Доставляя груз, перевозчик отвечает не только за сам автомобиль, но также и за его содержимое. Ведь зачастую между перевозчиком и грузоотправителем подписывается договор, согласно которому транспортная компания несёт ответственность за утерю, порчу и повреждение товара.
Поэтому задача водителя — ехать аккуратно, соблюдать ПДД, а также учитывать требования по условиям хранения определённого груза. Особое внимание обращают на скоропортящийся товар, так как даже при минимальном отклонении от рекомендаций может начаться процесс порчи, потери товарного вида. Вплоть до полной утраты ценности. Грубо говоря, доставив испорченные продукты, их уже будет невозможно продать или использовать.
Чтобы защитить груз от неблагоприятных условий, применяются рефрижераторные способы перевозок. Современные рефрижераторные ТС имеют системы контроля и автоматического изменения температуры. Внутри поддерживается температура в достаточно широком диапазоне. Обычно это от -20 до +12 градусов Цельсия.
Учитывая все эти сложности, которые имеют рефрижераторные перевозки скоропортящихся товаров, будет правильно изучить рефрижераторы более подробно, взглянув на все детали этого способа доставки.
Знакомство с видом доставки
Рефрижераторными грузоперевозками принято называть процедуры по перевозке товаров на автотранспорте, который оснащается специальным кузовом и холодильным оборудованием. С их помощью удаётся контролировать и поддерживать необходимый температурный режим внутри.
Наличие рефрижераторов существенно расширяет возможности по доставке на дальние расстояния скоропортящихся товаров. Системы могут охлаждать товар, замораживать его или обогревать, в зависимости от характеристик и потребностей.
Согласно действующим правилам, рефрижераторы перед каждым рейсом проходят технический осмотр, проверяется работоспособность системы слежения (GPS, ГЛОНАСС), а также выполняется санитарная обработка. На основании этих процедур выдаётся документ, подтверждающих факт проверки и подготовки техники. Санитарный паспорт необходим для подтверждения безопасности машины.
Ещё одно важное требование — это прохождение обязательной медицинской комиссии водителей. Не говоря уже о важности высокой квалификации человека за рулём.
При использовании рефрижераторных грузовых машин учитываются следующие моменты:
- подготовка водителя;
- грузоподъёмность техники;
- маршрут и логистика перевозки;
- отношение к грузу на всех этапах доставки;
- техническое состояние рефрижераторных установок;
- качество тары и упаковки, используемых для перевозимого товара.
Во многом благодаря таким системам мы можем покупать продукты, которые произведены и выращены далеко от места вашего жительства, а также обладают непродолжительным сроком годности.
Что перевозят на рефрижераторах
Ошибочно считать, что на рефрижераторных машинах занимаются исключительно перевозкой замороженных продуктов. Системы не только замораживают, но и охлаждают. В некоторых случаях работают при плюсовой температуре, поскольку определённые виды товаров могут не пережить условия ниже 0 градусов Цельсия.
Помимо перевозки охлаждённого мяса, есть множество продуктов, которые нуждаются в поддержании определённой температуры.
Чаще всего список доставляемых товаров состоит из:
- мяса;
- рыбы;
- овощей;
- фруктов;
- молочной продукции;
- медицинских препаратов;
- алкоголя;
- растений;
- цветов;
- хлебопекарных дрожжей;
- кондитерских изделий и так далее.
При перевозке замороженной рыбы применяются одни температурные режимы. А если это охлаждённая рыба, тогда требования будут уже совершенно другими.
Не стоит забывать о перевозках продуктов шоковой и глубокой заморозки, при которой даже -5-10 градусов Цельсия будет недостаточно. Иначе товар испортится, потеряет свои свойства и вкусовые качества, снизится эффективность и так далее. Когда речь идёт об охлаждённой рыбе или мясе, тогда температуру держат на стабильном уровне около 4 градусов Цельсия. Когда нужно доставить товар глубокой заморозки, то рефрижератор обязан иметь возможность сохранять всю дорогу температуру не выше -17-22 градусов Цельсия.
Каждый товар должен располагаться в рефрижераторном отсеке, строго придерживаясь инструкций, а также выбирая оптимальный температурный режим.
Приведём несколько примеров:
- мороженое требует от -18 до -28 градусов Цельсия;
- сыр и яйца нужно доставлять при температуре от 0 до 1 градуса Цельсия;
- для колбасных изделий действует диапазон 0-6 градусов Цельсия;
- замороженная рыба — это -23-28 градусов;
- свежая рыба нуждается в 0-2 градусах Цельсия и так далее.
Данные о том, какая именно температура должна поддерживаться холодильными установками, обязан предоставить грузоотправитель. То есть владелец товара, который обращается в транспортную организацию с целью доставить его груз.
Ещё важно добавить, что мясные и любые сырые животные продукты перевозятся лишь при условии предварительного получения ветеринарного свидетельства. Чтобы его получить, потребуется обратиться в Россельхознадзор.
Виды рефрижераторных транспортных средств
Рефрижераторные ТС делятся на 4 категории.
- Автомобили. Про типы автомобилей-рефрижераторов расскажем отдельно. Это категория состоит из машин, прицепов, полуприцепов и изотермических фургонов.
- Рефрижераторные железнодорожные вагоны. Такие перевозки осуществляются в составе поездов. Вообще рефрижераторные грузовые перевозки с помощью железных дорог, то есть ЖД, не так распространены, как в случае с машинами. Но доставка ЖД транспортом экономически более выгодная, если речь идёт о доставке на большие дистанции.
- Рефрижераторные судна. Специальные виды морских и речных судов, где отсеки для загрузки грузов оснащаются холодильными установками.
- Рефрижераторные контейнеры. Морские контейнеры с холодильным оборудованием. Их можно разместить на контейнеровозе, доставить на склад или перевезти с помощью автомобиля.
Стоит отметить, что даже при участии в перевозках морских судов и рефрижераторных вагонов, всё равно в подавляющем большинстве случаев авторефрижераторы участвуют в процессе доставки. Иными словами, доставив большой объём товара в вагоне или на борту судна в холодильном отсеке, далее продукт перегружается на машины и отправляется в конечные точки.
Вот почему авторефрижераторы являются наиболее активно используемым видом такого транспорта.
Виды авторефрижераторов
Автотранспортные средства классифицируют по степени охлаждения, приводу, габаритам и грузоподъёмности. Если говорить про степени охлаждения фур, то они делятся на 4 типа:
- Первая категория. Применяются для перевозки охлаждённых продуктов, где не требуется температура ниже 1 градуса Цельсия.
- Вторая категория. Это замороженные продукты и товары. Здесь температура снижается до -20 градусов Цельсия.
- Комбинированные. Могут перевозить как охлаждённые, так и замороженные грузы. Это обусловлено способностью оборудования регулировать температуру в пределах от -20 до 10 градусов Цельсия.
- Мультитемпературные. Здесь холодильный объём разделён на секции. Преимущество заключается в том, что каждый из отсеков может поддерживать определённые температурные показатели.
Следующим классификационным признаком является привод техники. Здесь идёт разделение на 3 категории по типу привода:
- Электропривод от генератора. Применяется, если отсек для перевозки охлаждённых и замороженных товаров имеет небольшие размеры.
- Привод от двигателя. Здесь предусмотрен автономный двигатель. Чаще всего он дизельный. Используется в основном в машинах, где перевозят большие объёмы грузов.
- Водяная и соляная системы охлаждения. Это оборудование дорогостоящее. Из-за этого его практически не используют в рефрижераторных системах на автомобилях.
Если речь идёт о рефрижераторных контейнерах для автомобильных перевозок, то их различают в зависимости от длины и грузоподъёмности. Эти же контейнеры перегружают на борт морского судна, которое называется контейнеровоз. Наиболее популярными по длине рефрижераторные контейнеры являются конструкции на 20, 40 и 45 фунтов.
Не менее важной является классификация по грузоподъёмности. Тут идёт разделение на такие категории:
- Низкая. Здесь рефрижераторные машины могут перевозить по 1-3 тонны груза, охлаждая его, либо поддерживая в замороженном виде. В основном используются для перевозок внутри города или района.
- Средняя. Это диапазон от 3 до 5 тонн. Подходит для грузоперевозок в междугороднем сообщении.
- Высокая. Это грузоподъёмность свыше 5 тонн. Основная сфера применения — это международные грузоперевозки с помощью рефрижераторного оборудования.
Опираясь на эту классификацию, можно подобрать оптимальный вариант рефрижераторного грузового автомобиля для доставки того или иного товара в необходимом количестве и объёме.
Что влияет на выбор способа грузоперевозки
В зависимости от спецификации продукции, выбирается соответствующая перевозка, подходящие машины, оборудование, готовятся соответствующие документы и так далее. То есть условно для охлаждённой рыбы и собранного урожая яблок требования будут совершенно разные. Хотя в обоих случаях речь идёт о продуктах питания.
Отталкиваясь от особенностей продукта, выбирают способ доставки, который сможет гарантировать сохранность в течение всего пути, начиная от загрузки и транспортировки, заканчивая выгрузкой в пункте назначения.
Основными влияющими на выбор способа грузоперевозки факторами являются:
- Количественные параметры. Сюда относят массу, объём, а также форму товара.
- Физико-химические свойства. Если жидкие скоропортящиеся товары нужно перевозить в цистернах, то насыпные и упакованные можно доставлять в рефрижераторных фурах и контейнерах. Когда груз объёмный и крупногабаритный, то тут уже нужны специальные платформы.
- Сроки доставки. Если груз должен быть доставлен в жёстко ограниченное время, то железная дорога и водный грузовой транспорт тут точно не подходят. Чаще всего это автомобили. Но иногда срочную доставку осуществляют на вертолётах или самолётах. Это скорее экстренные ситуации, либо пункты назначения, где нет возможности добраться другими видами транспорта.
- Географическое расположение. По суше используют в основном автомобильный и железнодорожный транспорт. Если между пунктами отправки и назначения есть река, море или океан, тогда прибегают к водному транспорту. Не исключена доставка самолётом и вертолётом.
Отталкиваясь от этих параметров и характеристик, можно составить оптимальную логистику для доставки товара в рефрижераторном транспорте.
Преимущества рефрижераторных грузоперевозок
Вряд ли стоит говорить о том, что в России большой популярностью и спросом пользуются грузоперевозки рефрижераторами. Без них многие регионы попросту не смогли бы покупать целый ряд товаров. Это касается не только продуктов питания, но также и медикаментов, растений, цветов, расходных материалов для разных отраслей производства и оказания услуг.
Все знают, что некоторые лекарственные препараты необходимо хранить в условиях низких температур. Любое отклонение от этой нормы ведёт к тому, что средство теряет свою эффективность. А в некоторых случаях и вовсе может навредить человеку, вместо того, чтобы помочь в выздоровлении от недуга.
Поэтому недооценивать важность и значимость рефрижераторных грузоперевозок точно не стоит. У такого способа доставки грузов есть несколько объективных и действительно значимых преимуществ:
- обеспечивается стабильная необходимая температура в течение всего пути следования груза от точки А до точки Б;
- широкая сфера применения рефрижераторных установок;
- возможность одновременно перевозить продукты и товары с разными требованиями по температурным диапазонам;
- с помощью рефрижераторных установок может доставляться даже крупногабаритный груз, нуждающийся в постоянном охлаждении;
- сохранность качественных характеристик;
- поддержание нужных эксплуатационных параметров груза;
- эффективная вентиляция, предотвращающая порчу продукции;
- возможность тщательно контролировать все показатели и своевременно их корректировать, если возникает такая необходимость.
Скоропортящиеся товары относятся к категории специфических грузоперевозок.
Каждый из нас заинтересован в том, чтобы на прилавках магазинов и на рынке покупать только свежие товары, которые хранились при надлежащих температурных условиях, влажности. А без холодильных установок, которые применяются на автомобилях, железной дороги и на морских судах, добиться этого попросту невозможно.
Покупая импортные продукты питания, срок хранения которых может составлять не более 1-3 месяцев в некоторых случаях, многие даже и не задумываются о том, как их удалось доставить из столь далёкой страны, сохранив при этом свежесть и привлекательный товарный вид, не потерять вкусовые качества и сохранить максимум пользы. Всё это благодаря рефрижераторным грузоперевозкам. А также тщательному анализу того, что и при каких температурах нужно перевозить.
Что думаете о рефрижераторных грузоперевозках? Насколько это сложный и ответственный вид деятельности? Настолько ли они важны на самом деле? Можно ли чем-то заменить рефрижераторное оборудование?
Тут спорить бессмысленно. Конечно они полезные и необходимые. Без них никак. Половины товаров тогда и не было бы на прилавках магазинов. Это очевидно.
А чем заменить? Засыпать товар кучей льда и везти?! Нет конечно. Такие температурные скачки ничего хорошего не дадут. Изотермические фургоны просто утеплены, не более того. На короткой дистанции может и могут заменить. Но если доставлять нужно на 100 км и более, то только рефы. Факт.
Был опыт езды на рефрижераторной фуре. Доставляли в основном рыбу. Тут я согласен, что без машин с холодильниками никак. В порту загружали рыбу и везли по городам. Самый дальний мой маршрут с рыбой, одним из самых скоропортящихся продуктов, был около 1000 км. А это примерно сутки езды без остановки. Когда был один, доставлял за 20-24 часа. С напарником успевали быстрее. Но за товар не переживали благодаря рефам.