Если перевозимый груз выходит за рамки размеров транспортного средства, он считается негабаритным. Существуют определённые ограничения по весу и размеру. Превышение этих показателей предусматривает дополнительные требования к организации грузоперевозки.
Помимо того, что перевозчик обязан надёжно закрепить груз, получить разрешение на транспортировку негабаритного объекта, важно выполнить требования по установке оповещающих знаков.
Именно за счёт знаков для перевозки негабаритных грузов другие участники дорожного движения могут вовремя заметить и применить соответствующий манёвр, чтобы не столкнуться, а также безопасно объехать или обогнать. Всё же при негабаритных грузоперевозках скорость движения ТС ограничена. Поэтому обгоны и опережения со стороны более быстрых машин не редкость.
В отношении опознавательных знаков для перевозки негабаритных грузов существуют требования, прописанные ГОСТом и действующим законодательством. За их нарушение можно получить солидный штраф. Водители и вовсе могут лишиться прав.
В каком случае нужно вешать знак
Такая табличка на машине как «Негабаритный груз» устанавливается в определённых ситуациях, когда она того требует.
Негабаритным принято называть тяжеловесный, а также крупногабаритный груз, который перевозится на ТС. То есть грузы, которые транспортируются с превышением норм по весу и размерам.
Поэтому груз, который будет считаться негабаритом, отличается следующими параметрами:
- груз выступает за пределы ТС впереди и сзади больше чем на 1 метр;
- по бокам груз выпирает на 40 сантиметров и более.
Ошибочно считать, что опознавательный знак вешают исключительно на грузовые автомобили. Негабарит можно загрузить и на легковое транспортное средство. Здесь ограничения и требования те же по выступу груза за пределы авто сзади, спереди и по бокам.
Причин для обязательного требования по установке опознавательных знаков несколько. А именно:
- транспортируемый объект может затруднять обзор другим машинам;
- при перевозке перекрывается большая зона проезжей части;
- ограничивает скоростной режим, что препятствует обгону другими авто;
- водители могут не заметить выступающий за пределы габаритов груз, совершить наезд, столкновение и ДТП.
Всё это делается с единой целью — повысить безопасность на дороге.
Поэтому действующие правила обязывают перевозчиков негабарита или крупногабаритного груза устанавливать предупреждающие знаки. Причём они должны соответствовать определённым требованиям:
- опознавательные знаки сзади и впереди;
- впереди фонарь или световозвращатель белого цвета;
- сзади фонарь или световозвращатель, но уже красного цвета.
Если днём при нормальной погоде ещё есть возможность с приличного расстояния заметить негабарит без опознавательных знаков, то в тёмное время суток, как и в условиях плохой видимости (туман, снег, дождь) вероятность совершить столкновение с таким транспортом увеличиваются в разы.
Внешний вид
К знаку о крупногабаритном грузе предъявляются определённые требования по ГОСТу. Задача такого опознавательного элемента понятна всем. Этот символ позволяет с большого расстояния увидеть выпирающие сзади, впереди или по бокам элементы перевозимого объекта.
Важно соблюдать размеры знака негабаритного груза, поскольку слишком маленькие элементы заметить сложно. Их водитель может увидеть при непосредственном сближении, когда нажимать на тормоз или предпринимать иные действия по маневрированию и уходу от столкновения будет поздно.
Итак, какой размер и дизайн должен быть у знака идентификации негабаритный груз, тут требования такие:
- Размеры знака по ГОСТу. Составляет 40х40 сантиметров. Нарушать это требование нельзя. Форма обязательно квадратная.
- Полосы. Ширина полосок на знаке Негабаритный груз по ГОСТу должна быть строго 5 сантиметров.
- Расположение полосок. Полосы наносятся диагонально. Чередуются белые и красные полосы. При этом ширина остаётся неизменной для всей площади знака.
- Покрытие. Согласно ГОСТу, знак Негабаритный груз обязательно обрабатывается световозвращающим покрытием. За счёт этого табличку проще заметить в тёмное время суток, когда видимость на дороге существенно снижается.
Зная размеры знака по ГОСТу, которым обозначается крупногабаритный груз, его часто делают своими руками. Разрешено это или нет, узнаете чуть ниже.
Из чего конкретно будет изготовлен элемент, принципиального значения не имеет. Для этих целей используют жесть, листы металла, пластик, картон и так далее. Материал должен быть достаточно плотным, чтобы не деформироваться, а также выдерживать нагрузки. То есть распечатать обычный лист бумаги с символом на принтере и установить на машину не получится.
Другое дело, если взять распечатанный красно-белый квадрат в полоску, заламинировать его, и зафиксировать на транспорте, перевозящем крупногабаритный груз.
Как ПДД, так и ГОСТ одинаково используют обозначение «Крупногабаритный груз» в своих документах. Хотя знак часто называют как негабаритный груз. Это не считается ошибкой.
Куда устанавливают знак
Важно заметить, что требования к установке как таковые отсутствуют. В правилах нет формулировки или строгого регламента по монтажу опознавательного знака. Есть лишь одно условие. Элемент должен быть хорошо различимым, а также заметным для встречных автомобилей и транспортных средств, движущихся позади.
Существует ещё одно важное требование. Табличка должна располагаться таким образом, чтобы не создавать помех, а также не препятствовать обзору дороги для самого водителя. Поэтому цеплять квадраты на лобовое стекло, как и на заднее стекло, нельзя.
Практика показывает, что большинство автомобилистов используют такие принципы размещения квадрата:
- в передней части на бампере, если груз превышает габариты автомобиля по длине;
- сзади непосредственно на груз, если объект выступает за допустимые пределы по длине;
- по бокам или по краям объекта, выступающего за пределы допустимой ширины автомобиля.
У такого принципа размещения большое преимущество. Тогда другие водители не только понимают, что на этом авто перевозят крупногабаритный груз. Ещё перевозчик даёт чёткие обозначения, где именно располагаются пределы, границы груза. Это намного лучше, чем просто установить предупреждающий знак посередине переднего или заднего бампера.
Какие ещё необходимы обозначения
Не всегда удаётся ограничиться только одним знаком негабаритного груза.
При перевозке объектов, выступающих за допустимые пределы по длине, ширине и высоте, транспортное средство может дополняться и другими табличками.
- Автопоезд. Такой знак устанавливается в том случае, если негабаритный объект перевозится с помощью прицепа, либо полуприцепа.
- Длинномерное транспортное средство. Устанавливается при длине автомобиля вместе с грузом более 20 метров. Либо когда выполняется транспортировка с 2 прицепами и более.
- Ограничение скорости. Нужно клеить к машине, если перевозимый объект не позволяет двигаться быстрее определённой скорости. Именно максимально допустимая скорость и должна отображаться на знаке или наклейке.
- Опасный груз. Применяют опознавательный знак в ситуациях, когда транспортируемый груз или объект соответствует определению опасного груза.
Опознавательный знак крупногабаритного груза всегда должен применяться вместе с символом ограничения скорости. Ведь ключевое условие для обеспечения безопасной транспортировки — это снижение скорости движения транспорта.
Можно ли сделать своими руками
С целью обозначения перевозимого негабаритного груза, как вы уже поняли, нужно установить на автомобиль знак. Правилами разрешается делать знак самостоятельно. Важно лишь, чтобы табличка полностью соответствовала требованиям ГОСТа. Это касается формы, размеров и внешнего оформления.
Изготовить предупреждающий знак просто:
- возьмите кусок гибкого пластика, плотный картон или другой гибкий, но достаточно прочный материал;
- вырежьте из материала квадрат со сторонами 40 сантиметров;
- сделайте красные полоски шириной 5 сантиметров;
- если материал основы белый, тогда белые полоски можно и не вырезать;
- приклейте полосы по диагонали, чередуя белый и красный цвет;
- нанесите сверху слой лака со светоотражающим эффектом;
- либо можно просто краской нанести полосы, используя красный и белый цвет.
Также правилами допускается вариант, при котором знак будет наноситься краской непосредственно на перевозимый объект. Задача перевозчика в том, чтобы нарисовать квадрат со сторонами 40х40 см, используя светоотражающие краски красного и белого цвета.
Важно понимать, что при невыполнении требований, а также при использовании знака, не соответствующего стандартам, можно получить штраф.
Предусмотренный штраф за отсутствие
Если не установить или не нанести дорожный знак «Негабаритный груз», это повлечёт за собой наказание.
Учитывайте один нюанс. Применение несоответствующего знака — это то же самое, что его отсутствие. Если неправильно изготовили знак, тогда избежать штрафа не удастся. Несмотря на то, что фактически табличка есть.
Штраф за отсутствие предупреждающего элемента о перевозке негабаритного груза прописан в статье 12.21 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ.
Стоит признать, что закон предусматривает лишь предупреждение, либо минимальный денежный штраф в размере 500 рублей. Наказание одинаковое как для водителей грузовых автомобилей, так и для владельцев легкового транспорта. Поэтому под раздачу могут попасть и те, кто просто решил вывезти на дачу старую мебель или своим ходом доставить строительные материалы. Инспектору достаточно сделать замеры сертифицированным прибором и вписать это в протокол. Оспорить такой штраф уже не получится.
Хоть наказание и является минимальным, при продолжительном маршруте водителя будут останавливать на каждом шагу. И так можно собрать внушительную коллекцию из протоколов, где общая сумма превысить несколько тысяч рублей.
Также важно понимать, что речь идёт только о штрафе за отсутствие предупреждающего знака. Но дополнительно могут быть обнаружены и другие нарушения. Такие как отсутствие разрешения на перевозку негабарита. Тут уже штрафы возрастают значительно, от 1000 до 5000 рублей, либо до лишения прав. А юридические лица получают взыскания на сумму до 500 тысяч рублей. Вместе с этим ТС будет эвакуировано на штрафстоянку.
Есть минимум несколько причин, чтобы обязательно вешать предупреждающую табличку о перевозке негабаритного груза. И это не только защита от штрафных санкций ГИБДД. Знак нужно поставить, поскольку:
- машина с негабаритом занимает больше дорожного полотна;
- ухудшается проезд;
- снижается видимость для других водителей;
- создаются дополнительные помехи;
- возрастает вероятность аварий и ДТП.
Важно понимать, что несмотря, на разрешение и наличие опознавательных знаков, на дороге у водителей негабаритов никаких преимуществ нет. Он обязан, как и все, занимать правую полосу, придерживаться допустимого скоростного режима, не создавать помехи другим транспортным средствам.
При этом водители, которые увидели впереди себя негабарит, должны выдержать дистанцию, учесть наличие слепых зон, действовать осмотрительно, и только при наличии безопасных условий, пойти на обгон или опережение.
Приходилось ли вам перевозить негабаритные грузы? Устанавливали знаки или нет? С какими сложностями сталкивались на дороге? Выписывали штраф за нарушение?
Хорошая тема. Сталкивался с подобными ситуациями неоднократно. Занимаюсь грузоперевозками. И негабаритные грузы тоже бывают. Всегда тщательно готовимся. Порой приходится даже получать разрешение. Несколько раз останавливали из-за табличек. Якобы они не соответствуют госту. Хотя закупали в специализированном магазине целую партию. Но тут скорее попытка развода. Типа делали замеры. Когда понимали, что ничего из нас не выжать, просто отпускали.
Да, гаишники любят тормозить из-за негабарита. Ходят там что-то замеряют своими рулетками. Видели бы вы глаза последнего инспектора, когда увидел 38 см. Вот еще б чуть-чуть и выписал штраф. А тут на тебе, облом такой.
Вообще штука серьезная. И зря все говорят только о том, как избежать штрафа. Тут скорее вопрос как не спровоцировать аварию и не привести к тому, чтобы другая машина влетела в выступающий груз. У меня такое раз было. Шел на обгон, вроде все нормально. И буквально в последний момент заметил, как сбоку выпирают какие-то железки. Оказалась часть комбайна. В итоге поцарапал себе бок. Вызывали ДПС. Благо, фирма, которой пренадлежал грузовик, компенсировала ремонт. Но приятного мало. Мог пострадать не только лакокрасочный слой.