Как и в случае с перевозкой других категорий товаров, транспортировка деревянного сруба имеет свои отличительные особенности. Помимо этого, она регламентируется правилами и документами. Посмотрим подробнее, что нужно знать на эту тему.
Какие документы потребуются для перевозки сруба
Начнём с документального сопровождения на перевозку сруба. Она регламентируется статьями Лесного кодекса РФ и Правилами дорожного движения для опасных и габаритных грузов. У перевозчика должен быть сопроводительный документ, который должен быть заключён с владельцем древесины. Помимо сведений о собственнике, в нём указываются данные:
- получатель груза;
- объём древесины, её состав и качество;
- пункты отправки и назначения;
- регистрационные данные автомобиля, перевозящего продукцию.
Однако на практике столько требований действует для коммерческой транспортировки. Если дерево закупают граждане для собственных нужд, то документы для перевозки сруба бани должны лишь подтверждать факт покупки. То есть достаточно иметь при себе договор купли-продажи или квитанцию с оплаченным счётом-фактурой или иной документ, который бы показывал право владения.
Также совсем нередко древесину перевозит наёмный водитель транспортной компании, а сам владелец сруба его не сопровождает. В таких случаях лучше заключить договор на оказание услуг по перевозке. Альтернативой может выступать товарно-транспортная накладная.
Какая техника нужна для перевозки сруба
Для доставки древесины применяется самый разнообразный автотранспорт. Это связано с особенностями перевозок и расположением леса в труднодоступных для проезда местах. Основные виды транспорта могут быть следующими:
- лесовозы (сортиментовозы). Рассчитаны на вывоз габаритных длинномерных брёвен. Обычно собираются на базе грузового шасси, оборудованного лесовозной надстройкой. Известные производители такой техники — это МАЗ и немецкий концерн Daimler. При использовании на бездорожье желательно делать выбор в пользу шасси, рассчитанного на высокую проходимость. Это достигается за счёт полного привода, увеличенного клиренса, блокировки дифференциала и некоторых других опций;
- гидроманипуляторы. Главным преимуществом данного транспорта является возможность самостоятельных погрузки и разгрузки бруса. Устанавливается манипулятор в задней части машины. Он может быть различным, исходя из дальности вылета стрелы, грузоподъёмности. Некоторые модификации оснащаются приспособлениями для грузозахвата;
- тралы. Такая техника рассчитана на дальнюю транспортировку лесопродукции. Специальные приспособления, именуемые кониками, ставятся на несущую раму и предназначены для регулировки центра тяжести. Они могут перевозить брёвна длиной до 12 м, но требуют широких площадок для разворота и требуют опыта в маневрировании;
- роспуски, внешне похожие на автопоезда. Могут перевозить сруб длиной до 24 метров. Представляют собой грузовые тележки, одно- либо двухосные. Роспуски транспортируются тягачами и имеют одинаковую с ними ширину колеи. Для соединения применяются телескопические либо раскладные трубы;
- тракторы — наиболее распространённая единица спецтехники,широко используемая в лесозаготовках. Встречаются и многофункциональные лесозаготовительные комбайны, которые упрощают процесс разделки дерева, сортировки и выполняют другие различные манипуляции. Очень удобно то, что это самоходный транспорт с повышенной проходимостью.
Довольно популярной стала перевозка сруба манипулятором, однако древесина должна иметь соответствующий размер. Такие операции не требуют привлечения разгрузочной техники и сокращают затраты на перевозку.
Как перевозить сруб
Основные моменты при перевозке сруба связаны с безопасностью всех участников движения, оказавшихся в непосредственной близости. Проверенные перевозчики имеют немалый опыт в этой сфере — у них есть специальные крепления, дающие высокую надёжность. Чем жёстче будет закреплён сруб, тем безопаснее.
К дополнительным мерам безопасности относят соответствующую маркировку. Она обозначает увеличенную длину транспортного средства. Более того, для таких задач существуют специальные автопоезда, называемые лесовозами. Перед транспортировкой древесину желательно обработать антисептическими материалами, ведь она может растянуться на тысячи километров и длиться не одну неделю.
Наиболее мобильным в перевозке сруба и древесины продолжает оставаться автомобильный транспорт. На лесном бездорожье они должны отличаться высокой проходимостью и, одновременно, грузоподъёмностью. Поэтому для грузовиков, рассчитанных на работу в области лесозаготовки, частично переделывают ходовую конструкцию и меняют некоторые узлы и детали.
Использование длинномерных составов позволяет транспортировать за раз огромную кубатуру леса, ведь длина таких поездов может достигать 25 метров. Их обозначают специальными знаками для информирования других участников дорожного движения. Длинномерные составы представляют повышенную опасность на дороге, плюс они требуют больших радиусов разворота и других манёвров.
С другой стороны, доставка сруба и различных пиломатериалов проще по сравнению с перевозкой химически опасных веществ и реагентов, представляющих угрозу для окружающей среды. На древесину требуется меньше разрешительных документов и самое главное заключается в её надёжной фиксации на автомобильном транспорте. Такая продукция не относится к категории легковоспламеняющихся или взрывоопасных.
Как видим, перевозка леса автотранспортом вряд ли найдёт себе альтернативную замену в ближайшее время. Это означает, что актуальность её по-прежнему будет находиться на высоком уровне. В регламент таких перевозок могут вноситься определённые поправки, которые нужно отслеживать транспортным компаниям. Уважаемые читатели, если у вас есть собственное мнение или опыт, поделитесь ими в комментариях ниже.
Сложность доставки леса потом переводится в ценообразование. Зарубежная спецтехника может выполнять множество операций, и в этом её однозначный большой плюс. Особенно, если вспомнить, что ко многим лесным участкам не доберётся обычный грузовик.