Особенности международных грузовых авиаперевозок

Может показаться, что авиация существует очень давно. Но в действительности это наиболее молодой вид транспорта, используемых для доставки грузов. Он появился лишь в начале 20-х годов прошлого века.

Если сравнивать с железнодорожными, морскими и автомобильными способами доставки груза, то применение самолётов является самым новым среди них. Причём первые воздушные судна не могли похвастаться большой грузоподъёмностью.

Особенности международных авиаперевозок

У международных авиаперевозок есть свои особенности, специфические нюансы, которые зависят от целого ряда факторов. Поэтому такой способ доставки товара требует детального рассмотрения.

В чём выгода авиаперевозок

Говоря о международной грузовой перевозке воздушным транспортом, многие первым делом отмечают высокую скорость и аналогичную высокую стоимость такой услуги. В отличие от пассажирских перевозок, грузовая доставка занимает последнее место по объёмам перевозимых товаров среди всех видов ТС. То есть машин, ЖД и водного транспорта. На долю авиации приходится около 1% всего объёма перевозимого товара, но 10% от общей стоимости.

При этом у такого варианта доставки всё равно есть объективные преимущества:

  • Высокая скорость. Это самый быстрый способ доставить груз. Так что в ситуациях, когда нужно в максимально сжатые сроки перевезти что-либо, на выручку приходит авиация.
    Самолёт и время
  • Географическая доступность. Добраться до некоторых мест можно только на самолёте. А за счёт высокой скорости это делается ещё и очень быстро. Благодаря авиации во многих странах можно купить ряд продуктов питания, скоропортящиеся товары, живые растения и так далее. Самолёты помогают доставлять медицинское оборудование и лекарственные препараты, оперативно доставлять людей, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
  • Минимальные риски. Это актуально, когда перевозятся ценные вещи, редкие товары и изделия.
  • Страховая премия. Она примерно в 2 раза меньше, чем при грузоперевозках по морю.
  • Таможенные пошлины. Взимают с брутто веса продукции. И при авиаперевозках эти показатели заметно ниже в сравнении с теми же морскими перевозками.
  • Упаковочные материалы. В основном используют лёгкие и недорогие материалы для упаковки. Это даёт дополнительную экономию.
  • Складское хранение. Получается более выгодным, нежели при ЖД и морских перевозках. Иногда складское хранение вообще не требуется. С аэропорта груз сразу переправляется к пункту назначения.

Груз на складе

За счёт таких преимуществ можно сэкономить на стоимости и скорости авиадоставки, что позволяет частично компенсировать расходы самого дорого способа перевозки грузов.

Как осуществляется транспортировка

Появление современного мощного авиатранспорта позволило в значительной мере улучшить международные воздушные перевозки различных грузов, повысить эффективность, а также регулярность использования.

Сейчас вряд ли кого-то можно удивить доставкой товаров с помощью авиации. Разрабатываются новые маршруты, открывается доступ к новым странам и городам, где строят международные и внутренние аэропорты.

Пассажирский авиалайнер и груз

Существует продуманный и чёткий алгоритм, согласно которому осуществляется доставка товара по воздуху. При этом различают несколько способов воздушной перевозки.

  • Пассажирский авиалайнер. В этом случае груз помещают в стандартный грузовой отсек. Товар отправляется вместе с багажом. Подходит для небольших партий и объёмов.
  • Комбинированное воздушное судно. Это также пассажирский лайнер, но имеющий специальный грузовой отсек увеличенной вместительности.
  • Грузовые самолёты. Соответствующие модели, ориентированные только на доставку грузов, а также на размещение пилотов и персонала. Пассажирских мест нет. При этом грузовые самолёты способны поднять порядка 100 тонн груза и больше.
  • Грузовые рейсы. Это специальный рейс, который состоит из нескольких грузовых лайнеров. Бывают групповыми и чартерными. Обычно их используют с целью оказания срочной помощи в результате стихийных бедствий, эпидемий, форс-мажорных ситуаций, военных операций и так далее.

Грузовой самолёт над землёй

В зависимости от ситуации, типа и количества груза, выбирают соответствующий способ доставки.

В какие страны из РФ доставляют грузы самолётами

Налаженная организация международных воздушных перевозок позволяет доставлять товары практически в любую точку мира из РФ. При этом можно выделить несколько основных направлений:

  • страны Таможенного Союза;
  • СНГ;
  • европейские государства;
  • Прибалтика.

В СНГ и страны, входящие в Таможенный Союз, доставка осуществляется прямыми рейсами и занимает в среднем 1 день. В Европу, как и другие страны мира, отправка обычно происходит за 2 дня.

Страны Таможенного Союза

Есть также ещё несколько государств, с которыми у России имеется авиасообщение, что позволяет доставлять туда грузы, а также привозить товары с их территорий:

  • США;
  • Канада;
  • Китай;
  • Индия;
  • Тайвань;
  • Япония;
  • Турция;
  • Южная Корея;
  • Бразилия;
  • Мексика.

Самолёты летают во многие страны Азии и Латинской Америки.

Самолёт и континенты

При этом применяются обычные, попутные и сборные виды грузовых перевозок. Самым популярным из них является именно сборный способ. В этом случае собирают товары разных заказчиков, формируют груз на складах, после чего отправляют самолётом в пункт назначения.

Действующие международные стандарты

Главными задачами в организации грузоперевозок воздушным транспортом между странами является обеспечение безопасности, надёжности и сохранности товара. При этом у авиаперевозчиков каждой страны существуют свои тарифы на международные авиаперевозки, системные разработки и правила. Они должны быть взаимосвязаны с принятыми нормами других государств, куда совершают полёты самолёты.

Проблема в том, что количество форматов перевозок огромное и часто между ними обнаруживаются серьёзные отличия. Чтобы прибегнуть к общим знаменателям, был разработан соответствующий проект.

IATA и грузовые перевозки

В качестве разработчиков выступили специалисты IATA. Это международная система воздушного транспорта. В итоге в 2003 году представили единую международную систему аудита по обеспечению безопасности авиаструктур. Система больше известна среди компаний как международный стандарт IOSA.

Требования, прописанные в IOSA, обязана выполнять каждая страна и компания, которые входят в ассоциацию. У такого стандарта есть множество объективных преимуществ, если сравнивать с системами аудита отдельно взятых стран. А именно:

  • системность;
  • минимизация рисков;
  • независимость от личностных факторов;
  • чёткая система обратной связи;
  • сокращённые затраты на лизинг и страхование;
  • меньшее количество обязательных проверок и ревизий;
  • жёсткие требования в отношении сотрудников и их квалификации.

Такая единая система позволяет организовать слаженные и безопасные международные авиаперевозки. Как грузовые, так и пассажирские.

Необходимые документы

Такой вид транспортировки также предусматривает наличие соглашения. При подписании рекомендуется внимательно ознакомиться с содержанием предлагаемого договора о международной воздушной перевозке.

Подобный договор, предусматривающий осуществление международной воздушной перевозки, предусматривает определённую ответственность перевозчика, права и обязанности сторон, формат оплаты, расчёт стоимости, возможность расторжения и так далее.

Помимо договора, для доставки товара требуется наличие сопроводительных документов и бумаг на сам груз. Без них ни один аэропорт не имеет право их принять у себя.

Инвойс для груза

К числу основных документов можно отнести:

  • Инвойс. Или счёт-фактура. Здесь указывается стоимость перевозимого товара. Также инвойс может выступать в качестве товарной накладной. В основном инвойс оформляет продавец продукции. Есть также проформа инвойс, где содержится информация о стоимости товара. Но этот формат документа не является платёжным подтверждением.
  • Упаковочные листы. В них требуется указать каждую позицию товара, схемы расположения на выделенных транспортных местах, а также вес каждого места, габаритные характеристики и прочие данные.
  • Грузовые накладные. Оформлением накладных занимается грузоотправитель. Служит подтверждением заключённого договора с перевозчиком. Накладные имеют большое юридическое значение. Если возникают споры и разногласия касательно ответственности грузоотправителя или грузоперевозчика, то именно на основании накладных определяются размеры штрафных санкций.
  • Грузовые манифесты. Задача такого документа заключается в оптимизации разгрузочного процесса при прилёте в транзитный аэропорт. В этой бумаге указаны сведения о доставляемом конкретным рейсом грузе, полученные из накладных на каждую грузовую партию. В каждом разгрузочном пункте требуется отдельный грузовой манифест.
  • Паспорт безопасности. Его оформляют в тех случаях, если авиатранспортом доставляют грузы опасной категории.
  • Экспортные накладные. Они применяются только в странах постсоветского пространства, если груз отправляют за их пределы.

Самолёт и документы

В каждом конкретном случае международный договор на воздушные грузоперевозки определяет ответственность, которая ложится на перевозчика. В договоре указаны принципиальные моменты для реализации доставки груза, опираясь на конкретные условия и специфические требования того или иного государства, куда отправляется товар.

Особенности договора

Договор на авиаперевозку является обязательным документом. Без него выполнить услугу попросту невозможно. Соглашение заключается между авиаперевозчиком и клиентом, то есть отправителем товара. К грузоотправителю законом не предъявляются никакие требования. У перевозчика при этом обязательно должны быть лицензия международного образца.

При международной доставке во внимание принимаются такие законы:

  • государства, куда отправляется товар;
  • стран, через которые транзитом проходит самолёт;
  • государства, через которые происходит перелёт.

К договору прикладывается авиационная накладная. Такой документ требуется заполнить на 2 языках. Это русский и английский. Когда груз следует прямым рейсом в другую страну без транзитных перелётов, тогда накладную заполняют на русском языке и на языке той страны, куда следует товар.

Авиационная накладная на груз

В договоре должна быть прописана следующая информация:

  • стоимость груза;
  • ответственность двух сторон;
  • условия, при которых в договор можно вносить изменения;
  • порядок расторжения соглашения;
  • санкции на тот случай, если условия договора будут нарушены.

Обычно авиакомпании предлагают типовой договор. Но клиент может потребовать внести в него изменения.

Договор на перевозку самолётом

Преобладающие виды грузов

Учитывая специфику авиационных грузоперевозок, здесь преобладают определённые категории товаров. В основном самолётами доставляют такие виды грузов:

  • генеральные;
  • опасные;
  • ценные;
  • скоропортящиеся;
  • тяжеловесные;
  • крупногабаритные;
  • животные без сопровождения;
  • требующие срочной доставки.

Самолёт и грузовик

К последней категории обычно относят лекарственные препараты, а также различное медицинское оборудование, гуманитарную помощь и так далее.

Крайне редко самолётами доставляют продукцию, которую можно перевезти альтернативными видами транспорта. Всё же финансовые затраты на авиадоставку значительно выше. Поэтому самолёты принято использовать в экстренных случаях и когда перевозка другими видами транспорта невозможна по тем или иным причинам.

Правила и особенности процесса

Активно развивающиеся международные воздушные авиаперевозки различных грузов во многом связаны с появлением новых и современных видов транспорта. Параллельно с этим авиатранспортировка испытывает определённые сложности в последние годы. Во многом это связано с политическими решениями, а также накалёнными отношениями между странами.

Самолёт и груз

Сам процесс перевозки выглядит следующим образом:

  • между сторонами подписывается договор;
  • груз отправляется на склад, либо сразу же загружается в самолёт;
  • определяется способ погрузки и размещения;
  • заказчику, при необходимости, выделяется место в салоне воздушного транспорта;
  • самолёт отправляется в пункт назначения;
  • принимающая сторона получает товар.

Забрать груз может и уполномоченный представитель грузополучателя. Для этого потребуется оформить на него заверенную через нотариуса доверенность.

Нотариус и авиаперевозки

В авиакомпаниях действуют внутренние правила касательно того, какие размеры и вес может иметь перевозимый товар. Если эти параметры выходят за указанные пределы, тогда часть груза нужно убрать, либо доплатить за перевес.

У авиатранспортировки есть несколько важных и специфических нюансов.

  • Перевозчик может нарушать график перелётов. Время отправки и прибытия во многом зависит от состояния взлётно-посадочной полосы, погодных условий. Это объективные причины, из-за которых самолёт может задержаться. В этом случае клиент предъявлять претензии не может.
  • Компания может менять маршрут. Обычно это происходит из-за того, что какая-то страна закрывает своё воздушное пространство. Но бывают и другие объективные причины, включая погодное влияние. Для примера можно взять извержения вулканов.
  • Перевозчик вправе менять воздушное судно для рейса. Замена в основном происходит из-за выявления технических неисправностей.

Конвенции по международным авиаперевозкам

Подобные действия направлены на то, чтобы предотвратить угрозу жизни пассажиров и экипажа. Поэтому такие факторы не могут считаться нарушением условий договора.

Ключевыми документами, которые определяют правовое поле в вопросах международных грузовых воздушных перевозок, являются:

  • Варшавская конвенция;
  • Монреальская конвенция.

Именно на их основе и создаются унифицированные нормы международных грузоперевозок с помощью самолётов. На них базируются и многие другие нормативно-правовые документы. Так что при международных перевозках грузов компании отталкиваются именно от этих правил и документов.

Варшавская конвенция 1929 года

У авиаперевозки товаров и грузов есть свои особенности, специфические требования и правила. Несмотря на имеющиеся недостатки, преимущества во многих ситуациях преобладают.

Что думаете о грузоперевозках авиатранспортом? Почему на долю авиаперевозок приходится такой маленький процент грузооборота? Можно ли увеличить эти показатели? Есть ли в этом смысл?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 3
  1. Артём

    Никто не доставлял и не перевозил груз самолетом. Если не считать багаж. Хотя он тоже в какой-то степени груз. Но это реально удобно и быстро. Самые ключевые преимущества.

  2. Александр

    По сути без самолетов во многих странах вы бы не увидели множество привычных для других государств товаров. У самолетов свои функции и задачи. Наращивать темпы грузооборота не вижу смысла. Есть другие более выгодные способы доставки.

  3. Арсений

    Я воспринимаю самолеты как пассажирский транспорт. Грузоподъемность намного ниже, чем у поезда. Да и вместительность тоже меньше. Если не говорить про специальные грузовые модели. Там уже другой разговор.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: