Негабаритный груз имеет свои особенности, а также создаёт дополнительные сложности в вопросах организации перевозок. Будь то автомобильный или железнодорожный транспорт.
Стоит признать, что возможности железной дороги в плане доставки негабарита более обширные. Но всё равно от перевозчика требуется составить оптимальный маршрут, подобрать состав, выполнить все правила безопасности.
Когда речь идёт об объектах нестандартных размеров, довольно часто для перевозки применяют именно ЖД-пути. Необходимо разобраться в ключевых нюансах, правилах и особенностях организации.
Габариты груза
Говоря о железнодорожных перевозках различных негабаритных грузов, важно понимать, что именно считается нестандартом. Здесь действуют иные правила и нормы, нежели в случае с автотранспортной доставкой. Параметры груза, которые доставляют по железной дороге, прописаны в законодательных актах и утверждённых нормативах.
Существует определённая классификация перевозимых негабаритных грузов, которые могут находиться на железных дорогах и передвигаться в составе поездов по ЖД. Для начала нужно разобрать самое понятие, взглянуть на определение негабаритного груза, актуального именно для ЖД перевозок. И здесь ключевую роль играют сухие цифры.
Объект, то есть груз, будет считаться негабаритным, если хотя бы один из параметров окажется больше установленных ограничений. А именно:
- длина 14 метров;
- ширина 3,25 метра;
- высота 5,3 метров;
- масса (брутто) свыше 60 тонн.
Соответствующий статус негабарита груз получает после погрузки на платформу, которая находится на прямом участке путей. Чтобы установить точные габариты, проводят измерения от верхней кромки головки рельса. Или УГР.
Отталкиваясь от расстояния от УГР до выступающих элементов груза, негабарит имеет 3 зоны:
- Первая зона. Это нижняя негабаритность. Высота от 0,48 до 1,4 метра при условии, что расстояние от оси колёс до рельса составляет 162-176 см. Если это расстояние 176-224 см, тогда высота будет 1,23-1,4 м.
- Вторая зона. Это боковая негабаритность. Варьируется от 1,4 до 4 метров.
- Третья зона. Это верхняя негабаритность. Параметры составляют от 4 до 5,3 метров.
Вопросы по определению габаритов и измерениям груза проводят специалисты. Так что тут участие со стороны заказчика, которому принадлежит перевозимой по железнодорожным путям груз негабаритного типа, не требуется.
Какие негабариты перевозят по ЖД
При ЖД перевозках различных негабаритных грузов первостепенное значение имеет именно факт определения габаритности. Это нужно, чтобы составить маршрут следования, а также установить точные индекс негабаритности. Соответствующую информацию отображают в сопроводительных документах. Опираясь на индекс, перевозчик может определить стоимость перевозки.
Что же касается самих грузов, классифицируемых как негабарит, то чаще всего по железной дороге перевозят:
- специальное оборудование для МЧС;
- морские и речные плавательные средства;
- строительная техника;
- дорожная техника;
- станки;
- оборудование промышленного назначения;
- сельскохозяйственная техника;
- сельхозконструкции;
- тракторы;
- автомобили;
- конструктивные элементы и так далее.
Если речь идёт о негабаритном, да ещё и опасном грузе, тогда потребуется дополнительное согласование и специальные разрешительные документы. Хотя такое явление редкость. Груз чаще всего либо габаритный, либо опасный.
Правила ЖД транспортировки негабаритных грузов
Поскольку это груз нестандартного размера, он автоматически становится объектом с повышенным уровнем опасности. Поэтому при организации доставки необходимо соблюдать соответствующие требования, принятые Министерством путей сообщения.
Чтобы доставить негабарит, перевозчику сначала требуется получить специальное разрешение.
Также правила распространяются и на использование специализированных железнодорожных платформ. Обычно для доставки негабарита по железным путям используют:
- полувагон;
- открытую платформу;
- транспортёр;
- четырёхосный вагон повышенной грузоподъёмности.
Вагон выбирают при согласовании с представителями РЖД. Перевозить можно исключительно тот груз, который прописан в договоре. Министерство путей сообщения выдаёт необходимое разрешение.
Крепление объекта на вагон или платформу также регулируется правилами, которые требуют исключить любые возможные перемещения и случайные падения во время транспортировки.
Схема движения также согласовывается с руководством РЖД, что позволяет исключить случайные столкновения с другими составами.
Помимо всех перечисленных правил и требований, перевозчикам нельзя забывать о важности предотвращения загрязнения окружающей среды, порчи железной дороги.
Преимущества перевозки по железной дороге
Некоторых может удивлять факт того, что многие отдают предпочтение перевозке разных негабаритных грузов именно с помощью железнодорожного транспорта, а не автомобилей.
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит взглянуть на имеющиеся объективные преимущества.
На практике перевозка всевозможных негабаритных и тяжеловесных грузов, которая осуществляется железнодорожным транспортом, имеет несколько серьёзных достоинств. А именно:
- Хорошо развитая сеть ЖД. В РФ действительно находится одна из самых развитых сетей железных дорог. И регулярно внушительная часть бюджета выделяется на её развитие, расширение и модернизацию. Поэтому поездом груз можно доставить практически в любую точку страны. Плюс на высоком уровне работают международные перевозок.
- Возможность для мультимодальной доставки. Это актуально, если негабарит доставляется на большое расстояние, либо предусмотрен сложный маршрут от точки отправления до пункта назначения.
- Высокие показатели и характеристики. Речь идёт во многом о грузоподъёмности и скорости. Поезд позволяет доставлять даже очень тяжёлые грузы. При этом ошибочно считать, что по скорости поезд уступает автомобилю. На коротких дистанциях может и да. Но на средних и дальних расстояниях по скорости преимущество однозначно у поезда.
- Быстрое прохождение таможенных процедур. Актуально для международных перевозок. По времени затраты будут значительно меньше, чем при перевозке того же негабарита на машине.
- Адекватная стоимость доставки. Фактически поезд является наиболее бюджетным вариантом для транспортировки негабаритного и обычного груза.
Также есть ряд достоинств, которые не имеют прямого отношения конкретно к негабариту, но повышают спрос и популярность ЖД перевозок.
В чём заключаются недостатки
К минусам ЖД перевозок можно отнести:
- риски повреждения и хищения товаров;
- вероятность повреждения в случае аварии, либо недостаточно качественной фиксации перед отправкой;
- привязанность к составленному маршруту, который практически невозможно поменять;
- зависимость от железнодорожной сети, за пределы которой выехать нельзя;
- необходимость доставлять лишь туда, где есть железнодорожная станция;
- ограниченный выбор среди перевозчиков, поскольку в России действует монополизм в этой сфере.
Нельзя забывать, что конечный пункт, куда нужно доставить груз, не всегда располагается на железнодорожной станции. Поэтому приходится доставлять к ближайшей станции, а оттуда перегружать на другой транспорт. Чаще всего это грузовые машины. Плюс для разгрузки требуется наличие спецтехники, кранов и живой рабочей силы.
Решение всех этих вопросов входит в обязанности перевозчика.
Как организовать перевозку негабаритного груза по железной дороге
Если вас интересует ЖД перевозка именно для крупногабаритных видов грузов, тогда важно понимать, как выглядит сама организация. Доставка осуществляется в несколько этапов:
- оформление документов;
- заключение договора с перевозчиком;
- составление и согласование маршрута.
Поскольку негабаритные грузы часто доставляются на железнодорожном транспорте, особых проблем с поиском исполнителя заказа возникать в России точно не должно.
Хотя от клиента обычно требуется предоставить лишь информацию, сам груз и оплатить услуги, не лишним будет узнать, как выглядит весь организационный проект.
Подготовка и оформление документов
Первым и наиболее важным этапом справедливо считается оформление документов. Без выполнения этого шага двигаться дальше попросту нельзя. Никто не разрешит перевозить объект, никто не предоставит вагон или платформу, а также не утвердит маршрут.
Поэтому начинать нужно именно с оформления всех необходимых бумаг. В стандартный пакет документов входят такие наименования бумаг:
- Дорожная ведомость. Здесь прописаны основные данные о грузоперевозке. Указывают такую информацию как дата отправки и прибытия, сроки перевозки и так далее. Как только товар доставляют заказчику, он должен расписаться в этой ведомости. Это является подтверждением факта выполнения всех условий договора.
- Документы на перевозимый негабаритный груз. Здесь требуется указать характеристики, габаритные размеры, функции, а также свойства доставляемого объекта. Сюда входят разные разрешения, сертификаты, лицензии, паспорта на груз и прочее.
- Документ, подтверждающий ценность. Без этой бумаги отправлять груз нельзя. Он необходим, чтобы в случае повреждения или утери заказчик мог возместить полученный ущерб.
- Счёт-фактура. В таком документе прописывают реквизиты сторон, которые принимают участие в сделке, характеристики перевозимого груза, а также его стоимость.
- Счёт-проформа. За счёт такой бумаги определяется точная стоимость доставляемого груза.
- Упаковочный лист. Предусматривает наличие данные о весе каждой отдельной единице товара, а также об их общем количестве.
- Договор страхования. Если груз страхуется, что обычно рекомендуется сделать, то соответствующий документ также входит в стандартный набор.
- Специальное разрешение. Необходимо, чтобы иметь возможность доставлять негабаритный объект по железной дороге. Выдаётся уполномоченным государственным органом. В документе прописывают основные данные о грузоперевозке. Специальное разрешение необходимо для составления маршрута. Если маршрут меняется, то и разрешение нужно переоформить заново.
Опираясь на конкретную ситуацию, окончательный список документов может претерпеть некоторые изменения. Поэтому лучше уточнить этот вопрос заранее. Хотя в основном подготовкой и оформлением документов занимается исполнитель перевозки, всё равно клиент обязан заблаговременно предоставить всю информацию и данные об объекте. Причём данные должны быть точными и достоверными.
Договор с транспортной компанией
Заранее стоит изучить рынок с предложениями от разных исполнителей. Посмотрите, кто и каким опытом обладает в сфере перевозок негабарита. Некоторые фирмы вовсе отказываются от подобных заказов, что также нужно принимать во внимание.
Определившись с компанией, нужно заключить с ней договор. Обсудите все условия, подпишите соглашение. Именно этот документ будет определять отношения сторон, порядок расчёта, стоимость услуги, а также компенсации и ответственность.
Постарайтесь максимально внимательно подойти к составлению договора. Обычно у компаний предусмотрены стандартные формы. Но вы имеете право внести туда свои коррективы и поменять некоторые пункты. Конечно, если исполнитель при этом готов пойти вам навстречу.
Не забудьте прописать ответственность сторон, форс-мажорные ситуации и прочие важные пункты. Бывало и такое, что перевозчик терял или портил груз, но из-за невнимательности клиента в подписанном договоре никакую ответственность исполнитель не нёс. Следовательно, все убытки клиенту пришлось покрывать за свой счёт. Подобных сценариев допускать нельзя.
Составление и согласование маршрута
Не менее важное и ответственное мероприятие в вопросах ЖД перевозок негабаритных объектов — это составления маршрута. Он влияет на множество факторов:
- сроки доставки;
- точная стоимость;
- выбор вагона или платформы;
- дата доставки;
- перечень необходимых документов и так далее.
Маршрут должны подтвердить сразу 3 стороны. Это заказчик, исполнитель, а также государственная инстанция. Такие условия направлены на максимальное повышение безопасности при движении железнодорожных составов. Нельзя просто так в любой момент отправить поезд из точки А в точку Б. Маршруты локомотивов часто пересекаются. Чтобы не допустить ситуацию, когда они оказываются на одних путях, либо идут буквально в лобовое столкновение, требуется чётко составить маршрут, согласовать его дату и точное время.
Разрешение на доставку негабарита оформляется под конкретный маршрут. Если в расписание и следование поезда будут внесены хоть незначительные изменения, тогда разрешение придётся переоформлять. А это дополнительные временные и финансовые затраты. Вот почему всё нужно делать сразу максимально грамотно и в соответствии с законом.
Обеспечение безопасности
У такого способа перевозки как железная дорога, по которой доставляют негабаритные объекты, имеются свои особенности. Тут справедливо одним из ключевых факторов можно назвать обеспечение безопасности.
Прежде чем отправить железнодорожный состав, куда загрузили и зафиксировали негабаритный объект, нужно провести подготовительные мероприятия, а также учесть влияющие на безопасность факторы.
К этим факторам относятся:
- технические возможности транспортной железнодорожной компании;
- технические характеристики транспорта;
- текущее состояние составов;
- особенности и характеристики путей, по которым будет двигаться состав;
- правильно оформленное и согласованное разрешение;
- время года;
- погодные условия;
- классификация специалистов, управляющих поездов и обслуживающих его;
- качество и надёжность используемых креплений.
Клиент также должен понимать, что ответственность за обеспечение безопасности будет нести именно транспортная организация. Ведь в её обязанности входит выбор подходящих составов. Если будут нарушены правила или нормы ЖД перевозок, то перед законом отвечать придётся ему.
Также перевозчик обязан будет компенсировать ущерб клиенту, если груз окажется повреждён, утерян или доставлен в ненадлежащем качестве. Чтобы компания не могла уйти от ответственности, обязательно предусмотрите соответствующие пункты в договоре между сторонами.
Негабарит является особым видом груза, для перевозки которого по железной дороге нужно организовать соответствующий подход и выполнить предварительную тщательную подготовку. Без предварительной организации доставка фактически является невозможной.
Объективно поезд — это один из наиболее удобных и универсальных видов транспорта для доставки негабаритных объектов. У него есть как сильные, так и слабые стороны. Их следует принимать во внимание, выбирая способ транспортировки.
Использовать железную дорогу или нет, нужно решать в конкретной ситуации и в индивидуальном порядке. Действительно, порой лучше задействовать грузовые машины, либо вовсе доставить груз речным, морским транспортом или самолётом. Но сам факт превосходства поезда над альтернативными видами транспорта тут отрицать сложно.
Как думаете, действительно ЖД лучше остальных видов ТС? Кто сталкивался с доставкой негабаритов? Что самое сложное в этой процедуре?
Как по мне да, поезд выигрывает. Конечно, всё условно и зависит от конкретных обстоятельств. Но если бы я выбирал, то отдал бы предпочтение железной дороге.
Смотря в чем лучше. Если до конечного пункта далеко от ближайшей ЖД станции, куда может приехать состав, то я сомневаюсь в рациональности использования поезда. Но в России действительно не ЖД, а сплошная паутина. Не везде есть дороги, где есть железные дороги. И это факт.