Особенности перевозки стройматериалов автотранспортом

Строительные, а также ремонтно-восстановительные работы проводятся постоянно и повсеместно. Это возведение жилых домов, строительство производственных зданий, торговых центров, прокладка новых дорог и коммуникаций, реставрация зданий и многое другое. Во всех этих процессах используются различные строительные материалы.

Чтобы провести эти работы, сначала стройматериалы следует доставить. В большинстве случаев используют именно автомобильный транспорт. Он наиболее универсальный и практичный. Хотя существуют и альтернативные варианты.

Перевозка строительных материалов

Следует разобраться с перевозкой строительных материалов автомобильным грузовым транспортом, взглянуть на альтернативные варианты, ознакомиться с видами грузов и требованиями для их доставки.

Используемые виды транспорта

Если говорить о перевозке строительных материалов, то тут могут быть задействованы разные виды транспортных средств.

  • Автомобили. Дороги более доступные и продолжают активно развиваться. Это позволяет наземному грузовому транспорту добираться до разных точек, доставляя стройматериалы. В основном машины применяются на малых и средних дистанциях. Перевозка более чем на 800 километров уже становится невыгодной.
  • Железная дорога. Железнодорожный транспорт актуален, если речь идёт о больших расстояниях или больших оптовых партиях груза. Используют не так часто, как автотранспорт. Сроки доставки будут больше. Но такой вариант считается практичным, надёжным и финансово более выгодным.
    Доски на ЖД
  • Воздушный транспорт. При отсутствии дорожного доступа и ЖД путей, а также когда регион, где проводятся строительные и ремонтные работы отделён водой, единственным вариантом для доставки остаётся авиация. Это как грузовые самолёты, так и вертолёты. Но такие грузоперевозки самые дорогие.
  • Водный транспорт. Применяется для доставки на самые дальние расстояния. Зависит от сезонности. В итоге на доставку стройматериалов по воде приходится всего 5% от всего грузооборота. В большинстве случаев водные виды ТС применяются для перевозки больших объёмов сыпучих стройматериалов.

Вот и получается, что автомобильный грузовой транспорт является наиболее востребованным и универсальным вариантом для перевозки стройматериалов.

Стройматериалы и водный транспорт

Помимо транспортных средств, которые осуществляют поставку строительных материалов на разные объекты, также различают вертикальные, горизонтальные и внутриобъектные транспортировочные устройства, машину и техника. Но они преимущественно стационарные, то есть работают без собственного перемещения, но помогают в доставке материалов на разные этажи, по транспортировочной ленте и так далее.

Классификация стройматериалов

Общая классификация делит строительные грузы на такие категории:

  • Наливные. Это любые жидкости, которые могут применяться в строительных целях. Сюда включают горюче-смазочные материалы, растворители, химические вещества и даже обычную воду.
    Битум в бочках
  • Сыпучие. Представлены в виде порошков, песка, гравия, цемента, щебня и глины.
  • Длинномерные. Строительные элементы в виде свайных конструкций, столбов, колонн, труб и не только.
  • Тяжеловесные. Строительным грузом также может выступать спецтехника, доставляемая на объект, различное оборудование для приготовления растворов, резки стройматериалов. Тяжеловесными могут быть готовые металлоконструкции, железобетонные плиты.
  • Крупногабаритные. Часто сочетают в себе большой вес и объём. Чаще всего это строительные ёмкости, вагончики, бытовки, блочные строительные элементы.
    Строительные бытовки и вагончики
  • Штучные. Это всевозможные компоненты, используемые на стройплощадке, такие как стеклопакеты, окна, двери, элементы фундамента.
  • Мелкоштучные. Сюда принято относить кирпичи, силикатные блоки, пенобетон, газобетон, облицовочные камни. Также в эту категорию можно включать строительные сухие и готовые смеси, реализуемые в вёдрах и мешках.
  • Хрупкие. Могут быть разновидностью мелкоштучных и штучных стройматериалов. Это всё то, что легко разбить и повредить при транспортировке.
  • Скоропортящиеся. В строительной отрасли также есть свои грузы, отличающиеся небольшим сроком годности. В основном это готовые растворы, которые нужно доставить на объект в специальных машинах.
    Раствор для стройки

Поскольку это обобщённая классификация, она не даёт полноценно разобраться во всех нюансах транспортировки автомобилями тех или иных строительных материалов.

Поэтому будет правильно рассмотреть их отдельно. За основу взяты такие объединённые категории:

  • сыпучие стройматериалы;
  • бьющиеся;
  • негабаритные и тяжеловесные;
  • жидкие;
  • форменные.

Теперь отдельно про каждую из категорий.

Сыпучие строительные материалы

Удобнее всего доставлять эту категорию грузов с помощью самосвальных машин. Это особенно актуально для песка и гравия. Другие сыпучие материалы более требовательные к условиям транспортировки.

Сухой цемент важно защитить от контакта с любой влагой. Если цемент впитает в себя воду, то моментально потеряет свойства. Станет непригодным для дальнейшего применения. Поэтому при транспортировке цемента его следует качественно укрывать.

Гипс и известь лучше доставлять в мешках и упаковке. Если это большие объёмы, тогда применяются цистерны закрытого типа. Закрытая ёмкость гарантирует сохранность сыпучего стройматериала.

Гипс в мешках

Процесс выгрузки также играет свою роль. Процедура не самая сложная. Особенно в современных условиях, когда на выбор доступен широкий ассортимент специальных устройств и механизмов.

В основном разгрузка выполняется следующими методами.

  • Механический. Предусматривает применение выгрузного шнека, который располагается в нижней части грузовой цистерны.
  • Пневматический. Здесь используется компрессор. Нагнетая сжатый воздух, материал вытесняется из ёмкости и выгружается.
  • Гравитационный. Наиболее оптимальный вариант. Требует минимум затрат. Никакое дополнительное оборудование не нужно. Выгрузка осуществляется за счёт собственного веса грузы, ссыпаясь на подготовленную площадку или в другую ёмкость. В некоторых случаях применяют вибрационные системы и узлы для максимального наклона грузового отсека.

Песок и грузовик

Бьющиеся строительные материалы

К этой категории можно отнести кирпичи, различные виды блоков, плитки, стекла, керамических изделий, брусчатки и так далее. Хотя кирпич также является и форменным видом стройматериалов. Для такой категории стройматериалов активно применяют метод доставки с использованием пакетов и поддонов. В некоторых случаях используют специальные автоконтейнеры.

Клинкерную, бетонную плитку, как и брусчатку из камня, обычно доставляют с помощью автоманипуляторов. Укладка осуществляется в пирамиды, которые закрепляются фиксирующими лентами. Каждый паллет отдельно крепится в нескольких точках, используя для этого упаковочную тесьму.

Чтобы гарантировать безопасную доставку бьющихся и хрупких строительных материалов, в ход идут спецмашины, имеющие крепёжные ремни, распорки и прочие компоненты.

Тротуарная плитка и грузовик

При перевозке автомобильным транспортом хрупких строительных материалов необходимо:

  • убедиться в целостности кузова или платформы;
  • строго следовать правилам безопасного размещения груза;
  • исключить возможный перегруз транспорта;
  • проверить наличие и целостность компонентов, используемых для фиксации груза.

Сам упаковочный материал должен обладать достаточным уровнем защиты от внешних и внутренних факторов. Он должен сохранять целостность в течение всего пути. Только такое транспортирование позволит максимально сохранить целостность всех строительных грузов. Осуществляемая перевозка должна быть аккуратной и последовательной.

Стекло и грузовик

Тяжеловесные и крупногабаритные

Если речь идёт о негабаритных грузах, к которым относятся крупноразмерные, тяжеловесные и длинномерные объекты, вопрос их транспортировки на автомобилях рассматривает отдельно.

Чаще всего в этой категории приходится сталкиваться с перевозкой строительных цельных конструкций. Также это может быть перевозка готовых строительных лесов.

В сегменте транспортировки грузов автотранспортом есть свои стандарты и ограничения по весу, а также габаритам. Если параметры выходят за эти рамки, тогда груз считается негабаритным. Автоматически на него распространяются действия правил по перевозке такого вида объектов.

Негабаритные стройматериалы и грузовик

Подобные грузоперевозки требуют:

  • разработки и согласования маршрута транспортировки в ответственными органами;
  • использования автотранспорта с достаточными показателями грузоподъёмности и с подходящими размерами грузовой платформы;
  • надёжного крепления и фиксации;
  • наличия разрешительных документов на перевозку.

Также такие машины маркируют и устанавливают предупреждающие знаки. В некоторых случаях отдельно привлекаются автомобили прикрытия или сопровождения.

Знак «Негабаритный груз» для стройматериалов

Жидкие стройматериалы

Если требуется доставка жидкого материала, тогда тут применяются свои способы для перевозки строительных жидких грузов. Чаще всего это бетон.

Не всегда бетон можно приготовить непосредственно на строительном объекте. Особенно, если речь идёт о больших объёмах. Поэтому заказывают специальные машины-бетономешалки. Это автомобили, которые предусматривают наличие вращающейся цистерны.

Бетон и грузовик

Бетон крайне требовательный к условиям приготовления, перевозки и хранения. Готовят раствор буквально перед его использованием. То есть на большие расстояния готовый раствор доставляться не может.

Форменные стройматериалы

Если говорить о форменных стройматериалах, то чаще всего речь идёт именно о строительном кирпиче. Кирпич не особо требователен в плане погодных условий или способа хранения. Но при этом важно придерживаться некоторых правил при его транспортировке.

В основном кирпич доставляют в паллетах, которые оборачиваются в полиэтиленовую плёнку. Для погрузки и выгрузки применяют краны-манипуляторы с захватом в виде лап.

Кирпич и манипулятор

На перевозку также влияет тип кирпича. Если он полнотельный, тогда применяется пакетный метод транспортировки и материал укладывается ёлочкой. Для пустотелого кирпича используют перекрёстную перевязку.

В процессе транспортировки необходимо, чтобы паллеты с кирпичами были окружены торцевыми щитами. Сам стройматериал укладывается на деревянные брусы. Это даст возможность снять паллеты на месте выгрузки, используя вилочные погрузчики. Их используют для погрузочных и разгрузочных работ.

Особенности грузоперевозок

Есть моменты, которые важно соблюдать вне зависимости от того, что это за материал, какие у него характеристики и свойства.

  • Расстояние. Следует заранее учесть, на какое расстояние будет доставляться строительный груз. Это влияет на расход топлива грузового авто, время доставки, общий километраж с учётом необходимости вернуться назад пустым или с грузом. Также принимается во внимание возможность автомобиля выдержать нагрузку в течение всего пути. Если машина загружена максимально, без запаса по грузоподъёмности, это негативно скажется на подвеске, состоянии кузова и других элементах. Обычно стройматериалы доставляют на дистанцию не более 200-300 км. Если расстояние до объекта больше, тут уже есть смысл рассмотреть вариант с перевозкой по железной дороге или с помощью водного транспорта.
  • Финансовые расходы. То, насколько выгодной может быть грузоперевозка, определяется ещё на этапе формирования и планирования маршрута. Если перевозчик не получает выгоду, либо прибыль слишком малая, тогда пересматриваются условия. Либо заказчик увеличивает оплату, либо клиенту нужно искать альтернативные варианты. Даже в ноль транспортная компания работать никогда не будет.
  • Стоимость стройматериалов. При планировании грузоперевозки нужно понимать, какую стоимость будет иметь груз по приезду в пункт назначения. Широко распространённые строительные грузы доставлять на большие расстояния не особо выгодно.
  • Договор. Между сторонами обязательно нужно подписать договор. При этом следует внимательно изучить все пункты, связанные с обязанностями сторон, ответственность, страхованием груза, а также с возможными форс-мажорными ситуациями. Основная задача договора — гарантировать безопасность сделки для каждой стороны.

Договор на перевозку стройматериалов

Если речь идёт об обычном строительном материале, то тут особых сложностей с перевозкой возникать не должно. Другое дело, когда это касается скоропортящегося, жидкого или негабаритного товара. Здесь действуют более жёсткие правила и требования.

Приходилось ли перевозить стройматериалы? Что это было? Как осуществляли доставку — своим транспортом или через перевозчика? С какими трудностями столкнулись?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Комментарии: 2
  1. Лёша

    Ничего такого особенного. Машина с песком, машина с щебнем и два захода Газели с кирпичом. В принципе все. Раствор уже делали на месте. Дом строили совместными усилиями с бригадой. Все прошло успешно. Никаких трудностей не возникало. Да и слава богу.

  2. Антон

    Есть один неприятный эпизод. Заказали на объект передвижную бетономешалку. У них в дороге, как объяснили, вышел из строя привод. Короче раствор не перемешивался пока ехал к нам. В итоге свойства были нарушены. Фактически раствор непригоден. Только проблема в том, что узнали об этом спустя время. Подключили юристов, быстро разобрались. Выплачивали компенсацию.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: