прогресс.
В список важных нормативов в сфере перевозки опасных грузов входят Рекомендации ООН. А именно:
- Руководство по испытаниям и критериям;
- Рекомендации по транспортировке опасных грузов;
- Типовые правила;
- Система классификации опасности и маркировки.
Не стоит забывать также и о Правилах перевозки радиоактивных веществ. Здесь прописаны основные данные, методы исследования и мероприятия, которые направлены на определение класса опасного груза и всех действий, необходимых для обеспечения их безопасной доставки, погрузки и выгрузки.
На эти документы опираются компании-грузоперевозчики, осуществляющие доставку внутри страны, а также на международном уровне.
Действующие международные соглашения
Страны, подписавшие Европейское соглашение и другие нормативные документы, в которых говорится о международной перевозке опасных грузов, являются странами-участницами. Следовательно, они берут на себя обязательства по соблюдению всех этих правил и требований.
Если говорить про наиболее важные международные документы, которые напрямую связаны с доставкой разным транспортом опасного груза, то тут можно выделить следующие:
- Оранжевая книга ООН. Тут прописаны типовые правила по транспортным грузоперевозкам, которые разработали специалисты ООН в сфере опасных грузов. Указанные здесь нормативы являются рекомендациями для грузоперевозчиков. Причём документ постоянно корректируют и дорабатывают. Опираясь на эту книгу, многие страны мира прописывают собственные правила транспортировки опасной категории товаров, веществ и грузов.
- Конвенция о контроле над перевозкой опасных отходов и их утилизацией.
- Базельская конвенция. Важнейший международный документ. Его ратифицировали в 1989 году. В настоящее время документ подписали 120 стран. Россия сделала это в 1994 году.
- Правила безопасной перевозки радиоактивных веществ. Документ разработан представителями МАГАТЭ. Это международное агентство, занимающееся вопросами атомной энергетики.
- КГПОГ. Конвенция о гражданской ответственности за нанесённый ущерб, который непосредственно связан с перевозкой груза опасной категории. Документ подписали в Женеве в 1989 году.
- Соглашение о международных перевозках разрядных и опасных грузов. Этот документ создавался непосредственно для стран СНГ. Все государства, входящие в содружество, его подписали.
При этом важно учесть, что для каждого вида ТС, который осуществляет транспортировку опасного груза, существуют свои основные международные документы.
Автомобильный и речной водный транспорт, как ни странно, можно объединить в одну группу.
Здесь предусмотрены следующие документы:
- Европейское соглашение о международных перевозках опасных грузов;
- ДОПОГ (ADR) для автотранспорта;
- ВОПОГ (ADN) для речного транспорта.
Если говорить про воздушные перевозки, то тут опираются на 2 ключевых документа:
- ИКАО (инструкции по безопасной воздушной перевозке опасного груза)
- IATA (правила перевозка опасного груза).
Стоит добавить, что авиакомпании могут дополнять требования ИКАО более жёсткими критериями и нормативами. Из-за этого в конечном итоге правила могут оказаться заметно более строгими.
А правила IATA изначально жёстче, чем ИКАО. Но до сих пор документ не имеет русскоязычной утверждённой версии.
С железной дорогой ситуация более серьёзная. Тут выделяют несколько документов:
- RID (Правила международных перевозок опасных грузов по ЖД);
- СМГС;
- Правила перевозки жидкого груза наливом в бункерных и вагонах-цистернах.
Не так редко опасные грузы доставляют морским транспортом. В этом случае перевозчик должен отталкиваться от следующих актов:
- СОЛАС 74;
- МАРПОЛ;
- BC Code;
- МК МПОГ.
Не стоит забывать, что речь идёт о международных требованиях и нормативах. При этом внутри каждой страны могут действовать свои правила и законы. Их обязательно нужно знать при доставке груза, поскольку придётся выполнять не только международные требования, но и соблюдать условия страны, куда ввозится груз.
Как и где можно получить разрешение на международные грузоперевозки опасных товаров
Для транспортировки различных опасных грузов, реализуемой в международном сообщении, нужно не только знать особенности перевозки, но также и иметь соответствующее разрешение установленного образца.
Чтобы получить документ, следует обратиться в Ространснадзор. Есть единая форма документа, выдаваемая на одну перевозку, либо на серию доставок с идентичными количественно-качественными показателями, а также по единому маршруту. Если разрешение является многоразовым, то продолжительность его действия не может превышать 6 месяцев.
Для получения разрешения транспортная компания подаёт заявку в региональное отделение ведомства. Сделать это нужно минимум за неделю до планируемой даты отправления опасного груза. Поданные заявления регистрируются в специальном журнале. Когда орган принимает решение, организация получает уведомление. На это даётся 5 рабочих дней.
Выдавая разрешение, уполномоченные специалисты проверяют заявление на предмет его соответствия действующим в настоящее время международным требованиям. Также им следует убедиться в возможности перевозки опасного товара по международному маршруту, который предлагает заявитель. Если все указанные данные дают возможность доставить груз между странами, то в течение дня оформляется разрешительный документ.
При составлении заявления в нём должна быть указана информация о:
- наименовании и виде деятельности компании-перевозчика;
- контактах, телефонных номерах, юридическом и фактическом адресе;
- ФИО и контактах ИП, если перевозку выполняет предприниматель;
- номере класса опасного груза согласно классификации;
- подробных характеристиках груза, включая его название, объём, тип используемой упаковки;
- транспортном средстве и его регистрации;
- контактах и адресах получателя опасного груза;
- арендном соглашении на транспорт;
- копии документов, подтверждающих допуск ТС к доставке опасного груза.
Но это только сведения, которые прописываются в заявлении. Также заявитель должен приложить пакет документов. Он состоит из:
- соглашения на перевозку с подписями двух сторон, где указан размер, категория и условия международной доставки опасного товара;
- трёх копий ТТН (товарно-транспортные накладные);
- рекомендаций по доставке опасного груза, включая обязательные строгие инструкции по действиям в аварийной ситуации;
- копий экспедиторских документов;
- копий документов водителя;
- документов о проведении соответствующих инструктажей и допусков к международной доставке грузов.
Если грузоотправитель не может самостоятельно подготовить бумаги, либо возникают какие-то сложности с их оформлением, то можно обратиться за помощью в транспортную компанию. Обычно грузоотправители, нанимающие грузоперевозчика, лишь передают нужные документы и сведения, а представитель перевозчика берёт на себя все обязательства по получению разрешения. Да, это дополнительные затраты, но в большинстве случаев они себя в полной мере оправдывают.
Чтобы максимально обезопасить себя от любых проблем и сложностей, лучше работать через надёжные и опасные компании, у которых есть опыт в сфере международных грузоперевозок, а также в вопросах доставки именно опасного груза более 5 лет.
Как перевозят опасный груз на автомобилях в международном сообщении
Есть несколько пунктов, которые нужно учитывать при перевозке опасного груза именно автотранспортом. Это касается:
- выбора и подготовки ТС;
- маршрута;
- погрузки и разгрузки;
- транспортировки.
Тут каждый пункт следует рассмотреть более подробно.
Выбор и подготовка ТС
Для большинства ситуаций именно автотранспорт является наиболее выгодным и безопасным инструментом для доставки опасного груза.
При этом автомобиль должен соответствовать определённым требованиям:
- оснащение более прочным топливным баком;
- отделение перегородкой бензобака от аккумуляторной батареи;
- наличие минимум 1 противооткатного упора для машины;
- применение надёжной основной и аварийной системы АВС;
- использование более чувствительных предохранителей в электроцепи;
- удалённость системы выхлопа от опасного груза.
Что же касается самих автотранспортных средств, то это могут быть:
- самосвалы;
- автоцистерны;
- лесовозы;
- оборудованные микроавтобусы;
- оснащённые седельные тягачи.
Выбор машины и её оснащения зависит от количественно-качественных и прочих характеристик перевозимого опасного груза.
Маршрут
В международных правилах говорится о том, что при доставке опасного груза по международным сообщениям, предусматривается возможность изменения ранее согласованного маршрута.
Чтобы внести корректировки, требуется обратиться в местные органы автоинспекции, если речь идёт о нахождении на территории другого государства. Там нужно предоставить новый маршрут, который должны согласовать.
Погрузочно-разгрузочные работы
Передавая опасный груз транспортной компании, заказчик перевозки должен предоставить паспорт безопасности. Документ имеет строгие правила оформления, прописанные в стандарте 50587.
Скачать ГОСТ Р 50587-93 Паспорт безопасности вещества (материала) можно здесь.
Получая опасный груз, водитель должен сопоставить маркировку тары на соответствие ДОПОГ и ГОСТу 19433-88. Ещё проверяется наличие инструкций по информированию об опасности. Здесь указано, как нужно действовать в аварийных ситуациях, находясь на международном маршруте.
Погрузка и разгрузка выполняются при строгом соблюдении правил безопасности. Они подразумевают, что не должно быть ударов, искр и других факторов, способных привести к повреждению груза и нанесению ущерба людям, а также окружающей среде. При погрузке и выгрузке водитель обязан заглушить двигатель, покинуть своё место и отойти на безопасное расстояние.
Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются строго в специально оборудованных для этого местах.
Транспортировка
Когда выполняется транспортировка веществ и товаров, которые относятся к категории опасных грузов, нужно выполнять несколько правил:
- если на дороге гололёд, требуется обработка пути с помощью песка или специальных веществ;
- заправляться можно лишь при условии, что в радиусе 25 м отсутствуют другие ТС;
- скорость движения определяется ПДД, дорожными условиями и соображениями безопасности;
- при движении опасного груза на нескольких автомобилях колонной, тогда между ними выдерживают расстояние в 50 метров;
- для спуска и подъёма расстояние между машинами колонны должно быть 300 метров;
- стоянка выполняется только на специально отведённых местах, в 200 метрах от общественных построек и жилых домов;
- если расстояние составляет более 500 км, тогда машину нужно оснащать вспомогательным топливным баком, который согласовывается в ГАИ, и информацию вносят в ПТС;
- чтобы проинформировать других участников движения о доставке опасного груза, включаются оранжевые проблесковые маячки;
- если нужно, грузовая машина едет с сопровождением или патрульным авто.
Помимо серьёзных рисков, за несоблюдение международных правил ответственных ждут большие штрафы.
Международные грузоперевозки и без того достаточно сложная процедура. А если это ещё и опасный груз, то сложность доставки увеличивается в несколько раз, пропорционально росту ответственности за безопасность.
Вот почему такие задачи выполняют лишь опытные и квалифицированные специалисты. Далеко не каждый грузоперевозчик, который без проблем может доставить опасный груз в пределах страны, будет готов делать то же самое на международном уровне. Это дополнительные сложности, ответственность и риски.
Нужно ли так усложнять вопросы международных перевозок в случае с опасными грузами? Кто сталкивался с этим на практике? Что считаете самым сложным? Почему?
Нет, никогда лично не сталкивался. Но представлю, как это сложно. Особенно тем, кто впервые пытается доставить груз из одной страны в другую. Куча документов, правил, нормативов.
Самое сложное, как по мне, — это подготовка документов, разрешений на такой формат деятельности. Короче все, где нужны бумажки — это сложно. Хотя по технической части вопроса есть много нюансов. Типа выбрать транспорт, который будет подходить и соответствовать всем требованиям.