Правила перевозки лакокрасочных материалов автомобильным транспортом

Краска, как и все разновидности лакокрасочных материалов, применяется в широком списке отраслей. Это бытовые и производственные нужды, ремонтно-строительные работы, покраска кузова автомобилей, нанесение разметки на дорожное полотно и так далее.

ЛКМ могут перевозить крупные партии с помощью автомобильного транспорта. При этом важно учитывать правила и требования, которые существуют в отношении транспортировки такого вида груза.

Перевозка лакокрасочных материалов

Ряд красок и лаков относится к категории опасных грузов. Поэтому без разрешений перевозить крупные партии запрещено.

Следует узнать, как осуществляется перевозка автотранспортом, а также какие требования и правила при этом необходимо соблюдать.

Какие ЛКМ перевозят автомобилями

Лакокрасочная продукция представлена в широком ассортименте. Между ними может быть незначительная или существенная разница. Отличаются по техническим характеристикам, составу, назначению, а также классу опасности.

Краски для стен

При организации перевозок лакокрасочной продукции автомобильным транспортом допускается транспортировка следующих видов:

  • сухие смеси в виде порошка для приготовления красящих смесей;
  • антикоррозийные средства;
  • лаки;
  • нитроцеллюлозные краски;
  • эмаль;
  • масляные краски;
  • водно-дисперсионные смеси;
  • грунтовочные составы;
  • антисептические средства;
  • растворители;
  • декоративные покрытия.

Сухая краска в мешках

Транспортировать составы можно наливным способом, а также в таре и упаковке. Зависит от конкретной продукции и объёмов.

Всегда ли краска — это опасный груз

Существуют определённые нормы и требования относительно опасных грузов.

Если осуществляется перевозка автотранспортом небольших партий лакокрасочных материалов, тогда такой груз не будет считаться опасным. Ограничение составляет до 1000 литров. Другими словами, при транспортировке краски общим объёмом до 1000 литров, позиционировать доставку как перевозку опасного груза нельзя.

Также не потребуется разрешение ДОПОГ, перевозя краску, если в её составе отсутствуют легковоспламеняющиеся компоненты.

Опасные грузы для ЛКП

Тут нужно поговорить про класс опасности при автомобильной перевозке, поскольку краска существует различная, со своими свойствами, характеристиками и составом.

Основная масса лакокрасочных составов — это груз 3 класса опасности. Здесь различают следующие подвиды:

  • Лакокрасочные смеси с добавлением растворителей, эфира, ацетона, а также дихлорэтана.
  • Типографические краски. Они отличаются наличием в составе бензина, различных масел, толуола и этилацетата.
    Типографические краски в банках
  • Нитроэмали, краски и лаки, где в качестве растворителя применяют ацетон.
  • Полиуретановые краски. В состав таких смесей входят смолы, которые изготовлены с добавлением толуола, эфира, ксилола и углеводорода.
  • Алкидные лакокрасочные смеси. Отличаются наличием жирных кислот и растительных масел в составе.
  • Лаки и краски с растворителями, а также эпоксидной смолой в составе.
  • Акриловые краски, у которых в основе лежит спирт, кетон, ацетат и углеводород.

Акриловые краски в банках

Также при перевозке краски может применяться 8 класс опасности. Это актуально для коррозийных лакокрасочных материалов. Их особенность — это наличие щелочей разного типа в составе.

Все остальные краски, имеющие водную и безопасную для людей, а также окружающей среды основу, не относятся ни к одному из классов опасности. А поэтому при их перевозке не требуется соблюдать особые требования. Здесь нужно придерживаться общих правил ПДД, а также стараться доставить товар в целости и сохранности. Получать разрешения или устанавливать таблички, информирующие о транспортировке опасного груза, в этом случае не придётся.

Коррозийные лакокрасочные материалы

В чём особенности перевозки ЛКМ на автомобильном транспорте

Есть несколько важных пунктов, каждый из которых нужно рассмотреть отдельно. Только при их соблюдении и выполнении перевозка краски может осуществляться автотранспортом безопасно, надёжно и согласно действующим правилам.

Отталкиваться нужно от того, что большинство ЛКМ — это опасный груз. Поэтому необходимо следовать правилам и соблюдать законы. Это касается как вопросов упаковки, погрузки, перевозки и выгрузки, так и получения сопроводительной документации. Есть и такие виды лакокрасочных материалов, при транспортировке которых необходимо соблюдать температурные режимы.

ДОПОГ для ЛКМ

Какие документы регламентируют перевозку ЛКМ

Чаще всего люди интересуются вопросами о том, нужно ли оформлять разрешение, необходимое на перевозку эмали, краски или любого другого лакокрасочного материала.

Относительно получения разрешения для краски всё просто. Существуют ограничения по объёму для доставки автотранспортом. Плюс не всегда осуществляется перевозка опасного груза. Как вы помните, некоторые ЛКМ относят к 3 классу, а другие к 8 классу опасности. Водорастворимые краски, которые не содержат ядовитых, коррозирующих и других опасных веществ, могут перевозиться без специального разрешения.

Если говорить о том, сколько по правилам можно перевозить различной краски без разрешения ДОПОГ, то тут цифра строго регламентирована. Общий объём не должен превышать 1000 литров. Это может быть как одна цистерна до 1000 литров, так и упакованные в банки и канистры составы. Но суммарный объём указанный лимит превышать не должен. Иначе потребуется получать специальное разрешение.

Объёмы перевозки ЛКМ

Всего можно выделить несколько нормативных актов, на которые опираются перевозчики при доставке ЛКМ автомобильным транспортом.

  • ГОСТ 19433-88. Тут прописываются правила и регламент по маркировке упаковки для лакокрасочных материалов.
  • ГОСТ 9980.05-2009. Указывает на перечень условий, которые нужно соблюдать при перевозке.
  • ДОПОГ. Международное соглашение, содержащее требования по организации грузоперевозок. Здесь же можно узнать, сколько краски согласно ДОПОГ можно будет перевозить без разрешения.
  • Приказ Министерства Транспорта No20. В этом документе прописаны требования, а также правила установки навигационного оборудования. Такими системами навигации должны оснащаться все грузовые машины, перевозящие лакокрасочные материалы.

Без разрешения осуществляемая перевозка опасной краски автотранспортом является нарушением закона. Последствия могут быть разными: от минимального штрафа для водителя, до максимального денежного взыскания с юридического лица, а также разного рода санкций и ограничения свободы, включая тюремный срок.

Водитель фуры и ДПС

Поэтому нужно заранее определить, нужен ли ДОПОГ конкретно в вашей ситуации для перевозки краски и какие ограничения и требования потребуется выполнять. Тогда не возникнет проблем с законом. Да и доставка автотранспортом будет выполнена вовремя, безопасно и с максимальной выгодой для перевозчика.

Требования к MSDS на ЛКМ

Тут речь идёт о паспорте безопасности химической продукции, которой и является перевозимая краска, эмаль, а также другие виды лакокрасочных материалов.

Паспорт на грунтовочный состав

В паспорте должны содержаться определённые данные. А именно:

  • потенциально возможный вред, наносимый ЛКМ окружающей среде при аварийной ситуации или утечке;
  • номер согласно классификации ООН;
  • точное наименование перевозимого груза (это наименование должно совпадать с тем, которое прописывают в накладной);
  • класс опасности (3 или 8);
  • тип используемой упаковки при транспортировке.

Необходимо перед отправкой груза проверить, правильно ли заполнен паспорт безопасности, сопоставив с накладной и другими сопроводительными документами.

Паспорт безопасности на краску

Используемая упаковка и особенности погрузочных работ для ЛКМ

На автомобильном транспорте лакокрасочные материалы разрешается транспортировать только в металлической таре.

Это может быть тара в виде:

  • банок;
  • бочек;
  • кубов;
  • вёдер;
  • барабанов;
  • фляг.

Банки для ЛКМ

Некоторые разновидности ЛКМ можно перевозить в пластике. Это относится к наименее агрессивным видам составов. Для таких целей используют пластиковые вёдра, кубы или бидоны.

Если ёмкость пластиковая, то её дополнительно нужно упаковать в коробки, после чего обтянуть клейкой лентой.

Касательно правил перевозки следует выделить такие ключевые моменты:

  • если по объёму тара не превышает 200 литров, тогда загружать её в фуру можно путём установки друг на друга;
  • после загрузки ёмкости необходимо надёжно зафиксировать;
  • для крепления используются ремни, стяжки, стальные ленты и другие элементы;
    Вёдра с ЛКМ
  • тара небольшого веса и объёма загружается вручную;
  • упаковки с лакокрасочными материалами устанавливаются на поддоны и паллеты;
  • загруженный товар дополнительно рекомендуется обернуть с помощью стрейч-плёнки или термоусадочного материала;
  • сформированные паллеты или поддоны с упакованными лакокрасочными материалами вилочными погрузчиками устанавливают в кузов или в прицеп автотранспорта.

При транспортировке краски важно следить за тем, чтобы упаковка не падала, не ударялись и сильно не наклонялась. В противном случае герметичность упаковки может быть нарушена и содержимое начнёт выливаться.

ЛКМ и поддон

Соблюдение температурного режима при перевозке краски

Поскольку в состав многих красок входят легковоспламеняющиеся компоненты, которые делают сами составы подверженными быстрому горению и лёгкому воспламенению, нужно внимательно отнестись к вопросу температурного режима при доставке автомобильным транспортом.

Диапазон температур для хранения и перевозки лакокрасочных материалов варьируется в пределах от -40 до 40 градусов Цельсия. Если нарушить эти рекомендации, продукция может начать портиться. Также это повышенный риск воспламенения и взрыва от сильного перегрева.

Средней рекомендуемой температурой воздуха при перевозке лаков и красок является 25-27 градусов Цельсия.

Если погодные условия не позволяют выполнять эти требования, тогда для доставки используют изотермические фургоны. Намного реже прицепы и полуприцепы с рефрижераторным оборудованием.

Как маркируется краски и автомобильный транспорт

Краски, лаки и эмали, которые относятся к легковоспламеняющимся жидкостям, должны обязательно маркироваться соответствующими знаками. Нужно прописывать номер ООН и наносить буквы UN. Но второй знак требуется лишь в том случае, если груз предназначен для международных перевозок. Внутри страны эта маркировка не нужна.

Маркировка ЛКМ при перевозке

Также существуют требования относительно того, как маркировать грузовой автомобиль, используемый для перевозки опасного легковоспламеняющегося груза:

  • Снаружи. С наружной части кабины устанавливается оранжевая табличка. На неё наносится номер ООН, а также порядковый номер класса опасности.
  • Сбоку. На боковой стороне устанавливается знак, который сообщает об опасности для окружающей среды. Выглядит этот знак как ромб белого цвета.
  • Сзади. На задней части фуры или перевозимой цистерны нужно зафиксировать знак с указанием класса опасности. Это уже ромб красного цвета.

За невыполнение этого требования водителя, как и владельца груза, могут оштрафовать.

Знак для перевозки ЛКМ

Требования к автомобильному транспорту по ДОПОГ при перевозке краски

Если речь идёт о красках, которые относятся к легковоспламеняющимся жидкостям, тогда для перевозки таких составов допускается использовать только специализированный автомобильный транспорт.

ДОПОГ предъявляет следующие требования к машинам:

  • погрузка и выгрузка осуществляется строго специальной техникой;
  • на грузовике должны присутствовать проблесковые маячки;
    Маячки на грузовике
  • машина при перевозке маркируется знаками опасности;
  • каждый автомобиль обязательно оснащается навигационной системой;
  • для кузова должны быть предусмотрены устройства фиксации и противоотката;
  • для кузова бортового полуприцепа необходимо предусмотреть наличие защитного тента;
  • требуется получить разрешения и допуски для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей;
  • для соблюдения температурного режима применяют изотермический тип фургона.

Если автомобильный транспорт не удовлетворяет этим требованиям, тогда использовать его для перевозки легковоспламеняющихся жидкостей нельзя.

Изотермический фургон для ЛКМ

Какие требования предъявляются к водителю

Также определённые требования существуют в отношении водителей, которые занимаются перевозкой лакокрасочных составов.

Тут речь идёт о таких моментах:

  • перед каждым рейсом водитель должен пройти подробный инструктаж;
  • категорически запрещается курить в кабине автомобиля и возле опасного груза;
  • строго соблюдается скоростной режим;
  • у водителя должен быть с собой путевой лист (маршрутный лист) и товарно-сопроводительный набор документов, как требует ДОПОГ.

Водитель для ЛКМ

Говорить о таких очевидных вещах как трезвый и отдохнувший водитель не требуется. Это и так очевидно.

Учитывая, как много аварий с участием грузового транспорта происходит по причине того, что водитель от усталости просто засыпает, контроль над состоянием людей нужно ужесточать. И это индивидуальная задача каждой компании по грузоперевозкам.

Какие условия нужно соблюдать для безопасной перевозки ЛКМ

Если соблюдать основные правила, водитель сможет доставить груз в срок, не повредив, не потеряв и не разлив его по дороге. В этом случае речь идёт о таких условиях:

  • запрещается перевозить лакокрасочные материалы около открытых источников огня, а также без использования укрывных средств;
  • нельзя допускать, чтобы груз перегревался или переохлаждался во время доставки;
    Температура в фуре
  • лакокрасочные материалы запрещается перевозить с другими видами легковоспламеняющихся, а также взрывоопасных грузов;
  • категорически запрещено перевозить одной машиной краску и продукты питания;
  • груз обязательно сопровождается назначенным заказчиком или исполнителем грузоперевозки экспедитором;
  • маршрут прокладывается так, чтобы исключить жилые районы, парки, заповедники и другие места скопления людей по пути следования транспорта с краской;
  • стоянку следует осуществлять на безопасном расстоянии от жилых массивов и домов, заповедных зон и людных мест;
  • водитель обязан иметь допуск для управления специализированным автомобильным транспортом;
  • при погрузке товар проверяется на наличие повреждений;
  • если товар деформирован или испорчен, водитель может и должен отказаться от его транспортировки.

Фура на стоянке

Используемый автотранспорт

Есть 2 вида автомобильного транспорта, который может использоваться для перевозки лакокрасочного материала:

  • Автомобильные цистерны. Автоцистерны имеют оснащение в виде специального контейнера. Он имеет цилиндрическую форму, куда заливают лакокрасочные смеси. Также можно использовать танк-контейнер. Это более современный вид цистерн, которые будут отличным вариантом при необходимости использовать разные виды транспорта. Танк-контейнер можно снять с автомобиля, установить на железнодорожную платформу, загрузить на судно или в самолёт. Цистерны оснащаются подогревом, люком для загрузки и отверстием для слива жидкостей. Корпус выполнен из нержавеющей стали и имеет изотермическую конструкцию.
  • Фуры. Служат для перевозки упакованных лакокрасочных материалов. Фуры оснащаются полуприцепами с тентом или изотермическими фургонами. С помощью тента предотвращается прямое попадание солнечных лучей на груз. Изотермический фургон актуален для северных регионов, а также в зимний период.

Автоцистерна для ЛКМ

Какой транспорт использовать, зависит от конкретной ситуации.

Правила по перевозке ЛКМ на автотранспорте

Эти правила направлены на то, чтобы снизить риски повреждения груза в виде красок, эмалей и лаков по время перевозки.

Среди ключевых правил можно выделить следующие:

  • если объём груза составляет более 1000 литров, необходимо получить специальное разрешение на грузоперевозку;
  • транспортировка осуществляется только специализированными машинами с маячками и системой навигации;
    Система навигации в фуре
  • погрузочные и разгрузочные работы выполняются с использованием спецтехники;
  • упаковка должна отвечать ГОСТам, которые касаются перевозки ЛКМ;
  • тару и автотранспорт нужно маркировать знаками и указателями опасности груза;
  • маршрут нужно составлять в обход населённых пунктов, заповедных зон, парков и прочих подобных мест;
  • следует исключать контакт с прямыми солнечными лучами и источниками открытого огня;
  • водитель обязан строго придерживаться всех правил для безопасной доставки груза.

Учитывая все эти нюансы, доверять транспортировку нужно только профильным и хорошо себя зарекомендовавшим специалистам.

Что думаете о перевозке краски? Стоит ли относить её к опасным грузам? Какие доработки нужны в правилах перевозки?

Подпишитесь, оставьте своё мнение на этот счёт или задайте вопрос в комментариях.

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 2
  1. Родион

    Ну тема вообще интересная. Спасибо. Много нового для себя узнал. А что тут можно думать? Это опасный груз. Следовательно, перевозить его нужно по всем правилам и стандартам.

  2. Александр

    Раз относят к опасным, то нужно относить. Да, водные краски точно не представляют никакой угрозы. Но их как я понял к опасному грузу как раз и не относят. А вот масляные, с растворителями и прочими горючими компонентами конечно нужно перевозить как опасный груз. Даже и думать не стоит.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: