В процессе транспортировки строительных грузов велика вероятность повредить целостность материала и снизить его эксплуатационные возможности. На поверхности материала могут появляться необратимые дефекты и сколотые участки. По этой причине существуют разработанные требования, соблюдение которых обязательно для защиты железобетонных изделий.
Как выбрать пустотную плиту перекрытия
Прежде чем говорить о правилах перевозки пустотных железобетонных плит, важно разобраться с тем, с каким материалом мы имеем дело и как правильно его выбирать.
Плитами перекрытия называются материалы, используемые для создания связующих элементов конструкций различных построек и сооружений, а также секций между этажами зданий.
Такие железобетонные изделия являются достаточно лёгкими за счёт наличия в своей структуре большого количества пустот, или пор. При этом такие материалы отличаются большой прочностью и надёжностью, а также отличаются хорошими звукоизоляционными свойствами.
Плиты перекрытия и дорожные плиты – не одно и то же. Вторые используются только в качестве покрытия дорожных полотен.
Пустотные плиты имеют такие основные виды маркировок, как ПК и ПБ. ПК являются классическим вариантом перекрытий, в то время как ПБ – это более современные безопалубочные плиты. Каждый из видов обладает рядом преимуществ. У ПК наиболее выделяются следующие:
- На изготовление таких материалов уходит меньше сырья, из-за чего их приобретение считается более выгодным в экономическом плане.
- Наличие полостей внутри таких плит отвечает за хорошие показатели звуко- и теплоизоляции.
- Более удобны в установке, поскольку имеют специальные монтажные петли.
- Строительство с использованием таких пустотных плит можно вести гораздо быстрее и выгоднее с сохранением высокого качества.
- В процессе заливки ПК плиты используется специальная форма, которую заливают бетоном. Равномерное распределение раствора осуществляется при помощи вибрации. Затем применяется специальная паровая обработка материала при оптимальном температурном режиме.
ПБ плиты изготавливаются при помощи безопалубочного способа. Такая методика работает за счёт укладывания плит на подогреваемом покрытии из металла, на котором располагаются напряжённые провода. Специальная техника осуществляет постоянные движения по системе рельсов и в результате оставляет за собой железобетонную ленту, которая нигде не прерывается. Её накрывают материалами, сохраняющими тепло, подогревают до нужной температуры и разрезают на полоски. Преимущества безопалубочных плит таковы:
- За счёт разглаживающей техники, используемой при изготовлении ПБ плит, поверхность материала получается более ровной и гладкой, какие-либо трещины или дефекты не обнаруживаются.
- Такие изделия могут быть любой нужной длины: от 1,8 до 9 метров.
- Диапазон нагрузочных возможностей: 600-1450 кгс/кв. м.
- Распиливать такие плиты можно под углом до 45°, что может пригодиться для перекрытий эркеров.
На таких плитах отсутствуют крепёжные петли, что больше является минусом материала, нежели плюсом. Однако в процессе монтажа могут использоваться чалки, а для связывания изделий обычно проделывают отверстия, куда загоняются болты.
Таким образом, выбор в пользу определённой маркировки плит делается потребителем с учётом его личных предпочтений и нужд. Оба вида пустотных плит подвергаются тщательной проверке после изготовления, поскольку все они должны быть достаточно прочными и способными выдерживать давление от близлежащих плит.
При выборе плит стоит обращать внимание на следующие общие показатели:
- Высокая устойчивость при пожарах.
- Лёгкость и небольшой вес материала.
- Теплонепроницаемость.
- Высокая звукоизоляционная способность;
- Газо- и водоизоляция (особенно для помещений с более высокой влажностью).
Материалы должны поставляться непосредственно от производителя, который сможет показать всю необходимую документацию, где расписаны эксплуатационные возможности материала.
Транспортировка железобетонных плит перекрытия
Перевозка плит перекрытия обычно осуществляется автотранспортом или манипулятором. Этот процесс всегда должен происходить согласно ГОСТу 13015.4-84.
В большинстве случаев для перевозки плит используют грузовую машину с плитовозом – специальной площадкой, предназначенной для удобной транспортировки стройматериалов. Такой транспорт выбирают в соответствии со следующими требованиями:
- внутренняя часть кузова грузовика должна быть оснащена специальной крепёжной системой, с помощью которой можно зафиксировать плиты;
- грузоподъёмность такого транспорта должна быть соответствующей: одна грузовая машина должна вмещать до 3-4 плит;
- наличие специального покрытия в виде брезентового тента для укрытия и защиты транспортируемого материала;
Правила перевозки ЖБИ автомобильным транспортом:
- Содержимое кузова или прицепа надёжно фиксируется.
- Перемещение грузовой машины при транспортировке должно быть плавным, с контролируемой скоростью, что необходимо для того, чтобы избежать повреждений фиксирующей системы.
- Перед тем, как перевозить плиты, между ними укладывают специальные прокладки для контроля нагрузки на плиты и снижения вероятности появления повреждений.
Относительного того, можно ли перевозить плиты на боку, ведутся споры. Однако лучше всего располагать их равномерно в горизонтальном положении с учётом возможностей крепежа внутри кузова грузового автотранспорта.
Хранение железобетонных плит перекрытия
Для того чтобы железобетонная плита не была подвержена влиянию внешних факторов среды, необходимо соблюдать правила её хранения. Из-за своей пористости бетон может накапливать влагу, если оставить материал на хранение прямо на грунте, либо если плита будет находиться в местах, где велика вероятность выпадения осадков. При постоянном колебании показателей температур и накоплении осадков в структуре бетона, избежать необратимых повреждений материала будет невозможно.
При постоянном содержании воды в порах ЖБИ они легко подвергаются коррозии, из-за чего страдают показатели прочности материала, а также его несущая способность.
По этой причине важно позаботиться о надлежащих условиях долговременного хранения плит и обезопасить их при помощи водонепроницаемых покрытий:
- плёнка из полиэтилена;
- рубероид;
- мягкая кровля;
- б/у листы шифера;
- профнастил.
Перед непосредственным складированием материала проводятся следующие подготовительные работы:
- определяют место для хранения ЖБИ;
- выбранную территорию очищают и выравнивают для того, чтобы в последующем обеспечить подъезд для автокрана;
- подбирают деревянные бруски для защиты ЖБИ от осадков.
Хранение пустотных плит рядом с траншеями и котлованами запрещается.
Участок для хранения должен быть с небольшим уклоном (при более значительном уклоне рекомендуется укладывать плиты штабелями поперек площадки хранения). Перед тем, как раскладывать плиты, их необходимо отсортировать по длине и ширине. При складировании большого количества стройматериала между штабелями плит оставляют место для прохода. Его ширина не должна превышать 800 мм. Для того чтобы было удобнее, плиты располагают таким образом, чтобы маркировочные обозначения плит были видны с продольного торца материала.
Укладывают плиты в горизонтальном положении по 8 штук небольшими штабелями, монтажными плитами кверху. Высота таких стопок должна составлять примерно 2,5 м. Для снижения давления на плиты, которые лежат в основании стопки, между ЖБИ укладывают бруски из дерева. Толщина прокладки вблизи петель – 40 мм, под нижним ярусом плит – 60-80 мм.
Изначально, заводские изделия из железобетона обладают достаточно большой прочностью и надёжностью. Это при условии того, что материалы были приобретены у официального производителя. В любом случае для сохранения целостности материала в дальнейшем соблюдение правил транспортировки и хранения материала являются строго необходимыми.