Перевозку объёмного груза вряд ли можно осуществить без прицепа. Рынок транспортных услуг предлагает самые разнообразные решения для таких целей.
Но если говорить о негабаритах и тяжеловесных грузах, то тут оптимальным вариантом будет именно трал. Это особая разновидность грузового прицепа, которая имеет свои характерные особенности, эксплуатационные параметры и технические аспекты.
Используя прицеп, в значительной мере упрощается решение вопроса по доставке нестандартного по весу или объёму груза.
Особенности негабаритных грузов
Негабаритными грузами называют объекты, размеры и вес которых выходят за рамки установленных стандартов и ограничений. Подробнее об этом можете узнать в материале о негабаритных грузах.
При этом важно добавить, что негабарит включает в себя 3 вида грузов:
- тяжеловесные;
- крупногабаритные;
- длинномерные.
И довольно редко длинномерный или крупногабаритный груз является лёгким по весу. Из-за этого в большинстве случаев возникает необходимость в использовании грузового транспорта и прицепов, обладающих достаточными показателями грузоподъёмности.
Объективно лучшим решением для перевозки различных тяжеловесных и крупногабаритных грузов выступают тралы.
Понятие о тралах
Под прицепом для негабаритного груза в России принято подразумевать именно тралы. Это специальные конструкции, которые могут быть выполнены в виде прицепа или полуприцепа.
Наибольшее распространение трал для негабарита получил именно в строительной сфере, где регулярно осуществляются перевозки разных специфических грузов. Это трубы, металлоконструкции, спецтехника, стройматериалы и так далее.
Главная отличительная особенность конструкции прицепа-трала заключается в низком расположении платформы к земле. Небольшой дорожный просвет даёт свои преимущества.
Если говорить точнее, то низкое положение платформы позволяет беспрепятственность проезжать по основной части дорог общественного пользования, разместив при этом сверху большой груз. И здесь не потребуется объезжать по окружным трассам, тем самым затрачивая на транспортировку больше времени и ресурсов.
Тралы начали активно применять в грузоперевозках ещё в 20-х годах прошлого века. В итоге прицепы-тралы быстро завоевали популярность и их стали использовать в разных сферах и отраслях. В своё время такое нововведение как отсоединяющийся низкий прицеп от транспортного средства восприняли крайне позитивно.
В итоге трал можно назвать тяжеловесной колёсной техникой, которая предназначена для транспортировки негабаритного груза, а также несамоходной спецтехники, сельскохозяйственных машин, строительных агрегатов и так далее.
Классификация
Существует достаточно много разных тралов для перевозки различного негабаритного груза. При этом их можно классифицировать по нескольким основным признакам. А именно:
- грузоподъёмность;
- высота грузовой платформы;
- количество осей;
- тип подвески.
Отдельно будет рассмотрена классификация по строению тралов.
Количество осей
Если говорить о классификации по количеству осей, то здесь ничего сложного нет. Все прицепы-тралы делятся на 2 категории по этому показателю:
- от 1 до 7 осей;
- от 8 осей и более.
Чем больше осей, тем более вместительным и грузоподъёмным будет прицеп. Это обусловлено возможностью распределять большой вес между осями, снижая нагрузку на каждую из них. Так что наиболее грузоподъёмные модели тралов имеют максимально возможное количество осей.
Высота погрузочной площадки
Следующей является классификация по высоте грузовой площадки. Тут предусмотрено 3 варианта конструкций прицепов:
- Пониженные. Наиболее низкие модели прицепов-тралов. Грузовая площадка находится в пределах 400-700 мм относительно уровня земли. То есть от поверхности дорожного полотна.
- Низкорамные. Наиболее популярные низкорамники, на которых чаще всего осуществляются негабаритные грузовые перевозки. Здесь расстояние до дорожного покрытия составляет 850-950 мм.
- Высокорамные. Это все те тралы, у которых высота грузовой платформы составляет более 1000 мм.
В зависимости от того, какие характеристики и требования имеет доставляемый груз, может быть задействована та или иная автоплатформа. В некоторых случаях подойдёт только низкорамный или пониженный вариант. В других же можно обойтись и высокорамным прицепом.
Грузоподъёмность
Следующий классификационный признак — это грузоподъёмность. Указывает на массу груза, которую способен принять на борт прицеп.
Поскольку это платформа предназначена именно для негабаритных грузов, грузоподъёмность у неё должна быть на достаточно высоком уровне. Но так как грузы могут быть и относительно лёгкими, применяют 4 вида прицепной техники.
- Лёгкие тралы. Это низкорамники, осуществляющие негабаритные перевозки, когда масса доставляемого объекта не превышает 25 тонн. Для лёгких тралов характерна грузоподъёмность от 20 до 25 тонн. Такая техника оснащается 2 осями и пневматической подвески. Характеристик достаточно, чтобы доставить бульдозер, буровую установку, строительный экскаватор и прочую подобную технику.
- Средние тралы. Такими тралами можно осуществлять более серьёзные негабаритные перевозки. Здесь грузоподъёмность варьируется от 40 до 45 тонн. Могут применяться для габаритного и негабаритного груза, строительной техники. На такие прицепы обычно устанавливают 3-4 оси. При этом подвеска может быть гидравлической, пневматической или рессорной.
- Тяжёлые тралы. Это автоплатформы, созданные для перевозки очень тяжёлых и крупногабаритных грузов. Их грузоподъёмность варьируется от 100 до 150 тонн. Формируются по модульному принципу. Наиболее широкое распространение получили в сфере судостроения, промышленного строительства, добыче и переработке нефти.
- Сверхтяжёлые тралы. Техника с наибольшей грузоподъёмностью, которая достигает 200 тонн. Используются для особых видов объектов и конструкций.
Хотя в случае с тралами, которые предназначены для перевозки нестандартных объектов и чаще всего доставляют негабаритные грузы, существует и другой принцип классификации.
Тут уже предусматривается разделение на 3 группы:
- лёгкие (до 40 тонн грузоподъёмность);
- средние (от 40 до 150 тонн);
- тяжёлые (от 150 до 200 тонн).
При выборе подходящей техники не имеет принципиального значения то, какой именно классификации придерживается перевозчик.
Задача заключается в организации перевозки тех или иных негабаритных грузов, и для этого нужна низкая платформа. То есть трал. Заказчик сообщает о том, какую массу и габариты имеет объект. В зависимости от того, перевозчик выбирает подходящий вид прицепа.
Тип подвески
Также используется классификация тралов по типу используемой подвески. Система подвески на таких прицепах и полуприцепах может быть:
- рессорной;
- балансирной;
- рессорно-балансирной;
- пневматической;
- гидравлической.
Рессорно-балансирный тип рекомендуют к использованию на низкорамниках, тяжеловесных тралах, а также на высокорамных прицепах-платформах. При этом просто балансирные системы лучше подходят для тяжеловесных и высокорамных конструкций.
Пневматические узлы подвески обычно встречаются на низкорамных тралах, а также на тралах с заниженной погрузочной платформой. Гидравлические же системы считаются оптимальным выбором для сверхтяжёловесных полуприцепов и для тяжеловесных модулей.
Также стоит отметить, что у каждого прицепа существуют свои ограничения по длине перевозимого груза. Тут вопрос не только работы в рамках ограничений на негабаритный груз. Это длина объекта, при перевозке которого будет сохраняться необходимый уровень безопасности, балансировки прицепа, а нагрузка окажется равномерно и правильно распределённой.
Это к вопросу о том, что некоторые негабариты имеют относительно небольшой вес, но обладают внушительной длиной. Под них также нужно грамотно подбирать прицепную технику.
Виды тралов по строению
Нельзя сказать, что это официальная классификация. Но при этом тралы принято различать в зависимости от их строения.
Всего выделяют 4 вида конструкций.
- С классической компоновкой. Это тралы стандартного типа с обычной компоновкой. Речь идёт о стандартных колёсах, прямой жёсткой или раздвижной раме над ходовой частью, а также о ровной погрузочной платформе.
- С пониженной погрузочной высотой и с прямой рамой. Такие конструкции считаются оптимальными в вопросах транспортировки гусеничной техники, агрегатов промышленного назначения, а также деталей и компонентов строительных механизмов. Чаще всего представлены в виде полуприцепа. Оснащаются колёсами небольшого диаметра и специальной подвеской, которая позволяет снизить нагрузку на шины.
- С пониженной платформой, но рамой ломаного типа. Особенность конструкции трала в том, что его грузовая часть находится ниже, чем рама надколёсной части. Это делает прицеп максимальной удобной. Так можно погрузить и перевести объект, обладающий внушительной высотой. Наиболее актуальным прицеп будет в ситуациях, когда на пути следования машины находятся тоннели, мосты или низко расположенные линии электропередач.
- Модули-тяжеловозы. Это самые сложные устройства. С их помощью осуществляется транспортировка сверхтяжёлого груза. Это могут быть турбины для электростанций, либо крупные элементы ветрогенераторов. Зачастую тяжеловозные модели оснащаются гидробалансирной подвеской. Причём отдельно на каждой оси. Также на модулях предусматривается применение гидравлической системы. Она помогает поднимать и опускать платформу, что ускоряет проведение погрузочно-разгрузочных работ.
Из этого всего следует, что прицепов-тралов для негабарита достаточно много. Их различают по конструкции, комплектации, грузоподъёмности и другим характерным признакам.
Такое разнообразие является необходимостью. Всё же не существует универсальных прицепов, способных перевозить абсолютно всё. Грузы могут иметь свои специфические особенности и характеристики. Отталкиваясь от этого, подбирается соответствующий вариант трала.
Нужен ли автомобильный прицеп? С какими видами тралов сталкивались? Что перевозили? Насколько верным оказался выбор?
Кому как. Лично мне он нужен. По дачным делам, по работе часто использую. А вот с тралами как-то не доводилось сталкиваться лично. Хотя видел неоднократно как они перевозят разные негабариты.
Сталкивался с тралом. Не скажу точно с каким. Думаю это не принципиально. Перевозили на нем спецтехнику после уборки урожая. Погрузили сразу 2 комбайна и без проблем доставили в ангар. Это смотрелось конечно очень мощно.