Классификация грузов, перевозимых автотранспортом

Груз является основным субъектом транспортной логистики. Грузы бывают разными – по большому счёту, это практически всё, с чем сталкивается человек в своей повседневной деятельности. И чтобы облегчить задачу выбора подходящего транспортного средства, тары, способа погрузочно-разгрузочных работ, для грузов используют различные классификаторы, учитывающие их физические характеристики (масса, габариты, плотность и т. д.). Эти классификаторы позволяют также оптимизировать сроки поставок и даже оказывают влияние на стоимость перевозок.

Автомобиль везет два контейнера с грузом

Выделяют следующие основные классификаторы для разделения грузов на классы при осуществлении автомобильных перевозок:

  • по использованию грузоподъёмности ТС;
  • согласно условиям транспортировки и требованиям к хранению;
  • по методу погрузки/выгрузки.

Рассмотрим их более подробно.

Классы грузов по использованию коэффициента грузоподъёмности

Для чего нужен классификатор, который учитывает грузоподъёмность транспортного средства в перерасчёте на единицу объёма? Всё очень просто: грузы крайне неоднородны по своей структуре. Лёгкие, но занимающие много места, такие как пенопласт – это совсем не то же, что такой же по объёму груз кирпичей. Другими словами, затраты на погрузку/выгрузку указанных материалов будут сильно различаться, как и на доставку товара (гружёное транспортное средство потратит больше топлива, амортизация его будет выше и т. п.).

Крановые весы

Поэтому классификация по указанному критерию может использоваться в качестве ориентира при формировании сметы на транспортировку. Если говорить конкретнее, то самые тяжёлые грузы, занимающие минимум объёма, имеют коэффициент, равный единице. Все остальные классы имеют уменьшенные поправочные коэффициенты.

Формула расчёта коэффициента использования грузоподъёмности ТС довольно проста: масса груза делится на занимаемый им объём. Всего используется 4 класса:

Класс грузаДиапазон коэффициентовСреднее значение
I1,01,0
II0,71-0,990,8
III0,51-0,70,7
IV0,41-0,50,5

С полной таблицей наименований и классов грузов при автомобильных перевозках, включающей порядка 2500 строк, можно ознакомиться Распределение-номенклатуры-грузов-по-классам.

Отметим, что данный список был утверждён ещё в советские времена (в 1987 году Постановлением Госкомтруда СССР), поэтому актуальность представленных в нём позиций не в полной мере соответствует нынешним реалиям. Но перечень с тех пор ни разу не подвергался корректировкам.

Классификация грузов по методу погрузки/выгрузки

Данный классификатор предполагает разбиение грузов по используемому методу погрузки/разгрузки, то есть фактически по их физическим свойствам. От этого зависит, в какой таре их нужно перевозить и какой способ использовать для проведения погрузочно-разгрузочных мероприятий.

Приводим классы грузов по способу погрузки/разгрузки.

Штучные или специальные

Сюда включают товары, характеризующиеся конкретными габаритными размерами. Для их транспортировки в большинстве случаев не требуется специальные грузовые авто, они могут загружаться без тары или в упакованном виде. Выполнение погрузочно-разгрузочных операций может быть полностью или частично автоматизировано, или механизировано (с применением тельферов, погрузчиков, кранов) или выполняться с использованием ручного труда.

Мужчина на погрузчике забирает груз

Навалочные и сыпучие

Основными количественными характеристиками таких товаров являются не единицы, а объём или масса. Способ погрузки/разгрузки – навалом (то есть насыпной), а для выполнения этих работ используют спецтехнику: транспортёры (ленточные или скребковые), экскаваторы, пневматические и специализированные погрузчики (зерно-, снего-, свекло- и т. д.). Типичные навалочные грузы – щебень, песок, зерно, уголь, строительный мусор.

Наливные

Это товары в жидком, полужидком, газообразном агрегатном состоянии, транспортировка которых требует использования специальной герметичной тары или автоцистерн. Учитываются, как и навалочные грузы, в единицах объёма или массы.

Погрузка/разгрузка осуществляется с использованием насосов, методом самотёка, выдавливания, опрокидыванием или наклоном грузового отсека транспортного средства.

Грузовик с цистерной

К наливным грузам относят цемент, воду, битум, сжиженный газ, все виды масел, спирт, бензин и пр.

Классификация грузов по условиям транспортировки/хранения

Здесь разделение многоуровневое. На первом уровне – обычные и специфические грузы.

К первым не предъявляются особые требования по условиям их доставки, то есть для этого можно задействовать обычные грузовые автомобили, бортовые, полуприцепы или тентованные. У специфических грузов своя классификация, от которой зависит выбор транспортного средства и другие условия перевозки – определение маршрута, сроков доставки, перечня необходимых путевых и разрешительных документов.

Рассмотрим классификацию специфических грузов.

Негабаритные

К этой категории относят грузы, превышающие по длине 20 метров или по высоте – 4 метра, или по ширине – свыше 2,65 метров. Таковыми также считаются те, что выступают за пределы кузова на 2 метра и более. Для перевозки негабарита требуется разрешение на проезд по дорогам общего пользования, в отдельных случаях для перевозки может разрабатываться специальный проект.

Тягач везет большие деревянные ящики

Тяжеловесные

Под эту категорию подпадают грузы, превышающие допустимую осевую нагрузку на ТС или нормативные значения грузоподъёмности. Для отдельных мест это 250 кг, для катных единичных грузов – 400 кг и более. Для них также требуется разрешение на проезд по ДОН или разработка спецпроекта доставки.

Опасные

Достаточно обширная категория, включающая согласно списку ADR (ДОПОГ в российской интерпретации) 9 категорий (классов), каждый из которых в зависимости от физико-химических характеристик и степени опасности подразделяется на подклассы.

Общим для них является способность нести угрозу здоровью и жизни водителя, вред перевозимым материальным ценностям и состоянию окружающей среды при ненадлежащих условиях транспортировки.

Для перевозки ОГ требуется использование специального автотранспорта и во многих случаях – наличие дополнительной разрешительной документации: паспорта безопасности, сертификаты, допуски водителю и транспортному средству, маршрутные листы, инструкции в письменном виде, как действовать при наступлении ЧП.

Скоропортящиеся

Перевозка таких товаров (преимущественно продуктов питания или медикаментов) требует соблюдения определённого температурного режима, поэтому для транспортировки скоропортящейся продукции используют рефрижераторы или грузовые автомобили с изотермическими кузовами.

Грузовик с продуктами питания

Живые грузы

Специфика их перевозки (птица, домашний скот) требует наличия ветеринарных сертификатов, а само транспортное средство должно соответствовать установленным ветеринарным нормам.

Антисанитарные

К этой категории относят пылящиеся и ассенизационные вещества. В их отношении используются специальные предписания, касающиеся как условий транспортировки (использование спецтары, автотранспорта с кузовом определенной конструкции и пр.), так и условий выполнения погрузочно-разгрузочных операций (например, песок мелких фракций разгружают в безветренную погоду, смачивая его слои водой, работы должны выполняться в респираторы и с использованием пыленепроницаемых очков).

Как видим, чтобы организовать оперативные и качественные грузоперевозки, избежать конфликтов с дорожной полицией и штрафных санкций, необходимо правильно определить класс перевозимых грузов, причём по всем трём приведённым в данной статье классификаторам. Это позволит в полной мере соблюсти условия и требования, предъявляемые к их транспортировке

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector