Любой объект строительства неизбежно образует большое количество мусора. Организация его вывоза продиктована нормативами экологической безопасности. Вывоз строительного мусора также освобождает дополнительное пространство. Рассмотрим, как выполняется транспортировка и какими особенностями она отличается.
Для чего нужна транспортировка мусора
За своевременный и безопасный вывоз отходов от строительства отвечает заказчик строительного объекта, как правило, его владелец. Транспортировкой называется процесс их перемещения со строительной площадки на территорию организованной свалки и утилизации. От грамотной организации перевозки зависит экологическая обстановка по всему пути следования грузового транспорта.
Остро необходимым считается вывоз мусора со стройки в следующих случаях:
- соблюдение графика;
- заполняемость территории объекта;
- превышение установленных норм накопления;
- использование остатков для дальнейшего производства или возможность их реализации;
- сдача в пункты приёма вторсырья.
Кто может осуществлять перевозку
Как правило, вывоз отходов со стройки организовывает либо сам владелец строительства, либо сторонняя организация (предприниматель). Одним из необходимых условий является наличие специализированного автопарка. Кроме того, данный вид деятельности лицензируется правительством, что подразумевает получение лицензии на занятие ею.
Не рекомендуется сотрудничать с фирмами, не имеющими лицензии. Как правило, они практически или полностью не соблюдают правила, предусмотренные для этого вида деятельности. Транспорт у таких компаний тоже не всегда приспособлен для перевозок. А транспортировку особо опасных видов отходов вообще рекомендуется доверять только проверенным перевозчикам. В таких организациях имеется нужное материально-техническое обеспечение, сотрудники проходят аттестацию и соответствующее обучение.
Виды строительного мусора
Естественно, что это отходы, которые образовались во время проведения строительных работ. Основные виды могут быть следующими:
- обломки кирпича, шлакоблока;
- куски металла;
- затвердевший неиспользуемый бетон;
- куски линолеума и других напольных покрытий;
- прочий строительный мусор.
Ежедневно тонны подобных отходов вывозятся на свалки в многих наших областях. Чаще всего он находится в мешках или строительных контейнерах. В дальнейшем это может стать ценным сырьём для производства бетонных подушек, при строительстве дорог и так далее. Но на практике с утилизацией у нас по-прежнему дела обстоят плачевно.
Классы опасности
Немногие знают, что строительный мусор классифицируется по степени угрозы для здоровья и жизни человека, а не только по своим составляющим. По этому критерию выделяют 5 категорий (классов):
- чрезвычайно опасный;
- очень опасный;
- умеренно опасный;
- мало опасный;
- неопасный.
Как понятно из названий, первый чрезвычайно опасный класс и второй опасный требуют особенно тщательного обращения и утилизации. Вывозить такие отходы следует специальными транспортными средствами и в отдельных контейнерах. При этом нельзя собирать их в мешки, поскольку надо исключить возможный контакт с природой и людьми.
В случае утечки в окружающую среду такого мусора, для восстановления понадобится 30 лет. В данную категорию попадают все токсичные, химически активные вещества и соединения. Например, на стройке часто применяются краски и лаки для покрытия поверхностей. Сначала опасные вещества должны быть обезврежены перерабатывающими предприятиями. Складируются они на отдельных полигонах, а для перевозки не допускается использование мешков. Такие же требования предъявляются к третьему, умеренно опасному классу.
Стандартные строительные отходы представляют собой либо четвёртый умеренно опасный, либо пятый не опасный классы. Сюда относят остатки кирпича, шлакоблока, бетона, обои, картон и прочее. Такие вещества не несут угрозы жизнедеятельности человека и природе и могут повторно использоваться, например, при формировании подушек в дорожном строительстве. Их можно вывозить любым способом, в том числе в мешках и ящиках.
Куда и как вывозятся отходы со стройки
Загрузка мусора строительного осуществляется либо перевозчиком, либо непосредственно его владельцем. При транспортировке не допускается присутствие посторонних лиц, а также веществ, не вписанных в документацию сопровождения.
К управлению специализированным транспортом допускаются водители:
- имеющие права нужной категории;
- имеющие общий стаж вождения более 3 лет;
- прошедшие необходимый инструктаж;
- прошедшие медицинское освидетельствование.
При разработке маршрута необходимо учитывать места для дозаправки и стоянки, а также отдыха. Маршрут составляется таким образом, чтобы избежать проезд заповедных, рекреационных зон, прочих территорий со специализированным статусом. Транспортные средства должны быть оснащены средствами противопожарной безопасности, а также необходимым для ремонта инструментарием.
К мусоровозам, перевозящим бытовые, твёрдые и крупногабаритные отходы, таких высоких требований не предъявляется. Этот вид деятельности также лицензируется и заключается договор обслуживания с компанией, которой ранее была выдана лицензия. Под видом бытовых отходов запрещается вывозить мусор строительный, относящийся к категории опасного.
В зависимости от ситуации, уточняются сведения, куда именно следует вывозить такие материалы. Жильцам многоквартирных домов стоит обратиться к председателю ЖЭКа или другой обслуживающей организации, у которых уже есть заключённые договора. Многие компании, оказывающие строительные услуги, выполняют и вывоз мусора после выполнения работ за отдельную оплату. В зависимости от степени опасности отходов, они подлежат захоронению на специальных полигонах, которые есть при каждом крупном населённом пункте.
Сопроводительная документация
Основные сведения о перевозимых строительных или производственных отходах отображаются в транспортной накладной. Однако для опасных категорий этой разновидности грузов потребуется расширенный пакет документов, которые могут запросить сотрудники ГИБДД или экологической инспекции:
- технический паспорт на отходы, подтверждающий их принадлежность к тому или иному классу опасности, происхождение и состав материалов;
- специальное разрешение на транспортировку и подготовку водителя;
- информативные карты опасности;
- накладная ТТН;
- маршрутный листок.
Когда не допускается перевозка россыпью
Не во всех случаях разрешается перевозить насыпом строительные отходы. Как минимум, такое не допускается для груза, относящегося к 1-3 классам по критерии опасности. Однако и для других классов должны соблюдаться общие требования по безопасности.
В тех случаях, когда мусор не транспортируется россыпью, он должен быть упакован в соответствующую упаковочную тару:
- бочки из фанеры, картона, дерева;
- фляги металлические, оснащённые съёмными крышками и канистры с разной шириной заливной горловины;
- ящики всех видов из дерева, фанеры, полимеров, алюминия с перегородками и вкладышами или без них;
- мешки бумажные, тканевые, полимерные — прочные и влагостойкие;
- прочие сосуды, ёмкости, тара.
По правилам на тару наносится маркировка, которая оповещает о степени опасности перевозимого мусора. Каждый вид отходов упаковывается отдельно от других, а перевозить вместе на одном транспортном средстве допускается согласно технических условий. Свободное пространство грузовика желательно заполнить мягким набивочным материалом, который убережёт от рассыпания груза.
Как видим, вывоз строительного мусора регламентируется различными санитарными и технологическими нормами. Их несоблюдение или нарушение способно вызвать экологическую катастрофу локального масштаба. Если кто-то из читателей желает добавить полезную информацию по данному вопросу, приглашаем делать это без стеснения в комментариях!
Проблема бытового мусора остро стоит в современном обществе. А уж о строительном вообще молчу. Тот, который нельзя переработать или повторно использовать на стройках. А ведь существуют ещё случаи несанкционированного сброса отходов, которыми грешат мелкие компании.