Организация перевозки груза имеет свои особенности и напрямую связана с тем, какой именно товар, объект или вещество следует доставлять. Свои требования и правила также есть и у насыпных, навалочных грузов.
При транспортировке сыпучих материалов необходимо придерживаться определённых правил, использовать подходящие машины, а также грамотно подходить ко всем организационным моментам доставки.
В случае с сыпучими грузами нельзя исключать частичные потери. Вот только задачей перевозчика является минимизировать их. А ещё лучше исключить полностью. Хотя такое возможно не всегда.
Следует детально разобраться с перевозкой сыпучих видов грузов автотранспортом, а также учесть все нюансы, правила и предъявляемые требования.
Понятие о сыпучих грузах
Сыпучим называется груз, который перевозится без использования тары, либо же с помощью мешков повышенной вместимости. Все сыпучие грузы делятся на насыпные и навальные.
Навальными считаются различные зерновые культуры, а также незерновые продукты сельскохозяйственной промышленности. А насыпными выступают в основном промышленные материалы. Это щебень, песок, уголь и так далее.
Транспортировка может осуществляться автомобильным, морским, железнодорожным и авиационным транспортом. При этом перевозка машинами является наиболее востребованной и актуальной. Так можно доставить товар практически в любую точку, не сталкиваясь с ограничениями и в виде железнодорожных путей, наличия морского или речного порта, а также взлётно-посадочной полосы. Хотя стоимость услуг по доставке автомобилями не самая низкая.
При перевозке того же щебня или других сыпучих материалов, принимается во внимание несколько основных параметров:
- физические свойства;
- химические характеристики;
- биологические аспекты и так далее.
Это нужно для того, чтобы избежать возможного возгорания товара, его порчи, прения и структурного изменения в процессе перевозки.
Некоторые виды сыпучих грузов, такие как металлическая руда, требуют особых условий транспортировки. Поэтому для их перемещения нужно применять специальные закрытые контейнеры.
Если говорить о разрешении на перевозку тех или иных сыпучих грузов, то его оформляют редко. Только если товар относится к одному из классов опасности.
Правила и условия перевозки
Основными документами, которые регламентируют правила транспортировки такого вида груза, являются:
- Правила перевозки навалом. А именно 26 раздел, который прошёл редакцию и утвердился в 2007 году.
- Постановление правительства No272. Датируется 15.04.2011 года. Здесь предусмотрены требования к перевозке сыпучих товаров металлического типа. На сельскохозяйственную продукцию не распространяется.
Исходя из этих нормативных документов, были сформированы основные правил для перевозки сыпучих грузов.
- Процесс загрузки. Продукт должен насыпаться только с использованием спецтехники. При этом погрузка выполняется строго с высоты не более 1 метра относительно дна кузова транспортного средства.
- Водитель. При погрузочно-разгрузочных работах он не должен находиться внутри автомобиля. Параллельно оператор погрузочной техники должен передвигать ковш таким образом, чтобы он не оказывался над кабиной грузового авто.
- Тент. После погрузки следует уложить сверху тент. Это не только защищает от осадков и атмосферных воздействий. В первую очередь, такие меры нужны с целью исключить высыпание груза на проезжую часть, что может стать причиной ДТП.
- Уровень загрузки. Он не должен превышать верхний край бортов грузового отсека. Это означает, что с горкой загружать продукцию запрещается. Это необходимо с целью обеспечить безопасность во время движения.
- Задачи грузоотправителя. В его функции входит ограждение проезжей части для свободного проезда машины, предоставление откатчиков при наклоне на месте погрузки. Плюс необходимо распылить воду, чтобы избавиться от пыли при погрузочных работах.
- Последовательность погрузочно-разгрузочных работ. Это грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель должны согласовать между собой. Внести соответствующие данные в договор отдельным пунктом.
- Очистка кузова. Когда товар будет доставлен, получатель обязательно провести процедуру по очистке кузова.
- Контрольное взвешивание. Машину с материалом следует взвесить после погрузки и перед выгрузкой. Это даёт понять, какие потери произошли за время доставки.
При этом весовой контроль не является обязательным требованием, если продукт не предназначен для получения коммерческой прибыли. Это актуально, когда вывозится строительный мусор, либо снег.
Используемый транспорт
Поскольку мы говорим именно о машинах для перевозки разных сыпучих грузов, тут стоит сделать акцент на том, какие именно автотранспортные средства могут пригодиться в такой работе. Да, далеко не все ТС подходят.
Помимо ёмкости, куда будет загружаться продукция, также необходимо, чтобы автомобиль способствовал более комфортным и быстрым погрузочно-разгрузочным работам.
Часто можно увидеть, как перевозка тех или иных сыпучих материалов осуществляется Тонарами, КАМАЗами, разными отечественными машинами и иномарками.
На практике перевозка сыпучих материалов и грузов может осуществляться следующим автомобильным транспортом.
- Самосвалы. Один из самых популярных видов. Это грузовики с кузовным прицепом, либо с полуприцепом, оснащённым гидравлической системой. Минимум один борт является откидным. Используя самосвалы, нужно обращать внимание на то, чтобы тент надёжно крепился в кузове, а также плотно прилегал к грузу.
- Контейнеровозы. Это тягач, оснащённый платформой, на которую устанавливается контейнер. Такой вариант обычно применяется при длительной грузоперевозке. Важно проверить герметичность швов, чтобы исключить возможные потери.
- Цистерны. В основном предназначены для жидких наливных грузов. Но могут применяться и для сухих сыпучих. Обязательно проверяется герметичность. Цистерны способны обеспечить поддержание оптимального микроклимата внутри.
Выбор в пользу того или иного ТС делается исходя из конкретной ситуации и перевозимого вида насыпного груза.
Хотя объективно стоит признать, что для перевозки тех или иных сыпучих грузов чаще всего пользуются самосвалами.
То есть грузовиком с подъёмным механизмом, который упрощает и ускоряет процесс выгрузки. При этом важно строго соблюдать правила перевозки, а также проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Организация транспортировки
Качественно справиться с перевозкой сыпучих материалов могут не все. Тут требуется грамотный подход и профессиональное отношение.
При организации транспортировки важно принимать во внимание ещё одну особенность. Дело в том, что сыпучий груз не предусматривает наличие упаковки. Из-за этого продукция может представлять опасность для других участников движения, оказываясь на дорожном полотне и проезжей части.
Чтобы избежать проблем, нужно выполнять несколько требований и правил по организации доставки:
- Грузовместимость. Когда осуществляется перевозка тех или иных сыпучих материалов, важно подобрать подходящую грузовместимость. Для насыпного пищевого груза это минимум 6 тонн. Для сыпучих и гранулированных промышленных грузов от 12 тонн и выше.
- Маршрут. Предварительно логисты из компании грузоперевозчика должны составить максимально безопасный маршрут, который будет соответствовать всем требованиям.
- Распределение. Груз насыпом нужно распределить равномерно по всему кузову. Нельзя нарушать допустимую грузоподъёмность транспорта, а также выходить за рамки бортов.
- ПДД. Водитель, перевозящий сыпучий груз, обязан знать и строго соблюдать все действующие правила дорожного движения, включая ограничения по скорости перемещения.
В противном случае обеспечить надлежащий уровень безопасности при перевозке груза сыпучего типа не получится.
Необходимые документы
Перевозить насыпные, а также навальные грузы, не имея при этом пакет разрешительных документов, запрещено.
При этом действующие правила не предусматривают ничего серьёзного в плане подготовки пакета бумаг. Основными документами считаются:
- товарно-транспортные накладные;
- договора на транспортировку груза;
- письменные подтверждения из места, где выполнялась погрузка и выгрузка.
Есть у транспортировки сыпучего груза одна отличительная особенность. Это запрет на объявление актуальной ценности товара. Соответствующую особенность отразили в правительственном постановлении No272 до 15 апреля 2011 года. Теперь достаточно просто опломбировать транспортное средство.
Штрафы за нарушение правил перевозки
Поскольку не все перевозчики строго придерживаются правил транспортировке сыпучего и навального груза, в КоАП предусмотрели ответственность для таких нарушителей. Здесь следует отталкиваться от статьи 12.21.
Штраф может быть наложен в следующих ситуациях.
- Груз не прошёл обязательный осмотр перед перевозкой. Для водителя это штраф 500 рублей, для должностного лица от 2 до 5 тысяч рублей, а для юридического лица до 300 тысяч рублей.
- Была создана опасная ситуация. Здесь уже штрафы более серьёзные. У водителя это 5-10 тысяч рублей, для должностных лиц 20-25 тысяч, а для юридических от 300 до 400 тысяч рублей.
- Нарушение правил ПДД. Водителю обычно назначают 500 рублей, должностным лицам 2-5 тысяч, а юридическим лицам до 300 тысяч рублей.
Размер штрафа при этом определяется судом.
Возможные потери
Те, кто занимаются транспортировкой сыпучих грузов, знают, что для таких товаров характерным явлением являются потери. Только эти потери могут быть как естественными, так и неестественными.
Сохранение качества товара, своевременность прибытия груза, а также целостность и отсутствие потерь входят в обязанности грузоперевозчика.
Потери могут происходить по нескольким причинам.
- Нарушение герметичности. Кузов не был проверен должны образом, либо щели образовались в процессе перевозки. В итоге часть груза начала высыпаться по пути.
- Воздействие ветра. Несмотря на наличие тента и использования брезента, обдув ветра всё равно может привести к определённым потерям. Они считаются естественными.
- Неправильно подобранная тара или ТС. Это уже ошибка перевозчика, поскольку в его задачи выходит выбор оптимального транспорта и ёмкостей для безопасной доставки.
- Резкие манёвры. Обычно такие действия водитель совершает, чтобы избежать ДТП.
- Хищение. Во время стоянок, когда груз не под присмотром, его могут украсть. Поэтому задачей водителя и сопровождающих груз лиц является постоянный контроль и защита продукции.
Также существуют такие естественные причины весовых и объёмных потерь как высыхание или дозревание в процессе транспортировки.
Уровень вины со стороны перевозчика определяется исходя из Федерального закона под номером 14.
Учитывая все особенности транспортировки опасного груза, к процессу нужно тщательно готовиться, а также внимательно следить в течение всей поездки.
Приходилось ли доставлять сыпучие грузы? Что это было? С какими трудностями сталкивались?
Сталкивался во время строительства дачи. Заказывал щебень, песок и еще что-то. Уже и не помню. Привозили самосвалами все. Правда, насчет потерь даже не знаю. Теперь не уверен, что мне доставили ровно столько, сколько заказал. Возможно пару десятков килограмм забрали себе.
Я работал на самосвалах. В основном доставлял зерно и кукурузу. Ничего особенного. Но весовой контроль был обязательным. Один раз на стоянке пылись спереть груз. Вовремя подоспели. Спугнули.