Особенности расчёта себестоимости грузоперевозок

Работа любого предприятия направлена на то, чтобы получать прибыль. При этом прибыль непосредственно связана с себестоимостью услуг, которые они оказывают. Чем этот показатель будет ниже, чем более конкурентоспособным и успешным окажется предприятие. Ведь на оказание услуги они тратят меньше средств, а поэтому получают больше чистой прибыли.

Снижая издержки на автомобильные грузоперевозки, можно вносить изменения в тарифы, что может положительно сказаться на стоимости продукции других экономических отраслей.

Расчёт себестоимости перевозки груза

Стоит узнать, как рассчитывается себестоимость осуществляемых транспортных грузовых перевозок и какими способами её можно снизить.

Какие бывают затраты

Если это автотранспортная организация, то на общую сумму её расходов будет влиять мощность, техническое оснащение, а также виды оказываемых услуг в сфере автомобильных перевозок. Их можно разделить по нескольким критериям:

  • Территориальный признак. Грузоперевозки могут быть международными, городскими, а также междугородними и так далее.
  • Объёмы партий. Перевозки можно осуществлять мелкими, средними и крупными партиями и тоннажем.
  • Отраслевой признак. Сюда относят перевозки для строительной сферы, торговли, промышленности, почты и так далее.

Грузоперевозки по стране и за границей

Включая в себестоимость затраты автомобильного предприятия, их разделяют на 2 категории. Это прямые и косвенные.

К прямым затратам относятся:

  • зарплаты для водителей;
  • отчисления по социальным нуждам;
  • вопросы амортизации;
  • затраты на топливо;
  • закупка смазочных материалов;
  • эксплуатационные расходники и прочее.

Виды расходов компании

Что же касается косвенных расходов, то тут можно учитывать затраты на содержание аппарата управления, зарплаты рабочим, которые напрямую не связаны с грузоперевозками и так далее.

Косвенные финансовые затраты в той части, которая уходит на расходы управления компанией, следует распределять между видами грузоперевозок и деятельностью пропорционально общим расходам по прямым затратам (без включения сюда имеющихся расходов на управление), относящихся на каждый из этих рассмотренных видов.

Подводя итог, общая сумма затрат на перевозки формируется путём сложения всех прямых, а также связанных с ними косвенных расходов.

Основания повышения стоимости грузоперевозок
Причины повышения стоимости грузоперевозок

Если проводится распределение финансовых затрат по отдельным видам оказываемых автотранспортных услуг, то здесь применяют аналогичный принцип. Затраты, по которым учёт детализирован, относят к конкретному виду перевозок. Другую же часть пропорционально распределяют относительно суммам расходов, отнесённых на каждую из них. Что это даёт? Это позволяет компании понять, сколько предприятие затрачивает на конкретный вид оказываемых услуг. Так можно определить, насколько экономически выгодно осуществлять отдельно взятую процедуру или операцию.

Из чего формируются транспортные расходы и их себестоимость

Чтобы узнать, как правильно рассчитать себестоимость автоперевозки грузов с помощью автомобильного транспорта, необходимо понимать, из чего она формируется.

Статьи затрат перевозчиков

Все затраты, которые формируют себестоимость грузоперевозок на автомобильном транспорте, принято группировать, отталкиваясь от их конкретного экономического содержания. Всего различают такие группы:

  • оплата труда;
  • отчисления на различные социальные нужды;
  • материальные текущие и общие расходы;
  • амортизация основных имеющихся фондов;
  • прочие финансовые затраты.

Если вы хотите определить себестоимость осуществляемых грузовых автомобильных перевозок, тогда нужно понимать суть каждого вида затрат.

Водитель и деньги

Расходы на оплату труда разделены на несколько подкатегорий:

  • Зарплата основного персонала предприятия, который занимается непосредственным оказанием транспортных услуг. Сюда же входят премии для руководства и рабочих, а также других сотрудников за их высокие результаты.
  • Компенсирующие и стимулирующие выплаты. Тут учитываются и компенсации по оплате труда, связанные с повышением цен, а также индексацией. К этой подкатегории относят выплаты и компенсации, предусмотренные на законодательном уровне. К примеру, если женщина уходит в отпуск по уходу за ребёнком.
  • Затраты на заработную плату сотрудников, которые не входят в штат компании, но связаны с основной деятельностью по грузоперевозкам.
  • Оплата простоев, которые возникли не по вине сотрудников, а также оплата труда при невыполнении установленных норм по выработке, не связанных с виной работников.

При этом в расходы на оплату труда не включаются выплаты, которые осуществляются за счёт чистой прибыли, а также иных целевых поступлений. Соответствующие нюансы прописаны в Инструкции по калькулированию себестоимости.

Социальные отчисления и грузоперевозки

Далее идут социальные отчисления. Они состоят из:

  • пенсионного фонда;
  • социального страхования;
  • фонда занятости;
  • медицинского страхования.

Это все те отчисления с заработной платы сотрудников, которые отправляются во внебюджетные фонды.

Не стоит забывать про категорию материальных затрат. Здесь список будет выглядеть примерно следующим образом:

  • расходуемые запчасти и материалы;
  • автомобильные шины и диски;
  • топливно-энергетические расходуемые ресурсы;
  • приспособления и инструменты.

Грузовик и топливо

Сюда же входит оплата услуг сторонними компаниями, а также другими отделами самой фирмы, но которые к основному виду деятельности автоперевозчика прямого отношения не имеют.

Затраты на амортизацию имеющихся основных фондов включают в себя амортизационные виды отчислений на восстановление имеющихся производственных средств. Расчёт ведётся исходя из существующих норм по амортизации, а также балансовой стоимости.

