Перевозка жидкостей и газов имеет свои специфические особенности, которые нужно учитывать логистическим компаниям. Использовать стандартные контейнеры для них невозможно по вполне объективным причинам. Ведь герметичности нужного уровня добиться нельзя. Плюс они не приспособлены к погрузочно-разгрузочным работам с газами и жидкостями.
Чтобы перевезти наливной груз, в настоящее время применяют специальные ёмкости. Они называются танк-контейнерами. Представлены в нескольких вариантах, а также предназначены для транспортировки различных видов грузов.
Что такое танк-контейнеры
Танк-контейнер — это стальная ёмкость, которая установлена и закреплена в специальной металлической раме.
Помимо этих двух составляющих, конструкция включает также и другие элементы:
- Запорно-клапанная арматура. С её помощью можно загружать и выгружать различные жидкости и газы.
- Люк. Необходим для получения доступа внутрь танк контейнера. Это может пригодиться как для обслуживания, так и для очистки в случае подготовки к загрузке новой партии груза.
- Система подогрева. За счёт такого оборудования внутри танк-контейнера можно регулировать температуру в достаточно широком диапазоне. Так удаётся создать оптимальные условия в зависимости от требований и характеристик конкретного наливного груза, перевозимого внутри этой цистерны.
- Панель управления. Через него контролируется температура и вносятся некоторые иные настройки.
В зависимости от того, какой транспортируется груз и какие условия необходимо создать для его доставки, танк-контейнер может оснащаться дополнительными элементами и системами.
Современные танк-контейнеры активно заполняют рынок и повсеместно принимают непосредственное участие в вопросах грузоперевозок. Как внутри страны, так и на международном уровне.
Преимущества использования танк-контейнеров в перевозках
Будет вполне закономерно узнать, почему именно танк-контейнеры столь активно внедряются в мировую систему грузоперевозок и пользуются такой популярностью, хотя появились они сравнительно недавно.
Причин несколько, и каждая из них более чем весомая и объективная.
- Мультимодальность. Это означает, что один танк-контейнер можно использовать для доставки груза, не осуществляя его перевалку, разными видами транспорта. Их грузят на борт судна, доставляют в порт, оттуда перегружают на грузовую машину или железнодорожную платформу, либо наоборот. При этом нет необходимости перекачивать жидкий груз из одной ёмкости в другую. Весь путь груз проходит внутри одной цистерны с рамой.
- Универсальность применения. Танк-контейнеры могут использоваться как для наливных жидких грузов, так и для насыпных или же газообразных. Причём большинство ёмкостей могут работать с разными видами товаров.
- Высокие показатели вместительности. Внутренний полезный объём цистерны большой. Это лучше, чем отдельные бочки, стандартные цистерны или любые другие разновидности тары.
- Длительный срок службы. Изначально танк-контейнеры адаптируют под конкретные условия эксплуатации и перевозимые грузы. Если дополнительно соблюдать правила по эксплуатации и обслуживанию, то конструкция без проблем прослужит несколько десятков лет.
- Надёжность. За счёт продуманной конструкции, а также механизмов и вспомогательных систем, танк-контейнер является одним из наиболее надёжных и безопасных для перевозки видом ёмкостей.
То есть причин для использования танк-контейнеров при организации грузоперевозок более чем достаточно. Назвать высокую стоимость недостатком вряд ли можно. Затраты на переход к применению танк-контейнеров себя целиком и полностью оправдывает. Появляется всё больше компаний, занимающихся их производством. Хотя неоспоримым лидером сегмента на данный момент является Китай.
Разновидности танк-контейнеров
Изучив устройство современного танк-контейнера, предназначенного для перевозки различных газообразных, наливных и даже насыпных грузов, стоит познакомиться с имеющимися разновидностями этих конструкций.
Разделение танк-контейнеров на типы регулируется системой международной стандартизации ISO. Именно она определяет виды конструкций в зависимости от перевозки тех или иных грузов, для которых предназначена ёмкость. Это касается и опасных грузов.
В итоге всего существует 4 разновидности.
- IMO 0. Такие танки ориентированы на доставку грузов неопасной категории сегмента пищевой промышленности. Примерами таких товаров являются молочные продукты, неконцентрированные соки, разные виды растительных масел, минеральная вода и так далее. В таких танк-контейнерах предусмотрен полезный объём от 20 до 30 м3. Цистерна имеет стенки толщиной 2 мм. Предусмотрена система подогрева, а также слой теплоизоляционных материалов.
- IMO 1. Применяются при транспортировке химических наливных жидкостей, горючих составов, токсичных веществ, а также едких и окисляющих. Сюда же включены легковоспламеняющиеся грузы. Толщина стенок варьируется и может составлять от 4 до 7 миллиметров. Конструкция предусматривает полезный объём 14-30 м3. Такие ёмкости специально изготовлены, чтобы выдерживать давление до 6 атмосфер. Комплектуются системой электрического подогрева и подогрева паром. Также имеются теплоизоляционные материалы и два слива. Один слив находится сверху, а второй снизу.
- IMO 2. Такие танк-контейнеры более универсальные, поскольку могут перевозить как пищевые продукты, так и химическую продукцию неопасного типа. Внутренний полезный объём варьируется от 21 до 30 м3. Толщина стенок составляет 3-4 мм. Цистерна способна выдержать рабочее давление не более 3 атмосфер. В зависимости от того, какой именно груз перевозится, танк комплектуется системой подогрева паром или электроподогревом. Плюс предусмотрено использование теплоизоляционных материалов.
