В безопасной перевозке грузов заинтересованы все стороны, которые принимают участие в этой цепочке. Это касается заказчика услуги, водителя транспортного средства, самой компании, которая выполняет заказ, экспедиторов, логистов, работников склада временного хранения при их использовании и так далее.
Но в дороге потенциально могут произойти разные ситуации, которые наносят ущерб клиенту и исполнителю. Потеря груза, его кража, порча, уничтожение в результате ДТП и не только.
Страховым компаниям, у которых страхуют груз и транспорт, также выгодно, чтобы доставка была безопасной. Так и не придётся осуществлять выплаты в результате наступившего страхового случая.
Чтобы минимизировать любые опасные и форс-мажорные ситуации, необходимо строго соблюдать правила и требования по безопасной перевозке грузов.
Какие риски возможны при грузоперевозках
Для начала нужно уточнить, о каких рисках идёт речь в вопросах грузоперевозок. За безопасность отвечает группа людей, в которую входит логист, экспедитор, диспетчер, водитель транспортного средства. А в некоторых случаях и сам клиент, грузоотправитель или грузополучатель.
Крупные и ответственные компании наверняка предложат страхование груза, а также оснастят машины системами слежения и безопасности. Но всё равно от специфических рисков это на 100% защитить не может.
Если говорить именно о специфичных рисках, то сюда относят следующие пункты:
- Кража. Если не обеспечить надлежащие меры безопасности и системы защиты, в транспорт могут несанкционированно проникнуть, взломать замки, украсть содержимое.
- Порча. Может быть частичной или полной. В результате вандализма, а также нарушений правил перевозки, состояние груза может измениться.
- Вред здоровью и риски для жизни водителя. Главным ответственным лицом при перевозке товара выступает водитель, поскольку от него во многом зависит вероятность попадания в ДТП, аварию и так далее. Здесь возможен вред в результате нарушений правил перевозки опасных грузов, резкие проблемы со здоровьем, нападение преступников и не только.
Кроме перечисленных специфичных рисков, также нельзя забывать о финансовых потерях, которые могут возникнуть у всех сторон договора при несоблюдении правил безопасной грузоперевозки.
Если машина не будет должным образом оснащена, либо оборудование, которое охлаждает или прогревает груз, выйдет из строя, это приведёт к порче продукции, либо к потере товарного вида. А это финансовый ущерб, который придётся компенсировать клиенту.
Случаются и такие проблемы как ДТП, аварии, поломки транспорта в пути и разные форс-мажорные обстоятельства. Они могут повлечь за собой нарушение сроков доставки, прописанных в договоре. А за сорванные сроки обычно предусматриваются штрафы.
Прежде чем отправиться в путь, водитель обязан пройти медицинскую проверку, инструктаж, а также подписать и принять сопроводительные документы. Тем самым водитель подтверждает, что при доставке груза обязуется строго соблюдать технику безопасности. Увы, не всегда на практике это соответствует действительности. Водители нарушают ПДД, превышают скорость, совершают запрещённые манёвры и необдуманные опасные действия. Некоторые же сознательно идут на преступления, похищая, либо способствуя краже груза.
Основные правила безопасной грузоперевозки
Выполняя следующие требования по безопасности при перевозке различных грузов, минимизируются риски, товар доставляется вовремя:
- Состояние автомобиля. Перед каждым рейсом машина проверяется на предмет наличия или отсутствия технических неисправностей. Также важно убедиться, что ТС подходит под конкретный вид перевозимого груза по оснащению, грузоподъёмности, размерам грузового отсека или погрузочной платформы.
- Системы безопасности. Здесь могут применяться различные электронные, механические и прочие средства защиты. Чаще всего это сложные замочные устройства, системы видеонаблюдения, сигнальные маяки и так далее. При грузоперевозках обязательно машины комплектуются системами ГЛОНАСС или GPS. Многие комбинируют их для повышения эффективности отслеживания и контроля.
- Выполнение водителем своих обязанностей. В основном он не должен распространять данные о грузе и его спецификациях, ценности и номенклатуре, если информация является конфиденциальной. Также водитель строго соблюдает правила безопасности, ПДД, следует строго заданному маршруту и не задерживается без объективных причин.
- Разработанный маршрут. Даже если это не негабаритный груз, для которого нужно согласовывать маршрут и получать разрешение, путь следования транспорта необходимо предварительно разработать и утвердить. За это отвечает логист. В маршрут закладывается оптимальный путь, время доставки, места для остановок, а также отдых для водителя.
- Координация во время перевозки. За это уже отвечает диспетчер, который обязан поддерживать постоянную связь с водителем. В процессе общения запрещается разглашать конфиденциальную информацию, если рядом с водителем или диспетчером присутствуют посторонние.
- Время для отдыха. Это обязательное условие для безопасных грузоперевозок. Чем более уставший водитель, тем выше вероятность допустить ошибки, попасть в ДТП. При этом отдыхать нужно лишь в специализированных местах. Если возможности спать в авто нет, тогда водитель обязан выбирать отели и гостиницы с охраняемым паркингом, согласовывая место отдыха с диспетчером и логистом.
- Контроль перемещения. Отслеживать положение груза можно за счёт общения с водителем, а также использования современных навигационных средств GPS и ГЛОНАСС.
- Страхование груза. Чтобы увеличить безопасность перевозки, доставляемый груз можно застраховать. Так можно гарантировать получение компенсации в случае убытков.
Не стоит думать, что при перевозке товаров вся ответственность за безопасность и сохранность груза лежит исключительно на водителе-дальнобойщике. Да, определённая степень ответственность у него есть.
Но грузоперевозка — это сложная работа, в которой принимает участие достаточно большое количество людей. Фактически за безопасность отвечает транспортная компания. Однако по сути ответственность распределяется между:
- логистом (разработка маршрута);
- диспетчером (связь, коммуникации);
- персоналом (подготовка груза, транспорта, погрузка, выгрузка);
- водителем (соблюдение ПДД и правил перевозки грузов).
Если речь идёт об особо ценных грузах, тогда организацию их перевозки нужно доверять квалифицированным специалистам, которые помогут заранее предусмотреть все риски и грамотно организовать доставку.
Меры безопасности при погрузке и выгрузке
Говоря о технике безопасности при перевозках различных грузов автотранспортом, нельзя забывать о такой важной составляющей, как погрузочно-разгрузочные работы.
Их правильное выполнение и соблюдение соответствующих правил непосредственным образом влияют на безопасность осуществляемых грузовых автомобильных перевозок, и не только. Это актуально для любого вида транспортных средств.
Тут важно учесть, что без соответствующего договора, обязанности по погрузке и выгрузке ложатся на грузополучателя и грузоотправителя. Но можно пойти иным путём и обратиться в транспортную компанию, которая располагает необходимой техникой, командой такелажников.
Безопасность погрузочно-разгрузочных работ предусматривает соблюдение следующих правил и требований:
- если груз содержит режущие, колющие и острые предметы, для них должны быть предусмотрены чехлы, пеналы и защитная упаковка;
- при работе с травмоопасными и жёсткими поверхностями следует использовать перчатки;
- для погрузки и выгрузки тяжёлых предметов нужна спецтехника, лифты и оборудование;
- в кузове следует использовать соответствующие грузу системы крепления;
- более тяжёлый груз располагается ближе к кабине водителя;
- лёгкие предметы ставятся в верхней части грузового отсека.
Важно ведь понимать, что ещё на этапе погрузки или выгрузки можно испортить груз, повредить его или даже полностью уничтожить. И это при том, что до этого водитель проехал порядка 1000 километров, не создав ни единой царапины. Речь идёт о том, что перевозка будет считаться безопасной и успешной лишь в тот момент, когда товар окажется у получателя и будет подписан акт приёма-передачи без каких-либо претензий в отношении грузоперевозчика.
Комплексное обеспечение безопасности и позволяет выполнять доставку грузов, которые сохраняют свой товарный вид, пригодность к применению и изначальную ценность.
Соблюдение мер безопасности при транспортировке
Здесь основная ответственность ложится как раз на водителя. Он является лицом, от которого зависит сохранность груза, а также его своевременный приезд к получателю.
- Продолжительность рейса. Одна рабочая смена составляет 12 часов. Один человек не должен быть за рулём дольше этого срока.
- Смена водителей. Когда маршрут составляет более 250 км, либо дольше 12 часов, тогда на рейс нужно назначить 2 водителей. Они будут менять друг друга за рулём.
- Рабочая неделя. В неделю один водитель не должен работать более 38-40 часов.
В обязанности водителей входит соблюдение всех правил, требований безопасности, ПДД. Не допускаются никакие опасные манёвры, способные в той или иной степени навредить грузу или спровоцировать аварийную ситуацию.
Если водитель столкнулся с неблагоприятными погодными условиями, тогда стоит помнить о следующих правилах:
- во время снегопада, сильного дождя или тумана снизить скорость;
- не обгонять без острой необходимости (кроме тихоходов);
- с чрезмерной активностью не крутить руль;
- не нажимать резко педаль газа;
- по обледеневшим дорогам трогаться на низкой передаче;
- на спусках по обледеневшему покрытию тормозить двигателем и исправными тормозами.
Также в обязанности водителя входит проверка готовности транспортного средства. Если груз не закреплён надлежащим образом, отсутствуют необходимые сопроводительные документы или имеются иные нарушения, тогда ехать нельзя. Так водитель создаёт дополнительные риски, включая собственную ответственность за дальнейшие последствия.
Обнаружив неисправности или недочёты, необходимо о них сообщить уполномоченным людям, устранить и исправить, и только после этого отправляться в рейс.
Что делать категорически запрещено
Соблюдать правила техники безопасности обязана каждая из сторон в процессе перевозки вверенного груза. Речь идёт о следующих запретах:
- перевозка людей в кузове, если он не оборудован, а в путевом листе отсутствуют записи;
- транспортировка объектов, которые выходят за пределы габаритов, загораживают обзор водителю;
- нахождение за рулём в состоянии наркотического, а также алкогольного опьянения;
- использование непредназначенных устройств для прогрева двигателя;
- включение прямой передаче во время затяжного спуска;
- отключение передачи или сцепления на крутом спуске;
- применение вместо козелков любых других подручных средств.
Это основные правила и меры безопасности, которые важно соблюдать при грузоперевозках.
Насколько жёсткие или слабые меры? С какими явными нарушениями сталкивались? К чему это привело? Какой этап грузоперевозки считаете наиболее опасным и сложным в плане обеспечения безопасности?
Да вполне адекватные требования. Всё как и должно быть. Вопрос лишь в том, что не все перевозчики их строго соблюдают. Отсюда и все выплывающие проблемы.
Наблюдал как-то водителя, который в кабине на газовой горелке себе еду подогревал. В итоге чуть не спалил всю кабину. Вовремя подбежал, дал свой огнетушитель. Думаю, его там серьезно штрафанули.
Сложно сказать на самом деле. Зависит от груза. Если опасный, то погрузка и выгрузка. Для негабарита это 100% сама транспортировка. А так каждый этап сложный и ответственный.
Давайте начнем с того, чтобы хотя бы эти требования соблюдались. А об ужесточении поговорим позже.