В некоторых случаях, кроме как самолётом или вертолётом, доставить товары и оборудование бывает невозможно. Плюс это высокая скорость. В этом плане воздушные перевозки выигрывают у всех конкурентов.
Здесь необходимо разобраться в том, какой авиатранспорт может применяться для доставки опасного груза (ОГ), какие виды изделий могут перевозиться, изучить предъявляемые требования, представить набор обязательных документов и прочие нюансы.
Используемые виды транспорта
Все процессы, связанные с доставкой опасного груза воздушными видами транспорта, включая размещение, обеспечение безопасности, регламентируются нормативно-правовыми актами. Это относится к требованиям ИКАО, разработанным ГОСТам, международным конвенциям, Воздушному Кодексу РФ, нормативам ООН и так далее.
При авиаперевозках опасных видов грузов может применяться самолёт 2 форм собственности:
- Авиакомпания. Все самолёты вносятся в реестр судов.
- Частные самолёты. Чтобы использовать частный воздушный транспорт, потребуются разрешительные документы на пилотирование, а также бумаги, подтверждающие возможность доставлять опасное вещество на борту или в грузовом отсеке.
В основном доставка осуществляется усилиями авиакомпаний, а также государственных ведомств.
Рейсы, перевозящие специфический груз, бывают 2 типов:
- регулярные, которые летают по заранее согласованному и утверждённому маршруту;
- чартерные, осуществляемые на условиях предварительного заказа и составленного договора на транспортировку.
Что же касается типов самолётов, то и здесь возможно применение 2 вариантов.
- Грузовые. Специальные судна, имеющие основной грузовой отсек и минимум посадочных мест. Ориентированы на доставку грузов. Обладают соответствующим оснащением, лучше адаптированы под доставку специфических объектов, включая опасные грузы.
- Пассажирские. В их грузовой отсек реже допускается размещение ОГ. Такой вариант возможен лишь при условии, что груз соответствует всем жёстким требованиям, а также гарантирует безопасность в течение всего полёта.
В итоге чаще всего доставку ОГ осуществляют именно специализированными грузовыми воздушными судами. И внушительную долю таких перевозок занимают Вооруженные силы.
Перевозимые самолётами виды опасных грузов
При организации воздушной перевозки опасных типов грузов нужно отталкиваться от того, какие именно вещества и объекты требуется доставить из одного пункта в другой. Всего существует 9 классов опасных грузов, каждый из которых имеет свои подклассы. Это общепринятая классификация, которая используется практически во всём мире. Также грузы делят в зависимости от их степени опасности:
- особо опасные;
- высокая степень опасности;
- средняя опасность;
- низкая опасность;
- грузы, допустимые к перевозке в определённом количестве;
- грузы без ограничений по количеству при транспортировке.
При соблюдении определённых условий, все эти опасные виды грузов может перевозиться на самолётах.
Учитываются следующие моменты:
- правила и политика безопасности авиаперевозчика;
- специфика опасного груза;
- технические возможности самолёта;
- соблюдение всех условий безопасной транспортировки;
- организация мер предосторожности;
- создание условий, предотвращающих протекание, разгерметизацию опасных веществ.
То есть под каждый груз нужно разработать индивидуальную схему по организации доставки. Если речь идёт о перевозке самолётом авиакомпании, то она попросту может не дать разрешение на перевозку ОГ. Ведь это противоречит политике безопасности. В основном наиболее опасные, а также особо опасные вещества доставляют только специализированными грузовыми самолётами. Пассажирские лайнеры используются минимально, и в основном это касается грузов не выше средней степени опасности.
Предъявляемые требования
Основное требование заключается в обеспечении безопасной перевозки по воздуху любых опасных грузов, допущенных к транспортировке. И чтобы организованная перевозка тех или иных опасных грузов авиатранспортом действительно прошла без проблем, нужно обязательно соответствовать некоторым требованиям. Они распространяются на:
- тару и упаковку;
- транспортное воздушное средство;
- персонал.
Любые рейсы, осуществляемые самолётом, на котором планируется перевозка опасных категорий грузов, проверяются на предмет соответствия этим требованиям.
Тара и упаковка
Выбор тары и упаковки, предназначенной для доставки опасного груза, делают исходя из нескольких свойств.
- Стойкость к механическим повреждениям. Чаще всего груз в самолёт укладывают путём штабелирования. Поэтому упаковка должна гарантировать высокий уровень защиты от любых механических повреждений.
- Климатические особенности. В воздухе наблюдается сильный перепад температуры и давления. Поэтому тару важно использовать такого типа, чтобы эти резкие изменения никак на неё не повлияли.
- Биологическая стойкость. Это особенно важно, когда ОГ перевозят с помощью пассажирских лайнеров. Биостойкость гарантирует защиту людей в процессе перелёта.
Упаковывается опасная продукция только в изделия из материалов, которые являются нейтральными в отношении вещества. То есть упаковка не должна вступать в химическую реакцию.
Сама тара бывает 2 типов:
- отдельная, для определённых объёмов вещества;
- комбинированная, предназначенная для упаковки отдельной тары большого объёма.
Используя комбинированный тип, обязательно учитывается совместимость веществ. Иными словами, в один контейнер нельзя поместить два вида компонентов, которые способны спровоцировать опасную ситуацию, вступив в реакцию между собой. Повышенные требования предъявляются в отношении перевозки радиоактивных компонентов.
Упаковку различают по степени опасности груза, для которого она может применяться. Выделяют такие типы:
- А;
- В;
- С;
- промышленный тип (только для низкоактивных веществ).
Вся упаковка и тара, предназначенная для опасного груза, предварительно проходит проверку на прочность и другие параметры. Затем выдаётся сертификат соответствия. Этот документ подтверждает возможность применения материалов для перевозки груза опасной категории. Категорически запрещено применять повторно ту же самую тару без предварительного анализа её состояния.
Авиационный транспорт
Воздушные суда должны иметь обязательное оснащение, в которое входит:
- дополнительная система вентиляции;
- автоматическая система оповещения при опасных ситуациях;
- автоматическое оборудование для тушения пожаров.
Также на борту необходимо иметь:
- огнетушители соответствующего типа;
- расширенная медицинская аптечка;
- средства индивидуальной защиты (на каждого пассажира и члена экипажа).
Отдельные категории ОГ требуют также сопровождения профильным и обученным специалистом. Перед рейсами все воздушные суда проходят техническую и санитарную проверку.
Персонал
К работе с опасным грузом, перевозимым воздушным судном, допускаются только квалифицированные специалисты, прошедшие соответствующее обучение или дополнительные курсы. Лишь специально обученный персонал допускается к выполнению следующих функций:
- погрузочно-разгрузочные работы;
- сопровождение опасной категории грузов;
- упаковка и нанесение маркировка;
- подготовка документов;
- досмотр перед рейсом;
- охрана при хранении на складе.
Все сотрудники проходят курс обучения, в рамках которого необходимо научиться разбираться в таких вопросах:
- общие правила перевозки опасных веществ воздушным транспортом;
- правила погрузочно-разгрузочных операций;
- особенности складского хранения ОГ;
- нюансы упаковки и маркировки;
- действия в случае критических и чрезвычайных ситуаций;
- особенности подготовки документов.
Каждые 2 года персонал обязательно проходит курсы переподготовки.
Необходимые документы
Ни одна перевозка опасных категорий грузов, осуществляемая воздушным транспортом, не может быть проведена без наличия соответствующих документов. В случае использования авиации для грузоперевозок ОГ предусмотрен свой обязательный перечень бумаг. Они делятся на 2 категории:
- сопроводительные;
- разрешительные.
Перечень разрешительных документов на самом деле небольшой и состоит из:
- свидетельства о допуске воздушного судна к перевозке опасных компонентов;
- разрешения на транспортировку конкретной опасной продукции.
Чаще всего больше никакие разрешительные бумаги не требуются. Но есть 2 исключение.
- Доставка запрещённых ОГ в государственных целях. В этом случае можно перевозить вещества, которые по правилам не допускаются на воздушное судно. Здесь требуется получение специального документа, который выдаёт государственное ведомство. Согласовывается разрешение с аэропортами отправки и приёма.
- Запрещённый груз не в государственных целях. Но он требует срочной и обязательной доставки. Тогда грузоотправителю придётся оформлять свидетельство, которое освободит от обязательного соблюдения правил перевозки по воздуху.
Это говорит о том, что потенциально любой вид опасных веществ и объектов самолётами перевозить можно.
Что касается сопроводительных документов, то здесь основой выступает декларация. За заполнение отвечает грузоотправитель. Декларация передаётся компании, которая занимается перевозкой, и включает в себя широкий перечень информации о доставляемом ОГ. Этот список состоит из:
- номера документа;
- полного наименования отправителя и его адреса;
- полного названия грузополучателя и его адреса;
- названия аэропорта отправки и прибытия;
- вида используемого воздушного суда;
- типа доставки;
- свойств груза;
- количественных характеристик;
- дополнительных сведений;
- даты составления декларации;
- подписи, должности и расшифровки составителя документа.
Если это прямой рейс, при котором ОГ не будет перегружаться на другое воздушное судно, тогда декларация заполняется только в 2 экземплярах. Если же перегрузка будет, тогда на каждое дополнительное судно требуется по ещё 1 экземпляру.
Помимо декларации, набор сопроводительных документов потребуется дополнить:
- сертификатом соответствия;
- сертификатом пожарной безопасности;
- гигиеническим заключением;
- сертификатом качества продукции;
- документом, подтверждающим происхождение вещества или материала опасной категории.
Особенности размещения
Касательно условий размещения груза опасного типа также существуют определённые требования и правила. Погрузка осуществляется с учётом действующих правил совместного или раздельного размещения. Важно понимать, что взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества не могут находиться в рамках одного отсека. Их следует максимально разделить между собой.
Каждую тару и упаковку крепят с помощью ремней, которые обеспечат защиту от любых возможных перемещений на взлёте, при посадке и во время полёта. Командир экипажа лично обязан контролировать процесс погрузочных работ. Конечно же, в салоне пассажирского лайнера категорически запрещается проводить любые виды опасных веществ.
Как действовать в чрезвычайных ситуациях
Члены экипажа, столкнувшись с чрезвычайной нештатной ситуаций, должны:
- быстро найти и надеть средства защиты;
- сообщить пилотам и пассажирам о чрезвычайной ситуации;
- по мере возможности устранить проблему своими силами;
- отталкиваться от приложенной инструкции по устранению утечек опасного груза;
- отправить пассажиров в безопасную зону;
- раздать всем средства защиты;
- сообщить наземным службам о возникшей ситуации.
Когда воздушное судно приземлится в аэропорту, все работы по устранению чрезвычайной ситуации будут проводить соответствующие службы. Они к моменту посадки уже должны находиться в аэропорту в состоянии полной готовности. А члены экипажа, согласно инструкциям, покидают самолёт и направляются в безопасное место.
Ответственность за нарушения требований
Контролировать соблюдение всех правил должны:
- надзорные федеральные органы;
- руководители аэропорта;
- ответственные лица.
Если правила были нарушены, либо не соблюдены, тогда виновного ждёт административная или уголовная ответственность. Важно отметить, что денежные штрафы в качестве меры наказания применяются лишь в тех ситуациях, когда речь идёт о небольших нарушениях и отклонениях от прописанных норм.
Уголовная ответственность наступает в случае выявления действий, которые стали предпосылкой или причиной возникновения опасной, критической ситуации во время полёта. Серьёзный срок может грозить за:
- катастрофу воздушного судна;
- причинение вреда здоровью;
- смерть пассажиров и членов экипажа;
- нанесение ущерба имуществу граждан;
- ущерб государственного и муниципального имущества.
Предпосылки к возникновению подобных последствий могут возникнуть ещё на этапе подготовки опасного груза, его упаковки и размещению. Поэтому нельзя исключать, что ответственными окажутся сотрудники наземных служб, которые занимались погрузочно-разгрузочными операциями, выбирали тару для ОГ, но не вошли в состав персонала самолёта.
Сначала уполномоченные органы проводят проверку обстоятельств, повлекших за собой чрезвычайную ситуацию, а суд уже назначает меру пресечения для виновных лиц.
Учитывая специфику перемещения самолётов, здесь должна быть повышенная ответственность за любые нарушения. Ведь устранить их на борту самолёта, находясь в нескольких тысячах метров над уровнем земли, намного сложнее, нежели когда транспорт находится на железной или автомобильной дороге.
Хотя уровень опасности специфического груза в воздухе ещё выше, самолёты всё равно иногда используются для доставки таких веществ.
Стоит ли использовать самолёты для перевозки опасного груза? Что думаете о доставке ОГ пассажирскими рейсами? Насколько серьёзной должна быть ответственность за нарушения?
Использовать в принципе можно. Но только в случае крайней необходимости. Это слишком опасно как по мне. Особенно когда речь идет о взрывоопасных веществах, каких-то легко воспламеняющихся жидкостях. Одна искра, и все. Взлетит на воздухе в воздух все.
Категорически против. Ничего крепче 40% я бы не допускал. Не зря для пассажиров существуют жесткие требования. Там даже аккумуляторы не всегда разрешают перевозить. Да и банально зажигалки тоже ограничивают. А вы говорите о партии опасного груза. Нет, спасибо.