Кислота — это достаточно агрессивные химические соединения, имеющие сложный состав. Кислоты способны вступать в реакцию с разными компонентами. Относятся к потенциально опасным веществам, способным воздействовать на металлы, а также органические соединения.
Кислота относится к 8 классу опасности ДОПОГ. Речь идёт о международном соглашении о правилах дорожной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Из-за этого транспортировка должна осуществляться строго согласно правилам и нормативам.
Сложно себе представить обычного человека, который решит в легковой машине перевести несколько десятков литров той или иной химии. В основном перевозки связаны с применением веществ на разных производствах и предприятиях.
Какие существуют виды кислот
Различают достаточно большое количество химических веществ, которые относятся к категории кислот.
Чаще всего перевозка предусматривает работу со следующими видами.
- Серная. Отличается вязкостью и едкостью. При этом цвет и запах не имеет. При контакте с кожей провоцирует очень сильные химические ожоги. Используется в разных областях. Самый известный пример — это приготовление электролита (смесь серной кислоты и дистиллированной воды) в аккумуляторных автомобильных батареях. Также серная кислота является частью минеральных удобрений.
- Соляная. Она же хлористоводородная. Характеризуется резким запахом. Легко воспламеняется и взрывается. В концентрированном виде образуется мелкодисперсная дымка над жидкой поверхностью. Широко используется в металлургической отрасли, при обработке шкур животных. Ещё на основе соляной кислоты производят соли металлов и клей.
- Азотная. Считается сильнейшим органическим веществом. При воздействии света или высокой температуры начинается активный процесс разложения. Образуется едкий пар, токсично влияющий на кожу при контакте. Помогает изготавливать удобрения и красители.
- Уксусная. Другое название — этановая кислота. Является слабым одноосновным веществом, образующим соли (ацетаты). Характеризуется гигроскопичностью. Контакт с кожей может привести к ожогу. Вещество выделяет ядовитый пар. Приводит к сильным ожогам слизистых оболочек при попадании пара или жидкости внутрь. В зависимости от концентрации, кислоту делят на ледяную, уксусную эссенцию, а также уксус.
- Фосфорная. Она же ортофосфорная кислота. У неё такой же класс опасности, как и у других кислот. Поэтому при перевозке действуют аналогичные правила. Это неорганическое вещество, имеющее высокую плотность и вязкость. Выступает в качестве флюса при пайке, очищает металл от коррозии, входит в состав фреона. Также фосфорную кислоту применяют в пищевой промышленности и для создания минеральных удобрений.
- Плавиковая. Более сложное название — фтористоводородная. Является средне сильным химическим веществом. Главная особенность — это свойство разъедать стекло. В жидком виде очень токсичная для людей и может выделять ядовитый пар. Используется в сфере микроэлектроники и при изготовлении фторидов.
Чем концентрированнее раствор, тем он более опасный и горючий. Учитывая тот вред, который химия может нанести человеку и окружающей среде, к перевозке такого груза нужно относиться предельно внимательно.
Не принципиально важно, какая именно это кислота, ортофосфорная или уксусная. У всех кислот одинаковый класс опасности и при перевозке важно соблюдать одинаково жёсткие требования.
А вот если вас интересует перевозка углекислоты, то она уже в цистернах обычно не транспортируется. Это газ, несмотря на наличие в понятии слова «кислота». Так что тут применяются баллоны. Ещё один вопрос касательно перевозки возникает относительно такого вещества как борная кислота. Да, это также кислота. Но класс опасности по ДОПОГ не предусмотрен. Поэтому особых условий для её транспортировки нет. Соблюдаются лишь общие правила.
Какая тара используется для перевозки кислот
При организации перевозок соляной и другой кислоты автотранспортом, необходимо заранее определиться с выбором соответствующего вида тары для химикатов.
Всего различают 3 категории ёмкостей:
- Автоцистерна. Это специальный резервуар, созданный для транспортировки агрессивных жидкостей. При изготовлении используют специальные виды металлов и стали. Дополнительно наносится гуммирующий слой, отличающийся стойкостью к химии. Причём этот слой подбирается индивидуально, в зависимости от состава перевозимой кислоты.
- Танк-контейнер. Является укреплённой конструкцией, которая состоит из цистерны и жёсткой каркасной работы, куда заключена ёмкость. Такой вариант считается оптимальным при смешанных перевозках и её разновидностях. То есть когда кислота перевозится разными видами транспорта.
- Бочки, бутыли и канистры. Их наполняют веществом, после чего загружают в фуру или кузов грузового автомобиля. Машины могут быть изотермическими, рефрижераторными или тентовыми. Это уже зависит от свойств кислоты, которая перевозится автомобильным транспортом.
Та же перевозка азотной кислоты, реализуемая автомобильным транспортом, предусматривает обязательную защиту от нагрева. Плюс желательно использовать рефрижераторные или изотермические машины, чтобы поддерживать оптимальный температурный режим и при необходимости снижать показатели для защиты груза.
Предъявляемые требования к водителям и ТС при перевозке кислот
Есть ряд общих и индивидуальных требований. С правилами по перевозке кислоты нужно ознакомиться заранее, и принять во внимание все положения, требования и нормы.
- Налив кислоты. Перед процессом заливки вещества в цистерну, её должны осмотреть специалисты. Нужно проверить техническое состояние, чистоту и герметичность. Также важно, чтобы крышка и люк закрывались плотно для предотвращения случайного выливания состава во время движения автомобильного транспорта.
- Окраска резервуара. Речь идёт о едких, коррозийных веществах. Кислоты относятся к 8 классу опасности. Цистерны должны быть окрашены в жёлтый цвет. По бокам располагаются черные полосы, и на них уже наносят надпись «Едкое вещество». Ширина полосы не менее 50 сантиметров. Высота шрифта для надписи не меньше 15 сантиметров.
- Обучение водителей. Кислота — это особо опасный груз. К работе допускают лишь тех водителей, которые прошли курсы повышения квалификации, а также получили свидетельство ДОПОГ.
- Транспортное средство. Перевозка кислот автотранспортом предусматривает, что ТС может иметь только один полуприцеп или прицеп.
- Тара и упаковка. Для кислот применяют баллоны, цистерны, бочки, полиэтиленовые канистры и другие виды тары. Обязательные условия — это стойкость к агрессивным компонентам, наличие специальной маркировки.
- Крышка заливной горловины. Её открывают только при проведении осмотра. Затем под крышку ставят прокладку с кислотоустойчивыми свойствами и плотно закрывают до момента залива вещества.
- Очистка цистерны. Если цистерну нуждается в очистке, то эти процедуры проводится за счёт перевозчика. Промываются резервуары в крайних случаях и только при наличии разрешения от лаборатории. После доставки кислоты используются специальные нейтрализующие средства, что и способствует очистке.
- Защита персонала и работников. Люди, занятые обслуживанием и очисткой цистерн, используемых для перевозки опасной химии, обязаны работать с использованием средств индивидуальной защиты.
- Оснащение автомобиля. Автотранспорт, принимающий участие в перевозке кислоты, должен оснащаться набором инструментов, огнетушителем, системой заземления, упорами, предотвращающими откат. Ещё нужно иметь 2 фонаря оранжевого цвета, которыми водитель будет обозначать место своей парковки во время стоянки. Нельзя забывать и об аптечке. Помимо стандартного набора, в состав аптечки должны входить средства для помощи при химических ожогах.
Также нужно взглянуть на ряд требований, связанных с выбором цистерн, тары, упаковки, сроков, а также маршрутов движения автотранспорта.
Выбор цистерны в зависимости от кислоты
Тут возможно несколько разных вариантов.
- Серная. Требуются сернокислотные ёмкости. Их изготавливают из титана. В качестве гуммирующего слоя применяют эбонит или резину.
- Серная дымящаяся. Или олеум. Применяют специализированный вид цистерны. Это термос, имеющий термоизоляцию.
- Азотная. Подходят резервуары из алюминия. Но заполнять их можно максимум на 90%.
- Меланж. Представляет собой смесь из азотной и серной кислоты. Применяются меланжевые ёмкости и сернокислотные цистерны. Для транспортировки нужны разрешения от Министерства Транспорта.
- Соляная. Используются стальные гуммированные резервуары.
- Уксусная, плавиковая и фосфорная. Нужны стальные герметичные цистерны.
Обычно цистерны изготавливают под перевозку нескольких видов кислот со схожими свойствами.
Требования к таре и упаковке
Кислоту на автотранспорте можно перевозить в таре и без тары. Безтарный способ — это наливная транспортировка химикатов, при которой используют цистерны и резервуары. А тарный способ — это применение бочек, бутылей, канистр и баллонов.
Упаковка и тара должны соответствовать таким требованиям:
- герметичность;
- безопасность при перевозке и хранении;
- удобное складирование;
- возможность проведения безопасных погрузочно-разгрузочных работ.
Всю тару маркируют, опираясь на требования ДОПОГ. По маркировке тары предъявляются следующие требования:
- маркировку наносят на строго отведённые места, в зависимости от вида тары;
- шрифт должен иметь величину, удобную для чёткого считывания надписей;
- минимальный размер шрифта для тары ёмкостью более 30 кг — 12 мм, а от 5 до 30 кг — 6 мм;
- обязательно наносится знак, указывающий класс опасности вещества.
В случае с кислотой используется ромб, разделённый по горизонтали. Ромб в верхней части белый, а в нижней чёрный. Сверху изображены 2 пробирки с каплями, которые падают на руки, и продолговатый предмет, означающий разъедание. В нижней цифра 8.
Все виды кислот, если не считать ортофосфорную, относятся к 3 группе по упаковке. А это средний уровень опасности. Согласно этому определяются требования по погрузочно-разгрузочным работам, а также необходимость в получении разрешения на перевозку опасного вещества.
Сроки и маршруты
Требования и правила перевозки кислот запрещают составлять договор, в котором указывают ограниченные сроки, либо возможность получения грузоперевозчиком бонусов за быструю доставку.
Вещества едкие и их нужно перевозить на ограниченной скорости и при определённых температурных условиях. Любая спешка — это повышенный риск аварии.
Согласно ДОПОГ, при перевозке необходимо согласовать маршрут, обратившись в Министерство Транспорта. Это необходимо для того, чтобы экстренные службы знали о возможных непредвиденных ситуациях на определённых участках следования автомобиля. Так службы могут быстро отреагировать при аварии.
Пакет с документами подаётся минимум за 10 дней до даты поездки. Если не согласовать маршрут, перевозчику грозят серьёзные санкции. Вплоть до конфискации автотранспорта с его содержимым.
Составляя маршрут, необходимо избегать следующих объектов:
- промышленные зоны;
- заповедники;
- объекты исторической ценности;
- места для отдыха;
- зоны скопления большого количества людей.
Учитывая опасность, которую представляет собой автоцистерна или отдельно взятая тара с кислотой, автотранспорт и перевозчик должны строго следовать всем правилам, соблюдать требованиям и нормативы.
Следует тщательно выбирать грузоперевозчика, поскольку такая работа требует повышенной ответственности и квалификации.
Кому приходилось перевозить кислоту? Что думаете о требованиях и правилах? Достаточно ли они жёсткие? Нужно вводить дополнительные ограничения?
Сам не перевозил, но ездил с водителем, который работает на автоцистерне. Скорость реально соблюдал очень жестко. В какой-то момент даже пожалел о выборе такого попутного транспорта. Зато услышал много анекдотов и интересных жизненных историй.
Требования и правила вполне адекватные. Не сложно представить, что будет, если их не соблюдать. По поводу ужесточения не уверен. И так все довольно в жестких рамках.