Бытовка — это неотъемлемая часть практически любой строительной площадки. Это вагончики, имеющие небольшие габаритные размеры, предназначенные для размещения рабочих, их личных вещей, инвентаря, инструментов и даже некоторых стройматериалов.
Прежде чем начинать строительные работы, на площадку сначала доставляют необходимое количество бытовок. А увозят порой только после сдачи объекта в эксплуатацию. Далее те же бытовки применяют уже для других нужд и объектов.
Важный вопрос в организации строительной площадки — это правильная доставка бытовки. Её размеры и конструктивные особенности накладывают определённые ограничения, а также диктуют правила. Нужно чётко понимать, какие документы следует готовить заранее. Плюс необходимо выбрать подходящий способ транспортировки и строго следовать правилам доставки такого груза.
Виды бытовок
Бытовки и строительные вагончики делятся на несколько категорий. Чаще всего они имеют в основе металлический каркас. Но встречаются и объекты на деревянном основании. Обшивку обычно выполняют металлическим профнастилом, сайдингом. От используемых материалов во многом зависит вес конструкции. А масса отражается на особенностях транспортировки.
Бытовки могут быть:
- стандартные;
- распашные;
- удлинённые;
- укороченные;
- сборные модульные.
У каждого типа есть свои особенности.
- Стандартные и распашные. Их длина составляет 6 метров, а ширина не превышает 2,3 метра. Согласно ГОСТу, полезная площадь составляет от 13,7 до 14,8 м2. Внутреннего пространства хватает для размещения 6 человек. С утеплителем и без утеплителя вес составит 1,7 и 1,2 т соответственно. Для перевозки обычно используют спецтехнику, грузоподъёмность которой составляет до 5 тонн.
- Сборные модульные. Размеры схожи со стандартными и распашными. Но отличительная черта — это отсутствие 1 или 2 боковых стенок. Эти вагончики объединяются между собой. Как рядами, так и ярусами. Это позволяет создать целый временный городок. Вес находится в пределах 1-1,1 тонны. Для доставки 1 вагончика нужна спецтехника минимум на 3 тонны грузоподъёмности.
- Удлинённые и укороченные. Длина разная у них, а вот высота и ширина одинаковая. Удлинённые имеют длину 9-11 метров, а укороченные от 2,4 до 5 метров. Удлинённая бытовка заменяет несколько стандартных вагончиков, что позволяет сэкономить на размещении людей и инвентаря. А укороченные обычно применяются при организации постов охраны. Вес укороченных конструкций составляет до 0,9 тонн, а удлинённые могут весить до 2,5 тонн. Последние требуют для транспортировки наличие удлинённой платформы. Короткие бытовки можно перевезти спецтехникой грузоподъёмностью до 3 тонн.
Организовывая грузоперевозку строительных вагончиков, важно учитывать, какой именно тип бытовки будет использоваться на строительной площадке.
Необходимые документы для перевозки бытовок
Теперь к вопросу о том, какие документы будут нужны при организации перевозки мобильной бытовки. Здесь не зря сначала говорили о разновидностях. Ведь перечень бумаг от этого зависит напрямую.
Начнём со стандартных бытовок. Это вагончики размером 6х2,3х2,3 с высотой до 3 метров. Но и в таком случае конструкция укладывается в стандартные размеры. Вес не должен превышать 5 тонн.
Выполнив эти условия, нетрудно решить, какие документы будут в итоге нужны для перевозки стандартной бытовки:
- Накладная. Это может быть как расходная, так и товарно-транспортная накладная. Обе годятся, чтобы подтвердить правомерную перевозку бытовки.
- Правоустанавливающий документ. Чаще всего это ДКП, то есть договор купли-продажи, либо договор об аренде.
Эта накладная на перевозку, как и правоустанавливающий документ, должен быть у водителя при транспортировке бытовки. Ведь сотрудники ДПС могут остановить и проверить, всё ли в порядке с документами.
Несколько сложнее обстоят дела с доставкой бытовок нестандартных или негабаритных размеров.
Если размер не укладывается в указанный стандарт, тогда бытовка считается негабаритным грузом. Помимо уже озвученных документов, дополнительно придётся получить специальное разрешение.
Есть ситуации, когда транспортировка вагончика требует ещё и сопровождения машиной ДПС. Это решается в ГИБДД при подаче запроса и согласовании маршрута. Ключевым условием для организации сопровождения является ширина вагончика более 4 метров.
Важно, чтобы платформа грузового автомобиля была больше по ширине, чем сам вагончик. Недопустимо свисание конструкции по бокам платформы.
Для получения разрешения нужно:
- Подготовить документы. Это паспорт вагончика, где прописаны все характеристики. Плюс документы на машину, которая будет перевозить груз. Также сюда входит детальный маршрут доставки, документы водителя, путевой лист и страховка.
- Подать документы на рассмотрение. Делается это через местное Федеральное Дорожное Агентство. Но также можно воспользоваться сайтом Госуслуг.
Чаще всего на рассмотрение и принятие решения уходит от 4 до 8 дней. Имея в распоряжении необходимые документы, можно отправляться в путь.
Способы перевозки бытовок
Нужно заранее решить, как будут перевозиться бытовки, обратившись в соответствующую компанию или владельцу подходящей техники.
Практика показывает, что для транспортировки выбирают один из 2 вариантов.
- Грузовой трал. Подходит для случаев, когда нужно за раз перевести несколько вагончиков. Ещё трал считается хорошим решением для негабаритного груза. Разместив на длинной платформе 2-3 бытовки, сокращаются расходы и время на доставку. Груз обязательно фиксируют с помощью тросов и перетяжек.
- Грузовик с манипулятором. Чаще всего для перевозки бытовки используют грузовики с оснащением в виде крана-манипулятора. При этом габариты вагончиков могут быть разные. Грузоподъёмность варьируется от 3 до 9 тонн. Здесь есть свои правила и требования по выбору модели грузовой машины с манипулятором. Если это тяжёлый металлический вагончик, применяют траверс. Деревянные конструкции можно поднять, погрузить и выгрузить манипулятором с небольшими показателями грузоподъёмности.
Проще всего решить чем перевезти стандартную бытовку размером 6х3 м. Подойдёт небольшой грузовик с платформой. Если же размеры выходят за рамки стандартов, тогда применяют более тяжёлые грузовые машины, либо используют тралы.
Используя для транспортировки грузовые машины с краном-манипулятором, нужно принимать во внимание несколько факторов:
- следует предварительно рассчитать расстояние от машины до места выгрузки;
- принять во внимание возможные препятствия, способные помешать работе крана;
- оценить состояние дорожного покрытия.
Грузовики с манипулятором прекрасно подойдут для работы в городских условиях, а также при ограниченном пространстве. Это обусловлено маневренностью и удобством перемещения стрелы крана в разные стороны.
Минус грузовиков с манипулятором в том, что они плохо адаптированы к перевозке на дальние расстояния. Это связано с большой массой и повышенным расходом топлива. В вопросах доставки бытовок и строительных вагончиков на большие расстояния приоритет на стороне тралов. Причём тралы также могут оснащаться манипуляторами.
Правила перевозки
Справиться с перевозкой строительных бытовок не так просто. Здесь нужна специальная техника, а также разрешительные документы.
Ещё отдельное внимание уделяют вопросу размещения груза на платформах и прицепах, распределению нагрузки по осям, которая не должна превышать установленные производителем величины для конкретного транспортного средства.
Проще всего перевозить габаритные конструкции, которые входят в ограничения по длине, ширине и высоте 6х2,5х3 метра. При этом вес не должен составлять более 5 тонн. Тогда не потребуется оформлять разрешительные документы, да и для транспортировки подойдут грузовики с небольшой грузоподъёмностью.
Если же вагончик выходит за эти рамки, организовать транспортировку будет объективно сложнее. Сначала решаются бумажные вопросы, связанные с получением разрешения и возможной организацией сопровождения. Плюс подбирается техника, способная справиться с такой задачей.
Чтобы всё прошло гладко, и бытовка в итоге была доставлена на строительную площадку, при перевозке нужно соблюдать несколько основных правил.
- Подготовительные работы. Сюда входит организация подъезда к месту выгрузки, проверка возможности машины проехать там. Ещё необходимо изучить содержимое бытовки, чтобы ничего не могло случайно выпасть во время движения.
- Крепление к платформе. Делать это нужно в нескольких точках специальными тросами и крепёжными элементами. Перевозить незафиксированный груз запрещено.
- Защита от опрокидывания. Для этого нужно правильно разместить объект на платформе. Речь идёт о равномерном распределении нагрузки. В противном случае во время манёвров бытовка может опрокинуться.
- Дополнительные опорные рамы. Нужно в тех случаях, когда это негабаритные вагончики, отличающиеся большой длиной. Опорные рамы обеспечивают лучшую устойчивость на платформе.
- Закрытые окна и двери. Перед отправкой машины с грузов, в бытовке нужно плотно закрыть окна и двери.
При доставке бытовок на водителе грузовой машине лежит повышенная ответственность. Он должен следить за креплением груза, контролировать его состояние и расположение. Во время дальних поездок необходимо совершать профилактические остановки, проверяя состояние груза.
Чем отличается перевозка деревянной и металлической бытовки
Понять разницу между бытовками с металлическим и деревянным каркасом несложно. Достаточно взглянуть на несколько отличий и характерных особенностей.
- Закладных элементов для перемещения деревянной бытовки с помощью строп конструкцией не предусмотрено. На металлических бытовках имеются заводские петли, необходимые для крепления строп.
- Металлокаркас отличается повышенной жёсткостью из-за прочности материала. А потому они меньше подвержены деформациям в процессе погрузки и выгрузки с автомобиля. За деревянными аналогами нужен более тщательный присмотр, чтобы не повредить основание вагончика.
- Деревянные конструкции легче по весу. Для поднятия и перемещения их стропят снизу под основание.
- Перевозка деревянных бытовок не предусматривает обязательное использование техники с манипулятором повышенной грузоподъёмности, а также с высокопрочной платформой.
- У металлоконструкций может сильно меняться масса относительно центра тяжести из-за размещения внутри бытовки дополнительного оснащения. Речь идёт о мебели, сантехническом узле и так далее.
- Прежде чем грузить металлическую бытовку, важно внимательно проверить петли для строп. Минимальный показатель грузоподъёмности грузовика-манипулятора должен составлять 4 тонны.
Нельзя сказать, что у того или иного типа бытовок явное превосходство. Но разница между ними есть. И этот фактор обязательно принимается во внимание при организации перевозки.
В чём особенности перевозки негабаритной бытовки
В завершении стоит рассказать о перевозках негабаритных бытовок и особенностях этой процедуры.
Учитывая габариты той или иной строительной бытовки, для перевозки нужно соблюдать определённые условия, а также следовать правилам и требованиям.
Для перевозки и доставки бытовки, у которой максимальная ширина, высота и длина не выходят за рамки стандарта, подойдёт и обычный грузовик с манипулятором небольшой грузоподъёмности. А вот для негабаритного вагончика лучшим решением считаются машины с грузовыми платформами. Как вариант, это может быть прицеп на базе тягача. При этом проводятся специальные замеры, чтобы ширина вагончика не оказалась больше ширины грузовой платформы. Это считается нарушением правил транспортировки и может караться солидным штрафом.
Есть другой вариант, когда осуществляется перевозка сразу двух и более бытовок. На этот случай уже нанимают трал, отличающийся длинной и мощной площадкой для размещения такого груза.
Многие забывают, что не только максимальный размер бытовки имеет значение при организации перевозки. Ещё важно учитывать общий вес. Это сам вагончик, а также его содержимое. Если показатель превышает 5 тонн, тогда такой груз уже считается нестандартным. И тут также придётся решать вопрос с разрешением.
Также важна не только правильная перевозка одной или сразу двух строительных бытовок, но и организация погрузочно-разгрузочных работ, подготовка площадки для их размещения. Важно правильно организовать пространство, где будет располагаться перевозимый объект. Плюс грузовая машина должна иметь возможность туда доехать и беспрепятственно выгрузить бытовку.
Поскольку это негабарит, нельзя забывать об установке соответствующих опознавательных знаков «Негабаритный груз». Хотя их можно изготовить своими руками, правильное размещение является обязательным условием.
Не удивительно, что зачастую для решения таких вопросов заказчики обращаются в компании по грузоперевозкам. Они берут на себя практически весь спектр работ, требуя от клиента лишь минимального участия. И финансового вознаграждения, конечно же.
Приходилось ли перевозить или работать в бытовках? С какими видами сталкивались? На какой технике организовывали перевозку? Возникали ли какие-нибудь сложности при транспортировке?
Перевозить не приходилось, а вот работать в них да. Точнее жить и работать на стройке. Нам прораб поставил туда мобильный кондиционер. Так что жилось неплохо. Хороший опыт в моей жизни.
Работал водителем в компании грузоперевозок. В основном это были укороченные и стандартные. Негабарит перевозил редко. Не моя специализация, скажем так. Но все было тип-топ. Доставляли вовремя и в полной сохранности.