Популярной схемой грузоперевозок является «от двери до двери». Это максимально удобно для клиента, поскольку не приходится беспокоиться о том, как забрать товар с того или иного склада, найти транспорт и людей для погрузки и выгрузки. Всё доставляют к дому, производству или офису. Но такая схема перевозок предусматривает зачастую применение сразу нескольких видов транспортных средств. Её называют интермодальной, комбинированной, смешанной и мультимодальной грузоперевозкой.
Профессиональные логисты довольно часто путаются в этих понятиях. И тут сложно кого-либо обвинять. Если заглянуть в учебные пособия и специализированную литературу по грузоперевозкам, то и здесь у авторов мнения расходятся. Они могут писать о разных вещах, используя одни и те же термины.
Изучив особенности интермодальных и мультимодальных перевозок, кто-то поймёт, почему логисты путаются в понятиях, а для других разница может стать очевидной и вполне понятной. Нужно разобраться в основных моментах.
Особенности смешанных перевозок
Первым будет понятие о смешанных перевозках грузов. Здесь подразумевается транспортировка, осуществляемая на 2 и более видах транспорта.
Важно то, что самих перевозчиков может быть разное количество. Тут упор делается на количество используемых в доставке транспортных средств. Существует несколько видов смешанных перевозок. Но самая распространённая — это доставка груза усилиями одной компании. Такой вид называется прямой смешанной перевозкой.
Фактически речь идёт о наиболее простой и классической для общего понимания схеме транспортировки грузов. Хотя по эффективности она и не является лучшей.
Понятие о комбинированных перевозках
Теперь затронем комбинированную перевозку грузов. Здесь ситуация следующая. Доставляемый груз переходит с одного транспортного средства на другое. Это может быть переход с морского или речного судна на грузовой автомобиль, либо с машины на железнодорожную платформу и так далее.
Важный нюанс здесь в том, что весь путь этот груз находится в одном контейнере и не выгружается оттуда, вплоть до прибытия к пункту назначения. То есть осуществляется перегрузка не груза, а контейнера, в котором он находится. Отсюда можно сделать смелый вывод о том, что комбинированная транспортировка является разновидностью смешанных грузоперевозок.
Знакомство с интермодальными перевозками
Если говорить про интермодальные перевозки грузов, то тут ситуация становится несколько интереснее. Хотя и легче запутаться. Здесь также рассматриваются смешанные грузоперевозки, поскольку они имеют много общего с интермодальными.
Тут есть 2 важных нюанса:
- в доставке принимают участие 2 и более логистические компании, грузоперевозчик;
- интермодальность подразумевает использование на всём пути следования груза единого документа на грузоперевозку.
Ключевой особенностью является привлечение к перевозке нескольких компаний. При этом ответственность между ними распределяется равномерно. Кто в данный момент перевозит товар, тот и отвечает за него. При передаче груза передаётся и ответственность за него.
Также можно встретить упоминание о таком понятии как «одна грузовая единица», когда говорится именно про интермодальные грузоперевозки. Под этой единицей может подразумеваться разное количество единиц товара, но они связаны вместе. Могут быть выложены и расположены на одном поддоне, либо упакованы в одну коробку.
Контейнер потенциально можно также считать грузовой единицей. Но скорее с натяжкой. Иначе в таком случае интермодальная перевозка будет тем же самым, что и комбинированная.
Это не совсем так. Если отталкиваться от общих понятий и значений, то между этими видами грузоперевозок разница всё же присутствует. И ключевым моментом является наличие единого перевозочного документа.
Отсюда делаем вывод, что интермодальная транспортировка — это разновидность смешанных грузоперевозок.
Что нужно знать про мультимодальную перевозку
Говоря про интермодальные грузовые перевозки, часто упоминаются также мультимодальные и унимодальные виды доставки товаров клиентам. Такая доставка имеет свои отличительные особенности.
У мультимодальных предусмотрены такие моменты:
- товар доставляется 2 и более видами транспортных средств;
- доставка осуществляется в рамках действия одной накладной, либо договора;
- реализует доставку только одна транспортная компания;
- оператор (транспортная компания) несёт ответственность и обязательства перед заказчиком.
Именно по таким основным признакам и определяется понятие мультимодальных перевозок.
Но важно внести некоторые пояснения. Выбрав мультимодальную схему, доставка груза будет реализована по одному контракту, заключённому с одной логистической фирмой. Это значит, что лишь один поставщик логистических услуг будет нести ответственность за весь транспорт, который будет принимать участие в выполнении заказа. Даже в том случае, если эта фирма решит воспользоваться услугами субподрядчиков. Они же фактические перевозчики.
Получается, что ответственность несёт одна компания и она полностью отвечает за транспортировку. Хотя фактических перевозчиков может быть несколько. Клиента этот вопрос уже интересовать не должен, поскольку все вопросы будут направлены лишь в сторону компании, с которой был заключён договор. Даже если субподрядчик допустит ошибки, потеряет или испортит груз, ответственность за это понесёт организация, с которой подписывали соглашение на мультимодальную доставку.
Есть некоторые источники, в которых говорится про единый сквозной тариф на грузоперевозку. Интермодальные, как мультимодальные и смешанные схемы подразумевают возможное применение нескольких единиц и видов ТС, с помощью которых осуществляется транспортировка.
Ещё упоминалось такое понятие как унимодальная перевозка. Это довольно простая схема, несмотря на сложное название. Под унимодальной транспортировкой понимают доставку груза прямым сообщением с использованием одного вида транспорта. Доставка реализуется по схеме «от двери до двери» и никаких промежуточных процедур по переработке груза или его складированию не предусмотрено.
Самым распространённым видом ТС для унимодальных перевозок являются автомобили. Хотя эту модель доставки также можно реализовать с помощью речного и железнодорожного транспорта. Большой плюс в том, что при унимодальной перевозке не принимают участие всевозможные контрагенты, партнёры, а также субподрядчики.
В чём различия между мультимодальной и интермодальной перевозкой
Разобравшись с понятием интермодальности и мультимодальности, возникает ещё один вопрос. Это разница двух схем перевозки — мультимодальные и интермодальными. Нужно ознакомиться с различиями, чтобы научиться отделять одно от другого, а также не путаться в понятиях.
Можно выделить следующие отличия между интермодальной и мультимодальной перевозкой:
- Мультимодальная схема предусматривает, что всю ответственность и заботу берёт на себя только одна компания. Она отвечает за своевременность доставки, сохранность груза и прочие аспекты полного сопровождения.
- При интермодальной перевозке участвует большее количество логистических компаний. То есть от 2 и более организаций. Когда груз передаётся от одного оператора другому, то вместе с ним осуществляется и передача полной ответственности.
- Реализуя мультимодальную схему, на всю протяжённость маршрута составляется только один пакет документации. А при интермодальной таких пакетов готовят несколько. И это зачастую существенно упрощает процедуру.
- У интермодальной схемы из-за большого количества ответственных лиц появляется один большой недостаток. Представьте ситуацию, когда груз был повреждён или утерян в цепочке доставки. Грузовладельцу будет сложно определить, кто именно виноват, поскольку не всегда удаётся понять, когда произошла утеря. Найти виновного и предъявить претензии сложнее. При мультимодальных всё намного проще. Ответственность несёт лишь одна компания. И не имеет значения, какие и сколько субподрядчиков принимали участие в доставке.
Если говорить с позиции клиента компаний по грузоперевозкам, то объективно в большинстве случаев выгоднее заказывать именно мультимодальный вид доставки груза. Хотя каждую ситуацию следует рассматривать в индивидуальном порядке.
Используемые виды транспорта
Выбирая схему перевозки, также нужно учитывать тип груза, расстояния и прочие факторы, влияющие на выбор используемого транспортного средства.
Всего во всех видах транспортировок могут использоваться такие виды ТС.
- Морские транспортные средства. Сюда входят и речные ТС. Недостаток в длительности доставки. Груз чаще всего перевозится в контейнерах, если речь не идёт о насыпном или наливном грузе. Но при больших расстояниях через море или океан это наиболее выгодный способ доставки.
- Железная дорога. Считается одним из наиболее экономичных вариантов. По ЖД можно транспортировать как мелкие партии товаров, так и крупные и объёмные грузы.
- Авиатранспорт. Это самолёты, а также вертолёты. Считается самым быстрым способом перевозки. Но и одновременно самым дорогим. Актуален, если груз скоропортящийся, либо заказ нужно выполнить срочно. Сроки доставки максимально сжатые.
- Автомобили. Могут быть грузовыми и легковыми. География ограничена одним континентом. Перевозятся грузы на относительно небольшие расстояния.
При этом нельзя сказать, что какой-то вид транспорта менее востребован, чем остальные. Разве что про вертолётные грузоперевозки это можно сказать.
Как видите, нельзя смешивать все эти понятия. У каждого вида перевозок есть свои отличительные черты. И пускай не всегда они явно себя проявляют, а отличаются лишь немного, всё равно разница присутствует, но и общее между ними действительно есть. Это возможность применения разных видов транспорта для реализации грузоперевозок.
Часто ли сталкиваетесь с грузоперевозками? Какую схему выбираете и почему? Так ли важно понимать разницу? Пишите своё мнение на этот счёт, а также рассказывайте интересные истории из личного опыта.
Совсем нечасто. Буквально несколько раз доставляли партии грузов, когда занимался собственным магазином запчастей. К выбору перевозчика подошел ответственно. Для себя решил, что лучший вариант — это мультимодальная схема.
Ну если говорить про унимодальную перевозку, то тогда часто. С остальными практически не сталкивался на своем веку. Разве что косвенно.
Как перевозчик скажу, что для клиента мультимодальная схема реально выгоднее. А для транспортной компании нет. Все из-за повышенной ответственности. Партнер накосячил, а отвечать все равно тебе. Так себе преимущество.