Живая рыба перевозится в питомники, при заселении водоёмов, для продажи в зоомагазинах, а также с целью реализации на рынках и в магазинах. Она является более ценной и дорогой. Это повышенная гарантия её свежести и качества. Поэтому большинство покупателей предпочитает брать именно живую рыбу, а не замороженную или охлаждённую.
Перевозка рыбы является достаточно сложным процессом. Расстояния могут быть разными, как и внешние условия. Важно обеспечить рыбе надлежащий температурный и водный режим, не дать погибнуть и заболеть. С такими задачами могут справиться лишь опытные перевозчики, которые знакомы со всеми правилами и нюансами.
Главные особенности перевозки рыбы
Чтобы успешно выполнить перемещение живых особей, нужно учитывать следующие особенности.
- Вид. В зависимости от того, что это за вид рыбы и куда и для каких целей она доставляется, при перевозке соблюдаются соответствующие условия.
- Количество. На перевозку и организацию процесса доставки также сильно влияет то, какое количество особей предстоит транспортировать.
- Вес. Знать точный живой вес нужно для того, чтобы подобрать оптимальное соотношение рыбы, воды и пространства в ёмкости.
- Время перевозки. Состояние и выживаемость товара зависит от того, в каких условиях он перевозится и сколько времени на это уходит.
- Расстояние. От него во многом определяется принцип и порядок подготовки к перевозке.
- Температурные условия. Чтобы доставить живую рыбу, ей нужно обеспечить соответствующий режим температуры. Даже небольшие отклонения ведут к гибели.
- Физическое состояние. Перед отправкой важно убедиться, что рыба не имеет заболеваний, дефектов или ран. От этого зависит способность пережить переезд.
- Ёмкости. Их следует подготовить, проверить, промыть, продезинфицировать, а также оформить необходимые разрешительные документы.
- Оборудование. Позволяет гарантировать безопасность и оптимальные условия нахождения рыбы в резервуаре. Особенно важным оборудование становится при доставке на большие расстояния.
Соблюдение всех этих условий и учёт особенностей даёт возможность минимизировать потери живого товара при транспортировке.
Используемые виды транспорта
Для живой рыбы могут применяться такие транспортные средства:
- Автомобили. Объективно самый распространённый вид транспорта. В этом случае для перевозки живой различной рыбы применяются контейнеры, бочки, либо живорыбные цистерны.
- Железная дорога. Нельзя исключать и вариант с перемещением живой рыбы по железной дороге. Актуально, если это большие объёмы товара и солидные расстояния. В этом случае применяют специальные цистерны и оборудованные вагоны.
- Водный транспорт. Для таких задач существуют живорыбные баржи, лодки с оборудованием и плавучими резервуарами.
- Авиация. Стоит отметить, что самолёты и вертолёты крайне редко используют с целью доставки живой рыбы. Обычно это касается лишь срочных перевозок ценных пород.
У каждого вида транспорта есть свои особенности, преимущества и недостатки. Но при всех объективных факторах, выигрывают именно автомобильные грузоперевозки.
Преодолеваемое расстояние
Условия, создаваемые для доставки рыбы в её живом состоянии, напрямую зависят от расстояния, которое предстоит преодолеть. И чем больше это расстояние, тем в итоге сложнее организовать доставку с обеспечением сохранности живого груза.
У машины должно быть необходимое оборудование, рассчитанное на массу и расстояние. Выбор тары зависит и от конструкции автомобиля. К примеру, если это бортовой грузовик с высокими бортами, в неё без проблем можно поместить большую цистерну, которая при транспортировке не перевернётся.
В среднем машины, оборудованные под перевозку рыбы, способны перевозить по 1,5-3 тонны живого груза. Но есть и такие автомобили, которые готовы принять на борт не более 800-1400 кг.
Перевозка на маленькие расстояния
В качестве тары для доставки рыбы можно использовать бочки, большие вёдра и баки, прикрытые крышками или сетками. Их даже помещают в прицепы обычных автомобилей. То есть обращаться к транспортным компаниям не обязательно.
Если же партия крупная, но расстояние небольшое, лучше воспользоваться специальным транспортом. Лучше всего подойдут живорыбные цистерны без систем циркуляции воздуха.
Учтите, что когда при транспортировке рыба выпадает или выпрыгивает из ёмкостей, её следует отбраковать. Связано это с нарушением целостности слизистого слоя, обусловленного падением. Такая рыба буквально через 2-3 дня погибает.
Доставка на большие дистанции
Несколько иначе выглядит перевозка рыбы на длинные дистанции, при которой необходимо обеспечить сохранность живого груза, а также защитить от болезней.
Для перевозки такого вида груза дальним считается расстояние более 150 километров. В этом случае потребуются специальные машины, в которых предусмотрено наличие системы контроля температуры и аэрации.
Намного реже при такой транспортировке могут применять еврокубы. Это пластиковые контейнеры, наполненные водой.
А вот термоконтейнер станет оптимальным выбором для перевозки живой рыбы, поскольку здесь можно поддерживать температуру воды, а также обеспечивать дополнительную аэрацию. То есть насыщать воду кислородом. За счёт этого груз не будет испытывать нехватку кислорода и сможет нормально пережить дорогу.
Подготовка к транспортировке
Вне зависимости от того, на какое расстояние предстоит доставлять живую рыбу, такой груз требует обязательной предварительной подготовки.
Это проявляется в виде следующих мероприятий:
- Рыбу помещают в резервуары с проточной водой, где отсутствует любая растительность. Для живности с удлинённым кишечником требуется примерно 48 часов. Для более мелкой рыбы хватит и 24 часа. Такая подготовка защищает от появления испражнений во время пути, которые могут стать причиной заболевания.
- Каждый экземпляр следует осмотреть на наличие внешних признаков брака. Если он окажется слабым, больным или повреждённым, то такую рыбу в общий резервуар для транспортировки помещать нельзя.
- Также проводится сортировка. Более крупные экземпляры отделяются от мелких, чтобы исключить их повреждение и гибель.
Если живой груз прошёл правильную комплексную подготовку, тогда при транспортировке не возникнет никаких проблем. Подготовка даёт возможность минимизировать любые потери, исключить заражение и заболевание всей рыбы.
Используемые ёмкости
Для начала о перевозке с водой. Для таких целей могут применяться различные ёмкости и резервуары. Это термоконтейнеры, еврокубы, пластиковые бочки, вёдра и даже плотные пакеты. Но последний вариант актуален только для мальков в небольшом количестве.
Минимально допустимый объём резервуара для воды, где будет перевозиться живой груз, составляет 50 литров. Ёмкости следует проверить на наличие дефектов, трещин, выступов и вмятин. Также резервуар промывается, чтобы убрать посторонние запахи и возможные остатки пищи. При этом температура воды, в которой сейчас находится рыба, не должна быть выше или ниже температуры воды, куда будет перемещаться груз.
Выполнив все подготовительные процедуры для ёмкостей, тару следует наполнить водой. Причём минимум 30% воды следует взять из источника, откуда вылавливали экземпляры.
Загрузка осуществляется равномерно и небольшими порциями. Выполнив погрузку, ёмкости можно наполнить до конца. Максимальное наполнение составляет 80% от общего внутреннего объёма.
В процессе транспортировки важно следить за тем, чтобы ёмкости не нагревались, а также не подвергались воздействию прямых солнечных лучей.
Альтернативный вариант — это перевозка без воды. К такому методу прибегают по причине того, что доставка с водой самая дорогая. В итоге используют наркоз, влажную среду и шоковую заморозку.
- Анестезия. Применение анестезии является актуальным вариантом при перевозке особо крупных особей и при транспортировке авиатранспортом. Смысл в том, чтобы медикаментами погрузить груз в анабиоз, который замедляет все жизнедеятельные процессы. Такой метод также позволяет минимизировать травмирование на всех этапах погрузочно-разгрузочных работ.
- Влажная среда. Для живой рыбы используется редко. Ведь без тщательного контроля в течение всего периода доставки рыба погибнет. Такой метод может применяться, если время доставки не превышает 4 часа.
- Шоковая заморозка. Суть в том, чтобы быстро заморозить живую рыбу до -3 градусов Цельсия. Но применяется метод редко, только при небольших дистанциях. Причина в том, что после шоковой заморозки солидный процент рыбы не оживает.
В итоге получается, что транспортировка в воде всё равно остаётся наиболее эффективным вариантом.
Какая рыба допускается к транспортировке
Компании, которые занимаются доставкой различной живой рыбы, пользуясь автотранспортом, знают, что перевозка имеет свои ограничения в плане состояния особей.
Доставка возможна лишь при условии успешного прохождения живого груза на предмет отсутствия патологий, инфекций и заболеваний. Если же есть признаки заражения или повреждения, тогда к перевозке его не допускают.
Перед транспортировкой ответственный специалист, представляющий ветеринарную службу, должен провести контроль качества. Он и определяет, какую рыбу можно перевозить, а какую нельзя.
Требования к рыбовозам
Прежде чем воспользоваться машиной для перевозки живой рыбы, важно убедиться в её соответствии основным требованиям. А именно:
- автомобиль проходит полное техническое обследование;
- при выявлении неисправностей их следует устранить перед рейсом;
- машина должна соответствовать объёму рыбы, который планируется перевозить;
- перед загрузкой ёмкость обязательно очищается, дезинфицируется и промывается проточной водой;
- для наполнения нужно использовать ту воду, где содержалась живность;
- ТС следует оснащать системами фильтрации, аэрации и оксигенации;
- система подачи кислорода выбирается исходя из того, какой вид живого груза перевозится;
- доставку рекомендуется осуществлять ночью, либо рано утром;
- в течение всего маршрута важно следить за кислородными и температурными показателями;
- желательно выбирать наиболее ровные дороги, а также строго придерживаться ПДД.
Нарушение хотя бы одного из требований может повлечь за собой нежелательные последствия.
Все эти правила для транспортирования придуманы не просто так. В процессе перевозки рыбы часто часть груза погибает. И это вина перевозчика, а также лиц, ответственных за предварительную подготовку особей.
О чём ещё нужно знать
Также важно понимать, что за перевозку рыбной живой продукции при отсутствии разрешительных документов водитель, как и владелец груза, то есть рыбы, может быть оштрафован. Наказание зависит от некоторых факторов. Но штраф будет назначен в обязательном порядке.
Рыба относится к категории животноводческой продукции. Поэтому здесь действуют определённые нормы, стандарты и правила, регламентированные законом.
Такой груз можно транспортировать лишь при условии наличия ветеринарных сопроводительных документов. Если вы ведёте предпринимательскую деятельность и требуется доставить такой товар, тогда потребуется оформить проходное свидетельство через ветеринарную службу.
Вид разрешения зависит от того, куда следует машина и требуется ли пересекать границу районы или страны.
При перевозке в пределах района или города достаточно оформить пропускное ветеринарное свидетельство, на котором будут подписи и мокрые печати ветслужбы. Если это межрайонные перевозки, либо транспортировка в другую страну, здесь уже потребуются иные виды разрешительных документов.
В статье 10.8 действующего КоАП РФ прописаны наказания за незаконную транспортировку товаров, которые относятся к животноводству. Здесь возможны следующие штрафы:
- для частных лиц от 3 до 5 тысяч рублей;
- для предпринимателей от 30 до 40 тысяч рублей;
- для юридических лиц до 500 тысяч рублей.
Размер штрафа определяет суд. Накладывается ответственность на грузовладельца.
Как видите, перевозка рыбы в живом состоянии является сложным и ответственным мероприятием. Здесь требуется тщательная подготовка и грамотная организация. Вот почему лучше доверить такие задачи квалифицированным и опытным специалистам.
Как часто покупаете живую рыбу? Знали ли, как выглядит процесс её перевозки? Что видите самым сложным в таких грузоперевозках?
Честно говоря, даже не думал, как рыбу в живом виде доставляют к нам. Ведь особых водоёмов для таких объёмов, как продают, нет. Частных рыбных ферм поблизости тоже не замечал. Оказывается это реально сложный процесс. Спасибо!