Далеко не всегда перевозчики доставляют товары, стройматериалы и прочие объекты, необходимые на производствах, фабриках, личных нужд граждан и так далее. Иногда грузом выступают отходы.
Это не совсем обычный груз, поскольку отходы могут быть разного типа, включая опасные. Из-за этого к их транспортировке предъявляются повышенные требования, им уделяют особое внимание, а также тщательно следят за всеми процессами.
Для начала нужно определиться с понятием и разновидностями отходов. Далее уже можно поговорить про порядок транспортировки, требования и правила их доставки.
Понятие об отходах и что к ним относится
Отходами называют вещества, которые непригодны для дальнейшего использования. Они получаются при изготовлении разной продукции, оказании услуг, хранении, а также при потреблении.
В 1997 году в РФ официально утвердили каталог, по которому классифицируют отходы. Принимается во внимание их происхождение, состояние, состав, а также уровень опасности.
- Смертельно опасные. Это оксиды меди, никеля, кадмия, ртуть, разные виды цианидов, хлорорганические соединения, инсектициды, пятисернистый фосфор. Сюда же относятся любые вещества, в которых присутствуют указанные компоненты в большой концентрации.
- Высокоопасные. Здесь список состоит из спиртов, мышьяка, нефтепродуктов, смол, фенолов, серной кислоты, толуола и веществ, которые содержат эти элементы в большой концентрации.
- Умеренно опасные. В них концентрация веществ из 1 и 2 класса незначительная. Сюда же относят шлаки и другие отходы.
- Малоопасные. Уровень угрозы незначительный. Но она всё же присутствует.
- Практически неопасные. Наиболее безопасные среди опасных отходов.
Так формируются классы отходов с 1 по 5 (I-V) по их уровню опасности.
Какие отходы будут считаться опасным грузом
Опасным называют груз, который может нанести вред здоровью человека, включая летальный исход, а также навредить окружающей среде.
В случае с отходами вещества экологических классов с 1 по 4 представляют реальную угрозу. Из-за этого их нужно перевозить по правилам транспортировки опасного груза.
А вот V (5) экологический класс уже опасным грузом считаться не будет. Поэтому к нему особые требования по доставке не предъявляются. При этом эко-класс в автоперевозках ключевую роль не играет.
Класс опасности отходов при автоперевозках
При перевозке автотранспортом не принимаются во внимание именно экологические классы. Для таких целей существует другая специализированная классификация ДОПОГ.
Важно понимать, что у всех отходов имеются определённые физико-химические характеристики. Из-за этого в каждом классе опасности по ДОПОГ можно найти опасные отходы.
- Первый класс. Сюда входят взрывоопасные вещества.
- Второй класс. Вещества, имеющие газовое агрегатное состояние.
- Третий класс. Включает в себя легковоспламеняющиеся жидкости.
- Четвёртый класс. Здесь сразу 3 подкласса. Это твёрдые легковоспламеняющиеся элементы и вещества, вступающие в реакцию с окружающей средой, самовозгорающие и те, которые при контакте с водой могут создавать воспламеняемый газ.
- Пятый класс. Тут собрано 2 подкласса. Это вещества, которые окисляются атмосферой, а также органические нетоксичные компоненты.
- Шестой класс. Также 2 подкласса. Это вещества повышенного уровня токсичности и инфекаторы.
- Седьмой класс. Включает материалы, провоцирующие радиоактивное заражение, либо поражённые за счёт ионизирующих излучений.
- Восьмой класс. Коррозирующие при внешнем воздействии компоненты.
- Девятый класс. Сюда относят все специфические опасные грузы.
Если брать во внимание те отходы, которые в большинстве случаев перевозят по территории России на автомобильном транспорте, то это вещества 9 класса опасности по ДОПОГ. Хотя встречаются и другие возможные варианты.
Отходы производства и потребления выгружают на специальных полигонах. Доставка осуществляется автотранспортом общего назначения, либо спецтранспортом.
Если это биологические отходы, то их перемещают в пределах территориального субъекта и запрещают хранить в кузове машин. Небиологические необходимо вывозить на полигоны, используя при этом ТТН (товарно-транспортную накладную).
Промышленные отходы можно вывести за пределы территориального субъекта, но только при условии, что они критически опасными не являются. При этом также нужно составить ТТН и паспорт отходов.
Кто определяет порядок перевозки опасных отходов
Чтобы выполнять перевозку опасных отходов, необходима специальная лицензия.
Стоит отметить, что законом запрещается ввозить на территорию РФ любые отходы из других стран. Это регулируется Федеральным Законом No89 «Об отходах промышленности и потребления». Вопросы транспортировки по территории страны, а также правила вывоза в другие государства определяются Базельской Конвенцией. Россия подписала её в 1996 году.
В Постановлении Правительства No442 (17.07.2003 г.) рассматривается порядок перевозки опасных отходов по территории государства. В Постановлении утверждены следующие моменты:
- разработка правил ввоза и вывоза;
- транзитное перемещение отходов;
- обязательное получение лицензии на перевозку от ПриродНадзора или МинПромТорга.
Вывозить отходы в страны, которые не подписывали Базельскую конвенцию, запрещено.
Условия перевозки опасных отходов
Столкнувшись с перевозкой опасных отходов, первым делом нужно отталкиваться от Федерального закона No89, где прописаны следующие обязательные моменты:
- если это отходы с 1 по 4 класс опасности, тогда требуется паспорт;
- автотранспортное средство должно оснащаться специальными предупреждающими знаками;
- нужно соблюдать все правила и технику безопасности, актуальные при перевозке отходов I-IV класса;
- наличие документов для перевозки, в которых отмечается количество и пункт назначения.
Только при соблюдении всех условий по транспортировке опасных отходов, грузоперевозки будут считаться легальными и законными.
Сопроводительные документы
Список документов, которые должен иметь при себе водитель при транспортировке, состоит из:
- карточки «Перевозка опасного груза»;
- путевого листа с отметками об опасном грузе;
- разрешения;
- карточки аварийности;
- накладных;
- юридических адресов и телефонов заказчиков и перевозчика.
Ещё есть требования по лицензированию, без которых перевозка любых опасных отходов осуществляться законно не может.
Чтобы пройти лицензирование и сертификацию, необходимо обратиться в транспортную инспекцию Минтранса РФ.
Если отсутствует сопроводительный паспорт для перевозки отходов, в 2021 году можно получить серьёзный штраф. Особенно это касается ответственности для юридических лиц.
Сотрудник ДПС имеет право потребовать договор перевозки для транспортируемых отходов, а также все остальные сопроводительные документы. Поэтому вся документация передаётся водителю, либо экспедитору, который сопровождает груз.
Упаковка и тара для опасных отходов
Неважно, осуществляется перевозка 1 класса или 4 класса опасности отходов, всё равно упаковка и тара должны соответствовать всем требованиям. Они определяются ГОСТом 26319-84.
Относительно тары всё на самом деле ожидаемо просто. Она должна быть устойчивой к разрушению, то есть не допускать высыпание или выливание в процессе перевозки и погрузочно-разгрузочных работ. Ещё упаковочный материал не должен вступать в реакцию с отходами. Подбирают материал так, чтобы никакого взаимодействия не было.
Требования по маркировке
Теперь расскажем про знаки, которыми маркируют транспортные автомобильные средства, перевозящие в кузове или цистерне опасные отходы.
Тут обращают внимание на ГОСТ 19433-88, в котором говорится о классификации и обозначениях. Этот ГОСТ регламентирует, как наносится маркировка на поверхности транспортных автомобильных средств при перевозке с их помощью отходов.
Сам специальный знак представляет собой ромб. Изображения на ромбе могут быть разные, что напрямую зависит от класса и подкласса опасности транспортируемого вещества.
Что касается мест креплений, то специальные знаки наносятся на транспортные средства, перевозящие опасные отходы, а также на ёмкости и сосуды, в которых находится вещество.
- Автоцистерны. Знак на автоцистерну необходимо закрепить сбоку, а также сзади.
- Автомобильный контейнер. Тут знак устанавливается только сбоку.
- Ёмкости, расположенные в ряд. На каждую тару сбоку обязательно крепится знак опасности.
Отсутствие знаков также является нарушением, за что можно получить серьёзный штраф.
Требования к автотранспорту для перевозки опасных отходов
Используемая для доставки отходов машина должна соответствовать определённым требованиям. А именно:
- Если отходы имеют легковоспламеняемые свойства, тогда горячую трубу выхлопной системы нужно отдалить от груза. Если это разовая доставка, зачастую применяют искрогасители, устанавливая на выхлоп.
- Бок не должен контактировать с аккумуляторной батареей. Если произойдёт случайное механическое повреждение бака, необходимо, чтобы на груз не попало топливо.
- Разрешается применять только взрывобезопасное электрическое оборудование. При этом оно обязательно должно иметь заземление.
- Кузов или фургон должны быть крытого типа с установленной системой вентиляции. Эти особенности зависят уже от спецификаций перевозимого вида отходов.
- Используют укрытие в виде брезента. При этом сам брезент изготавливается из материалов, которые тяжело воспламеняются.
Помимо перечисленных требований, автомобили также должны комплектоваться набором для ремонта в случае неисправностей во время перевозки, а также средствами пожаротушения. Огнетушители подбираются в зависимости от характеристик опасного груза.
Требования к водителю
В Федеральном Законе также рассматриваются требования к уровню профессионализма сотрудников, которые занимаются погрузочно-разгрузочными работами, а также грузоперевозками.
Водитель обязан:
- иметь водительский стаж на транспорте такого типа;
- проходить инструктаж перед каждым рейсом при доставке опасного груза;
- проходить медицинский осмотр;
- строго соблюдать ПДД;
- иметь при себе полный пакет сопроводительной документации.
Водитель машины с опасным грузом на борту — это потенциальная угроза для других участников движения, а также окружающей среды. Поэтому перевозчик должен тщательно контролировать то, кто и в каком состоянии садится за руль, насколько он квалифицирован в этих вопросах. Работа ответственная и опасная.
Требования по перевозке неопасных отходов
Неопасные отходы не характеризуются высоким уровнем риска. Поэтому здесь предъявляется одно общее требование — выполнение всех правил и соблюдение норм безопасности.
Придерживаться из следует при управлении автотранспортным средством, а также при содержании груза на пути следования.
Основные условия для перевозки неопасных отходов — это технически исправная машина и аккуратная транспортировка груза.
В Федеральном законе No89 прописано, какой пакет документов необходим при транспортировке отходов неопасного типа:
- паспорт груза или выписка из него;
- приёмно-передаточная накладная;
- лицензия на грузоперевозки.
Если же груз является опасным, тогда к этому списку добавляется соответствующий пакет документов, в зависимости от конкретного класса опасности.
В качестве автотранспортных средств при доставке отходов могут применяться:
- автомобильные цистерны;
- машины с крытым типом кузова;
- вакуумные автомобильные цистерны;
- фургоны.
Для перевозки отходов не предусмотрены специальные правила перевозки автотранспортом. Здесь следует отталкиваться от правил, разработанных согласно постановлению правительства No372 (27.04.1994 года), а также от дополнений к нему.
Постановлениями определяются условия доставки опасных грузов, к которым относятся и некоторые отходы. Также закон регламентирует права и ответственность всех сторон, которые принимают непосредственное участие в грузоперевозках опасных веществ.
Отходы — это груз, который нуждается в профессиональной перевозке, поскольку здесь есть множество нюансов, требований и норм. Их невыполнение не только грозит штрафами, но и может привести к экологической катастрофе.
Помимо автомобильного транспорта, перевозка опасных и неопасных отходов может осуществляться по железной дороге, морским и речным транспортом. В основном их используют в составе мультимодальных или интермодальных грузоперевозок, когда в цепочке доставки принимают участие разные виды транспорта.
Для ЖД предусмотрены цистерны, а также танк-контейнеры. Это специальные контейнер-цистерны, которые могут перегружаться с одного вида транспорта на другой. Удобные в вопросах перевозки груза разными ТС без необходимости перегружать сам груз в другие ёмкости. Достаточно снять краном цистерну с железнодорожного вагона и загрузить на платформу автомобиля, установить на судно, либо наоборот.
Для отходов предусмотрены специальные полигоны. Но не на всех из них имеется инфраструктура, позволяющая обеспечить въезд железнодорожного состава. Поэтому объективно главным видом ТС в вопросах транспортировки отходов справедливо остаётся автомобиль.
С перевозкой каких отходов сталкивались? Как и куда их вывозили? Какие правила и требования при этом предъявлялись? Как часто они нарушаются?
Нарушаются, и очень часто. Отходы вывозятся на полигоны без разрешений. Просто заехала машина, что-то выгрузила, закопали и все. А что там было, откуда приехало, никого не волнует.
Такими темпами полигонов не хватит. Система утилизации у нас работает на низком уровне. Чаще всего все закапывают в землю. Только вот о последствиях для экологии никто не думает.