Автомобильный транспорт активно используется для перевозки товаров и грузов. Причём могут применяться как легковые авто, оснащённые только вместительным багажником или дополненные прицепом, так и большие грузовики разного типа.
Отдельного внимания всегда заслуживали грузы, имеющие определённые сложности с их перевозкой. К их числу относятся тяжеловесный и крупногабаритный груз.
Существуют правила и нормативы, согласно которым осуществляется перевозка таких объектов. Их нужно знать каждому перевозчику, который оказывает подобный вид услуг. Но и заказчики доставки также должны хотя бы в общих чертах понимать правила и принцип крупногабаритных перевозок. Это позволит контролировать процесс, следить за соблюдением требований безопасной доставки и выбирать компанию, способную максимально качественно выполнить заказ.
Основные регулирующие документы
О правилах перевозки грузов по территории РФ говорится в главе No23 действующих Правил дорожного движения. Что же касается негабаритного или крупногабаритного груза, то для него дополнительно действуют некоторые законы, приказы и постановления.
В ПДД аспектов, которые имеют непосредственное отношение к доставке негабарита, совсем немного. Поэтому базовым документом, регулирующим такой вид грузоперевозок в РФ, выступает Федеральный закон под номером 257. А если быть точнее, то тут основной акцент следует сделать на 5 главе статьи No31. В ней говорится следующее:
- для тяжеловесного и крупногабаритного груза при перевозке требуется получение специального разрешения;
- правительство РФ устанавливает правила и порядок получения специального разрешения;
- прежде чем осуществлять транспортировку, маршрут следует согласовать с собственником дорожного участка;
- если при перевозке крупногабарита был нанесён ущерб дороге, тогда размер компенсации будет рассчитываться её владельцем.
Опираясь на права в рассмотренном нормативном акте, в итоге составили «Правила перевозки грузов автотранспортом». Этот документ содержит в себе предписания, имеющие непосредственное отношение к порядку и организации грузоперевозок, обеспечению сохранности ТС и грузов, условиям перевозки и предоставления машин для осуществляемой доставки.
Постановления и приказы
Помимо указанных актов и документов, вопрос перевозки различных крупногабаритных грузов также регулируется и определяет ряд нюансов за счёт некоторых постановлений и приказов. В случае с приказами это:
- Приказ No107. Это регламент для государственных ведомств, которые занимаются оформлением разрешений.
- Приказ No258. Здесь регламентируются правила выдачи соответствующих разрешений на грузоперевозки.
- Приказ No7. Определяет правила по обеспечению безопасности при транспортировке негабаритных объектов и грузов.
Также есть несколько важных постановлений, актуальных для автоперевозок негабаритных грузов. А именно:
- Постановление No125. Определяет действующий порядок контроля весовых и габаритных показателей груза. Этим же постановлением утверждаются правила прохождения обязательного весового контроля для машин, перевозящих обычные и крупногабаритные грузы.
- Постановление No934 и No12. С его помощью определяется порядок возмещения в случае причинения дорожному полотну вреда.
- Постановление No211. В нём прописаны правила распространения запрета на осуществляемые грузоперевозки.
Каждая транспортная компания, занимающаяся грузоперевозками, должна осуществлять свою деятельность, строго соблюдая все указанные законы, правила, приказы и постановления.
Только те фирмы, которые знают все особенности перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, а также выполняют их, могут считаться надёжными перевозчиками. К их услугам стоит обращаться.
Что считается негабаритным грузом
Все объекты, которые обладают большим весом или размером, считаются негабаритными. То есть они могут быть как тяжёлыми, так и громоздкими. Либо то и то одновременно. Все негабариты можно разделить на 3 категории:
- Тяжеловесные объекты. Сюда относятся предметы, которые превышают установленные ограничения по весу или по осевой нагрузке.
- Крупногабаритные. Грузы, имеющие размеры, превышающие габариты автотранспортного средства.
- Длинномерные. Характеризуются тем, что выступают за пределы заднего борта машины более чем на 2 метра.
В ПДД прописаны соответствующие требования к автотранспортным средствам, которые позволяют перевозить грузы без сопровождения:
- высота не более 4 метров;
- длина до 20 метров;
- ширина до 2,55 метров.
Только учтите, что это требования именно к автомобилям, а не к грузам. Что же касается доставляемого груза, то он не будет считаться негабаритом, если укладывается в следующие цифры:
- высота не более 2,55 метра;
- длина до 13,6 метров;
- ширина до 2,55 метров.
Если хотя бы по одному из показателей размеры груза выходят за эти рамки, тогда доставляемый объект будет считаться негабаритным.
Если говорить о доставке различных крупногабаритных грузов по территории России, то здесь нельзя, чтобы объект превышал следующие значения:
- выступал сзади или спереди ТС больше чем на 1 метр;
- выступал по бокам более чем на 40 см от края габаритного фонаря.
Причём эти правила распространяются как на грузовые автомобили, так и на легковые авто. Поэтому даже перевозка какой-то стремянки в багажнике может попасть под правила транспортировки негабарита. У инспектора ДПС будут все основания вас остановить и оштрафовать.
Требования ПДД к транспортировке
Помимо обязательного получения разрешения на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и длинномерных грузов, водителям ТС также необходимо строго соблюдать ПДД.
Тут стоит сделать акцент на пункте 25.5 действующих правил движения:
- транспорт, доставляющий негабарит, должен обозначаться специальным знаком, который так и называется «Крупногабаритный груз»;
- в тёмное время суток, а также при плохой видимости на носовую часть машины нужно устанавливать белый фонарь или светоотражатель;
- на кормовую часть крепится светоотражатель или источник света достаточной мощности и красного цвета.
Соблюдение этих правил является обязательным при движении по дорогам общего пользования.
Специальные требования
Для перевозки опасных, негабаритных грузов и всех подкатегорий, которые к ним относятся, существуют специальные нормы и требования, установленные на государственном уровне. Придерживаться особых правил, вне зависимости от наличия или отсутствия груза, необходимо в следующих ситуациях:
- высота авто превышает 4 метра от уровня дороги;
- ширина составляет больше 2,55 метра, но для рефрижераторного прицепа и изотермического кузова ограничение будет 2,6 метра;
- общая длина автопоезда с 1 прицепом превышает 20 метров;
- при наличии 2 прицепов длина составляет более 24 метров;
- по габаритным размерам груз превышает размеры автомобиля более чем на 2 метра.
Также потребуется получить специальное разрешение, если осуществляется доставка тяжеловесного объекта. Здесь учитывают не чистый вес груза, а суммарную массу авто и объекта. В разных странах действуют свои нормы для тяжеловесных грузов.
Если говорить о нормативах РФ, то здесь актуальными являются следующие цифры:
- двухосные машины с массой свыше 18 тонн;
- трёхосные ТС более 25 тонн;
- авто с 4 осями и массой больше 32 тонн;
- 3-осные автопоезда массой более 28 тонн;
- 4-осные автопоезда более чем 36 тонн;
- 5-осные ТС массой свыше 40 тонн;
- машины с 6 и более осями и массой больше 44 тонн.
Также есть жёсткие требования касательно распределения нагрузки по осям автомобиля. Тут акцент следует делать не только на расстоянии между осями. Ещё большое значение имеют нормативные нагрузки, актуальные для тех или иных автодорог. К примеру, при строительстве и реконструкции дорожного покрытия закладывается определённая предельная осевая нагрузка. Она обычно составляет 6, 10 и 11,5 тонн. Из-за этого, учитывая вес транспорта и нагрузку, создаваемую на дорожное покрытие, построение маршрута не всегда предусматривает движение по кротчайшему пути. В некоторых случаях приходится проезжать большее расстояние, поскольку лишь определённые дороги подходят по классу допустимой нагрузки.
Когда нужен автомобиль прикрытия
Раньше действовали несколько иные правила и ограничения. К примеру, если машина с негабаритом имела длину более 24 метров, но не превышала значение 30 метров, а ширина составляла больше 3,5 метров, но меньше 4 метров, тогда создать условия безопасной транспортировки мог сам перевозчик.
С 2014 года правила поменялись. Теперь при перевозке любого груза, который соответствует параметрам негабаритного или тяжеловесного, требуется машина прикрытия.
Сопровождающий транспорт должен иметь следующие особенности:
- жёлто-оранжевые полосы на кузове;
- проблесковые маячки оранжевого и жёлтого цвета;
- светоотражающее или световое табло с предупреждающей надписью.
Надпись должна предупреждать участников движения о том, что перевозится особенный груз.
Межрегиональные и заграничные перевозки
Если планируется выезд заграницу с тяжеловесным или иным негабаритным объектом на автомобиле, тогда придётся предварительно получить специальное разрешение международного образца. В противном случае автотранспорт задержат.
- Вопрос международных грузоперевозок негабаритных объектов регулируется Федеральным законом под номером 127.
- Специальное разрешение выдаётся исключительно на 1 рейс. Повторно, даже при таком же маршруте и грузе, использовать это разрешение нельзя.
- Выдачей разрешений занимаются представители Росдормониторинга.
- Чтобы получить документ, можно оформить заявку через сайт Госуслуг, либо обратиться напрямую в офис уполномоченного ведомства.
- Транспортные компании и логистические фирмы могут взять на себя вопрос получения спецразрешения, но за отдельную плату.
Если маршрут с негабаритом проходит через 2 и более территориальные единицы верхнего уровня страны, тогда даже для движения по РФ придётся получать допуск. Речь идёт о специальном межрегиональном разрешении. Этот документ также может быть оформлен через Госуслуги, либо же через представительства Управления дорожным хозяйством страны.
Как происходит выдача разрешения
Чтобы получить разрешение на доставку негабаритного объекта автомобильным транспортом, нужно заглянуть в Приказ под номером 258. В этом документе рассматриваются следующие вопросы:
- условия приёма и отказа при подаче заявления;
- полная последовательность процедуры формирования заявления и его подачи;
- требования к документу и к его содержанию;
- нюансы согласования доставки тяжеловесного предмета;
- сроки получения разрешения;
- порядок выдачи документа или получения отказа.
Действуя по указанному алгоритму, заявитель может рассчитывать на получение необходимого разрешения, дающего право беспрепятственно перевезти негабаритный груз. Здесь есть смысл обратиться к транспортным и логистическим компаниям. Они могут оказать полный спектр сопроводительных услуг, включая помощь в получении разрешений.
В каких случаях могут запретить перевозку
Не всегда на крупногабаритный, длинномерный или тяжеловесный груз выдают разрешение. То есть заявитель может столкнуться с отказом. Есть несколько ситуаций, при которых перевозить негабарит автотранспортом запрещено:
- груз мешает управлять машиной;
- при погрузке автомобиль теряет устойчивость;
- размеры предмета ограничивают обзор для водителя, из-за чего он не способен полностью контролировать ситуацию на дороге;
- груз перекрывает передние или задние осветительные приборы, светоотражатели, основные опознавательные знаки, а также госномер;
- такая перевозка ведёт к загрязнению и нанесению ущерба окружающей среде.
Устранив все эти несоответствия, разрешение будет выдано.
Основные правила перевозки негабарита
Если говорить непосредственно о процессе перевозки различных крупногабаритных, длинномерных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом, то тут стоит выделить несколько основных требований и правил:
- скорость движения машины с негабаритом не должна превышать установленное ПДД ограничение в 60 км/ч;
- при проезде мостов следует снижать скорость до 15 км/ч, не более;
- машина должна оснащаться исправным стояночным тормозом;
- требуется обязательное наличие устройств для остановки прицепа в случае разъединения с машиной;
- весь груз следует надёжно зафиксировать;
- если маршрут составляет более 100 км, тогда целостность и прочность креплений нужно периодически проверять.
Нельзя нарушать ни требования ПДД, ни правила, распространяющиеся на перевозку негабаритных объектов автотранспортом.
Ответственность за нарушение требований и правил
Говоря об ответственности за несоблюдение правил и требований по перевозке негабаритных грузов, следует обратиться к статье 12.12.1 КоАП. Здесь говорится о наказаниях за неправильную организацию доставки, а также за отсутствие необходимых разрешений. В итоге возможны следующие меры наказания:
- для водителя денежный штраф 2,5 тысячи рублей;
- для должностного лица от 15 до 20 тысяч рублей;
- для юридических лиц от 400 до 500 тысяч рублей.
Эта же статья предусматривает возможность лишения водительских прав. Максимальный срок составляет 6 месяцев. Отдельно рассматривается вопрос нарушения ПДД. Тут уже ответственность ложится на водителя.
Чтобы не расстаться к солидной денежной суммой, а также не лишиться прав, нужно не просто знать, но ещё и строго соблюдать все правила по перевозке крупногабаритных видов груза автомобильным транспортом.
Что самое сложное в перевозке крупногабаритных грузов? Автомобили — это лучший способ транспортировки? Стоит ли ужесточать наказание? Какие моменты требуется откорректировать и улучшить в организации таких грузоперевозок?
Как по мне, сложнее всего получить все справки и разрешения. Сталкивался с этим неоднократно. Честно говоря, теперь понимаю, почему многие готовы заплатить больше, но поручить эти задачи логистам или транспортным компаниям.
Смотря в какой ситуации. Во многих случаях да, машина приоритетный вариант. Но есть и серьезный конкурент в лице ЖД. Тут надо смотреть куда и откуда уходит груз. Если есть прямое сообщение, ЖД станции, то тогда стоит воспользоваться железной дорогой.
Думаю, тут приоритет за автомобилями. Крупногабариты редко доставляют на большие расстояния. Это скорее исключения. А вот для коротких дистанций авто лучший вариант. Но может я и ошибаюсь.
Однозначно нужно менять принцип получения разрешений. Точнее нужно эту процедуру сделать быстрее. А то из личного опыта скажу, что ждать по 2-3 недели не очень приятно. Особенно когда поджимают сроки.