Как и на чём осуществляется перевозка наливных грузов

Многие перевозчики согласятся с утверждением о том, что доставка наливного груза является наиболее сложным процессом. Ведь процедура включает в себя обязательную подготовку резервуаров, применение специальных ёмкостей и транспортных средств.

Наливом перевозят грузы с помощью автомобильных цистерн и танк-контейнеров. Для перекачивания жидкостей требуются мощные насосы и рукава. В процессе перевозки нужно обеспечивать безопасность и сохранность продукции, поскольку некоторые из них требуют особых температурных условий и не только.

Перевозка наливных грузов

Также водители должны проходить специальную подготовку, чтобы получить допуск к перевозке наливных грузов на автотранспорте.

Понятие о наливном грузе

Наливным грузом считается жидкость, для транспортировки которой используют не штучную тару, а крупные, вместительные резервуары. Чаще всего это цистерны. Хотя сейчас активно набирают популярность танк-контейнеры. Эти 2 вида резервуаров наиболее удобные для жидкого груза.

При этом различные жидкости и смеси могут характеризоваться определёнными требованиями, правилами и условиями транспортировки и хранения. И перевозчик обязан это учитывать и выполнять.

Нефть для перевозки

В основном транспортные компании перевозят следующий список наливных грузов, который состоит из:

  • нефти;
  • топлива;
  • моторных масел;
  • растительных масел;
  • сжиженного газа;
  • пищевых продуктов;
  • химических веществ.

Эти грузы могут иметь различную плотность и вязкость. Иными словами, наливной груз — это как обычная вода, так и жидкий асфальт, перевозимый для строительства дорогих. При этом оба состава должны перевозиться в специальных герметичных ёмкостях.

Молоко в автоцистерне

Ещё наливные грузы разделяют на 2 категории:

  • Опасные. Сюда включают нефть, а также некоторые виды производимых нефтепродуктов, химические жидкости и сжиженных газ. В эту категорию входят смеси, способные навредить здоровью и жизни людей, а также нанести большой ущерб окружающей среде.
  • Пищевые и неопасные. Здесь речь идёт уже о воде, спирте для производства алкогольных напитков, растительных видах масел, соках, молоке и так далее.

Отдельно стоит упомянуть наливные грузы, для которых необходимо соблюдать строгие температурные условия в период их доставки и хранения. Причём этом могут быть как пищевые продукты, так и нефтепродукты, к примеру.

Взять тот же асфальт или жидкий битум. Пищевыми их точно не назовёшь. Это субстанции, используемые в строительстве. Если не обеспечить должный температурный режим, буквально за несколько часов жидкость превратится в монолит. И для дальнейшего применения застывший асфальт или битум уже будет непригоден.

Виды наливных грузов

Поэтому, если грузу нужен специальный режим, ёмкости для перевоза оснащают вспомогательными системами. Они обеспечивают нужную высокую или низкую температуру. Тут уже нужно отталкиваться от конкретного груза. В некоторых случаях требуется всю дорогу подогревать продукцию. В иной ситуации не обойтись без охлаждения, что в основном актуально для скоропортящейся жидкости.

Значение и виды физико-химических свойств

Столкнувшись с перевозкой наливных грузов специальными автоцистернами, нельзя забывать о таком важном моменте как физико-химические свойства и характеристики товара. Они влияют на используемый вид транспорта, а также на цистерну и её оснащение. Обязанностью компании, осуществляющей грузоперевозки различных наливных жидких грузов, является изучение параметров доставляемого товара.

Можно выделить несколько основных физико-химических характеристик.

  • Плотность жидкости. Является соотношением массы и объёма. Плотность тесно связана с температурой. Нагреваясь, жидкость расширяется и уменьшается плотность. При охлаждении идёт обратный эффект. При заливке нужно учитывать текущую температуру, а также изменения в объёме при транспортировке. Если цистерна будет заполнена на 100% и начнётся нагрев, от избытка внутреннего давления не исключено нарушение герметичности цистерны.
    Температура в цистерне
  • Показатели вязкости. Или текучести. Влияет на длительность залива продукции в ёмкость, а также на скорость слива. Чем выше вязкость, тем дольше товар заливается. В некоторых случаях для сильновязких субстанций применяются подогреватели и мощные специальные насосы.
  • Свойство застывания. Когда осуществляется перевозка жидких грузов разными автоцистернами и танк-контейнерами, то обязательно учитывают способность товара застывать. Это происходит при определённой температуре. Нужно подбирать подходящий вид транспорта и системы для слива и залива. Из-за этого свойства для доставки некоторых грузов нужны системы обеспечения подогрева или температурного регулируемого охлаждения.
  • Испаряемость. Это способность жидкости приобретать газообразное состояние. Актуально для топлива, всевозможных нефтепродуктов и не только. Испаряемость учитывают, чтобы исключить или минимизировать потери в процессе перевозки, хранения, слива и так далее. На испаряемость влияет множество факторов, а не только температура.
  • Показатели теплоёмкости. Это количество тепла, которое требуется для нагрева на 1 градус по шкале Цельсия. Такой параметр необходим, чтобы определить временные и энергетические расходы для нагрева состава, которые нужны для нормального слива и залива смеси.
  • Уровень токсичности. Это свойство, воздействующее на организм человека. В зависимости от уровня токсичности, подбирают соответствующее оборудование и средства индивидуальной защиты для людей, работающих с этим грузом.
    Перевозка токсичных жидкостей
  • Температура вспышки. Минимальный показатель температуры, при котором испарения от жидкости могут воспламениться при наличии открытого источника пламени. Этот параметр является ключевым в вопросе определения класса пожарной опасности. Так можно заранее создать условия, обеспечивающие безопасность грузоперевозки.
  • Температура воспламенения. Это температурный показатель для возгорания без наличия источника искры или огня. Помогает выбрать наиболее подходящую цистерну, а также организовать безопасный процесс погрузки и разгрузки.
  • Электролизация. Показывает способность вещества накапливать статический электрический заряд. Это угроза для воспламенения и взрыва.
  • Коррозийные свойства. Являются способность вещества разъедать металл. Актуально для разных кислот и щелочей в основном. Чтобы металл цистерны не разъело в процессе доставки, для них выбирают соответствующие сорта стали, а также наносят изнутри защитные покрытия, нейтральные в отношении кислоты или щёлочи.
  • Кислотное и йодное число. Важные показатели для пищевых продуктов, поскольку показывают способность окисляться при контакте с металлическими и другими поверхностями. Если не учесть эти моменты, продукт может испортиться, потерять свои вкусные, а также пищевые ценности. Поэтому для пищевых наливных товаров используются цистерны, имеющие специальные покрытия и защитные слои.

Из этого внушительного списка можно понять, что множество характеристик и свойств действительно влияют на сохранность и пригодность к применению и употреблению жидких перевозимых на транспорте грузов. Они же влияют на выбор ТС, резервуаров, подготовку к транспортировке и организацию погрузочно-разгрузочных работ.

Какие используются ёмкости для жидких наливных грузов

Когда возникает необходимость перевести большой объём молока или молочных продуктов, активно пользуются автоцистернами и специальными резервуарами. Но на самом деле не все знают, в чём именно осуществляется перевозка наливов.

Далеко не всегда автоцистерну для перевозки опасного сжиженного газа можно считать оптимальным выбором. Всего можно выделить несколько ёмкостей, пригодных для реализации подобных грузоперевозок.

  • Цистерны. В основном цистерны имеют форму цилиндра. Резервуар устанавливается и фиксируется на специальной железнодорожной или же автомобильной грузовой платформе. Размещаются стационарно. То есть перенести их с одного транспорта на другой невозможно. То есть грузовые платформы и колёсные цистерны производят на заводе как цельную конструкцию.
    Цистерна для наливных грузов
  • Танк-контейнеры. Современный вариант цистерны. Это резервуар, который находится в металлическом каркасе. Такая конструкция даёт возможность перегружать ёмкость с одного транспорта на другой. Танк-контейнеры активно внедряются в сегмент грузоперевозок. Наиболее актуальный вариант резервуара для мультимодальной доставки. Один и тот же танк-контейнер можно перевозить на машине, по железной дороге, на морском судне и в самолёте.
    Танк-контейнер для наливных грузов
  • Танкеры. Это резервуары, используемые в составе речного и морского грузового судна. Основная часть такого судна — это и есть огромный резервуар, куда заливают жидкость. Танкеры могут разделять на секции с помощью герметичных перегородок. Так один танкер может перевозить несколько видов наливных грузов одновременно. Фактически танкер — это судно и ёмкость одновременно.
    Танкер для наливных грузов
  • Флекситанки. Современная разработка, которая только появилась и лишь в перспективе наберёт популярность. Фактически это гибкая ёмкость, изготовленная на основе полимеров. Перевозят в них только неопасные наливные грузы. Достаточно удобный резервуар, хоть считается одноразовым. Напоминает сдутый надувной матрас. Устанавливают внутри обычного грузового контейнера, подключают рукав и закачивают внутрь жидкость. Такие флекситанки рассчитаны на 14-24 тысячи литров. Минус в том, что флекситанк одноразовый и доставлять с его помощью опасный груз невозможно.
    Флекситанки для наливных грузов

Для эффективной транспортировки жидкого груза могут применяться различные виды техники. В некоторых случаях это касается даже авиации, хотя и довольно редко. Подавляющее большинство наливных видов грузов перевозят на автомобилях, по железной дороге, а также морским и речным грузовым транспортом. Причём у каждого вида ТС есть свои особенности в отношении доставки именно жидкостей.

Автомобили

Используя автотранспорт, большинство перевозчиков отдают предпочтение автоцистернам. Реже в ход идут современные танк-контейнеры. Автоцистерна представляет собой прицеп или полуприцеп, который тянет за собой грузовая машина.

Автомобили могут доставлять резервуары и жидким товаром разного объёма. Тот же квас или молоко для розничной продажи обычно заливают в ёмкости на 100-300 литров. Если это топливо, нефтепродукты, то тут обычно речь идёт о резервуарах объёмом в несколько тысяч литров. Хотя нельзя исключать, что пищевые жидкости также могут перевозить большими объёмами.

Автотранспорт и наливные грузы

Машины являются приоритетным вариантом, что груз нужно доставить по суше на малые и средние дистанции. При протяжённых маршрутах экономически выгодным решением станет железная дорога, либо водные виды транспорта.

Железная дорога

Второй по популярности вариант — это железнодорожный транспорт. Здесь среди перевозчиков активно применяются ЖД цистерны и более универсальные танк-контейнеры.

Использование цистерн сопряжено с определёнными сложностями, если доставка конечному получателю требует на определённом этапе выгружать и перегружать товар на другой транспорт. Поэтому железной дорогой для перевозки жидкостей предпочитают пользоваться тогда, когда весь путь налив может находиться в одном резервуаре.

Железнодорожный транспорт и наливные грузы

Куда функциональнее и практичнее оказались танк-контейнеры. Конструкция даёт возможность снять резервуар с вагона, перегрузить на машину или на судно. Ничего перекачивать и переливать при этом не требуется.

Если доставка предусматривает движение по суше и на дальние дистанции, то с позиции безопасности и экономической выгоды железная дорога будет наиболее предпочтительным вариантом. В особенности, когда доставляемый груз ещё и относится к одной из категорий опасности.

Морской и речной грузовой транспорт

Не менее эффективные виды транспортных средств, с помощью которых доставляют наливные грузы.

Грузовой корабль и наливные грузы

При этом могут применяться 2 вида речных и морских грузовых судов.

  • Грузовые судна. Это водные ТС, позволяющие на своём борту разместить сразу множество танк-контейнеров. Чаще всего это контейнеровозы.
  • Танкеры. Специально разработанное судно, выполненное в виде большого и вместительного резервуара. Чаще всего этот резервуар делится на несколько секций. Танкер — это специализированное судно, предназначенное для доставки по воде именно жидких, наливных грузов.

Если говорить об уровне безопасности, то тут железная дорога выглядит намного приоритетнее, нежели морские и речные суда. Но в вопросах международных грузоперевозок водный транспорт часто оказывается незаменимым. Иногда, чтобы доставить налив из одного города в другой в рамках одной страны, применяются речные и морские виды судов. Но всё же в большинстве случаев они используются в международных грузоперевозках.

Танкер и наливные грузы

Важные особенности наливных грузоперевозок

Теперь необходимо ознакомиться с важными правилами по перевозке разнообразных наливных грузов различными ТС.

Именно в зависимости от выполнения правил перевозки различных жидких грузов наливом обеспечивается безопасность окружающей среды, а также сохранность самого товара. Кто-то может сказать, что у наливных грузов нет такой проблемы как хрупкость и появление дефектов. Но если выполняется перевозка пищевых наливных жидкостей, ГСМ и не только, всегда остро стоит вопрос их порчи, потери технических, эксплуатационных, вкусовых и прочих характеристик.

Также ошибочно считать, что в случае перевозки химических или нефтяных продуктов намного важнее соблюдать эти правила и рекомендации. Хотя стоит признать, что разлив химических веществ нанесёт куда больший ущерб окружающей среде, нежели перевёрнутая цистерна с молоком или соком.

Поезд с нефтью

Если говорить о правилах, то тут можно выделить несколько основных пунктов.

  • Специальная подготовка. Водители, доставляющие цистерны для перевозки того же аммиака, ГСМ, топлива и других наливов, включая опасные и неопасные грузы, должны предварительно пройти специальную подготовку. Это же относится и к тем, кто перевозит аммиачные и прочие цистерны по железной дороге, морю или рекам.
  • Характеристика и специфика транспортируемого груза. У всех видов наливных грузов, которые предназначены для последующей транспортировки, есть свои особенности. Опираясь на них, выбирают наиболее подходящие ёмкости и виды транспорта.
  • Разные жидкости и разные ёмкости. Основным правилом считается то, что налив с разными физико-химическими свойствами нельзя перевозить в одном и том же резервуаре. Грубо говоря, цистерну с битумом нельзя применять, чтобы доставлять потом бензин или моторное масло.
  • Один резервуар для разных жидкостей. Это касается лишь тех случаев, когда свойства и различные характеристики наливных грузов одинаковые или схожие. Но даже в этой ситуации заливать следующий груз нельзя до тех пор, пока не будут проведены работы по тщательной очистке наливной ёмкости. А вот пищевые и непищевые товары перевозить наливом в одном резервуаре категорически запрещено.
    Чистка цистерны для наливных грузов
  • Индивидуальные резервуары. Это идеальные условия грузоперевозок, которые не всегда удаётся выполнить. Но оптимальным вариантом считается перевозка одного вида груза в одном резервуаре. То есть бензин перевозится только в бензиновых цистернах, дизельное топливо в дизельных резервуарах, а молоко в молочных ёмкостях.
  • Очистка пищевых цистерн. В отношении пищевых наливных грузов требования достаточно жёсткие. Прежде чем заливать новую партию, даже если это абсолютно аналогичная жидкость, всё равно нужно пройти процедуру подготовки. Она состоит из очистки, дезинфекции, мойки насосов и обработки ёмкостей защитными средствами, если это необходимо.
  • Принятие налива и проверка информации о нём. Перевозчик обязан изучить данные про тип жидкости, её характеристики и условия для доставки. Если это скоропортящийся товар, тогда нужно уточнить, какие условия требуются и сколько времени продукция может находиться в цистерне. Это защищает от невыполнимых задач клиентов. К примеру, если на доставку нужно 3-5 дней, а продукт, даже при соблюдении всех условий, потеряет свойства или товарный вид уже через 48 часов.
  • Работа с агрессивными жидкостями. Сюда относятся щёлочи, кислоты и прочие едкие жидкие смеси. Для них требуется использовать специальные ёмкости, которые могут противостоять агрессивной среде. Иначе произойдёт утечка, что приведёт к потере товара, загрязнению окружающей среды.

Правильная перевозка моторного масла, различных нефтепродуктов, пищевых жидкостей автоцистернами и другими видами транспорта и резервуаров — это крайне сложная, а также ответственная работа. И доверять её можно только квалифицированным, опытным специалистам.

Перевозчику необходимо соблюдать идеальный баланс между скоростью доставки и безопасностью, обеспечением идеальных условий хранения. Даже если товар скоропортящийся и на доставку следует тратить минимум времени, это ни в коем случае не должно достигаться путём нарушения скоростного режима и игнорирования правил дорожного движения.

В чём главная сложность доставки жидкого груза, на ваш взгляд? Какой вид транспорта считаете оптимальным? Какие наливные грузы доставляли и что было использовано для этого?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 3
  1. Лев

    Мне кажется сложность в том, что жидкостей очень много, и у всех свои требования. То есть компании нужно иметь огромное количество разных цистерн. Чтобы каждая из них была предназначена под конкретный груз. А это огромные финансовые затраты.

  2. Кирилл

    А если груз не только наливной, но еще и опасный, то не обойтись без специального разрешения. Его получить тоже не так просто. На личном опыте знаю.

  3. Кирилл

    Из налива перевозил разве что молоко, когда работал на одной ферме. У нас были свои машины с пищевыми цистернами. Я контролировал их обслуживание и подготовку. Скажу честно, готовили мы их очень тщательно. Один раз бригада сплоховала. В итоге испортили несколько тысяч литров молока. Меня тоже штрафанули, потому что не уследил, не проконтролировал.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: