Правила не существуют для того, чтобы их нарушать. Они созданы для того, чтобы их чётко соблюдать. Это прописная истина. Но о ней почему-то многие забывают.
Опасный груз сам по себе несёт угрозу. Поэтому к его перевозке автомобильным, а также другим видом транспорта относятся предельно внимательно. Есть целый ряд правил, требований, законов и других нормативных актов. Составлены они не просто так. Фактически каждое новое правило — это результат какой-то аварии, серьёзного происшествия.
Одним из инструментов воздействия выступают денежные штрафы, а также уголовная ответственность. Так что будет полезно и интересно рассказать об актуальных штрафах за неправильную перевозку различных опасных грузов автомобильным транспортом.
Где прописана ответственность
Основным документом, регулирующим нормы, требования, а также меры ответственности, выступает Кодекс об Административных Правонарушениях. Или просто КоАП. Если же нарушение правил повлекло за собой человеческие жертвы, загрязнение окружающей среды, тогда ответственность уже будет рассматриваться исходя из Уголовного Кодекса РФ.
Но всё же именно вопрос со штрафами рассматривается в КоАП. Причём существуют разные статьи в зависимости от того, на каком виде транспорта были совершены нарушения в сфере грузоперевозок опасных веществ.
КоАП утвердили решением Федерального закона No195. Это произошло 30 декабря 2001 года. Затем 1 мая 2016 года его отредактировали. Новые изменения вступили в силу с 13 мая 2016 года.
Если говорить об автомобильных грузоперевозках опасных веществ, а также о нарушениях и ответственности, то в КоАП предусматривается статья 12.21.2. Она регулирует любые нарушения правил провоза опасного груза автотранспортом.
Также стоит выделить ещё несколько важных статей КоАП:
- 14 регулирует вопросы штрафов при перевозке опасного груза по железной дороге, водным и воздушным транспортом. Здесь прописаны все размеры штрафов.
- Статья 8.19 распространяется на загрязнение окружающей среды, осуществляемой морскими судами и перевозимыми грузами.
Помимо этих документов, перевозчики также опираются на внутриведомственные правила, инструкции, распоряжения и нормативы. Они могут регулировать вопросы правильной и безопасной перевозки, а также определять меры наказания и ответственности в случае выявления нарушений.
Виды ответственности
Всего существует несколько способов или видов ответственности. А именно:
- денежный штраф;
- конфискация имущества, включая автотранспортное средство;
- лишение прав на определённый период;
- денежное наказание определённой категории ответственных лиц (физические, должностные, юридические).
Если разобраться в актуальных правонарушениях, будет понятно, какой штраф можно в итоге получить в случае перевозки опасных грузов, а также при условии, что произошло нарушение того или иного правила.
Нарушения и ответственность для автотранспорта
Ошибочно считать, что за перевозку опасных грузов могут лишь оштрафовать за нарушение ПДД. Да, штрафы ГИБДД никто не исключает. Но это вопрос сугубо к соблюдению водителем правил дорожного движения, действующим одинаково для всех. Водителя законно могут оштрафовать, если он проехал на красный свет светофора, превысил скорость, не уступил пешеходу и так далее. То есть такая ответственность рассматривается сугубо в рамках ПДД и соответствующих статей КоАП.
Нарушения в области перевозки опасного груза — это уже несколько иное. Здесь речь идёт о:
- несоответствии транспорта требованиям по перевозке опасного груза;
- нарушение герметичности;
- отсутствие маркировки;
- неполный пакет сопроводительных документов;
- несоблюдение норм по безопасной разгрузке и выгрузке;
- загрязнение перевозимым грузом окружающей среды;
- нарушение согласованного и одобренного маршрута движения;
- отсутствие обязательных комплектующих (вёдра, песок, огнетушители и пр.);
- неправильные или отсутствующие светоотражающие таблички с маркировкой;
- нарушение требований по маркировке опасного груза и так далее.
Есть правила по перевозке опасного груза. Они чётко прописаны в нормативных документах. Если эти правила нарушить, то последует закономерный штраф.
Если речь идёт об отсутствии документов, кроме ДОПОГ, либо их неправильном оформлении, неточных данных, тогда возможны следующие варианты штрафов:
- для водителя это сумма от 1000 до 1500 рублей;
- ответственные и должностные лица заплатят от 5000 до 10000 рублей;
- юридические лица несут ответственность в виде штрафа суммой от 150 до 250 тысяч рублей.
Когда речь идёт о нарушениях, имеющих непосредственное отношение к передвижению автотранспорта с опасным грузом на борту, а также с неправильной стоянкой, парковкой, заправкой, тогда предусмотрены другие суммы:
- для водителя это 2500 рублей;
- для должностного или ответственного лица 20 тысяч рублей;
- для юридических лиц 500 тысяч рублей.
В случае, если был выявлен факт ненадлежащего технического состояния автотранспорта, используемого для перевозки опасного груза, возможны денежные или более жёсткие наказания. А именно:
- От 30 до 50 тысяч рублей. Актуально для лиц, которые занимаются автотранспортной предпринимательской деятельности. Но только при условии, что этот человек является собственником проблемного транспорта.
- От 20 до 30 тысяч рублей. Такой штраф распространяется на должностных и ответственных лиц.
- От 50 до 100 тысяч рублей. Действует денежное наказание на юридических лиц.
Либо же возможен вариант с изъятием и лишением водительских прав. Здесь срок бывает разным. Минимально от 4 до 6 месяцев. Но также водительское удостоверение могут забрать на 1,5 года и более. Всё зависит от того, насколько тяжким было совершённое преступление и к каким последствиям это привело.
Штрафы за доставку опасного груза без наличия разрешения
Говоря о том, какой возможен штраф за неправильную перевозку опасных грузов, важно понимать, что существуют разные виды нарушений. Следовательно, опираясь на это, определяется вид ответственности и размер денежного наказания. При более серьёзных ситуациях не исключается и уголовная ответственность.
Каждый вид специфического груза, куда относятся и опасные вещества, объекты и материалы, требует предварительного согласования для перевозки автомобильным транспортом, а также получения разрешительных документов.
Подобное разрешение позволяет водителю беспрепятственно передвигаться по дорогам общественного пользования. Также специальное разрешение выступает как допуск для транспортной компании по ведению её деятельности.
При доставках опасного груза порой оказывается, что перевозка осуществляется без соответствующего разрешения. Следовательно, виновного ждёт ответственность за такое.
Здесь речь идёт о разрешении ДОПОГ, а также о лицензии автомобильной компании на перевозку опасного груза. ДОПОГ выдаётся как на водителя, так и на перевозчика. Оба документа являются обязательными при транспортировке таких веществ и материалов. Фактически ДОПОГ подтверждает наличие о водителя опыта, знаний, необходимой квалификации для обеспечения безопасной доставки опасного груза. Для компании наличие ДОПОГ выступает гарантией того, что фирма имеет все допуски, разрешения, оснащение и оборудование для организации транспортировки опасного груза.
При отсутствии ДОПОГ во время перевозки сотрудники ДПС могут остановить водителя и оштрафовать как его, так и транспортную компанию, выступающую в роли работодателя водителя.
В случае с перевозкой без специального разрешения за транспортировку опасного груза предусмотрена такая ответственность:
- для водителя от 2 до 2,5 тысяч рублей;
- для должностных лиц от 15 до 20 тысяч рублей;
- для юридических лиц (транспортной компании) от 400 до 500 тысяч рублей.
Аналогичные штрафы предусмотрены в том случае, если у водителя отсутствует свидетельство, дающее право перевозить специфический товар ил материалы на конкретном транспортном средстве. То есть когда машина не прошла проверку и сертификацию, на ней осуществлять доставку специфического груза нельзя. В противном случае ждёт серьёзный штраф.
Когда может наступить уголовная ответственность
Пока вся ответственность для нарушителей при невыполнении правил перевозки различных опасных грузов предусматривала только финансовый вид наказания. То есть денежные штрафы для нарушителей.
Да, такие суммы могут стать серьёзным поводом для перевозчика пересмотреть свои взгляды на несоблюдение действующих правил. Но некоторых нарушителей это не останавливает. И транспортировка продолжается. Хотя ДОПОГ нет, машины не соответствуют требованиям, у водителей отсутствуют должные допуски и так далее.
Поэтому есть смысл заглянуть в Уголовный Кодекс. Есть несколько статей, которые тем или иным образом связаны именно с перевозкой опасного груза.
- Статья 189. Здесь речь идёт о незаконном экспорте, а также импорте различных материалов и веществ, которые применяются с целью производства оружия, взрывчатки и прочих подобных изделий.
- Статья 222. Распространяется на противозаконные перевозки оружия, а также взрывчатых веществ и материалов.
- Статья 247. Говорит об ответственности за перевозку опасных веществ, которые наносят вред окружающей среде. Ответственность наступает, если этот вред был причинён.
- Статьи 250-252. В этом случае уголовная ответственность действует в случае загрязнения водной среды перевозимым опасным грузом.
- Статья 254. Здесь также говорится про загрязнения окружающей среды опасным грузом. Но на этот раз это касается загрязнения земли, то есть грунта.
Не стоит забывать об уголовной ответственности для водителей, которые при транспортировке опасного груза оказались в состоянии алкогольного, либо же наркотического опьянения. Здесь уже опираются на статью 264.1. А если водитель ранее привлекался к ответственности по такой же статье, но снова повторил правонарушение, тогда есть 2 варианта. Либо штраф в размере 200 тысяч рублей, либо же 2 года лишения свободы.
Причём такая мера наказания будет актуальной лишь в тех случаях, если действия водителя не повлекли за собой человеческие жертвы или же не было пострадавших. В противном случае действует уже иная форма ответственности.
В случае с водителями есть ещё одна возможная мера наказания. Это лишение свободы. Соответствующее наказание за совершённые действия предусмотрено, если люди пострадают или погибнут в результате его действий.
Здесь законом, а точнее Уголовным Кодексом РФ, предусматриваются следующие варианта:
- Более 1 пострадавшего, но без жертв. В этом случае суд может назначить наказание в виде лишения свободы на 4-9 лет.
- Погиб 1 человек. Здесь наказание варьируется от 2 до 7 лет.
- Погибло 2 и более людей. Тут минимальный срок тюремного заключения составит 7 лет, а максимальный 9 лет.
Водитель сам отвечает за свои действия. Но также к ответственности могут привлечь транспортную компанию. К примеру, если она отправила на рейс человека без допусков, а также не провела обязательный медицинский осмотр. Ведь в случае с транспортировкой опасного груза медицинское освидетельствование водители проходят строго перед каждым рейсом.
Если говорить о материальной ответственности, то здесь наиболее строгие нормы действуют в отношении юридических лиц. Поэтому для перевозчика крайне важно организовать процесс доставки, строго соблюдая все правила, нормы и действующие законы.
Насколько мягким или жёстким является наказание? Стоит ли увеличивать размеры штрафов? Влияют ли такие меры на повышение безопасности при перевозке?
Да в принципе достаточно жесткими, чтобы был повод задуматься о том, как правильно работать. Хотя для водителей штраф маловат. Не знаю даже. Тяжело судить. Но юрлицам точно не позавидуешь.
Увеличивать точно не стоит. Потому что тогда бизнес вообще начнет загибаться. Просто есть разный уровень вины. Если 100% виноват перевозчик тогда по всей строгости. А если извините произошла авария или утечка опасного груза из-за отсутствия нормальной дороги, освещения или должным образом установленных знаков тогда простите, тут уже ответственными должны быть другие лица. Хотя бы частично.