Рассматриваемое страхование ответственности экспедитора (СОЭ) является видом гражданской ответственности. Оно предусматривает обеспечение защиты финансовых интересов самого экспедитора в том случае, если перевозимый груз был повреждён, утерян или уничтожен.
Довольно часто наличие такого полиса является обязательным условием для тендера в сфере экспедирования. Тем самым все стороны получают гарантию безопасности. Как экспедитор, так и грузовладелец.
Сама страховка содержит в себе сразу 2 принципа. Это страхование ответственности экспедитора и страхование груза со стороны экспедитора. Изучив особенности СОЭ более детально, вы сможете понять, для чего, в каких ситуациях этот полис необходим и полезен.
Что это такое
На практике страхованием ответственности экспедиторов называют защиту их имущественных интересов в ситуациях, когда наступают страховые случаи, ошибки сотрудников, а также иные риски. СОЭ является особым видом имущественного страхования. В этом случае на лимит ответственности влияют различные факторы. Это и характер деятельности, и степени рисков, и так далее.
Условия договора чаще всего не предусматривают наличие субэкспедиции. То есть речь не идёт о грузоперевозках с помощью лизингового или арендованного транспорта. Но третьи лица при этом участвовать в перевозке всё равно могут.
Своё действие полис страхования начинается с того момента, когда компания-экспедитор выплачивает страховую премию. Для подтверждения факта вступления в силу договора страховщик, то есть страховая компания, выпускает соответствующий полис.
Особенности договора страхования
Практика показывает, что большинство экспедиторских компаний не обладают возможностью за собственный счёт застраховать груз. Фактически в этом нет смысла. Объясняется такая позиция тем, что суммы страховых премий будут значительно выше.
Поэтому такую услугу как страхование ответственности экспедитора, которую предоставляют страховые компании, обычно заказывают:
- экспедиторские компании;
- транспортные предприятия;
- люди, занятые в сегменте таможенного оформления;
- логистические терминалы и компании.
Такой вид страхования позволяет покрыть в полной мере ответственность страхователя, если произойдут те или иные ситуации, наступят страховые случаи. Причины могут быть любыми. Но при этом важно, чтобы полный перечень причин и случаев, которые не входят в страховое покрытие, были обязательно прописаны в договоре.
В случае страхования ответственности экспедиционной организации требуется заключить между сторонами генеральный договор. При этом сроки заключения варьируются от 2-3 месяцев до 3 лет.
СОЭ регулируется несколькими основными законодательными актами и нормативами. Они прописаны в:
- Гражданском кодексе;
- Таможенном кодексе;
- уставе автотранспорта РФ;
- Федеральном законе о транспортно-экспедиционной сфере деятельности;
- международных договорах и конвенциях, таких как CMR и FIATA;
- требованиях закона в области правил грузоперевозок.
Опираясь на эти нормативы и законы, полис страхования составляется и соблюдается сторонами договора.
Какие предусмотрены обязательства
Такой полис страхования ответственности является достаточно полезным, а порой необходимым документом для перевозчика-экспедитора. Специалисты по экспедированию для обеспечения защиты своих имущественных интересов страхуются, оформляя тот самый полис СОЭ. При осуществлении своей экспедиторской деятельности, компании-перевозчики имеют следующие обязательства:
- обеспечение безопасности при перевозке пассажиров;
- ответственность за сохранность груза до того момента, пока товар не окажется у получателя;
- компенсация убытков, которые возникли по вине перевозчика;
- возмещение ущербов, связанных с ошибками сотрудников и работников компании.
Если говорить об ошибках сотрудников, то тут следует дать некоторые пояснения. Речь идёт о следующих возможных ситуациях:
- нарушение правил погрузки;
- неправильная разгрузка;
- нарушение правил по перевозке;
- некорректная комплектация;
- ошибки в процессе формирования тарифов и так далее.
Именно за счёт страхования экспедиторской ответственности удаётся покрыть все эти риски и проблемы на тот период, пока действует договор.
Ответственность
Также стоит поговорить и об объёмах ответственности в случае страхования экспедиторской ответственности перевозчика. Страховой полис может покрыть любой ущерб, который возник по той или иной причине. Это могут быть случаи и ошибки, которые допустил экспедитор, представитель компании, сотрудники и другие люди, привлечённые к выполнению поставленной задачи.
Но важно учесть, что действие страхового соглашения будет распространяться лишь на тот маршрут, территорию, а также направление экспедиторской деятельности, которые были прописаны в договоре страхования. Если же речь идёт о ситуации, которая договором не предусматривается, тогда ответственность застрахована не будет. Экспедиторам придётся уже за собственный счёт выплачивать компенсации, покрывать ущерб и так далее.
Привлечение по гражданской ответственности
Существует несколько ситуаций, при которых сотрудники и работники компании, ведущей экспедиторскую деятельность, могут быть привлечены к гражданской ответственности. Здесь речь идёт о:
- выявлении факта мошеннических действий;
- умышленном повреждении товара и груза для достижения корыстных целей;
- сговоре с третьими лицами, направленном на получение выгоды;
- отказе страхователя выполнять принятые на себя обязательства по грузоперевозкам;
- выявлении факта выполнения обязательств, находясь в наркотическом, либо алкогольном опьянении.
В подобных случаях, если они будут выявлены и доказаны, страховщик, то есть страховая компания, имеет законное право досрочно и в одностороннем порядке расторгнуть ранее заключённый договор. Если договор перестаёт действовать по таким причинам, тогда вся ответственность, включая финансовую, будет переведена на экспедиторскую компанию.
Важно акцентировать внимание на том, что все условия взаимодействия между клиентов и экспедитором должны быть прописаны в договоре.
Также там нужно указывать права и обязанности сторон в полном объёме. Это защищает от возникновения нежелательных споров, разногласий и ситуаций, которые могут повлечь за собой привлечение третьей стороны для выяснения того, кто в итоге прав. Тут в основном речь идёт об обращении в суд.
Также и экспедиторская компания, подписывая договор страхования ответственности, должна чётко понимать, чего делать нельзя и в каких ситуациях действие соглашения может быть прекращено раньше срока.
Так что с содержанием полисов страхования ответственности со стороны экспедитора необходимо внимательно ознакомиться. При необходимости, страховщик может добавить или исключить какие-то пункты. Тут уже требуется согласование с клиентом, то есть экспедиторской компанией.
Что можно застраховать
Когда речь идёт про страхование экспедиторской ответственности, то может быть несколько объектов, которые допускается застраховать:
- для туристических фирм это здоровье и жизнь перевозимых пассажиров;
- для экспедиционных компаний вред, наносимый доставляемому грузу и имуществу;
- имущественные интересы экспедиторов;
- расходы на спасение доставляемого груза;
- снижение убытков в ситуации, когда наступает страховой случай;
- ущерб, причинённый со стороны других лиц.
Учтите, что страховым случаем является событие, которое уже произошло, а также было прописано и предусмотрено в договоре.
Какие бывают страховые риски
Если говорить о страховых рисках, то их достаточно много. Стоит выделить наиболее распространённые:
- ответственность, которая наступает в результате утраты, потери или полной гибели при форс-мажорных обстоятельствах;
- различные финансовые потери, возникающие по вине страхователя (нарушение доставки, просрочки);
- компенсации, возникшие из-за таможенных пошлин, а также сборов;
- ответственность перед третьими лицами, если повредился груз;
- расходы на расследование всех обстоятельств наступившего страхового случая;
- выплаты по страховке, необходимые для снижения причинённого ущерба.
При этом в список страховых рисков не будут входить форс-мажорные ситуации, которые были прописаны в соответствующем договоре. Под форс-мажором в сфере грузоперевозок и экспедиционной деятельности понимают стихийные бедствия, обвалы мостов и туннелей, кражи, разбойные нападения и так далее. При этом стороны могут не предусматривать те или иные внештатные ситуации, прописав их в договоре как исключения.
Какие бывают виды страхования
В случае со страхованием экспедитора речь идёт о 2 видах страховки, которые являются взаимодополняемыми:
- ответственность экспедитора;
- страхование груза экспедитором.
Эти 2 вида страховки выступают как самостоятельные. При этом могут максимально гарантировать финансовую безопасность и защиту интересов сторон. Ответственность страхуется для того, чтобы в случае чего иметь возможность получить компенсацию за имущественные убытки, которые понесли участники процесса перевозки груза.
Параллельно с этим имущественный страховой полис также встаёт на сторону защиты интересов грузовладельца. В некоторых случаях экспедиторские компании могут самостоятельно застраховать перевозимый товар. Чаще всего это происходит на условиях договора с клиентом.
Ключевые особенности
Предусмотрено несколько наиболее значимых особенностей:
- Страхование направлено на то, чтобы защитить имущественные интересы экспедитора в ситуации, когда наступает предусмотренный договором страховой случай.
- В качестве объектов страхования могут выступать не только грузы и их сохранность, но также жизнь и здоровье людей.
- Ответственность страхуется при условии, что был заключён генеральный договор.
- За услугой страхования ответственности обращаются не только экспедиторские, но также транспортные и логистические организации.
- Полис может покрыть возможный ущерб, который возник по той или иной причине. Это касается даже случайных ошибок, допущенных сотрудниками.
- Экспедитор будет нести гражданскую ответственность, если выявят факт мошенничества с его стороны, либо иные умышленные действия с целью получения выгоды. Также это относится к выполнению обязанностей в состоянии наркотического, либо алкогольного опьянения. Экспедитор будет отвечать и в том случае, если откажется выполнять условия договора по доставке груза, не имея для этого весомых причин.
- В страховом договоре могут сочетаться 2 вида полисов. Это ответственность и страховка груза экспедитором.
Объективно вопрос достаточно сложный. Особенно для тех, кто не работает в этой сфере, а также напрямую не связан с экспедиторской деятельностью, не пользуется их услугами и так далее.
Насколько необходимо такое страхование? Эффективный ли это инструмент? Кто сталкивался с подобными полисами? Как он поменял взаимоотношения между клиентом и исполнителем?
Как я понял, этот полис защищает интересы именно экспедитора. Если он вдруг где-то накосячил, то страховка это покроет. Вопрос тогда в другом. Сколько нужно платить за такую страховку. И как часто страховые компании выплачивают компенсации по таким полисам.
Конечно, необходимо. Но вопрос в том, что не все экспедиторы его оформляют из-за стоимости. То есть ты платишь деньги на случай, что вдруг что-то пойдет не так. В итоге платишь платишь, а все нормально, никаких потерь и порчи груза. Не все готовы идти на такие дополнительные расходы.
Наша компания, когда сотрудничала с экспедиторской фирмой, всегда требовала страховки. Думаю, ответственность тоже при этом страховали. Иначе бы фирме пришлось выплачивать все из собственного кармана.