Поскольку не всегда сельскохозяйственная продукция производится и выращивается в непосредственной близости от потребителя, приходится доставлять её в разные регионы, города и даже страны.
Однако не каждый производитель такой продукции располагает собственным автопарком для доставки товаров к потребителям. Вместо этого они пользуются услугами транспортных компаний.
При организации перевозки сельхозпродукции необходимо понимать, что можно доставлять, на каком виде транспорта, а также какие правила и требования нужно обязательно соблюдать.
Понятие о сельскохозяйственных грузах
Сельскохозяйственная продукция подразумевает следующие виды грузов, товаров:
- фрукты;
- овощи;
- зерновые;
- бобовые;
- ягоды;
- корнеплоды;
- молоко и молочные продукты;
- лён, хлопок;
- мёд;
- мясо;
- растительные масла и так далее.
Также к этой категории грузов можно отнести живую птицу и животных, таких как свиньи, коровы, козы, овцы.
Классификация сельхозпродукции
Если говорить про существующие виды продукции, участвующие в процессе перевозок, то в сельском хозяйстве принято классифицировать их по следующим признакам.
- Физические параметры. Если ориентироваться по физическим параметрам, то в сельском хозяйстве можно выделить следующие виды перевозок в зависимости от этих свойств. Груз может быть твёрдым, жидким, сыпучим и тарным. При этом минимум 2/3 от всех перевозимых сельхозпродуктов являются насыпными и навалочными.
- Срочность и периодичность перевозки. Тут всё зависит от того, насколько быстро может испортиться товар. Опираясь на эти показатели, различают товары с разной степенью срочности. Такие продукты как фрукты, ягоды и молоко нуждаются в срочной доставке. А вот зерновые, бобовые культуры или тот же картофель может доставляться за более продолжительный период.
- Условия перевозки. Здесь идёт разделение на обычные товары без особых условий и требований, скоропортящиеся, продукты с резким запахом (используются спецмашины), антисанитарные, а также животные. Под каждый вид сельскохозяйственного товара необходимо создавать соответствующие условия. Исключением выступают лишь обычные товары.
Перевозчику, как и грузоотправителю, необходимо разбираться во всех этих нюансах классификации. Это позволяет подобрать подходящий транспорт, создать нужные условия, применить необходимые инструменты и оборудование для проведения погрузочно-разгрузочных работ.
Особенности сельскохозяйственных перевозок автомобилями
Представляем некоторые ключевые особенности:
- Сезонность. Объёмы перевозок такой продукции во многом зависят от сезонности. Потребность в организации грузоперевозок в течение года сильно меняется.
- Расположение и качество дорог. Сельские хозяйства могут располагаться на разном удалении от крупных городов и основных автомагистралей. Иногда они находятся далеко. И для проезда к ним приходится преодолевать дороги порой очень плохого качества. С такой задачей справится не любая машина. Этот фактор во многом влияет на процесс организации грузоперевозок.
- Период уборки урожая. В это время загруженность транспорта находится на пике. Некоторым перевозчикам приходится работать круглосуточно, при максимально загрузке водителей, а также при использовании всего доступного автопарка.
- Езда по полям. Чтобы собрать урожай, машинам часто приходится выезжать непосредственно на поля. Такая задача не каждому автомобилю по силам.
- Заправка, отдых, обслуживание и ремонт. Для повышения эффективности перевозок сельскохозяйственной продукции, необходимо грамотно организовать заправку машин топливом, отдых для водителей, условия для обслуживания и ремонта. Поэтому во время сбора урожая часто создают специальные временные пункты. Причём располагают их непосредственно на поле, либо рядом с ним.
- Логисты и диспетчеры. Это важные компоненты цепочки сбора и доставки урожая, либо другой сельхозпродукции конечному потребителю. Диспетчеры и логисты отвечают за обеспечение эффективного взаимодействия всех людей и техники, необходимой для работы и транспортировки.
Все эти особенности дают наглядно понять, что организация перевозки сельскохозяйственной продукции — далеко не самый простой процесс. Здесь есть множество нюансов, сложностей и подводных камней.
Одно дело просто приехать на склад, загрузить товар и отправиться в рейс. И совсем другое, когда нужно начинать с места непосредственного сбора или производства сельхозтоваров, проходить ряд дополнительных этапов и только потом доставлять груз на переработку, обработку или конечному потребителю.
Используемый транспорт для перевозки
Выделяется несколько основных видов машин:
- Бортовые грузовики. Применяются для зерновых культур, насыпных и навалочных грузов, не требующих особых условий хранения. Для мелкого насыпного груза вроде зерна перед загрузкой требуется проверить целостность и герметичность кузова. Ёмкость должна быть сухой и не иметь посторонних запахов. Выгрузка осуществляется специальными механизмами, вручную, либо с помощью самосвальной системы.
- Самосвалы. Наиболее актуальные машины для зерна, насыпных и навалочных грузов. Позволяют практически без участия человека осуществить выгрузку продукции.
- Зерновозы. Это специальные машины, которые созданы для транспортировки сыпучего груза. Представляют собой грузовики, на шасси которых устанавливаются бункеры или цистерны из стали.
- Автоцистерны. Причём обязательно пищевые. С их помощью перевозят масло, молоко и другие сельскохозяйственные жидкие грузы.
- Рефрижераторы. Необходимы для тех видов товаров, которые нуждаются в поддержании постоянной температуры и влажности. Широко применяются для скоропортящейся продукции.
- Изотермические фургоны. Также подходят для продуктов с особым режимом хранения при перевозке. Только здесь не предусмотрено наличие холодильного оборудования.
- Скотовозы. Специальные грузовые машины, прицепы или полуприцепы, спроектированные для транспортировки животных и крупного рогатого скота. Имеют ёмкости для питья и корма, систему вентиляции, элементы для фиксации скота, системы сбора отходов и так далее.
- Птицевозы. Также особый вид транспорта, который ориентирован на перевозку живой птицы. Имеет соответствующую организацию внутреннего пространства.
То есть практически под каждый вид сельхозпродукции, куда входит скот, птица и прочие товары, требуется соответствующий вид грузового автомобильного транспорта.
Правила перевозки разных видов сельскохозяйственных грузов
Поскольку буквально все виды продукции описать проблематично, остановимся на основных из них. А именно:
- фрукты и овощи;
- скот;
- молоко и молочная продукция;
- зерновые культуры.
У каждого груза есть свои правила и требования, которые необходимо строго соблюдать.
Кратко пройдёмся по каждому пункту.
Скот и птица
В основном это свиньи, коровы, козы и овцы. Не всегда перевозят их мясо. Иногда возникает необходимость в транспортировке живых особей.
Поскольку это также вид сельхозпродукции, к перевозке автомобилями с полуприцепами предъявляются такие требования:
- длина не меньше 8,5 метров;
- наличие естественной или принудительной вентиляции;
- установка систем фиксации;
- ёмкости для воды и корма;
- система сбора жидкостей и фекалий;
- внутренние защитные перегородки.
Кузов может быть открытым или закрытым. Здесь следует учитывать текущие погодные условия, а также вероятность их изменения во время перевозки.
Предварительно весь скот проходит процедуру проверки и биркования. Перевозить следует только головой вперёд. Продолжительность рейса не должна составлять более 500 км. На весь период доставки требуется наличие действительных ветеринарных документов.
Для птицы требуются прямоугольные прицепы или полуприцепы с вентиляцией. Здесь разрешается укладывать клетки в несколько ярусов. При этом птицу лучше накрыть брезентом, либо перевозить в закрытых фургонах, что позволит минимизировать возможный стресс и гибель особей во время транспортировки.
Зерновые культуры
Когда начинается сезон сбора урожая, дороги максимально загружены машинами с зерном. Помимо бортовых грузовиков, широко используются самосвалы и зерновозы. Последние наиболее удобные и эффективные. Это кузов-цистерна, в верхней части которого находится люк. Через него осуществляется погрузка. Зерновоз способен за один рейс перевозить по 20-90 м3 зерна.
Машины для зерна имеют обычно системы контроля загрузки, саморазгрузки, вибрационные агрегаты для более быстрой и эффективной выгрузки.
Авто для перевозки зерна, помимо бункерных зерновозов, бывают нескольких типов:
- бортовые грузовики с грузовместимостью до 20 тонн;
- автопоезда с 2 прицепами и грузовместимостью более 35 тонн;
- самосвалы с системой саморазгрузки.
При доставке зерна важно придерживаться нескольких строгих правил.
Здесь речь идёт о таких нюансах:
- если влажность превышает 15%, тогда используется только бестарный способ перевозки;
- транспортировать влажное зерно запрещено;
- груз проверяется на предмет наличия вредителей;
- после погрузки в открытый кузов необходимо накрывать тентом или брезентом;
- проводится обязательная дегазация зерна;
- оптимально для зерновых культур выбирать тару, изготовленную из сухих и плотных материалов;
- каждый мешок обязательно маркируется;
- общий вес указывается в товарно-транспортных накладных.
Для зерновых культур рекомендуемое максимальное расстояние для доставки автомобильным транспортом составляет 300-350 км. Но есть и исключения.
Если рейс будет продолжительным, тогда необходимо проверить следующие пункты:
- сухой товар не перемешался с влажным;
- отсутствуют признаки плесени и грибка;
- влажность находится в пределах допустимой нормы;
- нет застойного и затхлого запаха;
- отсутствуют посторонние примеси и включения.
За счёт контроля погрузочно-разгрузочных работ снижаются риски порчи груза, а также предотвращаются большие потери.
Овощи и фрукты
Они достаточно нежные, подвержены порче, гниению. Поэтому подготовка к перевозке такой сельскохозяйственной продукции должна осуществляться строго по правилам:
- за один рейс перевозится только один тип овощей или фруктов;
- укладка плотная, но с обеспечением доступа воздуха;
- тара располагается без зазора между стенками кузова машины;
- при перевозке разных видов продукции учитывается фактор совместимости;
- в документах должны быть указаны максимальные сроки хранения;
- поддерживается и учитывается необходимая влажность;
- используются специальные машины, если нужно создать особые условия при транспортировке.
Не для всех фруктов и овощей используют тару и упаковку.
В некоторых случаях сельхозпродукция перевозится непосредственно в кузове. Это те же бахчевые, тыквенные и так далее. Для таких ситуаций необходимо:
- застелить дно грузовика опилками, соломой или сеном толщиной 10 см и более;
- заменить их можно на мешковину, брезент или специальные маты;
- товар укладывается плотными рядами, и для каждого ряда предусматривается подложка из соломы, сена или ткани;
- дыни можно перевозить не более чем в 5 рядов.
За счёт этого минимизируются потери груза.
Молоко и молочная продукция
С фермерских хозяйств молоко обычно направляется на заводы для последующей переработки.
Молоко перевозят в охлаждённом и неохлаждённом виде. В первом случае заливка выполняется в герметичные цистерны, где поддерживается заданная температура. Если это молоко после дойки, то есть неохлаждённое, ёмкость обязательно должна быть стерилизованной и герметичной. Без обработки молоко при температуре 10 градусов Цельсия может храниться не более чем 20 часов.
Автомобили и цистерны, принимающие участие в транспортировке молока, а также молочной продукции, обязательно должны иметь действующий санитарный паспорт.
Особые требования могут предъявляться к тем или иным видам сельскохозяйственной продукции. И задача перевозчика — учитывать все эти нюансы, а также строго их соблюдать.
Какая сельхозпродукция пользуется наибольшим спросом? Приходилось ли сталкиваться с доставкой таких грузов? Насколько строго соблюдались указанные требования?
Думаю, это молоко и базовые овощи. То есть картошка, морковка и лук. Хотя все овощи важны и необходимы. Как и фрукты. Явного фаворита я бы не стал называть. Сложно определить.