Особенности и нюансы перевозки щебня

Щебень относится к строительным материалам, но сфера его применения гораздо шире. Это высокопрочный природный материал, добываемый в открытых карьерах взрывным способом. Поскольку он считается сыпучим материалом, при его транспортировке следует использовать общие правила перевозки сыпучих материалов. Разумеется, с некоторыми особенностями, о которых и пойдёт речь в данной статье.

Грузовая машина на разгрузке щебня

Нюансы транспортировки щебня

Как правило, основным критерием при выборе способа доставки и конкретного транспортного средства является минимизация расходов, зависящая от дальности перевозок, экономичности в перерасчёте на стоимость доставки одного километра (или расхода топлива на 1 км) и ряда других факторов:

  • погодных условий, влияющих на скорость доставки;
  • вместимости выбранного вида транспорта (для ж/д перевозок это тоннаж одного вагона, для автотранспорта – сколько можно перевезти в одном самосвале);
  • время суток – ночные тарифы могут быть намного выше дневных;
  • состояние дорог (для автоперевозок) по выбранному маршруту;
  • сезонность (для каботажных перевозок).

Экскаватор едет мимо гор щебня

В остальном перевозка щебня полностью подпадает под нормативы, утверждённые для транспортировки и хранения сыпучих грузов.

Какой транспорт оптимальный для осуществления перевозок

Щебень как важный строительный материал, исходная порода для которого добывается практически повсеместно, может транспортироваться всеми известными способами, кроме трубопроводного.

Перевозки щебня автотранспортом

В силу распространённости ареалов добычи гранита и других природных минералов, являющихся сырьём для производства щебня, автоперевозки являются одним из ключевых способов его доставки по назначению.

Перевозка щебня автомобильным транспортом – услуга, предоставляемая на высшем уровне. Для доставки грузов таким способом характерны некоторые преимущества.

Достоинствами использования автоперевозок являются:

  • высокая мобильность – материал может отгружаться непосредственно на предприятии и быть доставленным прямиком к месту назначения без перевалок;
  • относительно доступная стоимость;
  • возможность поставок малотоннажными партиями.

Их этого следует очевидный вывод, что для поставок крупными партиями или на дальние расстояния рентабельнее выбирать железнодорожные перевозки, а если есть возможность – водный транспорт.

Для перевозки щебня используют самосвалы (включая тонары, являющиеся специализированными прицепами/полуприцепами для доставки различных грузов, в том числе сыпучих).

Транспортировка этого нерудного материала не требует укрытия от атмосферных воздействий, поэтому использование машин с закрытым кузовом необязательно. При выборе конкретной марки и модели следует учитывать как грузоподъёмность самосвала, так и его транспортные издержки. Во многих случаях эти два критерия коррелируют – чем мощнее самосвал, тем больше он может перевезти, но при этом и расход горючего будет заметно выше.

Горы щебня и грузовики

Тонары в этом плане немного предпочтительнее – по сравнению с самосвалами и автосоставами они обладают повышенной маневренностью, более высокими скоростями передвижения в нагруженном состоянии и могут перевозить до 30 т груза.

Перевозки щебня ж/д транспортом

В структуре грузового товарооборота основных строительных материалов, включая щебень, железнодорожный транспорт имеет самую весомую долю, что неудивительно, ведь это самый надёжный, дешёвый и быстрый способ доставки груза практически на любые расстояния.

Для перевозки щебня используются следующие разновидности вагонов:

  • думпкар – вид вагона грузоподъёмностью до 180 т, сконструированный для транспортировки сыпучих материалов, с наклоняемым при разгрузке кузовом и самооткидывающимися бортами. Наклон осуществляется пневматикой, возврат в исходное состояние – либо той же пневматикой, либо пол собственным весом;
  • хоппер – ж/д вагон бункерного типа, как правило – трапециевидной формы со специальными люками внизу, обеспечивающими быструю и эффективную выгрузку сыпучих материалов;
  • полувагон – самая распространённая универсальная разновидность подвижного железнодорожного состава. Представляет собой прямоугольную коробку без крыши. Для транспортировки сыпучих материалов используются полувагоны с люками в полу.

Вагоны с щебнем

Ж/д перевозки щебня характеризуются целым рядом преимуществ:

  • возможностью доставки практически неограниченных объёмов материала;
  • минимизацией рисков утери груза;
  • доставка на любые расстояния;
  • высокая рентабельность (заметно выше, чем у автоперевозок);
  • возможность перевозок в любое время года, независимость от погодных условий.

Основной недостаток – необходимость перевалочного этапа, если хозобъект не имеет подъездных ж/д путей.

Перевозки щебня водным транспортом

Доля каботажных перевозок небольшая, и продолжает снижаться. Обусловлено это целым рядом причин, в том числе ростом парка грузового парка и загруженностью водных артерий, а также их ограниченным ареалом.

В большинстве случаев в качестве средства доставки используются грузовые баржи, самоходные или буксируемые. Реже – сухогрузы с открытыми платформами или трюмом. Перевозки водным транспортом выгодны тем, что обладают наименьшей стоимостью, обратно пропорциональной протяжённости маршрута (чем дальше – тем дешевле), возможностью одноразовой транспортировки больших объёмов угля любых разновидностей и фракций.

Такой способ перевозок сдерживается недостаточной пропускной способностью портов, сезонностью и ограничениями, связанными с выбором маршрута передвижения.

Для бизнеса водные перевозки щебня весьма выгодны: они вдвое дешевле использования железнодорожного транспорта и втрое – автомобильного.

С точки зрения расхода топлива соотношение ещё разительнее – тепловоз окажется расточительнее в 3,3 раза, а самосвал – в более чем 60 раз.

Баржа плывет с щебнем

При этом грузоподъёмность некоторых сухогрузов достигает 9000 т – именно столько максимально можно перевезти щебёнки по реке за раз. Но здесь нужно учитывать и сопутствующие расходы (обязательная перевалка), и низкую скорость доставки, и возможные простои в порту назначения, и протяжённость маршрута, которая может оказаться в 1,5-2 раза больше, чем автотрассы между этими же конечными точками.

Организация безопасности движения

Транспортировка сыпучих грузов, включая щебень, должна удовлетворять общим правилам с точки зрения техники безопасности:

  • загрузка навалом ёмкости (вагона, кузова самосвала, прицепа) должна осуществляться таким образом, чтобы не допустить высыпания груза во время перевозки. При существовании такого риска (в основном это перевозки автотранспортом) щебень должен укрываться сверху брезентовым пологом;
  • машины для перевозки щебня должны иметь высокие борта, допускается использование специальных контейнеров для транспортировки сыпучих грузов;
  • особое внимание следует уделять выполнению погрузочно-разгрузочных работ, придерживаясь соответствующих требований техники безопасности.

Выполнение большинства этих требований ложится на плечи грузоперевозчика.

Красный грузовик с щебнем

Потери при транспортировке

Для всех сыпучих грузов установлены нормативы естественной убыли при перевозке и хранении.

Так, при перевозке щебня автотранспортом естественные потери согласно нормативам, утверждённым в 1978 году и оставшимся неизменными, составляют 1.3% от первоначальной массы. Для железнодорожных перевозок норматив намного ниже: 0.6%, если груз транспортируется в таре, и 1% — если без тары.

Если необходима перевалка сыпучих грузов мелких фракций или в измельченном состоянии, норма естественной убыли составляет 30% на каждую операцию перегрузки (вагон – судно, вагон – вагон).

Превышение установленных нормативов может возникнуть по следующим причинам:

  • нарушение правил перевозки щебня (например, использование неисправного самосвала или грузовика с большим сроком эксплуатации);
  • отсутствие тентов или тары;
  • несоблюдение оптимального скоростного режима;
  • плохое качество дорог;
  • неравномерная загрузка транспортного средства.

Но чаще всего значительные расхождения веса фиксируются, если загружался влажный щебень: в таких случаях в конечной точке маршрута вес груза может уменьшиться на 3-5%.

Принимать во внимание коэффициент уплотнения щебня при этом не имеет смысла, поскольку на весовые характеристики он практически не влияет.

Отметим, что превышение нормативных показателей – это проблема грузоперевозчика, которому будет сложно доказать, что это естественная убыль. В большинстве случаев разницу доплачивает он, поэтому так важно придерживаться существующих правил перевозки сыпучи х грузов.

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 1
  1. Платон

    У меня вопрос из юридической плоскости. Перевозил летом щебень самосвалом, остановил ДПСник, выписал штраф. Обоснование – якобы загрязняю дорожное полотно, привести доказательства он не смог. Машина загружена ниже бортов. Нужно ли было мне обязательно накрывать груз тентом?

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: