Любой бизнес связан с заказом, доставкой, отправкой товаров. Кража груза, его порча при перевозке — явление распространённое. Чтобы добиться компенсации, защитить себя от непредвиденных расходов, необходимо заключать договор с исполнителем и страховать груз.
Кто несёт ответственность за кражу груза при перевозке
Ограбления, воровство, хищения являются частой причиной утраты груза при его транспортировке. Это ЧП случается так же часто, как порча имущества из-за ДТП, плохие погодные условия. Заказчику услуги нужно знать, что в такой ситуации ответственность перед собственником несёт грузоперевозчик. Понятно, что взыскать деньги за нанесённый ущерб с ответчика получится, только если договор на перевозку был оформлен с соблюдением норм действующего законодательства.
Если подрядчиком является случайное частное лицо, получить компенсацию вряд ли получится. По этой причине для перевозки ценных товаров следует выбирать компанию, имеющую соответствующие разрешения.
Существует несколько видов ответственности за причинение вреда:
- виновное;
- случайное;
- состоявшееся из-за обстоятельств непреодолимой силы (природные катаклизмы и др.)
Согласно действующим нормам, за любой вид нанесённых повреждений, полную утрату груза перевозчик ответственен независимо от наличия собственной вины. Исполнитель заказа освобождается от ответственности, когда нанесение вреда произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы.
Важно! Экспедитор не несёт ответственность за повреждение груза, если он, согласно трудовому договору, обязан выполнять только расчёты, обеспечивать документооборот.
У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба
Кража груза – ситуация, при которой страдают сразу несколько сторон. Кто именно станет требовать возмещения ущерба, зависит от содержания договора на транспортировку товаров. В нём должны быть отражены следующие пункты:
- оценка стоимости отправляемых товаров;
- перечисляемые ситуации (кража, повреждение);
- наличие страховки.
Важно! Цена перевозки зависит от указанной в договоре стоимости товара.
В судебные органы могут обратиться (при наличии соответствующего договора):
- заинтересованные заказчики (грузоотправители, грузополучатели);
- компания-перевозчик (если условия договора соблюдены, отправленный товар утрачен по независящим от него причинам, указанным в договоре);
- экспедитор (если работодатель собирается незаконно взыскать с него ущерб);
- страховая компания (если будут обнаружены факты фальсификации утраты застрахованного товара).
С какими документами оформляется кража
Товары воруют на стоянках и при разгрузке, украденного имущества самостоятельно без помощи полиции не найти. Чтобы не усугублять проблему, грузоперевозчику нужно обратиться в правоохранительные органы с заявлением, как только обнаружена пропажа.
Как правило, кражу обнаруживает один из работников, имеющих отношение к перевозке товара. Это может быть водитель или экспедитор. В этом случае характерным признаком кражи выступает взлом контейнера, замка фургона и т. д.
Пропажа может быть обнаружена и в конечном пункте доставки при передаче груза получателю. Выявить недостачу позволяет сверка поступившего товара с предоставленными водителем (экспедитором) накладными.
Полицейский наряд вызывается на место происшествия. По факту кражи будет проведено следствие. Прямая обязанность перевозчика предоставить полиции всю необходимую информацию, которая может помочь раскрыть преступление.
Пока идёт следствие, полиция может выдать на руки только справку о том, что определённая организация либо частное лицо обратились в органы с заявлением о краже. Иных документов до конца разбирательства следователь не предоставляет.
Адвокат может запросить также материалы осмотра места происшествия. Такого рода документация доступна только для аккредитованных юристов.
Дальнейшие действия
Когда похищен застрахованный груз, исполнитель заказа обязан уведомить страховщика о создавшейся ситуации. Ехать в офис страховой компании не обязательно, достаточно позвонить по телефону. Организация направит на место происшествия своего работника.
До приезда страховщика нельзя производить работы, направленные на приведение груза в транспортабельное состояние. Исключение составляют случаи, когда остатки распакованного груза представляют собой угрозу для людей, окружающей среды.
Перевозчик должен сфотографировать место происшествия. Необходимо составить акт, в котором указываются:
- количество утраченных товаров;
- характер повреждения.
Акт составляют и подписывают владелец груза (грузоотправитель) и представитель компании-перевозчика (экспедитор либо другой уполномоченный работник организации).
Потерпевшая сторона направляет претензию организации (лицу), ответственной за нанесённый ущерб. Документ должен быть составлен в сроки, определённые действующими законами РФ. Стороны могут договориться о возмещении ущерба без участия государственных органов. Если же ответчик либо потрепавший нарушают пункты, перечисленные в договоре, разбирательство придётся продолжить в суде.
Для подсчёта убытков в некоторых случаях приходится привлекать независимых экспертов, которые в состоянии оценить реальный ущерб. Такая организация должна иметь соответствующие лицензии, компетентных сотрудников. Подходящую компанию поможет найти адвокат.
После подсчёта убытков грузоперевозчик направляет заявление страховщику. Вместе с ним предоставляются:
- справки из полиции;
- акт;
- договор.
Важно! Страховщик может провести собственное расследование.
Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование
Если в процессе оказания услуг грузоперевозок произошла кража, чтобы доказать свою правоту в суде, нужно сразу начинать собирать доказательную базу. Чем скорее будет оповещена о состоявшемся факте преступления полиция, тем больше шансов найти груз. В любом случае промедление ведёт к недоверию со стороны страховой компании.
Для открытия дела при утрате товаров, перевозимых транспортной компанией, требуется заявление от руководителя организации грузоотправителя (его представителя). В суд предоставляют:
- договор, заключённый с перевозчиком;
- накладная;
- сертификаты, чеки, счета-фактуры, подтверждающие право собственника на груз;
- страховой полис;
- выписку из юр. реестра компании, подтверждающие полномочия директора компании;
- регистрационные документы на ТС;
- акт независимой экспертизы;
- коммерческий акт.
Суд может потребовать и иные документы, а также призвать свидетелей. Самостоятельно сложно собрать бумаги, позволяющие выиграть спор в суде. Претензию, иск должен составлять юрист. Согласно существующим данным, проблемы возникают уже на этапе определения потерпевшей стороны. По этой причине, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, с самого момента заключения контракта на транспортировку груза, нужно оформлять бумаги юридически грамотно. Если в компании нет своего штатного специалиста, следует обратиться в адвокатскую контору, имеющую хорошую репутацию.
Заключение
Кража автомобильных и железнодорожных грузов — распространённая проблема. Без помощи опытных юристов доказать свою правоту заинтересованной стороне очень сложно. Дорогие читатели, расскажите в комментариях, сталкивались ли вы с подобной ситуацией. Смогли ли вы добиться возмещения ущерба?