Добыча, переработка и продажа леса является важным составляющим элементом экономики нашей страны. После вырубки деревья следует скомпоновать и отправить для последующей продажи, обработки и так далее. Тут возникает вопрос организации транспортировки.
Как показывает практика, перевозка леса в основном осуществляется по железной дороге, используя открытые вагоны-платформы. Это финансово более выгодно, а также достаточно удобно в плане организации процесса, погрузочно-разгрузочных работ и не только.
Но если возле участков добычи леса отсутствуют железнодорожные пути, либо же длина бревна превышает 15 метров, тогда поместить груз на вагон-платформу уже не получится. На выручку приходят грузовые автомобили.
Классификация материалов
Актуальная классификация лесоматериалов предусматривает разделение на несколько видов:
- Круглый. Подразумевает поперечную нарезку стволов. Так получают кряжи, брёвна и так далее.
- Пиленый. В этом случае ствол разрезают уже вдоль.
- Строганый. Достаточно тонкие нарезанные доски.
- Измельчённый. Такой лесоматериал представляет собой стружку. Перевозится по принципу сыпучего груза. Могут использоваться бортовые прицепы и хопперы.
- Лущеный. Здесь речь идёт о спиральной резке древесины.
Также существует разделение леса по его длине. Всего различают 3 разновидности леса:
- Короткий. Длина леса не превышает 2 метров.
- Средний. Такой лесоматериал имеет длину в пределах от 2 до 6 метров.
- Длинный. Любой другой материал из древесины, длина которого превышает 6 метров.
После лесозаготовительного объекта леса в виде грузов отправляются на предприятия для обработки. Здесь и проводятся основные операции грузоперевозки.
Обычно с места заготовки поваленный и обработанный путём срезания веток ствол дерева в виде круглого леса направляют на следующий этап переработки. Чтобы погрузить пиломатериалы, используется специальная машина, предназначенная именно для перевозки леса. Речь идёт о так называемых лесовозах. Из названия понятно, что основным видом груза, который перевозят такие автомобили, это древесина.
В тех случаях, когда транспортировка леса предусматривает необходимость преодолеть большое расстояние, тогда предпочтение отдаётся грузовым фурам, либо же железнодорожным платформам. Такое транспортирование более выгодное и эффективное.
Машины-лесовозы предназначены для транспортировки древесины на сравнительно небольшие расстояния. Обычно предприятия по переработке располагаются недалеко от мест вырубки леса. Но бывают и такие ситуации, когда доставка требуется на более солидную дистанцию. В этом случае используются грузовые авто, но имеющие дополнительное оснащение и оборудование.
Чем оснащают машины для перевозки леса
К числу элементов, без которых перевозка пиломатериалов и круглого леса осуществляться не может, относятся:
- Металлические стойки. С их помощью формируются бортики, которые не предусмотрены на плоских платформах автомобильных прицепов. Эти стойки нужны для того, чтобы удерживать груз.
- Гребёнки противоскольжения. Это ребристые основы, не дающие доскам и брёвнам смещаться внутри, а также уклоняться в сторону автомобильной кабины. Предотвращая скольжение, гребёнки помогают доставлять даже мокрые брёвна.
- Панели-щиты. Это приспособления, которые нужны для защиты кабины машины от случайного попадания туда бревна, доски или другого материала. Щиты должны использоваться не только при погрузочно-разгрузочных работах, но также и во время движения. Ведь лес может случайно соскользнуть и попасть в кабину при крутом спуске или в случае резкого торможения.
- Колёсные шипы и цепи. Помогают в тех ситуациях, когда имеются тяжёлые погодные условия и плохая дорога. За счёт шипов и цепей грузовик, заполненный лесом, может выбраться из снежных заносов, а также преодолеть грунтовые размытые и мокрые дороги.
Компании, владеющие автомобильным транспортом, подходящим для перевозки леса, обычно стараются оснащать свои машины всем необходимым. Но при недостаточном оборудовании транспортного средства задачей заказчика становится дооснащение авто. Либо же можно выбрать другую фирму, у которой всё это оборудование будет в распоряжении.
Проведение погрузочно-разгрузочных работ
Ручной метод погрузки актуален исключительно для небольших пиломатериалов, которые может поднять 1-2 человека. В основном же лес загружают на лесовозы и грузовые машины с помощью подъёмных кранов.
Это обусловлено 2 основными причинами:
- Большой вес. Чтобы аккуратно загрузить столь тяжёлый груз, а также не повредить сам объект, как и расположенные возле него лесоматериалы, требуется большая сила и предельная осторожность. Вручную это получить невозможно. Зато спецтехника справляется с задачей без каких-либо проблем. Главное выбрать подъёмные краны с соответствующим показателем грузоподъёмности, вылетом стрелы и так далее.
- Безопасность. Загружать лесоматериалы вручную нежелательно из соображения безопасности людей. Лес может нанести урон здоровью и даже угрожать жизни не только из-за веса, но также и по причине наличия химических пропиток.
Правила погрузки предусматривают, что лесоматериалы на автомобили следует укладывать в соответствии с их габаритами. Это обеспечит необходимое равновесие, а также грамотное распределение нагрузки по осям.
В процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ необходимо соблюдать следующие правила:
- размещать загружаемые материалы необходимо недалеко от трасс и дорог общего пользования;
- необходимо оставлять достаточный проезд для спецтехники и для её маневрирования, разворотов и так далее;
- укладка лесоматериалов допускается лишь в тех зонах, где электрокабель находится от уровня земли на высоте не менее 4,5 метров;
- желательно производить погрузку и разгрузку на участках, где вообще ЛЭП (линии электропередач) отсутствуют;
- пиломатериалы небольших размеров следует запаивать в специальные пакеты;
- для особо дорогих пород предусматривается использование гидроизоляционного материала для закрытия;
- загружаемый объём и масса лесоматериалов не должны превышать допустимые значения для используемого автотранспорта;
- при нарушении параметров габаритного груза лесовоз или грузовик с лесом будет считаться негабаритом;
- если это негабарит, тогда выполняются все правила перевозки такого вида грузов, включая установку предупреждающих знаков.
При разгрузочных работах также важно строго придерживаться всех правил, направленных на обеспечение безопасности персонала и сохранность самого груза.
Правила безопасной перевозки
Правильная транспортировка леса грузовым автотранспортом обязательно предусматривает выполнение всех правил и требований, направленных на обеспечение безопасности. Здесь не только важно обеспечить машину каждым перечисленным средством, но ещё и строго соблюдать регламент. В случае доставки круглого и иного вида леса автотранспортом, отправитель груза должен выполнить несколько условий. Без их реализации перевозка не может быть осуществлена:
- сортировка материалов по их основным характеристикам;
- разделение лесоматериала в зависимости от длины и способа обработки;
- контроль правильной и безопасной укладки;
- обеспечение удобного проезда к месту погрузки леса и для выезда на дорогу общего пользования.
Когда проводится погрузочно-разгрузочная работа, водитель обязан покинуть кабину. Это необходимо с целью снизить любые риски несчастных случаев. Также перевозка лесоматериалов предусматривает несколько важных правил и требований:
- материалы раскладываются между стойками, стараясь создать максимальное равновесие;
- край после загрузки должен получиться максимально ровным, чтобы ни один ствол из своего ряда не выступал;
- мелкие дрова и доски можно упаковать, либо уложить и разделить с помощью поперечных перегородок;
- не допускается погрузка и выгрузка лесоматериалов ручным способом, если древесину предварительно обрабатывали потенциально опасными химическими составами;
- ценные породы древесины с целью их сохранности нужно дополнительно укрыть для защиты от осадков;
- при перевозке ценных пород деревьев требуется уведомить об этом Федеральное агентство лесного хозяйства, а также получить одобрение;
- перевозимый лесоматериал не должен закрывать номерной автомобильный знак машины, переднюю и заднюю оптику, а также зеркала заднего вида;
- перед погрузкой новой партии леса машину необходимо обработать специальными обеззараживающими средствами.
Соблюдение этих правил направлено на то, чтобы сохранить саму древесину, а также избежать нежелательных проблем и сложностей в процессе транспортировки. При этом есть несколько действий, которые при тех или иных обстоятельствах выполнять запрещено при движении лесовоза. Речь идёт о следующих запретах:
- отклонение от предварительно согласованного маршрута;
- нарушение установленного скоростного режима движения лесовоза или грузовика;
- перевозка длинномерного леса в условиях снегопада, гололёда и видимости до 100 метров;
- движение по обочине, если это не предусматривается условиями перевозки;
- остановка за пределами специально выделенных стоянок, вне проезжей части;
- перевозка груза в случае обнаружения технических проблем на прицепе, либо на самом автомобиле.
Всё это делать нельзя при перевозке груза на лесовозе.
Необходимые документы
При транспортировке круглого и другого леса в пределах Российской Федерации у водителя с собой должен быть определённый набор документов. Этот комплект бумаг состоит из:
- прав категории Е, которая разрешает водить грузовую машину с прицепом;
- договора о поставке пило- и лесоматериалов;
- товарно-транспортной накладной;
- путевого листа;
- технического паспорта на транспортное средство;
- доверенности, на тот случай, если машина принадлежит другому владельцу.
Но перевозка леса кругляка и различных иных лесоматериалов также может осуществляться автотранспортом в другие страны, за пределы РФ. В этом случае нужен не только указанный перечень документ, но и несколько дополнительных бумаг:
- Права. Важно, чтобы у водителя были права именно международного образца. Иначе он не имеет права ездить по дорогам другой страны.
- Это счёт-фактура. Здесь отображается перечень отгруженного материала, его количество, а также реальная стоимость. Занижать эту стоимость не рекомендуется.
- Это международный образец товарно-транспортной накладной. Создаётся на основе Конвенции о международных автомобильных грузоперевозках.
- Фитосанитарный сертификат. Этот документ подтверждает, что вывозимый или ввозимый лес является безопасным.
- Отгрузочная спецификации. Или Shipping S Актуальный документ при грузоперевозках леса. Здесь описывается каждый вид перевозимого лесоматериала, а также указывается его количество.
Также стоит сказать насчёт леса-кругляка ценных пород, экспортируемого из России. К этой категории относится бук, ясень и дуб.
Такая древесина требует поштучной маркировки, что предусмотрено Лесным Кодексом РФ. Это распространяется как на юридических, так и на физических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность. Данные о таком лесоматериале требуется занести в Единую автоматизированную систему учёта и сделок, связанных с древесиной. Достаточно оформить электронный документ, который закрепляется электронной подписью. Сделать это нужно минимум за 1 день до выезда машины с грузом за пределы РФ.
Все эти нюансы и правила, связанные с перевозкой леса автомобильным транспортом, нужно не просто знать, а строго выполнять.
Стоимость перевозки леса
У компаний могут быть разные тарифы. Но при этом глобальной разницы между ценами нет. Стоимость формируется на основе нескольких факторов:
- тарифы перевозчика;
- габариты леса;
- вес перевозимого материала;
- тип лесоматериалов;
- удалённость от места погрузки;
- расстояние до пункта назначения.
Если говорить о примерных цифрах, тогда за 1 километр перевозчики берут около 100 рублей. И это считается стартовым тарифом.
Это ещё одна из причин, почему машины-лесовозы и грузовые автомобили более выгодные при перевозке на небольшие расстояния. Если же дистанция оказывается внушительной, тогда существенно возрастает стоимость. В этой ситуации уже выгоднее воспользоваться услугами железной дороги.
Процесс перевозки леса достаточно сложный. Здесь нужна тщательная подготовка, грамотное проведение погрузочно-разгрузочных работ, надёжная фиксация, укладка и сбор сопроводительных документов.
Что лучше: лесовоз или грузовые машины? Насколько автомобильные перевозки леса превосходят или уступают ЖД перевозкам?
Тут все зависит от конкретной ситуации. Лесовоз на то и лесовоз, что предназначен для транспортировки именно такого груза. Но если есть оснащение, то и обычный грузовик подойдет.
Я бы отдал предпочтение грузовикам. Думаю, они более универсальные. Ведь лесовоз так лесовозом и остается. А грузовик с оснащением для перевозки леса выполняет функции лесовоза, а без него может применяться для доставки других грузов. Думаю, это логично.
Насчет ЖД и авто ситуация спорная. Смотря какие условия, где происходит погрузка, выгрузка и так далее. Но на больших расстояниях точно преимущество за железной дорогой. Здесь я даже не сомневаюсь.