Случается так, что в процессе перевозки груз теряется, либо повреждается. Это несёт внушительные убытки грузовладельцу и получателю товара.
Столкнувшись с подобной ситуацией, предпринимателю желательно иметь надёжную и квалифицированную юридическую опору. В этом могут помочь специалисты, либо юристы, трудоустроенные в его фирме.
Нужно понять, какую ответственность и кто несёт при трате груза перевозчиком, как получить компенсацию, а также на что следует опираться при возникновении подобной ситуации. Ведь груз потерял. Физически или материально. И надо как-то вернуть его в виде денег, чтобы компенсировать свои потери.
Правовые основы
Почему-то лишь столкнувшись с такой ситуацией многие предприниматели начинают задаваться вопросами о том, что им нужно делать, если транспортная нанятая компания повредила вверенный груз.
На самом деле о возможной утрате груза при его перевозке нужно думать заранее. А именно на этапе выбора перевозчика, а также подписания с ним договора.
Если говорить про ответственность со стороны экспедитора, то есть представителей транспортной компании (ТК), перед грузоотправителем или получателем за утрату груза, тогда тут нужно обращаться к действующим правовым нормам, к законодательству.
Основой для таких ситуаций выступает Гражданский Кодекс РФ. А именно положения, касающиеся перевозок. Также для некоторых видов транспорта предусмотрены свои уставы. В них определяются виды ответственности для экспедитора. Если же речь идёт о перевозках международного уровня, тогда тут дополнительно, но обязательно нужно изучить действующие соглашения между странами в вопросе грузоперевозок.
Согласно действующему закону, за сохранность перевозимого груза несёт ответственность именно перевозчик, либо экспедитор. Они обязуются компенсировать утрату или порчу товара.
Если говорить конкретно про ответственность перевозчика и его обязанности, то за утрату доставляемого груза отвечать придётся по статье 796 действующей редакции Гражданского Кодекса. Опытные юристы также советуют обратить внимание и при необходимости сослаться на ещё 2 статьи ГК. Это 223 и 224. В них говорится о том, что исполнитель берёт на себя соответствующую ответственность за перевозимый товар, начиная с момента его поступления в компанию, а также после подписания ТТН. Речь идёт о товарно-транспортной накладной. Ответственность сохраняется вплоть до передачи груза получателю с необходимым документальным подтверждением этого факта.
В качестве доказательства доставки выступает подписанный двумя сторонами договор, а также акт приёма-передачи. До этого момента вся ответственность лежит на грузоперевозчике.
Кто будет нести ответственность
Бывают различные ситуации, когда транспортная компания, взявшая на себя обязательства, в процессе доставки случайно или специально повредила груз, либо потеряла его. Так или иначе, ответственность за утрату любого груза, вне зависимости от его ценности, несёт перевозчик. Это подтверждается соответствующими документами.
При этом потеря и повреждение имеют несколько разный характер. Эти ситуации следует разобрать отдельно.
- Повреждение в результате ДТП. Если повреждения связаны с дорожно-транспортным происшествием, в которое попал перевозчик, то на территории РФ всё равно ответственность будет нести транспортная компания. И это не зависит от того, виновен ли водитель компании-перевозчика или нет. В случае, если в ДТП водитель транспортной компании будет невиновным, у транспортной компании есть законное право предъявить регрессные требования в отношении виновной стороны. Но всё равно отношения между ним и грузовладельцем (грузополучателем) не меняются. Это уже отдельная ситуация, которая позволит компенсировать свои убытки за счёт виновника ДТП. В рамках отношений между перевозчиком и заказчиком услуги факт виновности или невиновности водителя никак не влияет.
- Похищение груза. Другой вопрос в том, кто будет нести ответственность, если груз оказался похищен. Увы, но кражи во время грузоперевозок в наше время сложно назвать редким явлением. Если это коснулось доставляемого груза клиента транспортной компании, то ответственность будет нести перевозчик. Ведь она берёт на себя соответствующие обязательства по сохранности товара. Важно отметить, что самим представителям ТК следует незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
Ещё вопрос в том, какого рода ответственность будет нести перевозчик. Здесь есть несколько вариантов:
- при полной или частичной потере груза компенсируется стоимость утраченного товара, согласно указанной в документах стоимости;
- если товар повреждён, то сумма зависит от того, возможно ли груз восстановить или нет;
- когда восстановить возможно, тогда выплачивается разница, на которую упала ценность;
- при невозможности восстановить компенсация выплачивается в полном объёме;
- дополнительно пострадавшая сторона может потребовать компенсаций всех затрат, связанных с оплатой услуги по доставке товаров;
- требования в возмещении также могут предусматривать предоставление такого же или аналогичного товара;
- если имеют место другие виды ущерба, связанные с потерей груза, их также следует указывать и прописывать.
Только важно учесть, что все эти обязательства и ответственность должны быть обязательно прописаны в договоре. Это максимально повышает шансы грузоотправителя, либо получателя рассчитывать на компенсацию.
В каких ситуациях перевозчик не будет нести ответственность
Не в интересах транспортной компании терять или повреждать вверенный ей товар, если говорить о законных грузоперевозках. Поэтому ТК также хочет защитить свои интересы, принимая такую ответственность. В судебной практике существует множество примеров, когда ТК пыталась доказать свою невиновность.
В действительности освободиться от ответственности можно лишь в том случае, если происшествие возникло в результате обстоятельств, которые никак не зависят от перевозчика. Это:
- форс-мажорные ситуации из-за непредвиденных условий;
- природные катаклизмы;
- стихийные бедствия;
- бунты, революции и так далее.
Помимо самих возникших обстоятельств, перевозчик обязан предоставить убедительные доказательства. Какие именно, тут уже зависит от конкретной ситуации.
Как оформить утрату, повреждение или недостачу
Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.
Соответствующий акт, образец которого могут предоставить многие профильные юристы в области грузоперевозки, говорит об утрате груза, либо о факте его порчи в процессе доставки. Акт необходимо составить в день прибытия товара. В качестве исключения иногда можно заняться оформлением на следующий день. Но лучше этого не делать.
Опираясь на образец жалобы, происходит оформление бланка. Соответствующая претензия об утере или повреждении груза должна подписываться двумя сторонами. Но бывает так, что представитель ТК не хочет выплачивать компенсацию. Фактически отказывается от выполнения своих обязательств, а также норм закона. Это распространённое явление, обусловленное желанием перевозчика во что бы то ни стало ничего не платить клиенту. Но в этом случае акт можно составить и оформить в одностороннем порядке. Единственное условие — это обязательное извещение ТК.
Не все грузы поддаются счёту в единицах. Если это насыпной или наливной товар, который также был частично утрачен или похищен, тогда проводится специальная процедура взвешивания с обязательной фиксацией результатов в документах. При этом важно, чтобы перед передачей товара грузоперевозчику для доставки в бумагах также отображался вес, объём или другой показатель количества груза.
В случае недостачи по количеству определяется конкретное число утраченных или повреждённых единиц товара. Это могут быть ящики, коробки, упаковки и прочие виды тары.
Скачать бланк претензии в транспортную компанию на повреждение или утерю груза можно здесь. Образец бланка предварительного акта о повреждении/порче груза доступен для скачивания по ссылке.
Что делать, если груз был застрахован
При наличии страховки в случае утраты или порчи груза, нужно обращаться в страховую компанию, где оформляли полис. Потребуется предъявить соответствующие документы, подтверждающие факт хищения, либо повреждения. Плюс написать заявление с требованием выплаты компенсации по страховке.
Уже сама страховая компания займётся вопросами взыскания всех издержек с виновной стороны. Но к вам это не будет иметь никакого отношения. Все деньги по страховке вы получите.
Хотя и здесь придётся внимательно отнестись к составлению заявления, а также к подготовке документов. Чтобы у страховой компании не возникло оснований в отказе.
Написание претензии
Тут опять нужно обратиться к Гражданскому Кодексу. В указанной статье говорится, что перед обращением в суд для решения возникшего вопроса, нужно попробовать урегулировать конфликт в досудебном порядке. Его суть заключается в том, чтобы предъявить претензию ответственной стороне, то есть грузоперевозчику. Если он согласится с фактом своей виновности, признав это, тогда просто компенсирует прописанную в документах сумму. И никаких судебных разбирательств не будет.
Затягивать с написанием претензии нельзя. По таким делам есть понятие исковой давности, которая составляет всего год. Ведётся отсчёт с момента, когда был выявлен факт хищения, либо повреждения товара.
Ещё важно учесть, что на рассмотрение самого иска грузоперевозчику даётся 12 месяцев. Поэтому юристы рекомендуют заняться досудебным урегулированием в максимально сжатые сроки с момента обнаружения проблем с грузом.
Увы, не всегда перевозчик соглашается на такой вариант. Приходится тогда обращаться в суд и доказывать вину через соответствующую инстанцию.
Как происходит компенсация через суд
Предположим, что транспортная компания, которая была нанята, чтобы перевести груз, по своей вине повредила его или испортила. Но в досудебном порядке компенсировать ничего не хочет. Или же условия компенсации не соответствуют требованиям пострадавшей стороны. Тогда возникает вопрос, что делать в такой ситуации.
Здесь требуется решать вопрос через суд. От пострадавшего потребуется подать иск с арбитражный суд. Только важно учитывать, что правила в отношении подобных претензий к перевозчикам жёсткие. Иск подаётся только по месту расположения транспортной компании. С этим пострадавшему грузовладельцу или грузоотправителю придётся смириться, если он находится или проживает далеко от расположения грузоперевозчика.
В иске нужно обязательно детально описать обстоятельства при обнаружении потери или порчи. Далее идут ссылки на документы, в которых предусматриваются основания не только утраты, но и величины причинённого ущерба.
Также следует описать, что состоялось досудебное урегулирование, как повели себя стороны конфликта и к чему это привело. То есть указать, что ТК отказалась выполнять свои обязательства и в досудебном порядке не хочет решать проблему.
Помимо иска, необходимо подготовить набор документов. Обычно он состоит из:
- копии договора на грузоперевозку;
- товарно-сопроводительных документов;
- акта о факте утери имущества, либо его повреждении;
- копии претензии к перевозчику;
- ответа на претензию от перевозчика;
- копий договора, заключённого между сторонами конфликта.
Ещё потребуется оплатить государственную пошлину. Оплачивает её заявитель. Стоимость формируется исходя из процента от величины предъявляемых требований.
Образец искового заявления грузоотправителя в арбитражный суд о возмещении перевозчиком ущерба, вызванного утратой или повреждением груза можно скачать здесь.
Пошаговый возврат стоимости груза
Если при грузоперевозке товар был украден, либо повреждён, владелец или получатель груза несёт соответствующие финансовые убытки. Чтобы получить компенсацию в полном объёме, рекомендуется выполнить 6 пошаговых процедур.
- Получить юридическую консультацию. Если у предпринимателя есть свой штатный юрист, он займётся этим вопросом. Но бывает и так, что приходится обращаться к независимым специалистам. Юристу следует описать ситуацию во всех подробностях, показать документы. Причём тут важно не увиливать, а говорить, как есть. Сокрытие некоторых фактов, невыгодных для заявителя, могут в дальнейшем проявиться, что приведёт к решению суда не в его пользу.
- Строго выполнить порядок претензий. Прежде чем подавать иск о взыскании, необходимо направить грузоперевозчику досудебную претензию. Это прописано как Гражданским Кодексом РФ, так и правилами обращения в арбитражный суд. Судебный процесс начнётся лишь при условии, если перевозчик не ответит на претензию в установленные сроки, либо отклонит требования.
- Обратиться с иском в суд. Подавать его нужно по месту нахождения обвиняемой стороны, то есть грузоперевозчика. В составлении иска желательно подключить грамотного юриста. Так в документе не будут упущены даже самые незначительные моменты, которые всё равно могут повлиять на окончательное решение. Рекомендуется обосновать сумму ущерба. Чем больше документов и подтверждений будет приложено к иску, тем выше вероятность выиграть суд и взыскать максимально возможную сумму.
- Направить обращение в банк. Перед началом исполнительного производства можно попробовать решить вопрос с помощью банка, который занимается вопросами обслуживания транспортной компании. В банк подаётся заявление с требованием списать со счёта необходимую сумму. При этом к заявлению прикладывают исполнительный лист. Причём оригинал. Если на счету перевозчика будет достаточная сумма, её переведут на счёт пострадавшей стороны. Если этот вариант не сработает, тогда исполнительный лист возвращается обратно заявителю.
- Начать исполнительное производство. Не добившись желаемого результата через банк, в работу вступают судебные приставы. Здесь готовят отдельное заявление с уведомлением о том, что в отношении ТК начато исполнительное производство. Подавать его нужно в местное отделение ФССП. Причём также по месту расположения транспортной компании.
Даже если за дело возьмутся судебные приставы, прекращать контролировать ситуацию не стоит. Наоборот, активно поддерживайте с ними связь, интересуйтесь ходом дела, а также всячески содействуйте, чтобы быстрее исполнить судебное решение.
Во многом успех ещё зависит и от того, насколько грамотно был составлен договор между клиентом, а также грузоперевозчиком. Здесь необходимо прописывать ответственность сторон, решение спорных вопросов и прочих ситуаций, которые потенциально вряд ли могут произойти. Но это ваша юридическая защита.
Стоит также отметить, что и для транспортной компании договор с клиентом имеет большое значение в вопросах урегулирования конфликтов.
Считаете ли процедуру взыскания сложной? Кому приходилось сталкиваться с подобными ситуациями? Насколько на практике легко взыскать компенсацию?
В теории все кажется просто. Но это в теории. С практикой у нас обычно все иначе. Особенно когда начинают подключать связи, давать взятки. Конечно если ущерб на несколько лямов, проще заплатить 100-200 тысяч, но снять с себя обвинения и ответственность.