Может показаться, что авиация существует очень давно. Но в действительности это наиболее молодой вид транспорта, используемых для доставки грузов. Он появился лишь в начале 20-х годов прошлого века.
Если сравнивать с железнодорожными, морскими и автомобильными способами доставки груза, то применение самолётов является самым новым среди них. Причём первые воздушные судна не могли похвастаться большой грузоподъёмностью.
У международных авиаперевозок есть свои особенности, специфические нюансы, которые зависят от целого ряда факторов. Поэтому такой способ доставки товара требует детального рассмотрения.
В чём выгода авиаперевозок
Говоря о международной грузовой перевозке воздушным транспортом, многие первым делом отмечают высокую скорость и аналогичную высокую стоимость такой услуги. В отличие от пассажирских перевозок, грузовая доставка занимает последнее место по объёмам перевозимых товаров среди всех видов ТС. То есть машин, ЖД и водного транспорта. На долю авиации приходится около 1% всего объёма перевозимого товара, но 10% от общей стоимости.
При этом у такого варианта доставки всё равно есть объективные преимущества:
- Высокая скорость. Это самый быстрый способ доставить груз. Так что в ситуациях, когда нужно в максимально сжатые сроки перевезти что-либо, на выручку приходит авиация.
- Географическая доступность. Добраться до некоторых мест можно только на самолёте. А за счёт высокой скорости это делается ещё и очень быстро. Благодаря авиации во многих странах можно купить ряд продуктов питания, скоропортящиеся товары, живые растения и так далее. Самолёты помогают доставлять медицинское оборудование и лекарственные препараты, оперативно доставлять людей, нуждающихся в срочной медицинской помощи.
- Минимальные риски. Это актуально, когда перевозятся ценные вещи, редкие товары и изделия.
- Страховая премия. Она примерно в 2 раза меньше, чем при грузоперевозках по морю.
- Таможенные пошлины. Взимают с брутто веса продукции. И при авиаперевозках эти показатели заметно ниже в сравнении с теми же морскими перевозками.
- Упаковочные материалы. В основном используют лёгкие и недорогие материалы для упаковки. Это даёт дополнительную экономию.
- Складское хранение. Получается более выгодным, нежели при ЖД и морских перевозках. Иногда складское хранение вообще не требуется. С аэропорта груз сразу переправляется к пункту назначения.
За счёт таких преимуществ можно сэкономить на стоимости и скорости авиадоставки, что позволяет частично компенсировать расходы самого дорого способа перевозки грузов.
Как осуществляется транспортировка
Появление современного мощного авиатранспорта позволило в значительной мере улучшить международные воздушные перевозки различных грузов, повысить эффективность, а также регулярность использования.
Сейчас вряд ли кого-то можно удивить доставкой товаров с помощью авиации. Разрабатываются новые маршруты, открывается доступ к новым странам и городам, где строят международные и внутренние аэропорты.
Существует продуманный и чёткий алгоритм, согласно которому осуществляется доставка товара по воздуху. При этом различают несколько способов воздушной перевозки.
- Пассажирский авиалайнер. В этом случае груз помещают в стандартный грузовой отсек. Товар отправляется вместе с багажом. Подходит для небольших партий и объёмов.
- Комбинированное воздушное судно. Это также пассажирский лайнер, но имеющий специальный грузовой отсек увеличенной вместительности.
- Грузовые самолёты. Соответствующие модели, ориентированные только на доставку грузов, а также на размещение пилотов и персонала. Пассажирских мест нет. При этом грузовые самолёты способны поднять порядка 100 тонн груза и больше.
- Грузовые рейсы. Это специальный рейс, который состоит из нескольких грузовых лайнеров. Бывают групповыми и чартерными. Обычно их используют с целью оказания срочной помощи в результате стихийных бедствий, эпидемий, форс-мажорных ситуаций, военных операций и так далее.
В зависимости от ситуации, типа и количества груза, выбирают соответствующий способ доставки.
В какие страны из РФ доставляют грузы самолётами
Налаженная организация международных воздушных перевозок позволяет доставлять товары практически в любую точку мира из РФ. При этом можно выделить несколько основных направлений:
- страны Таможенного Союза;
- СНГ;
- европейские государства;
- Прибалтика.
В СНГ и страны, входящие в Таможенный Союз, доставка осуществляется прямыми рейсами и занимает в среднем 1 день. В Европу, как и другие страны мира, отправка обычно происходит за 2 дня.
Есть также ещё несколько государств, с которыми у России имеется авиасообщение, что позволяет доставлять туда грузы, а также привозить товары с их территорий:
- США;
- Канада;
- Китай;
- Индия;
- Тайвань;
- Япония;
- Турция;
- Южная Корея;
- Бразилия;
- Мексика.
Самолёты летают во многие страны Азии и Латинской Америки.
При этом применяются обычные, попутные и сборные виды грузовых перевозок. Самым популярным из них является именно сборный способ. В этом случае собирают товары разных заказчиков, формируют груз на складах, после чего отправляют самолётом в пункт назначения.
Действующие международные стандарты
Главными задачами в организации грузоперевозок воздушным транспортом между странами является обеспечение безопасности, надёжности и сохранности товара. При этом у авиаперевозчиков каждой страны существуют свои тарифы на международные авиаперевозки, системные разработки и правила. Они должны быть взаимосвязаны с принятыми нормами других государств, куда совершают полёты самолёты.
Проблема в том, что количество форматов перевозок огромное и часто между ними обнаруживаются серьёзные отличия. Чтобы прибегнуть к общим знаменателям, был разработан соответствующий проект.
В качестве разработчиков выступили специалисты IATA. Это международная система воздушного транспорта. В итоге в 2003 году представили единую международную систему аудита по обеспечению безопасности авиаструктур. Система больше известна среди компаний как международный стандарт IOSA.
Требования, прописанные в IOSA, обязана выполнять каждая страна и компания, которые входят в ассоциацию. У такого стандарта есть множество объективных преимуществ, если сравнивать с системами аудита отдельно взятых стран. А именно:
- системность;
- минимизация рисков;
- независимость от личностных факторов;
- чёткая система обратной связи;
- сокращённые затраты на лизинг и страхование;
- меньшее количество обязательных проверок и ревизий;
- жёсткие требования в отношении сотрудников и их квалификации.
Такая единая система позволяет организовать слаженные и безопасные международные авиаперевозки. Как грузовые, так и пассажирские.
Необходимые документы
Такой вид транспортировки также предусматривает наличие соглашения. При подписании рекомендуется внимательно ознакомиться с содержанием предлагаемого договора о международной воздушной перевозке.
Подобный договор, предусматривающий осуществление международной воздушной перевозки, предусматривает определённую ответственность перевозчика, права и обязанности сторон, формат оплаты, расчёт стоимости, возможность расторжения и так далее.
Помимо договора, для доставки товара требуется наличие сопроводительных документов и бумаг на сам груз. Без них ни один аэропорт не имеет право их принять у себя.
К числу основных документов можно отнести:
- Инвойс. Или счёт-фактура. Здесь указывается стоимость перевозимого товара. Также инвойс может выступать в качестве товарной накладной. В основном инвойс оформляет продавец продукции. Есть также проформа инвойс, где содержится информация о стоимости товара. Но этот формат документа не является платёжным подтверждением.
- Упаковочные листы. В них требуется указать каждую позицию товара, схемы расположения на выделенных транспортных местах, а также вес каждого места, габаритные характеристики и прочие данные.
- Грузовые накладные. Оформлением накладных занимается грузоотправитель. Служит подтверждением заключённого договора с перевозчиком. Накладные имеют большое юридическое значение. Если возникают споры и разногласия касательно ответственности грузоотправителя или грузоперевозчика, то именно на основании накладных определяются размеры штрафных санкций.
- Грузовые манифесты. Задача такого документа заключается в оптимизации разгрузочного процесса при прилёте в транзитный аэропорт. В этой бумаге указаны сведения о доставляемом конкретным рейсом грузе, полученные из накладных на каждую грузовую партию. В каждом разгрузочном пункте требуется отдельный грузовой манифест.
- Паспорт безопасности. Его оформляют в тех случаях, если авиатранспортом доставляют грузы опасной категории.
- Экспортные накладные. Они применяются только в странах постсоветского пространства, если груз отправляют за их пределы.
В каждом конкретном случае международный договор на воздушные грузоперевозки определяет ответственность, которая ложится на перевозчика. В договоре указаны принципиальные моменты для реализации доставки груза, опираясь на конкретные условия и специфические требования того или иного государства, куда отправляется товар.
Особенности договора
Договор на авиаперевозку является обязательным документом. Без него выполнить услугу попросту невозможно. Соглашение заключается между авиаперевозчиком и клиентом, то есть отправителем товара. К грузоотправителю законом не предъявляются никакие требования. У перевозчика при этом обязательно должны быть лицензия международного образца.
При международной доставке во внимание принимаются такие законы:
- государства, куда отправляется товар;
- стран, через которые транзитом проходит самолёт;
- государства, через которые происходит перелёт.
К договору прикладывается авиационная накладная. Такой документ требуется заполнить на 2 языках. Это русский и английский. Когда груз следует прямым рейсом в другую страну без транзитных перелётов, тогда накладную заполняют на русском языке и на языке той страны, куда следует товар.
В договоре должна быть прописана следующая информация:
- стоимость груза;
- ответственность двух сторон;
- условия, при которых в договор можно вносить изменения;
- порядок расторжения соглашения;
- санкции на тот случай, если условия договора будут нарушены.
Обычно авиакомпании предлагают типовой договор. Но клиент может потребовать внести в него изменения.
Преобладающие виды грузов
Учитывая специфику авиационных грузоперевозок, здесь преобладают определённые категории товаров. В основном самолётами доставляют такие виды грузов:
- генеральные;
- опасные;
- ценные;
- скоропортящиеся;
- тяжеловесные;
- крупногабаритные;
- животные без сопровождения;
- требующие срочной доставки.
К последней категории обычно относят лекарственные препараты, а также различное медицинское оборудование, гуманитарную помощь и так далее.
Крайне редко самолётами доставляют продукцию, которую можно перевезти альтернативными видами транспорта. Всё же финансовые затраты на авиадоставку значительно выше. Поэтому самолёты принято использовать в экстренных случаях и когда перевозка другими видами транспорта невозможна по тем или иным причинам.
Правила и особенности процесса
Активно развивающиеся международные воздушные авиаперевозки различных грузов во многом связаны с появлением новых и современных видов транспорта. Параллельно с этим авиатранспортировка испытывает определённые сложности в последние годы. Во многом это связано с политическими решениями, а также накалёнными отношениями между странами.
Сам процесс перевозки выглядит следующим образом:
- между сторонами подписывается договор;
- груз отправляется на склад, либо сразу же загружается в самолёт;
- определяется способ погрузки и размещения;
- заказчику, при необходимости, выделяется место в салоне воздушного транспорта;
- самолёт отправляется в пункт назначения;
- принимающая сторона получает товар.
Забрать груз может и уполномоченный представитель грузополучателя. Для этого потребуется оформить на него заверенную через нотариуса доверенность.
В авиакомпаниях действуют внутренние правила касательно того, какие размеры и вес может иметь перевозимый товар. Если эти параметры выходят за указанные пределы, тогда часть груза нужно убрать, либо доплатить за перевес.
У авиатранспортировки есть несколько важных и специфических нюансов.
- Перевозчик может нарушать график перелётов. Время отправки и прибытия во многом зависит от состояния взлётно-посадочной полосы, погодных условий. Это объективные причины, из-за которых самолёт может задержаться. В этом случае клиент предъявлять претензии не может.
- Компания может менять маршрут. Обычно это происходит из-за того, что какая-то страна закрывает своё воздушное пространство. Но бывают и другие объективные причины, включая погодное влияние. Для примера можно взять извержения вулканов.
- Перевозчик вправе менять воздушное судно для рейса. Замена в основном происходит из-за выявления технических неисправностей.
Подобные действия направлены на то, чтобы предотвратить угрозу жизни пассажиров и экипажа. Поэтому такие факторы не могут считаться нарушением условий договора.
Ключевыми документами, которые определяют правовое поле в вопросах международных грузовых воздушных перевозок, являются:
- Варшавская конвенция;
- Монреальская конвенция.
Именно на их основе и создаются унифицированные нормы международных грузоперевозок с помощью самолётов. На них базируются и многие другие нормативно-правовые документы. Так что при международных перевозках грузов компании отталкиваются именно от этих правил и документов.
У авиаперевозки товаров и грузов есть свои особенности, специфические требования и правила. Несмотря на имеющиеся недостатки, преимущества во многих ситуациях преобладают.
Что думаете о грузоперевозках авиатранспортом? Почему на долю авиаперевозок приходится такой маленький процент грузооборота? Можно ли увеличить эти показатели? Есть ли в этом смысл?
Никто не доставлял и не перевозил груз самолетом. Если не считать багаж. Хотя он тоже в какой-то степени груз. Но это реально удобно и быстро. Самые ключевые преимущества.
По сути без самолетов во многих странах вы бы не увидели множество привычных для других государств товаров. У самолетов свои функции и задачи. Наращивать темпы грузооборота не вижу смысла. Есть другие более выгодные способы доставки.
Я воспринимаю самолеты как пассажирский транспорт. Грузоподъемность намного ниже, чем у поезда. Да и вместительность тоже меньше. Если не говорить про специальные грузовые модели. Там уже другой разговор.