Есть и прочие затраты. В них входят 3 подкатегории расходов:

  • ремонтный фонд;
  • дорожные сборы и обязательные платежи;
  • остальные финансовые затраты (сборы, налоги, а также страхование имущества и так далее).

Сборы на дороги

Используя те или иные методы расчёта актуальной себестоимости осуществляемых перевозок, полученные данные являются основой для ценообразования предприятия.

Как рассчитать себестоимость грузоперевозок

Чтобы определить себестоимость осуществляемых автомобильных перевозок груза, требуется учесть все имеющиеся затраты, а также воспользоваться соответствующими инструментами.

В зависимости от компании или принципа её деятельности, каждое предприятие устанавливает определённые тарифы. Они могут быть повременными, покилометровыми, а также сдельными. Если перевозки сдельные, где цену устанавливают за перевозку 1 тонны груза, тогда требуется выполнить расчёты по себестоимости доставки 1 тонны груза.

Формула расчета стоимости перевозки 1 т груза

Есть и те, кто ведёт расчёт себестоимости на перевозки различных грузов автомобильным транспортом по тарифу «за километр». Здесь, как вы понимаете, определяется сначала себестоимость 1 километра пробега, после чего корректируется значение на норму получаемой прибыли. Аналогичный метод используют и в тех случаях, когда применяют повременной установленный тариф. То есть оплата осуществляется за время работы. Чаще всего это 1 час.

Будет справедливо отметить, что чаще всего расчёт себестоимости ведётся именно по принципу 1 тонны груза. Хоть есть и те, кто ориентируется на себестоимость 1 километра.

Для расчёта существуют специальные формулы. Но в настоящее время намного проще и быстрее пользоваться калькуляторами. Это специальные программы, куда следует внести необходимые исходные данные, после чего приложение самостоятельно выполнит все подсчёты. Тут главное корректно вводить информацию, на основе которой будут вестись подсчёты. Тогда полученная себестоимость окажется максимально правильной. И предприятие, опираясь на результаты, сможет сделать соответствующие выводы, скорректировать ведение бизнеса и пр.

Расчёт стоимости груза
Формула расчета стоимости перевозки 1 т груза

Расшифровка значений в формуле

Есть основные показатели, из которых и формируется себестоимость грузоперевозок на автомобильном транспорте. Речь идёт о:

  • зарплате водителя с учётом отчислений в фонды и социальные нужды;
  • топливе;
  • смазочных материалах;
  • износе автомобильных шин;
  • техническом обслуживании транспорта;
  • ремонте ТС;
  • амортизационных отчислений на восстановление авто;
  • накладных расходах;
  • рекламе;
  • страховании.

В структуру себестоимости также необходимо включать ещё один пункт. Это непредвиденные расходы. Они всегда влияют на повышение стоимости тонны-километра. Этот показатель обычно привязывают ко времени, затрачиваемому на перевозку груза.

Посчитав себестоимость 1 километра или перевозки 1 тонны груза, полученные данные умножают на 20-60%. Так формируется тариф грузоперевозчика.

Способы снижения себестоимости грузоперевозок

Вполне логично, что каждое предприятие будет искать пути снижения актуальной себестоимости грузовых перевозок. Это позволит снизить расходы и вместе с этим увеличить прибыль. Конечно, тут важно знать меру, а также понимать, что некоторые расходы снизить невозможно без ущерба качеству, скорости или эффективности предоставляемых услуг. Снижая себестоимость, компания может уменьшить тарифы, не действуя при этом в ущерб собственной прибыли.

Себестоимость перевозки груза

Стоит рассмотреть основные пути снижения текущей себестоимости для осуществляемых грузоперевозок, которыми пользуются транспортные компании:

  • выбор автозаправочной станции с самыми низкими ценами, поиск оптовых поставщиков, предлагающих доступное топливо без ущерба качеству;
  • нормирование времени рейсов, что позволит снизить суточные выплаты;
  • выбор маршрутов, за которые не требуется платить дорожные сборы;
  • улучшения по использованию основных фондов;
  • изменения районов грузоперевозок;
  • проведение конкурсов для закупки запчастей и расходников (можно выбрать самого дешёвого поставщика с лучшим качеством продукции);
  • совершенствование управления транспортом;
  • сокращение административно-хозяйственных расходов;
  • использование новых технологий вместо устаревшего ручного труда.

Обслуживание грузового транспорта

Стоимость транспортировки зависит напрямую от 3 показателей. Это грузоподъёмность, а также коэффициент грузоподъёмности и использования пробега. Чем эти параметры будут выше, тем ниже окажется себестоимость. Это объясняется снижением переменных и постоянных расходов.

Также затраты можно снизить, если применять простые, но эффективные меры. Речь идёт о контроле давления в шинах, регулярном обслуживании ТС, введении ответственности за превышение расхода топлива и так далее.

Да, новичкам в сфере грузоперевозок действительно сложно рассчитывать себестоимость. Все эти формулы вызывают ещё больше вопросов. Поэтому в настоящее время большую роль играют квалифицированные специалисты, а также автоматизированные системы подсчётов.

Имея определённый опыт и знания, сделать расчёты будет намного проще, приняв во внимание все дополнительные и основные затраты. В итоге можно точно сказать клиенту, во сколько обойдётся та или иная услуга, получив максимальную прибыль при этом и оказав услугу высокого качества.

Приходилось ли вести подобные расчёты? Какими формулами или инструментами пользовались? Насколько это было сложно? Каким оказался результат?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 1
  1. Евгений

    Работал в компании по грузоперевозкам, но сам в расчетах не принимал участие. Это делали мои коллеги. Насколько я помню, они просто подставляли значения в какую-то формулу-шаблон, и компьютер выдавал результат. Вроде работало это все очень даже хорошо.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: