Грузоперевозки являются важнейшей частью в развитии экономики любой страны. И РФ не исключение. При этом перевозки могут осуществляться как внутри государства, так и на международном уровне. Здесь задействуют разные виды транспорта, включая железнодорожные составы.
В настоящее время большая часть грузов доставляется в различные страны с помощью ЖД сообщений. Но поскольку речь идёт о международных перевозках, то тут предусмотрены разные нюансы и особенности. Это касается в большей степени правильного оформления документов. Но есть и другие моменты, на которые нужно обращать особое внимание.
Поэтому в вопросе международных железнодорожных грузоперевозок следует разобраться более детально, уточнив и рассмотрев ключевые пункты.
Куда осуществляются ЖД перевозки из РФ
РФ подписала международное действующее соглашение о грузоперевозках со странами ТС, то есть Таможенного Союза, а также с некоторыми другими странами, куда можно доставить груз по железной дороге.
Если говорить о том, куда осуществляются международные грузовые перевозки именно ЖД транспортом из РФ, то без каких-либо проблем доставка распространяется на следующие страны:
- Литва;
- Польша;
- Беларусь;
- Казахстан;
- Эстония;
- Абхазия;
- Южная Осетия.
Никаких особенностей или трудностей при пересечении железнодорожных составов из РФ границ этих стран не предусмотрено. Как и при движении локомотивов в обратном направлении, при ввозе в Россию.
Куда сложнее ситуация складывается со странами, которые являются членами НАТО. В настоящий момент РФ имеет общие границы с 14 такими государствами.
Транспортировка грузов осуществляется на основе конвенции о международных торговых ЖД-перевозках.
Сейчас в РФ зарегистрировано множество компаний и предприятий, которые занимаются вопросами международных грузоперевозок по железной дороге, а также могут предложить свои услуги по доставке товара в любую доступную страну по ЖД. Причём услуги обычно комплексные, то есть участие заказчика является минимальным.
Вопрос правового регулирования международных ЖД перевозок
С целью организации транспортировок различных грузов, где используются железные дороги, и при реализации доставки в международном сообщении, требуется составлять соответствующие документы, дающие право доставить товар ЖД транспортом.
Сами документы, как и организационные вопросы грузоперевозок, должны выполняться строго согласно международным актам и нормативам.
Здесь можно выделить 2 ключевых документа:
- МГК;
- КОТИФ.
МГК является Международной конвенцией по железнодорожным грузоперевозкам. Второй документ, то есть КОТИФ, это международное соглашение о ЖД перевозках.
Эти документы также называют Бернской конвенцией. Сейчас участниками этой конвенции являются 33 страны. Среди них страны Северной Африки, Европы и Азии.
Правила и нормативы, прописанные в этих конвенциях, распространяются только на определённые линии железных дорог. Они прописаны в соответствующих документах.
В правилах и договорах также прописывают и скорость, с которой железнодорожный состав может по указанным линиям доставлять грузы. Существует 2 основных лимита скорости и времени:
- Высокая скорость доставки. В сутки допускается не более 40 километров.
- Малая скорость. Здесь лимит намного больше и составляет 300 км за сутки.
В КОТИФ определены условия и размеры ответственности, если груз во время транспортировки портится или повреждается. Есть специальная конвенция, в которой раскрыты вопросы регулирования ЖД перевозок между государствами из Азии и Европы.
Это 2 ключевых документа:
- СМГС. Является Соглашением о международных грузовых сообщениях. Соблюдать его правила должны только те перевозчики, которые его приняли.
- СМПС. Тут уже речь идёт о соглашении про международные пассажирские сообщения.
Указанные документы обычному заказчику ЖД-перевозок понять сложно. Да и обычно разбираться в этом детально не требуется. Договор будет составлять специалист транспортной компании. Задача клиента — предоставить детальную, а также правдивую информацию.
Преобладающие виды грузов
Компании, предлагающие транспортировку грузов по ЖД, включая международные грузовые торговые перевозки, осуществляют доставку различных категорий товаров. При этом наверняка многим будет интересно узнать, какие именно категории и виды грузов преобладают в вопросах доставки между странами.
Железная дорога хороша тем, что особых ограничений на перевозимые грузы у неё нет. Поэтому доставлять могут товар любого типа, разновидности, размера и количества.
Если говорить о грузовых перевозках на международном уровне, то в России преобладает вывоз и ввоз следующих категорий товаров:
- уголь;
- нефть;
- нефтепродукты;
- стройматериалы;
- руда;
- алмазы;
- лес.
Основная масса грузов отправляется поставщиками из Кемерово, Челябинска, Иркутска, Свердловска.
В меньшем количестве, но всё равно в достаточно крупных объёмах по железной дороге перевозят продукты, сельскохозяйственные товары, удобрения.
Соседствующие с Россией государства также активно поставляют в страну свою продукцию. Ярким примером являются цитрусовые из Абхазии, а также яблоки и сыры, которые производятся в Эстонии.
При железнодорожных торговых грузоперевозках обязательно отталкиваются от того, какой именно груз доставляется. Это напрямую влияет на перечень необходимых документов, выполнение ряда правил и законов, а также на соблюдение прочих нюансов перевозки по ЖД.
Действующие международные стандарты
Основным документом, на который опирают грузоперевозчиков, осуществляющих международные грузовые железнодорожные перевозки, выступает именно Бернская конвенция. То есть в основном грузоперевозки реализуют по этим нормам и стандартам. Бернские правила были составлены ещё в 1980 году. Причём СССР этот документ не ратифицировала. РФ, являясь приемником, также имеет законные основания эти правила игнорировать.
Собственно, в этом и состоит главная причина того, почему при провозе грузов возникают те или иные сложности. Тут речь идёт преимущественно о стандартах составления документов, которые нужно строго соблюдать. Разный подход к документации и формирует проблемы при ЖД перевозках на международном уровне. По этой причине ключевым документом, на который ориентируются перевозчики в России, выступает СМГС.
Поскольку это международный договор, то страны, подписавшие его, свободно обмениваются между собой товарами и грузами по единому стандарту оформления документации.
Список стран достаточно обширный, и он состоит из:
- Китая;
- Турции;
- Польши;
- Болгарии;
- Литвы;
- Эстонии;
- Ирана;
- Северной Кореи;
- Вьетнама;
- Монголии.
Нельзя не отметить факт существования некоторых разногласий между странами, которые являются участниками соглашения СМГС, а также теми, кто ратифицирован Бернские конвенции.
Принимая во внимание этот факт, при перевозке грузов и товаров по железной дороге через несколько разных стран приходится заниматься дополнительно вопросами переоформления документов. Но клиента обычно такой вопрос не заботит, поскольку соответствующие обязательства перёд на себя экспедитор. Это специалист, который занимается вопросами сопровождения груза.
Согласно международным стандартам ЖД транспортировки грузов, регламентируются такие пункты:
- классификация опасности груза;
- правила упаковки товаров;
- правила транспортировки;
- стандарты по оформлению сопроводительных документов.
Компания, которая предлагает услуги по международным грузоперевозкам железной дорогой, должна детально разбираться во всех нюансах Бернских конвенций, а также соглашения СМГС.
Необходимые сопровождающие документы
Клиент заключает соглашение с перевозчиком на основе договора о международных железнодорожных перевозках.
Каждый груз, который отправляется за пределы территориальных границ Российской Федерации, обязательно проходит стандартную для всех процедуру таможенного контроля и проверки. Первое, на что смотрят сотрудники таможни, это наличие полного пакета документов, а также их правильность заполнения.
Подписывая договор, контракт или же соглашение с зарегистрированной транспортной компанией, которая займётся вопросами международной железнодорожной перевозки груза клиента, нужно уточнить все нюансы, связанные с подготовкой сопроводительных документов. Чаще всего все эти вопросы решает перевозчик. Но важно понимать, что от заказчика потребуется определённая помощь. В первую очередь, речь идёт о предоставлении полной и правдивой информации.
При международных ЖД перевозках предусмотрен стандартный пакет документов. Он состоит из:
- товарного договора, либо соглашения о доставке товаров и грузов;
- товарно-транспортных документов (коносаменты, накладные);
- документального обоснования заявления кода перевозимого товара;
- документов, которые подтверждают факт оплаты всех предусмотренных законом таможенных пошлин и сборов;
- платёжного поручения;
- паспорта сделки или другого документа для подтверждения стоимости груза;
- документ с подтверждением соблюдения запретов, ограничений и мер тарифного регулирования;
- доверенности, если лицо действует в интересах организации;
- полного пакета документов со сведениями о компании.
Если речь идёт об импорте товаров по железной дороге из других стран-участников на территорию РФ, тогда дополнительно нужно будет подготовить ещё несколько официальных бумаг. Этот дополнительный перечень состоит из:
- прайс-листов;
- сертификатов установленного образца;
- декларации на реализацию экспорта.
Экспорт предусматривает другие дополнительные документы. В список обязательных бумаг при экспорте товаров входят:
- смета с указанием стоимости перевозимого товара или груза;
- технические сопроводительные документы;
- CMR;
- контракт на осуществлённую закупку;
- счёт-фактура.
Важно понимать, что перевозчик несёт серьёзную ответственность за любые нарушения действующих правил и нормативов. В особенности это касается оформления документов.
Если информация о товаре окажется указанной неправильно, либо данные будут ложными, тогда потребуется переоформлять все бумаги. Это становится причиной потери времени и денег. Для определённых ситуаций даже малейшая задержка является недопустимой. Это актуально при перевозке продуктов и товаров из категории быстро портящихся.
Не исключена также и уголовная ответственность. Но это уже касается перевозки контрабанды, а также запрещённых товаров и грузов.
Как пройти таможенный контроль
Чтобы пройти через таможню на российской границе с другими государствами, перевозя грузы по железной дороге, потребуется выполнить несколько основных задач:
- составить, зарегистрировать и оформить декларацию на перевозимый груз;
- провести проверку кода ТН ВЭД;
- выполнить все правила, актуальные для не тарифицированного регулирования;
- проверить правильность указанной таможенной стоимости;
- провести все необходимые таможенные платежи;
- пройти процедуру валютного контроля.
Учтите, что декларация составляется строго по достоверным и точным данным. Любые ошибки здесь недопустимы. Иначе наверняка возникнут сложности. Как минимум, будет наложено административное наказание в виде штрафа. В отдельных случаях перевозчика могут лишить права вести свою деятельность по международным и даже внутренним грузоперевозкам.
Представители таможенной службы занимаются вопросами проверки указания кодов, заполнения документов и правил нетарифного регулирования. Если проверка покажет наличие ошибок и неточностей, то будут введены необходимые правки.
Тарифное регулирование позволяет исключить нарушения в отношении налоговых законов РФ, а также стран, куда или откуда отправляется груз по железной дороге.
Нельзя забывать о важности проверки правильного указания таможенной стоимости. Во многом именно этот показатель определяет, какую таможенную пошлину придётся заплатить. Некоторые клиенты, чтобы уменьшить собственные расходы на доставку, часто указывают некорректную стоимость. Но в таможне будут детально изучать этот документ. И если окажется, что стоимость указана некорректно, введут правки, а также оштрафуют.
Преимущества и недостатки
Если подводить итоги относительно международных железнодорожных перевозок грузов, то тут будет правильно рассмотреть сильные и слабые стороны такого способа доставки товаров.
Достоинств здесь действительно достаточно, и они существенно влияют на популярность этого варианта транспортировки грузов.
- Высокий уровень безопасности. Статистика точно говорит в пользу железнодорожных сообщений. Здесь количество аварий существенно меньше, нежели при автоперевозках. Сам транспорт отличается высоким уровнем безопасности и позволяет гарантировать сохранность груза в большей степени, чем в машинах. Вагоны прочные и устойчивые. То есть шансы того, что состав опрокинется, перевернётся или деформируется, на практике минимальные.
- Доступная стоимость. Такое преимущество можно считать относительным, поскольку всё зависит от конкретной ситуации. Но если сравнивать международную доставку по ЖД и самолётами, то тут железная дорога окажется в разы дешевле. И это объективная оценка. Иногда доставка поездами превосходит по уровню выгоды международные автоперевозки. В основном это актуально для доставки на большие расстояния. В этих ситуациях применение машин оказывается уже нерентабельным.
- Лёгкость погрузочно-разгрузочных работ. Тут никаких сложностей быть не должно. В каждой точке, куда доставляются вагоны и составы, имеется необходимое оборудование, специальная техника и живая рабочая сила.
- Меньший перечень запрещённых грузов. В случае с железной дорогой ограничений и запретов на перевозку определённых товаров и грузов значительно меньше, нежели у автомобилей и самолётов.
- Документация. Тут клиент практически не участвует в процессе их оформления. Разве что предоставляет некоторую информацию и ставит свою подпись. В основном все вопросы с документами решает представитель транспортной компании. И если знать все международные стандарты и законы, что входит в обязанности уполномоченного сотрудника компании, никаких сложностей с составлением пакета документов возникать не должно.
Что же касается недостатков, то тут сложно найти объективные и серьёзные слабые стороны.
Да, кто-то скажет, что доставка ЖД транспортом очень медленная. Это так, но только при условии, если сравнивать скорость доставки с авиаперевозками. У морского и речного способа доставки железная дорога точно выигрывает. Что же касается сравнения с автомобильными грузоперевозками, то тут многие заблуждаются, считая машины более быстрыми.
В случае с доставкой по железной дороге речь практически не идёт о:
- пробках;
- авариях и дорожно-транспортных происшествиях;
- запретах на въезд в населённые пункты;
- временных ограничениях по пересечению городов;
- постах ДПС с постоянными остановками;
- поломках автомобильного транспорта и так далее.
Статистика аварий с участием ЖД транспорта говорит сама за себя. Грузовики попадают в ДТП в десятки раз чаще. То же самое касается поломок и внеплановых остановок.
Вот и получается, что реальных недостатков у перевозки грузов железнодорожным транспортом нет. Всё условно и относительно, и кажущийся недостаток в действительности оказывается весомым преимуществом.
Приняв во внимание все рассмотренные выше вопросы, можно сделать смелый вывод о том, что железная дорога абсолютно справедливо является наиболее популярным способом для реализации грузоперевозок между соседними странами с РФ. Конечно, по всем пунктам они не превосходят конкурирующие виды. И это вполне закономерно, поскольку сегодня все виды транспорта выполняют свою работу и являются важнейшей частью всей системы международных грузоперевозок.
Что думаете о ЖД как о способе доставки грузов в другие страны? Почему именно железная дорога такая популярная? Можно ли решить спорные вопросы, связанные с использованием различных международных соглашений и правил? Как это сделать?
Это ожидаемо популярный вариант. Тут удивляться не стоит. У меня по работе многие товары доставляют и отправляют поездами. Экономически это самый выгодный вариант.
Кстати насчет превосходства поезда по скорости над машинами часто задумывался. Да, на коротких дистанциях автомобили выигрывают. Даже если это международный рейс, когда граница рядом. Но на дальней дистанции поезд однозначный фаворит.