Как осуществляются грузоперевозки между странами СНГ

Входящие в состав СССР страны фактически были единым государством. Но после развала союза всё изменилось. Поменяли связи между странами. Как в политическом, так и в финансовом плане. Каждое из государств обрело независимости.

Когда СССР прекратил своё существование, бывшие союзники объединить в СНГ. Это Содружество Независимых Государств. При этом грузоперевозки всё равно получили официальный статус международных.

Перевозки по СНГ

Это повлекло за собой появления целого ряда нюансов и тонкостей, потребовался новый пакет документов, специальные разрешения и так далее. Учитывая всё это, будет крайне интересно и полезно узнать, как сейчас осуществляются грузоперевозки между странами-участницами СНГ, какие действуют правила и что обязательно нужно знать транспортным компаниям, а также их клиентам.

Особенности грузоперевозок в СНГ

За последние годы значимость товарооборота между странами СНГ заметно снизилась. На смену СНГ пришёл новый формат организации. Это Таможенный Союз. Причём важно заметить, что не все страны, состоящие в СНГ, решили вступить и в Таможенный Союз (ТС). Но грузоперевозчики продолжают по старой привычке называть это объединение СНГ. Учтите, что фактически СНГ — это тот же распавшийся Советский Союз, только скорее формальный, с акцентом на политические аспекты, а не торгово-экономические.

СНГ не выступает как надгосударственное образование. Это организация, которая функционирует исключительно на добровольной основе, по согласию всех участников.

СНГ на карте

Те страны, которые официально вступили в ТС, основываются именно на правилах Таможенного Союза в вопросах грузоперевозок. Но поскольку СНГ существует до сих пор и не все участники содружества являются членами ТС, то грузоперевозки в страны СНГ позиционируются как отдельный или особый вид услуг по доставке товаров и грузов.

В итоге можно выделить несколько основных специфических особенностей грузоперевозок между странами СНГ:

  • Разница в подготовке документов. Потребуется различный набор бумаг для доставки груза на территорию государства из СНГ, нежели в страну-участницу Таможенного Союза. Важно запомнить, что не все участники СНГ входят в Таможенный Союз. И наоборот. Если не принять во внимание эти факторы, можно столкнуться с серьёзными штрафами и санкциями.
  • Ограничения и запреты. Они во многом связаны с продуктами, которые ввозятся из стран Европейского Союза, а также Украины. Последняя фактически вышла из СНГ, а также не является участником Таможенного Союза.
  • Таможенный контроль происходит по упрощённой схеме. Это несколько помогает в прохождении процедур. Но всё равно не защищает от имеющихся недостатков на 100%.
    Таможня в СНГ
  • Страны-участницы содружества, как и ТС, имеют льготы. Касательно льгот нужно уточнять в индивидуальном порядке. Но стране-участнице СНГ намного проще и выгоднее перевезти груз в другую страну из СНГ, чем государствам, не входящим в содружество, либо Таможенный Союз.
  • Ограничения по весу транспортных средств. Важно учитывать специфику конкретных населённых пунктов, через которые прокладывается маршрут. В некоторых из них действуют жёсткие ограничения по весу. Ошибки могут привести к задержкам товара, штрафам, а также к необходимости составлять новый маршрут.

Все эти нюансы и особенности обязательно учитываются при доставке грузов в страны СНГ. Это касается как вывоза из России, так и ввоза на территорию РФ.

Актуальные способы грузоперевозок

Если изучить различные транспортные компании, которые предлагают осуществить перевозки грузов в страны СНГ, то тут можно выделить несколько вариантов использования транспортных средств.

Есть несколько основных маршрутов, по которым и осуществляется доставка. При этом могут применяться различные виды техники.

Железная дорога

Многие транспортные компании активно реализуют перевозки грузов в страны СНГ именно с помощью железной дороги, поскольку у этого способа есть несколько объективных преимуществ.

  • Распространённость железных дорог. За счёт развитой инфраструктуры и железнодорожных путей, товар можно доставить практически в любую точку стран СНГ.
    Много железнодорожных путей
  • Скорость. Ошибочно считать железную дорогу медленным способом доставки. Если на коротких дистанциях ЖД может и проигрывает автомобильному транспорту, то на средних и больших расстояниях однозначно берёт верх. Это связано с тем, что поезда курсируют круглосуточно, здесь легче предусмотреть маршрут и определить скорость движения. Меньше воздействуют такие факторы как погода, время года, ДТП и так далее. Достаточно сменить машинистов, и можно двигаться дальше. В итоге скорость получается очень высокой. Грузоподъёмность. Автомобиль может перевозить максимум 1-2 прицепа. Причём объём груза, который помешается в эти прицепы, равняется не более чем 1-2 вагонам. Поезд же может тянуть за собой состав, в которых входят десятки полностью загруженных вагонов, платформ, цистерн и так далее. Фактически локомотивы перевозят десятки и даже сотни тонн груза. Это делает такой вариант доставки максимально выгодным и эффективным.
  • Стоимость. Большинство поездов приводится в движение за счёт дизельного топлива. Хоть оно и достаточно дорогое, всё равно на выходе доставка железной дорогой оказывается одной из наиболее дешёвых. Причина всё в той же грузоподъёмности, а также в остальных перечисленных преимуществах.

Уголь на ЖД

Но такая перевозка по железным дорогам имеет и свои недостатки. Далеко не всегда железнодорожная станция является конечным пунктом. То есть до склада доставить товар получается не всегда. В этом случае приходится прибегать к комбинированному способу грузоперевозки, либо на личном транспорте с ЖД станции забирать привезённый груз.

Если говорить о ЖД перевозках между странами СНГ, то основную часть доставляемых товаров занимают именно стройматериалы и промышленное сырье. Речь идёт об:

  • угле;
  • масле;
  • топливе;
  • нефтепродуктах;
  • лесах и так далее.

Нефть на ЖД

Намного реже доставляют продукты питания и потребительские товары.

Воздушные грузоперевозки

В плане скорости авиаперевозки объективно считаются лучшими. Буквально в течение суток груз может быть доставлен в любую точку СНГ. Иногда на это хватает и 2-3 часов.

Одновременно с этим перевозки воздушным транспортом будут самыми дорогими. Плюс нельзя забывать, что доставка возможна исключительно в населённые пункты, где предусмотрено наличие аэродрома. Учитывайте разницу во взлётно-посадочных полосах, поскольку не каждый самолёт способен приземлиться и взлететь на ВПП, ограниченных по протяжённости.

Груз и самолёт

В города, где аэродром отсутствует, либо он не соответствует характеристикам воздушного судна, доставить груз невозможно.

Стоит признать, что авиасообщение между странами СНГ не особо развито. Пассажирские рейсы есть, но их не так много. А воздушные грузоперевозки осуществляются ещё реже.

В подавляющем большинстве случаев самолёт будет частью комбинированных (мультимодальных) грузоперевозок. Так что в вопросе авиаперевозок между странами СНГ всё довольно скромно. Минимум рейсов и ограниченные партии товаров.

Вертолёт и груз

Водный грузовой транспорт

Вообще на международном уровне водные морские грузоперевозки пользуются огромной популярностью. Но не в случае с СНГ. Такой способ доставки применяется крайне редко.

Причина вполне объективная. Лишь некоторые страны-участницы содружества имеют выход к морю. Также не все государства предусматривают наличие речных сообщений, которые бы обладали достаточной шириной и глубиной для прохождения крупных грузовых судов.

Грузовой корабль по СНГ

Ключевым преимуществом водных грузоперевозок является наиболее низкая стоимость в соотношении с объёмом перевозимых товаров. Но одновременно с этим доставка окажется самой медленной. В некоторых случаях ожидать свой товар приходится по несколько недель.

Большинство предпринимателей, работающих со странами СНГ, предпочитает заплатить немного дороже, но выбрать более скоростной способ грузоперевозки.

Автомобильные грузоперевозки

В настоящее время самым востребованным видом транспорта для доставки товаров в страны содружества являются именно автомобили. На них приходится около 60% всего доставляемого импорта и экспорта между странами СНГ.

Автомобили по СНГ

У автоперевозок есть несколько весомых преимуществ.

  • Доступность сухопутного сообщения. Между всеми странами СНГ предусмотрены сухопутные сообщения, то есть автомобильные дороги. Здесь не приходится перелетать или переплывать водные преграды. В любой населённый пункт можно без проблем доехать по дорогам.
  • Высокая скорость. В особенности на коротких дистанциях. Но и на дальние расстояния между странами содружества активно курсируют грузовые машины. В большинстве случаев они идут по 2 водителя, которые сменяют друг друга, что минимизирует простои и задержки. Также нет зависимости от загруженных железных дорог. Можно выехать в любой момент, как и остановиться при первой же необходимости.
  • Доставка от двери до двери. Машина наиболее практичная в этом плане, поскольку можно привезти груз в конечную точку, в отличие от всех своих конкурентов в виде железной дороги, авиации и водного транспорта.

Недостатком считают растущую стоимость на топливо, а также ГСМ. От этого растёт и цена самих автомобильных грузоперевозок.

Груз и склад

Чтобы максимально сэкономить, но получить груз в оптимальные сжатые сроки, многие предприниматели, ведущие бизнес между странами СНГ, отдают предпочтение комбинированным грузоперевозкам.

Комбинированная доставка грузов

Учитывая все рассмотренные выше нюансы, становится понятно, что большинство грузов между странами участницами содружества доставляется именно по автомобильным и железным дорогам. Это экономически более выгодно, а также позволяет получить необходимую скорость транспортировки.

Когда объединяют использование 2 и более видов транспорта, такие перевозки являются комбинированными. В случае с СНГ это происходит чаще всего так. Груз загружают в вагоны и на платформы железной дороги, основную часть пути товар проходит по ЖД. Далее на станции прибытия товар перегружается в машины, после чего он уже следует к конечному пункту назначения.

Смешанные перевозки по СНГ

Если используется железная дорога, авиация или водный транспорт, в большинстве случаев до заказчика груз доставляется всё равно машинами. Автомобили забирают товар из порта, с железнодорожной станции или аэропорта.

Такой вариант доставки между странами СНГ считается наиболее экономически выгодным. Причём как для стороны заказчика грузоперевозок, так и для исполнителя, то есть для транспортной компании.

Преимущества грузоперевозок по СНГ

Многие отечественные транспортные компании, которые занимаются международными грузоперевозками, предлагают свои услуги по доставке грузов в страны содружества независимых государств. Для некоторых компаний это даже одно из приоритетных направлений.

У грузоперевозок по России странам СНГ есть несколько объективных преимуществ. А именно:

  • Экономическое пространство. Россия сама по себе большая страна. Если включить сюда участников СНГ, которые располагаются на территории Европы и Азии, то получится действительно внушительное пространство для грузоперевозок.
  • Регулярный товарообмен. До сих пор доставка грузов между странами СНГ является очень востребованной. Государства регулярно обмениваются и торгуют разными товарами. Это обеспечивает укрепление и без того достаточно прочных связей в экономическом и политическом плане.
  • Постоянное наличие заказов. Такое направление как СНГ не теряет своей актуальности для грузоперевозчиков. То есть заказы по этим маршрутам есть всегда.
  • Доступная цена. Большая часть грузоперевозок осуществляется по железной дороге и автомобильным транспортом. Учитывая развитую ЖД сеть в СНГ и РФ, а также наличие автодорог, цена на доставку получается достаточно выгодной. Это точно дешевле, чем перевозки в Европу.
    Стоимость грузоперевозок по СНГ
  • Менее жёсткие требования. Хотя некоторые страны-участницы СНГ территориально находятся в Европе, они не являются членами ЕС. А поэтому и требования у них менее жёсткие. К примеру, въезд транспортных средств на территорию Европейского Союза возможен лишь для автомобилей экологического стандарта Евро-4, не ниже. В странах содружества допускается эксплуатация машин стандартов Евро-2, Евро-3 и выше. Понятно, что Европа использует такие меры с целью сохранения экологии и здоровья людей. Но далеко не все машины из РФ и СНГ этим требованиям соответствуют. Поэтому ограниченная часть автопарка отечественных транспортных компаний может доставлять груз в ЕС. С СНГ таких проблем нет.
  • Платные дороги. В Европейском Союзе имеется большое количество платных дорог, через которые вынуждено проходят маршруты грузового транспорта. Это влияет на повышение стоимости. В РФ и СНГ платные дороги являются редкостью. Поэтому и цена доставки товара выходит ниже.
  • Документы. Большинство документов, которые нужны для ввоза и вывоза товаров из ЕС, оформлять для грузоперевозок по территории СНГ не требуется. Вообще в плане документов требования не такие жёсткие. Подготовить набор бумаг проще и быстрее.
    Грузоперевозки по СНГ и бумаги
  • Языковой барьер. А точнее его отсутствие. Это действительно важное преимущество, поскольку для грузоперевозок в ту же Европу требуется знать несколько языков. Либо дополнительно тратить средства на поиски и оплату услуг переводчиков. Недопонимания между водителем и сотрудником таможни может привести к задержкам, арестам и прочим неприятным ситуациям. Это влияет на экономическую и политическую ситуацию. Что же касается стран СНГ, то здесь все могут общаться на русском. Да, необязательно они в совершенстве владеют русским языком и не всегда пишут на нём, но общаются достаточно сносно. Это даёт возможность без проблем найти общий язык, задать вопросы и ответить на них без переводчиков.

Чтобы объективно оценить то, как доставляют грузы по территории России и стран СНГ, необходимо взглянуть не только на преимущества, но и на имеющиеся недостатки.

В чём заключаются недостатки

Действующие законы и правила имеют и негативные моменты. Это проявляется в виде следующих недостатков:

  • Необходимость прохождения таможенного досмотра. Считается, что пройти таможню в ЕС очень сложно. Но в действительности внутри стран бывшего СССР это сделать ненамного легче. Нужны документы, разные справки, без которых въехать или выехать не получится. С учётом бюрократических сложностей в СНГ, где существует серьёзная проблема взяток, это выливается в один из главных недостатков.
    Фура на таможне
  • Большие очереди. Очереди, как одна из основных проблем и явлений времён СССР, никуда не ушли даже после развала союза. В итоге на таможне часто можно наблюдать огромные очереди из тех, кто пытается въехать или выехать. Не последнюю роль здесь играют бюрократические сложности, необходимость в оформлении документов, получении справок и так далее. В итоге перевозчики сталкиваются с тем, что нарушаются сроки доставки, груз портится, приходится платить штрафы и неустойки.
  • Плохое состояние инфраструктуры. Хотя говорилось о том, что ЖД и автодороги хорошо развиты и их продолжают модернизировать, на практике это происходит не так активно и не в тех объёмах, в каких бы хотелось. Дороги ремонтируют исходя из их приоритетности. Не ко всем населённым пунктам есть физическая возможность приехать. Как по причине отсутствующих или разрушенных железнодорожных путей, так и из-за разбитых и размытых автомобильных дорог.
  • Недостаток таможенных пунктов. Существует не так много пограничных постов, через которые осуществляются грузоперевозки в СНГ. Отсюда и огромные очереди. Добавьте сюда бюрократические сложности, и это сформирует серьёзные основания для больших финансовых потерь со стороны транспортных компаний. Если не исправить ситуацию, то в скором времени доставка в СНГ уже перестанет быть столь выгодной. И тогда грузовладельцы задумаются о международной торговле с Азией или Европой.

Исправить ситуацию можно. Но исключительно совместными усилиями и за счёт оперативных действий уже сейчас.

Очередь из фур

Да, стоит признать, что дороги строятся и ЖД пути прокладываются. Многое, что осталось со времён СССР, обновляют и модернизируют. Но темпы всё равно слишком слабые.

Но есть в недостатках и светлая сторона. Так удаётся исключить компании, которые объективно не могут справиться со своими задачами, а также обеспечить доставку груза в страны содружества. А поскольку отсеивается значительная часть недееспособных предприятий, ведущие компании имеют намного меньше серьёзных конкурентов.

Насколько перспективной можно считать грузоперевозку в страны СНГ? Как долго такое содружество будет существовать? Стоит ли вступать в Таможенный Союз?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 2
  1. Алексей

    Как по мне, СНГ — это уже сугубо формальное понятие. Желание хоть как-то зацепиться за давно потерянный союз. Так что пора бы отпустить эту историю. И заняться Таможенным союзом.

  2. Максим

    Пережиток прошлого. Условное содружество, которое существует не так на бумаге, как и умах основателей. Если не ошибаюсь, главным по СНГ считается Лукашенко. И штаб-квартира в Минске. Это о многом говорит.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: