Некоторые потребители (владельцы грузов) не понимают, в чём отличие между договорами экспедиции и транспортировки, которыми пользуются компании-перевозчики для обеспечения трудового процесса. Разница состоит в количестве услуг, видах юридической ответственности. Чтобы разобраться в этом, следует сравнить два документа.
Договор транспортной экспедиции и договор перевозки: правовые основы
Компании, занимающиеся перевозкой и сопровождением грузов, производят свою деятельность, руководствуясь действующими нормативами, законами, актами:
- Закон о транспортных перевозках (от 30.06.2003 № 87-ФЗ);
- гл. 41 ГК РФ.
Услуги, предоставляемые транспортными экспедиторами, разделяют на:
- основные (непосредственно транспортировка груза);
- дополнительные (оплата хранения, обеспечение разгрузки-погрузки на промежуточных пунктах).
Соотношение договора транспортной экспедиции и договора перевозки
Сходство этих двух видов договоров в том, что заключают их между собой:
- два юр. лица;
- юр. лицо и физ. лицо.
В правовом аспекте договор ТЭ признается вспомогательным соглашением, поскольку транспортно-экспедиционная деятельность не может реализовываться отдельно от перевозки.
При этом стороны договора ТЭ могут договориться о том, что функции перевозчика исполняются самим экспедитором. В таком случае будет иметь место смешанный договор: условия соглашения, касающиеся перевозки, будут определяться нормами гл. 40 ГК РФ, а условия, касающиеся порядка оказания экспедиционных услуг, — гл. 41 ГК РФ и специальными НПА.
При сравнении этих юридических бумаг становится понятно, что клиенту выгоднее заключать расширенный договор, включающий несколько видов услуг. Таково соотношение договоров.
Отличия договора транспортной экспедиции от договора перевозки
Суть договора транспортировки в том, что перевозчик обязуется за определённую плату доставить груз получателю. Транспортная экспедиция в отличие от обычной перевозки – это комплекс услуг. В них входит организация перевозки и иные дополнительные опции, оказываемые компанией-посредником (экспедитором).
Разница между двумя правовыми документами, регулирующими отношения между заказчиками услуг и их исполнителями, состоит в том, что:
- Договор перевозки регулирует процесс транспортировки вплоть до полной выгрузки и передачи товара получателю, а договор транспортной экспедиции заключают, когда компания-перевозчик берет на себя выполнение комплекса услуг (организация перевозки, отправки, охраны, получения груза и т. д).
- Договор перевозки груза подписывают заказчик и компания-перевозчик. Договор транспортной экспедиции заключается между экспедитором и заказчиком услуги. В документе могут оговариваться одна либо несколько видов услуг. В бумаге пописывают обязанности экспедитора, взятые им на себя (обеспечение транспортировки груза между отправными, промежуточными и конечными точками, ведение расчётов и т. д.)
Договор регламентирует все дополнительные опции, аспекты и нюансы перевозки грузов, в этом состоит отличие транспортной экспедиции. Экспедитор может быть работником компании-исполнителя, организации-грузовладельца.
Различие состоит и во внешнем оформлении бумаг. Форма бланков регламентируется внутренним уставом организаций. Единым остаётся то, что в бумаге обязательно прописываются:
- реквизиты компаний;
- личные данные ответственных работников;
- тип груза;
- место отправки;
- точка назначения;
- контактные данные;
- ответственность сторон.
Между собой подобные документы также могут отличаться количеством включённых в перечень компетенций, обязанностей, возложенных на ответственных лиц.
Ответственность экспедитора и перевозчика
Нет смысла подписывать договор экспедиции, если товар перевозится на короткое расстояние без посещения промежуточных точек погрузки-разгрузки. В этом случае заказчик чаще нанимает грузоперевозчика самостоятельно. Если товар переправляют в другой населённый пункт, клиент обращается к экспедиторской компании. Такие организации оказывают следующие виды услуг:
- разрабатывают маршрут;
- находят перевозчиков, имеющих подходящие виды транспорта;
- контролируют передвижение (местоположение) груза;
- оформляют документы.
Клиент, нанимающий экспедиторов, экономит время. Логистические компании строят так маршруты передвижения товаров, чтобы заказчики и исполнители несли минимальные расходы.
Некоторые экспедиторские компании берут на себя ответственность за сохранность товаров во время транспортировки и хранения на складе. Если товар перевозился на транспорте посредника, он несёт ответственность за его утрату, порчу. Когда заказчик передал груз наёмному перевозчику, посредник ответственность не несёт.
Со своей стороны владелец груза должен оплатить услуги, которые предусмотрены договором, подписанным обеими сторонами. К примеру, если экспедитор может взять на себя обязанность заключать договора с исполнителями (РЖД, частными перевозчиками, складами) то за качество предоставляемых услуг будет нести посредник (предусмотрено ст. 805 ГК РФ).
Включать в договор дополнительные услуги посредник может только с согласия заказчика. За работы, которые были выполнены без предварительного согласования, владелец груза не обязан платить.
Часто посредничающие компании берут на себя в виде дополнительных услуг:
- подписание договоров со страховыми компаниями;
- выбор перевозчиков, имеющих подходящие виды транспорта;
- выбор маршрута движения;
- перегрузка, замена транспорта;
- складирование;
- охрана;
- составление таможенной и иной документации.
В договоре может быть указано, что всё это делает сам клиент, а экспедитор только сопровождает и передаёт товар получателю.
Порядок согласования изменений также должен быть зафиксирован документально. В случаях отступления от какого-либо пункта документа экспедитор запрашивает у заказчика согласие на эти действия. Если в течение суток клиент не даст ответ на запрос, экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Документы, прилагаемые к договору транспортной экспедиции и договору перевозки
Действующим законодательством не установлены унифицированные бланки отчёта и актов передачи, приёмки выполненных услуг. Стороны самостоятельно определяют содержание и вид этих деловых бумаг. В любом случае они должны содержать:
- дату составления отчёта (акта);
- наименование документа;
- название организации, участвующей в сделке;
- наименование работ (вид хозяйственной операции);
- полные имена и должности ответственных лиц;
- подписи административных работников, исполнителей.
Стандартно в пакет документов включают:
- договор на обслуживание;
- акт осуществленных работ;
- путёвку;
- накладную;
- доверенность (в некоторых случаях);
- счёт-фактуру посредничающей организации.
В бумагах указывают:
- маршрут движения;
- тип товара;
- вес, количество груза;
- расстояние перевозки;
- данные авто;
- копию ТТН;
- сведения о водителе (номер прав, полное имя).
Возможен ли смешанный договор
Посредник может работать как отдельно, так и совместно с транспортной компанией. Смешанный договор заключается, когда товар поступает до промежуточного пункта на ТС, принадлежащего нанятому перевозчику. Дальше он должен быть направлен с помощью экспедитора. Такой документ может быть заключён и в том случае, когда некоторые дополнительные услуги посредник начинает выполнять, когда груз достигнет определённого населённого пункта.
Заключение
Договор транспортировки грузов и его экспедиции являются по своей сути разными видами деловых бумаг. Сходство их только в том, что в обоих случаях в качестве заказчика услуг выступает грузовладелец. Содержание договоров экспедиции зависит от набора услуг, предоставляемых посредничающей организацией.
Дорогие читатели, а вы как считаете, выгодно ли нанимать экспедиторскую компанию или проще напрямую сотрудничать с перевозчиками? Напишите своё мнение в комментариях.