Проектные грузы относятся к числу наиболее сложных с точки зрения их транспортировки по дорогам общего пользования. Более того, без надлежащей подготовки доставлять их попросту запрещено. Для того чтобы реализовать столь сложный план, разрабатывается специальный проект, а также составляется индивидуальный маршрут.
Особенности проектных перевозок
Начать следует с того, что, к примеру, может попасть в категорию проектного груза, отвечающего определённым требованиями в доставке автомобильным транспортом.
Чаще всего под этим подразумевают внушительную по габаритам технику или иные крупные изделия. Именно из-за показателей массы и объёма такие предметы нельзя допускать на дороги общего пользования по причине разрушения последних.
К таким перевозкам не привлекают традиционные грузовые автомобили, которые мы ежедневно можем увидеть в городах и за их пределами. Их возможностей с точки зрения габаритов и массы попросту будет недостаточно. Требуется более тяжёлая специальная техника, которая встречается лишь в единичных автопарках транспортных предприятий. По обычным дорогам общего пользования ей передвигаться противопоказано, иначе дорожное покрытие окажется полностью разрушенным. По этим причинам требуется составление отдельного маршрута, что и получило название проектной перевозки.
На стоимость перевозки проектных грузов прямо или косвенно влияет большое количество факторов. Среди них:
- длительность маршрута и его сложности;
- категория транспортного средства;
- время, необходимое для доставки;
- особенности груза и такелажного оборудования;
- дополнительные услуги.
Доставка проектных и негабаритных грузов (часто подразумевается одно и тоже под этими понятиями) должна разрабатываться как комплексная задача. Внутри неё есть несколько основных задач, которые предстоит решить логистам:
- Максимум достоверной информации о самом грузе. Здесь очень важно иметь точные данные о массе, фактическом объёме, высоте, ширине и длине перевозимых изделий. Не стоит полагаться на одну лишь техническую документацию, поскольку предмет мог быть подвержен конструктивным изменениям. Тем более если раньше он уже был в эксплуатации, мог быть заправлен рабочими жидкостями или модернизирован.
- Выработать оптимальный маршрут доставки. Учитывая сложные и нестандартные технические характеристики конструкции, маршрут разрабатывается индивидуально, с учётом воздействия множества критериев. В данном случае речь не идёт о доставке стандартных контейнеров или прочих ёмкостей. Необходимо учитывать сложность креплений, возможную погрузку в пути на другое транспортное средство, пропускные способности маршрута.
- Правильный документооборот. Ещё один важный этап для того, чтобы успешно пройти согласование и выдачу необходимых разрешений на транспортировку. Отдельные грузы могут быть классифицированы не только как негабаритные, но и как опасные. Это повышает требования к ним со стороны контролирующих органов. Отдельные критерии по документам распространяются на грузы, пересекающие границу.
- Обеспечение сохранности. В ходе транспортировки негабаритный груз может неоднократно размещаться на разных транспортных средствах. Это требует особого внимания в плане погрузочных и разгрузочных работ, его крепежа и так далее. Схемы размещения и крепления разрабатывают квалифицированные специалисты.
Транспорт для перевозки проектных грузов
Для подобных транспортных грузоперевозок задействуют специальную технику — чаще всего это тралы с усиленными платформами и низкой посадкой. Именно они способны везти груз весом в 100-200 тонн, а в ряде случаев и более того. Также они способны транспортировать предметы с габаритами в несколько десятков метров.
Естественно, слабым местом таких грузовиков станет манёвренность. Для этого они комплектуются дополнительными осями с независимым управлением. При необходимости конструкции перевозятся на двух грузовиках, один из которых следует спереди, а другой — позади платформы.
Как только подобран соответствующий транспорт, за дело берутся специалисты отдела логистики. У них задача не менее сложная, чем у водителей. Необходимо разработать специальные транспортные коридоры, через которые сможет проследовать проектный груз без особых помех для других участников движения. Это значит, что на всём пути не должно быть ограждений и мостов, серьёзных автомобильных пробок.
Для примеров к наиболее распространённым категориям проектных грузов относят:
- военную технику;
- промышленную и строительную технику;
- производственные станки, линии в сборе, оборудование;
- крупные конструкции в сборе или отдельные габаритные части их;
- автоматизированные линии и мини-заводы.
Особого внимания заслуживает проектная доставка с пересечением границ, требующая таможенного оформления. Зачастую бывает необходимо, чтобы отдельные части конструкции прибыли вовремя в пропускной пункт, хотя доставляются они на разных грузовых авто. В таких случаях можно оформить всю конструкцию как целую установку. Для стран Евросоюза максимальный вес ввозимого груза составляет 20 тонн. Если он весит больше, то потребуется оформление специальных сертификатов.
Разработка маршрута перевозки проектных грузов
При доставке проектных грузов огромное значение отводится вопросу грамотной разработки маршрута. От выбранной схемы движения будет зависеть как целостность самого груза, так и безопасность инфраструктуры и людей. Для разработки специального маршрутного проекта берутся во внимание следующие факторы:
- нагрузка дорог и дорожного полотна;
- высота, на которой проходят линии ЛЭП;
- высота эстакад и мостов;
- их грузоподъёмность.
Далее проект согласовывается с государственной автоинспекцией, а также службами дорожного контроля.
Опытная логистическая компания берёт на себя многие из этих этапов. Проектирование обычно требуется для перевозки негабаритных конструкций либо при создании специфического маршрута. В этом процессе выделяют множество этапов:
- подготовку маршрута;
- создание сметы;
- выбор транспортных средств и их подготовка (включая документальную);
- выбор вариантов фиксации груза в дороге;
- работы по погрузке и креплению;
- оформление сопроводительной документации;
- согласование с контролирующими и другими органами власти;
- страхование;
- организация сопровождения груза и его охраны.
Если внимательно подойти к проектным грузоперевозкам, то это позволит избежать порчи имущества, возможных убытков или штрафных санкций. Поэтому такие услуги целесообразно заказывать лишь у профессиональных перевозчиков, имеющих соответствующий опыт и технику. Если кто-то сталкивался с проектными перевозками на практике, приглашаем поделиться своей информацией!
Я работал в очень крупной транспортной фирме. Могу подтвердить, что проектные перевозки являются самыми сложными с точки зрения организации всего процесса под ключ. Помимо специального транспорта, нужно очень много времени посвятить логистике.