Относительно популярности и востребованности железнодорожных перевозок сомневаться не приходится. Это касается как пассажирского сообщения, так и вопроса доставки грузов. При этом многие почему-то уверены, что поезда едут очень медленно. Поэтому ждать получения заказанного товара придётся долго. На самом деле это не совсем так.
Да, железнодорожный состав действительно может двигаться на относительно небольшой скорости. Но это актуально лишь для грузовых локомотивов, которые тянут за собой большое количество полностью заполненных вагонов. Большой вес ограничивает скорость, которую может развивать локомотив. Плюс в некоторых случаях скорость ограничивается характеристиками груза. Ряд опасных веществ требуют от машинистов строго соблюдать скоростной режим.
Но есть вариант быстрой доставки с помощью железной дороги. Это относится к почтово-багажным перевозкам РЖД. Такой способ грузоперевозок предусматривает использование специальных вагонов. Как они устроены и что собой представляет процесс доставки в почтово-багажных вагонах, следует рассмотреть более подробно.
Главные особенности и преимущества
Доставку с помощью почтово-багажных вагонов предлагают многие компании, включая подразделения РЖД. Это особый вид транспортировки по железной дороге, в рамках которого товары доставляются быстро и на различные станции. Как в пределах РФ, так и на международном уровне. Поэтому такие грузоперевозки, для которых применяются почтово-багажные вагоны, пользуются заслуженной популярностью.
Почтово-багажные вагоны могут включать в состав пассажирских поездов, либо перевозиться на почтовом поезде. Это большое преимущество, поскольку скорость движения пассажирских поездов значительно выше в сравнении с грузовыми. Специальные почтово-багажные вагоны характеризуются грузоподъёмностью до 35 тонн. Внутреннее пространство даёт возможность разместить большое количество груза, поскольку составляет до 160 м3.
Можно выделить несколько основных преимуществ этого способа грузоперевозок:
- вместительность вагонов;
- большая грузоподъёмность;
- высокая сохранность доставляемого товара;
- внушительная скорость транспортировки;
- низкая вероятность возникновения форс-мажорных и внештатных ситуаций;
- практически полная независимость от времени года и климатических условий;
- оперативность;
- приемлемая стоимость услуги;
- доставка осуществляется на регулярной основе.
В отличие от тех же сборных грузов в обычных грузовых вагонах, либо при морских перевозках, здесь не придётся долго ждать, чтобы отправить или получить свой товар.
Многие ожидали, что за таким списком объективных преимуществ будет скрываться не менее внушительный перечень недостатков. Но на самом деле найти явные слабые стороны оказалось проблематично. Наиболее значимым недостатком считается процесс выгрузки на определённых станциях.
Если груз прибывает не на конечную станцию, тогда время нахождения поезда здесь будет ограничено. Иногда это буквально несколько минут. Поэтому процесс выгрузки осуществляется непосредственно на перроне. Делается это максимально быстро. Так что следует заранее прибыть на место, чтобы быть готовы забрать свой заказ.
Перевозимые виды грузов
Вообще для отправки грузов по железной дороге могут применять несколько видов вагонов. А именно:
- крытые;
- закрытые;
- цистерны;
- полувагоны;
- платформы;
- хопперы.
Такой выбор позволяет увеличить трафик, а также даёт отличную возможность доставлять широкий перечень товаров и грузов. Как генеральных, так и сборных. При этом сами почтово-багажные вагоны имеют крытую конструкцию.
В основном товарооборот при использовании почтово-багажного способа железнодорожной доставки включает в себя следующие виды грузов:
- скоропортящиеся товары;
- хрупкие объекты;
- ценные вещи;
- негабаритные объекты;
- товары с особыми условиями транспортировки и хранения.
Эти особенности нужно обязательно указать в документах при заказе услуги по грузоперевозке железной дорогой.
Фактически почтово-багажные вагоны позволяют доставлять практически все виды товаров и грузов. Но есть некоторые ограничения. Они касаются:
- легковоспламеняющихся объектов;
- взрывоопасных грузов;
- вредных и токсичных веществ;
- товаров с резким и специфическим запахом;
- жидкостей;
- пачкающих объектов;
- грузов с нарушенной упаковкой.
Также в список ограничений на перевозку почтово-багажным способом относятся грузы с любым классом опасности. То есть это баллоны с газом, химикаты, лакокрасочные материалы, нефтепродукты и так далее.
Рекомендуется заранее ознакомиться со списками ограничений, которые действуют в РЖД и в компаниях, предлагающих свои услуги по грузоперевозкам в багажно-почтовых железнодорожных вагонах.
Как происходит процесс доставки
Теперь к вопросу о том, как осуществляются почтово-багажные железнодорожные перевозки и что потребуется сделать, чтобы заказать и выполнить доставку. Такие специальные вагоны входят в железнодорожный транспортный состав. Это может быть целый поезд только из почтово-багажных вагонов, либо же какой-нибудь пассажирский рейс, к которому дополнительно цепляют такой вагон.
Всё начинается с выбора транспортной компании и обращения к ней. Между клиентом и исполнителем подписывается соглашение на транспортировку. Оно включает в себя как сам провоз и доставку с выгрузкой в пункте назначения.
При этом каждый грузоперевозчик, занимающийся вопросами доставки грузов по железной дороге, имеет разработанный порядок процессов и операций. Они могут отличаться между собой некоторыми моментами.
Но всё же можно выделить общий алгоритм, который всегда остаётся одинаковым для всех.
- Подача и обработка заявки. Клиент подаёт заявку в транспортную компанию. Оформляя запрос на перевозку в почтово-багажном вагоне, необходимо указать подробные данные про доставляемый груз. В настоящее время перевозчики стараются использовать новейшие технологии. Поэтому заявку можно оформить в режиме онлайн. Это специальные онлайн-чаты на сайте компании, либо обращение через мессенджеры. Но также можно позвонить, заказать обратный звонок, либо лично посетить офис организации. Тут уже каждый выбирает для себя наиболее удобный вариант.
- Доставка к пункту отправления. Здесь отправитель груза должен прибыть на станцию, откуда будет отправляться почтово-багажный вагон, зарезервированный под товар клиента. Но многие железнодорожные перевозчики могут самостоятельно подъехать к вам, забрать груз и доставить на станцию. Такая услуга платная. Есть и другой вариант, при котором груз сначала поступает на склад компании-перевозчика, а уже оттуда загружается в вагоны. Доставить груз на склад также может клиент, либо перевозчик за дополнительную плату.
- Документальное оформление. Груз обязательно нужно оформить согласно действующим правилам и регламенту, проверить сопроводительные документы, убедиться в наличии сертификатов качества и безопасности, если такие требуются. Все документы должны быть переданы в виде оригиналов. В некоторых случаях можно использовать копии, предварительно заверенные у нотариуса.
- Оформление страховки. Это уже необязательный пункт. Но чтобы дополнительно получить гарантии сохранности и безопасности товара, а также возместить ущерб в случае утраты или порчи, есть смысл оформить страховку.
- Доставка и получение. Груз помещается в почтово-багажный вагон, закрывается, после чего состав отправляется согласно расписанию и маршруту. На пути следования может быть большое количество остановок. На каждой из них происходит выгрузка. Чтобы ничего не перепутать, а также выгрузить товар на нужной станции, работает ответственный специалист, который должен быстро ориентироваться, находить нужные коробки и прочую тару, а также сортировать объекты согласно порядку их выгрузки. То есть точно не нужно в самую глубину укладывать коробки, которые одними из первых придётся выгружать на следующих станциях.
Забрать груз можно на станции по прибытию поезда. Но чаще всего происходит выгрузка из почтово-багажного вагона, все посылки загружаются в машину или на тележку, после чего доставляются на склад. Он же пункт приёма и выдачи груза. Клиент-получатель должен прибыть туда и забрать свой груз. Хотя не исключено, что транспортная компания может организовать доставку от двери до двери. Но это также платная услуга, которая влияет на увеличение итоговой стоимости грузоперевозки.
Из чего формируется стоимость почтово-багажной доставки
Если говорить о тарифах компаний, которые предоставляют услуги по почтово-багажной железнодорожной перевозке грузов, то они примерно одинаковые у всех. Это позволяет создавать условия равной конкуренции на рынке.
При этом на окончательную стоимость, помимо действующих тарифов перевозчика, влияют следующие факторы:
- направление доставки груза;
- расстояние от станции отправки до пункта назначения;
- габаритные характеристики товара;
- необходимость в охране и сопровождении вагона;
- проведение погрузочно-разгрузочных работ;
- оказание услуг по оформлению документов;
- дополнительная помощь и услуги.
К примеру, если клиента интересует доставка от двери до двери, то сумма грузоперевозки окажется выше, нежели если бы клиент сам привёз посылку на станцию или склад, а получатель лично забрал по прибытию почтово-багажного состава.
Также перевозчики отдельно рассматривают вопрос перевозки крупногабаритного груза почтово-багажным способом. Здесь нужно оценить возможности вагона, характеристики товара и прочие моменты. Крупногабаритным груз будет считаться при условии, что его вес составляет более 1 тонны. А размерные характеристики должны превышать 2,3 метра в ширину, 5 метров в длину и 2 метра в высоту.
В этом случае потребуется согласовать перевозку, при необходимости упаковать товар, а также нанести специальную маркировку.
Поэтому есть ряд моментов, которые могут повлиять на стоимость. Но всё равно, даже при условии сложной грузоперевозки, цены на услуги ЖД доставки остаются на доступном уровне.
Использование почтово-багажного способа является отличной альтернативой для автомобильных перевозок и применения обычных грузовых вагонов. Качество услуг высокое, надёжность и безопасность на достойном уровне.
Только предпочтение стоит отдавать проверенным, а также хорошо себя зарекомендовавшим перевозчикам. В сфере почтово-багажных ЖД грузоперевозок явным лидером и приоритетным выбором справедливо считается компания РЖД. Есть множество организаций, которые попросту выступают в качестве посредника. То есть они принимают заказы клиентов, но всё равно сами доставляют товар через РЖД. Поэтому есть смысл обратиться напрямую в РЖД, что избавит от необходимости переплачивать на услуги посредничества.
Кому приходилось сталкиваться с почтово-багажной ЖД доставкой? Насколько это удобно и выгодно? Какие минусы выделили для себя? Стоит ли пользоваться такой услугой?
Я сталкивался. Причем неоднократно. Заказы часто доставляют именно так. Очень удобно. Всегда четкое расписание. Поэтому знаешь, где и во сколько нужно быть.
Живу в таком регионе, где ЖД чуть ли не единственный нормальный транспорт в плане перевозки людей и доставки грузов. Качество дорог ужасное. Часто пользуюсь этой услугой перевозки груза. Быстро и удобно. Намного дешевле, чем машиной.
Пока не приходилось пользоваться. Все как-то автомобили да автомобили. Думаю, есть смысл попробовать. Тем более в городе есть ЖД станция. Точнее полноценный вокзал. Даже не интересовался никогда такой услугой у нас. Пора это исправить.
Как таковых минусов не могу выделить. Ну да надо отнести груз самому. Хотя мне предлагали забрать его оттуда, откуда я скажу. Но это лишние деньги. Имея машину, мне не сложно отвести пару коробок.