Людям, которые далеки от всех нюансов грузоперевозок, этот процесс может показаться предельно простым. Ведь достаточно загрузить товар, доставить получателю и заработать деньги.
Да, сам факт транспортировки от условного пункта А до пункта Б структурно ничего сложного не подразумевает. Но в перевозке большую роль играет логистика, куда входит огромный перечень задач, функций и действий. Некоторые их них прямого отношения к транспортировке могут не иметь. Но без них доставить товар бывает невозможно, либо крайне проблематично.
Подобные функции берёт на себя экспедитор, который является одной из ключевых единиц в транспортной цепочке.
Поэтому будет правильно познакомиться с должностной инструкцией специалиста экспедитора по перевозке различных грузов.
Что нужно знать и понимать
Само понятие «экспедитор» произошло от латинского слова «experide». Переводится буквально как «сопровождение». А это уже ёмко и в достаточной мере показывает суть профессии.
С юридической точки зрения, экспедитором является юридическое лицо, которое контролирует перевозку груза, а также выполняет все действия, связанные с этим процессом, куда входит и экспедирование, за определённое вознаграждение. Помимо экспедирования, специалист осуществляет или помогает в страховании груза, хранении, а также в перевалке. В роли заказчика услуг специалиста может выступать получатель груза, либо его отправитель.
Многие ошибочно смешивают понятия «экспедитор» и «грузоперевозчик». В действительности далеко не все экспедиторские компании имеют собственный парк транспорта, чтобы выполнять доставку. Для этого зачастую арендуется ТС у компаний, которые занимаются грузоперевозками.
Сравнивая экспедитора и транспортную компанию, то есть грузоперевозчика, разница между ними заключается в ответственности. Если перевозчик отвечает только за перевозку в рамках своего маршрута, то экспедитор несёт ответственность за весь процесс, от двери до двери.
Чтобы создать грамотную и эффективную логистическую цепочку, требуется обладать определёнными навыками, знаниями, опытом. Оптимальность маршрута включает в себя несколько важных факторов:
- сокращение километража;
- создание безопасных условий для доставки груза;
- обеспечение комфорта для водителя;
- снижение простоев во время доставки и так далее.
Также экспедитор отвечает за выбор наиболее приемлемых технологий и методов доставки. Он несёт ответственность за загруженность ТС и не только.
Всё больше грузоперевозок осуществляется по мультимодальной схеме. То есть используется несколько разных видов транспортных средств для доставки одного груза. Отсюда возникает необходимость в перевалке, временном хранении груза, а также в его растаможке. Тут также на первый план выходят экспедиторы, поскольку эти задачи входят в перечень их профессиональных обязанностей.
Если отталкиваться от отчётов независимых исследователей, около 70-80% сегмента международных грузоперевозок контролируют именно экспедиторские компании. Чем крупнее организация, тем большими возможностями она обладает. Поэтому именно такие фирмы обычно и доставляют груз быстрее, безопаснее, эффективнее, забирают основную часть клиентов.
Существует такое понятие как должностная инструкция (ДИ) для специалистов экспедиторов. В ней указывается определённая часть профессиональных обязанностей. Но важно понимать, что документ не обладает утверждённой формой. То есть существует типовая инструкция, но в неё уже можно вносить различные изменения, корректировки и дополнения.
Требования к экспедитору по квалификации
В инструкции говорится, что экспедитор по перевозке различных грузов должен иметь начальное профессиональное, либо среднее образование с условием обязательного прохождения спецподготовки по этой профессии. Но важно отметить, что никаких конкретных требований относительно рабочего стажа не предусмотрено для специалистов в области грузоперевозок и их организации.
Стоит заглянуть ещё и в Справочник профессий, в раздел с квалификационными характеристиками. Тут указано, что у экспедитора должно быть базовое образование, которое предусматривает специальность транспортное хозяйство, либо же логистика. Под базовым образованием подразумевается неполное высшее или среднее профессиональное.
Работник этой профессии должен обладать знаниями по делопроизводству на базовом уровне, владеть навыками обработки корреспонденции, причём вне зависимости от того, как она получена. Важной обязанностью является изучение, а также знание всей структуры работы предприятия, занятого в области экспедирования.
На практике всё выглядит несколько иначе. Работодателям важнее не наличие диплома, а владения человека навыками, опытом и возможность их практического применения. А именно:
- знание городов и конкретных населённых пунктов;
- опыт за рулём;
- способность составлять маршруты;
- умение обслуживать ТС и так далее.
Если говорить простым языком, то экспедитор — это штурман. Его обязанность заключается в том, чтобы сидеть рядом с водителем, занимаясь планированием маршрута и решать все вопросы, связанные с сопровождением груза.
Но в настоящее время экспедиторы, у которых есть опыт вождения, а также необходимые категории, ценятся ещё выше. Ведь такой экспедитор может дополнительно выполнять ещё и функции водителя.
Все эти требования по квалификации касаются внутренних грузоперевозок по стране. Если же говорить про образование и требования в сегменте международных перевозок груза, то есть без соответствующего диплома и направления подготовки не обойтись. Требуется уровень не ниже бакалавра.
Международные экспедиторы должны:
- знать таможенные правила;
- владеть актуальными данными в области страховой деятельности;
- иметь навыки работы с документами;
- применять на практике все основы логистики.
Хотя логистические навыки никогда не будут лишними и для тех, кто занимается экспедированием грузов внутри страны. Стоит отметить, что крупные компании обычно нанимают в штат отдельного специалиста по логистике. Чтобы стать логистом, можно получить соответствующую специальность в вузе, либо пройти обучение на курсах, тренингах, семинарах и так далее.
Стационарное обучение на экспедитора предусматривает изучение следующих вопросов и тем
- правоведение;
- гражданское законодательство;
- трудовое законодательство;
- транспортные законы;
- правила и нормы грузоперевозок;
- государственное регулирование деятельности, связанного с автотранспортом;
- способы и методы грузоперевозок;
- транспортные системы крупных городов и не только.
Имея необходимые дипломы и квалификацию, посещение семинаров и дополнительных курсов всё равно приветствуется. Иногда это является обязательным условием для продолжения сотрудничества с работодателем. Ведь семинары позволяют узнавать о последних изменениях, нововведениях. Также здесь удаётся завести нужные и полезные знакомства, связи, получить практические навыки и так далее.
Знакомство с общими положениями
Экспедитор в сегменте грузоперевозок считается техническим исполнителем. В экспедиторскую компанию его принимают на работу согласно приказу руководителя. В его же юрисдикцию входит и увольнение.
Если говорить про обязанность, а также ответственность специалиста экспедитора по доставке груза, работающего на перевозчиков, то они прописаны в соответствующих документах. На них и должен опираться сотрудник, ведя повседневную деятельность, отвечая за просрочку доставки, порчу груза и так далее.
В этот перечень документов входят:
- правила трудового распорядка, которые утверждаются администрацией компании;
- нормативные документы, непосредственно связанные с деятельностью экспедитора;
- устав экспедиторской организации;
- методические руководства, а также инструкции;
- приказы и распоряжения начальства;
- должностная инструкция.
Согласно общим положениям, экспедиторы должны профессионально разбираться, а также ориентироваться в нескольких ключевых вопросах.
Это касается таких моментов как:
- порядок приёма и сдачи груза;
- организация, а также контроль погрузочно-разгрузочных работ;
- условия хранения, перевалки и перевозки;
- нормативы простоя в процессе погрузки и выгрузки для разных видов ТС;
- основы организации труда.
Также экспедитор должен соответствовать следующим требованиям:
- знать контактные данные поставщиков и клиентов компании;
- располагать данными с адресами и контактами складов клиентов;
- разбираться в основных маршрутах транспортировки;
- соблюдать внутренние правила компании;
- в совершенстве знать перечень документов для грузоперевозок, а также уметь их оформлять;
- знать и соблюдать правила пожарной безопасности и охраны труда.
Если штатный экспедитор отсутствует по той или иной причине, то все обязанности, а также ответственность ложатся на заместителя. Заместителя назначает руководство компании.
Поэтому каждая организация, которая занимается экспедиторскими услугами, должна всегда иметь равносильную замену для своего основного специалиста. Это позволяет не делать фирмы абсолютно зависимой только от одного человека. Плюс так экспедитор получает полноценную возможность для отдыха, отпуска, отгулов, пропуска работы по уважительным причинам и так далее.
Что входит в должностные обязанности
В итоге специалист по экспедированию должен будет обрабатывать и готовить документы, заниматься сопровождением и другими задачами по экспедированию, обеспечивать грузоотправителю и грузополучателю необходимый перечень информации, отвечать за безопасность груза и так далее. Обязанность транспортной компании — утвердить должностную инструкцию.
Если отталкиваться от типовых ДИ, тогда в перечень должностных обязанностей экспедитора будут входить следующие функции и задачи:
- принимать товар со складов отправителя груза;
- сверять количественные показатели с накладными и предоставленными сопроводительными документами;
- контролировать соблюдение санитарных норм для транспортных средств;
- проверять целостность груза;
- при выявлении нарушений составлять акт;
- проверять такелажный инструмент, а также иные приспособления, необходимые для обеспечения безопасной доставки;
- контролировать правильность, а также безопасность при погрузочно-разгрузочных работах;
- сопровождать перевозимый товар в течение всего маршрута, вплоть до конечного пункта;
- обеспечивать сохранность и безопасность при транспортировке;
- следить за соблюдением режима хранения во время остановки, перевалки, а при ожидании разгрузки или погрузки;
- передавать груз получателю, составляя и подписывая при этом акт приёма-передачи;
- помогать в составлении и оформлении актов, если при доставке товара была обнаружена недостача или порча;
- принимать участие в организации безаварийной доставки;
- если нужно, помогать ликвидировать последствия ДТП, а также оказывать помощь пострадавшим;
- помогать заказчику обеспечивать оптимальные условия комфорта и безопасности водителей;
- информировать руководство при выявлении фактов нарушения трудовой дисциплины;
- сообщать о производственных травмах;
- незамедлительно обращаться к руководителям, если возникла какая-либо угроза безопасности груза, либо участников процессе грузоперевозок.
Помимо всего перечисленного, экспедирование включает в себя также участие специалистов компании в вопросах оформления документации. Это относится к следующим документам, которые необходимы в процессе грузоперевозок:
- складские документы;
- таможенные;
- налоговые;
- страховые;
- транспортные;
- погрузочно-разгрузочные;
- перевалочные;
- документы для временного хранения и так далее.
Основная задача специалиста экспедитора заключается в том, чтобы вовремя доставить груз, не потеряв и не испортив его, следуя по согласованному заранее маршруту. Из-за этого перечень должностных обязанностей может значительно расширяться.
Всё чаще экспедиторы решают и следующие вопросы в рамках профессиональных обязанностей, утверждённых ДИ компании и индивидуальными договорами с клиентом:
- анализ заявки клиента с целью определить наиболее оптимальные условия для грузоперевозки;
- консультативные и информационные услуги;
- таможенная очистка;
- помощь в вопросах санитарного, карантинного контроля для определённых категорий грузов;
- консультации и помощь с фискальными ведомствами;
- декларирование товаров;
- разработка маршрута;
- составление схемы использования ТС для более быстрой доставки товара, но без ущерба безопасности;
- планирование сроков выполнения заказа;
- помощь в страховании всего или части груза;
- информационное сопровождение во время доставки;
- формирование все условий, тарифов и порядка расчёта;
- помощь в вопросах складирования товаров.
Консультативная поддержка, как и информационное обеспечение клиента со стороны экспедитора направлены на то, чтобы решить ключевые вопросы, а также минимизировать налоговые платежи, таможенные сборы и другие издержки. Иными словами, чтобы больше заработать, экспедитор должен помочь клиенту сэкономить на других этапах грузоперевозки. Поэтому специалист непосредственно заинтересован в такой помощи.
Скачать образец должностной инструкции экспедитора по перевозке грузов можно здесь.
Какими правами обладает экспедитор
В перечень прав входят следующие, согласно которым экспедитор может:
- ознакомиться с проектами решений со стороны компании, которые связаны с любыми аспектами его профессиональной деятельности;
- выносить на рассмотрения предложения, способные улучшить, оптимизировать и усовершенствовать работу, связанную с должностными обязанностями;
- своевременно получить документы и сведения, необходимые для выполнения своих задач и обязанностей;
- привлекать к работе других специалистов и сотрудников, если это входит в его компетенцию, либо же составлять письменный запрос;
- требовать от компании и руководства содействия в вопросах выполнения должностной инструкции;
- принимать участие во всех мероприятиях, которые связаны с принятием решений в области охраны труда.
То есть экспедитор может не выполнять свои обязанности, если права специалиста при этом соблюдены не были.
Какую ответственность несёт экспедитор
Действуя в рамках должностной инструкции, а также трудового договора, экспедитор будет нести определённую ответственность. Ответственность предусматривается за следующие пункты:
- невыполнение штатных профессиональных обязанностей в рамках должностной инструкции;
- правонарушения, совершённые при выполнении задач по экспедированию;
- невыполнение или ненадлежащее соблюдение правил противопожарной безопасности, охраны труда, санитарных норм и так далее;
- причинение клиенту или экспедиторской компании материального ущерба.
Во всех этих ситуациях экспедитор будет нести ответственность. Она определяется исходя из нормативов КзоТ, КоАП, ГК и УК РФ.
Контролировать и оценивать работу специалиста по экспедированию должен непосредственный руководитель этого сотрудника, либо уполномоченное должностное лицо, утверждённое администрацией.
Несмотря на кажущуюся сложность работы, многие люди охотно занимают должность экспедитора. Это достаточно прибыльное дело. Особенно, если речь идёт о крупной компании и серьёзной экспедиторской организации.
Что думаете о должности экспедитора? Смогли бы работать в этой сфере? Насколько сложной кажется профессия? Справедливая ли зарплата при таком списке обязанностей?
Реально все кажется очень сложно. Но у меня дядя и еще один друг работают экспедиторами. Говорят, что не так сложно, как кажется изначально. Но знать нужно многое, как и уметь. Тогда и зарплата будет хорошая.
Я бы вряд ли этим занимался. Не мой вид деятельности совершенно. Хотя знают тех, кто работает экспедиторов и не жалуется. Тут уже вопрос индивидуальный скорее.
В грузоперевозках, особенно международных, экспедитор зарабатывает хорошо. А вот в обычном маленьком городе экспедитор он же и водитель, он же и грузчик. И в итоге получает одну зарплату, а не 3, как бы полагалось по справедливости и закону. Выводы делайте сами.