- IMO 5. Специализированные танк-контейнеры. Эта разновидность предназначена исключительно для сжиженного газа.
Для изготовления ёмкостей применяют несколько марок стали. Выбор зависит непосредственно от того, какие вещества будут перевозиться. Ключевое требование — это инертность стали в отношении перевозимого груза.
Каждый резервуар проходит строгий контроль со стороны международных комиссий. Их тщательно проверяют, а также проводят необходимые испытания. При условии успешного выполнения всех тестов, на танк-контейнер выдаётся соответствующий сертификат установленного образца.
Какая продукция перевозится в танк-контейнерах
В основном танк-контейнерные перевозки предусматривают работу с такими грузами:
- сжиженный газ;
- гранулированная продукция;
- масло;
- нефтепродукты;
- растительные масла;
- химические жидкости;
- сыпучие грузы;
- газированная вода;
- алкогольные напитки и так далее.
Перевозчику обязательно нужно знать, какой вид груза будет перевозиться. Это позволит подобрать соответствующий вид резервуара.
При реализации перевозки тех или иных товаров, сыпучих, газообразных и наливных грузов, танк-контейнер может загружаться на различные виды транспорта:
- автомобили;
- железная дорога;
- морские и речные суда.
Про особенности каждого из них нужно рассказать отдельно.
Автомобильный транспорт
Многие компании специализируются именно на перевозках танк-контейнеров автотранспортом, который является наиболее распространённым и востребованным. Машины могут использоваться как самостоятельный вид ТС, либо принимать участие в мультимодальной схеме доставки.
Обычно для перевозки используется полуприцеп или прицеп-платформа, на который устанавливают конструкцию танк-контейнера. Их применяют в интермодальных и мультимодальных грузоперевозках, взаимодействуя с другими видами транспорта. Чтобы доставить груз машиной, потребуется контейнеровоз, прицеп или полуприцеп.
Контейнеровоз отличается от полуприцепа тем, что борта и тент отсутствуют, поскольку в них нет необходимости для доставки такой ёмкости. Вместо этого у контейнеровоза предусмотрены специальные системы фиксации, которыми надёжно крепят танк для предотвращения его падения и соскальзывания в пути.
В большинстве случаев для транспортировки танк-контейнеров применяют контейнеровозы, предназначенные для 20-футовых и 40-футовых контейнеров.
Железная дорога
Не менее популярной является и ЖД перевозка с использованием танк-контейнеров.
Такой способ доставки является экономически наиболее выгодным и доступным. Справедливо считается, что для перевозки наливных грузов, опасных веществ и газов лучше всего использовать именно танк-контейнер, установленный на железнодорожную платформу.
Причём железнодорожные платформы бывают как стандартными, так и специализированными. Оба варианта подходят под загрузку цистерн в металлическом каркасе.
Посадочные размеры, как и габаритные характеристики танка, выполненные по стандартам ISO, полностью идентичны размерам сухогрузных контейнеров. Из-за этого никаких проблем и сложностей с установкой ISO-контейнера на железнодорожную платформу не возникает.
Возможности ЖД транспорта позволяют разместить 2 заполненных танка на двухфитинговой платформе, либо 3 пустых танка на трёхфитинговой платформе.
Всё чаще опасный груз доставляют именно таким способом. Это легко объяснять имеющимися преимуществами современных конструкций, а также старением парка вагонов-цистерн, которые постепенно теряют свою актуальность.
Морской и речной транспорт
По воде конструкцию можно доставить на обычной палубе, либо с помощью специальных судов-контейнеровозов. Существуют определённые правила и регламент по перевозке танков морским транспортом, которые прописаны в МОПОГ и МК МПОГ.
При использовании судов, в основном применяют контейнеры серии 1 ISO, ширина которых составляет 2438 мм.
Тут можно выделить несколько разновидностей:
- контейнеры, высота которых составляет 2438 мм, маркируются как 1C, 1B, 1A и 1D;
- при высоте 2591 мм маркировка будет 1CC, 1BB, 1AA;
- для высоты 2896 мм применяют маркировку 1BBB и 1AAA;
- если высота меньше 2438 мм, то маркировка будет 1CX, 1BX, 1AX и 1DX.
Поскольку танк-контейнеры имеют стандартизированные размерные характеристики, то никаких проблем с погрузкой на судно, даже среди обычных контейнеров, не возникает.
Как видите, это действительно универсальные ёмкости, предназначенные для перевозки широкого перечня товаров, жидкостей и газов.
Насколько это перспективное решение? Как долго обычные цистерны будут оставаться актуальными? Есть ли недостатки и в чём вы их видите?
Добрый день!
Интересует стоимость перевозки с ПГТ Анна в Тосно 2 танк-контейнера (Ваших)
2 танка на ЖД платформе пригоняются к поставщику, заливаются (опаска) и отправляются в Тосно.
План – 2 поставки в месяц.
Очень перспективное. Крайне удобный способ перевозки. Особенно когда груз нужно перегружать с одного транспорта на другой. Так что танки должны вытеснить устаревшие решения.
Актуальными они останутся еще долго. Все же это правильно называть нововведением. И для активного массового внедрения нужно время. Но поверьте, обычных цистерн будет все меньше, а танков все больше с каждым годом. Особенно на железной дороге, где внушительная доля емкостей уже проржавели и перевозить жидкости не могут. Про ремонт и речи не идет