Морская международная торговля предусматривает наличие целого ряда документов, нормативных актов, законов и требований. К числу важнейших документов справедливо относится коносамент. Этот документ имеет давнюю историю. При этом активно используется до сих пор.
Не лишним будет узнать про морской коносамент более подробно, изучить назначение и функции этого документа в вопросах международных грузоперевозок торговыми судами.
Что это такое
Своими корнями морской коносамент уходит ещё в 1855 год. Именно тогда в британском законодательстве о коносаментах он был регламентирован. Хотя на то время такое понятие как «коносамент» ещё не использовалось. Затем начали приниматься другие подобные законы, правила и международные конвенции.
В настоящее время без такого документа фактически невозможность осуществлять международный грузооборот и куплю-продажу. Ведь наличие коносамента выступает как доказательство того, что на борт судна выполнили погрузку.
Это свидетельство о факте экспорта товара из одного государства в другое.
Функции коносамента
Фактически коносамента — это морская накладная, если отталкиваться от юридической суди документа. В этой морской накладной содержится информация о доставляемом товаре.
Поскольку речь идёт о юридической бумаге, то на неё возлагаются определённые доказательные функции. Без них осуществлять международные морские грузоперевозки фактически нельзя.
Опираясь на юридическую и правовую базу, морской коносамент выполняет несколько функций.
- Расписка о принятии на борт товара. В накладной должна стоять подпись ответственного лица, а также дата подписания документа. В итоге получается своего рода расписка. Она выступает подтверждением того, что на конкретное морское судно был принят конкретный товар, который будет следовать по определённому маршруту. Эта расписка влечёт за собой проведение множества других действий. Это транспортные, юридические, коммерческие и не только. К примеру, без морского коносамента не обойтись при проведении расчётов для банковских операций по оплате за перевозку груза.
- Товаросопроводительный документ. Также коносамент выступает как сопроводительная бумага для доставляемого товара. На основании этого документа владелец оригинала может на законных основаниях осмотреть товар, провести ревизию, а также выполнить другие процедуры.
- Доказательство факта заключение контракта. С помощью этой накладной подтверждается, что на перевозку товара, прописанного в документе, был заключён соответствующий договор.
Юристы, специализирующиеся на морских грузоперевозках, также отмечают, что коносамент выполняет ещё несколько доказательных функций.
Речь идёт о таких моментах:
- подтверждается факт заключения соглашения на транспортировку продукции морем;
- доказывается факт экспорта товара в течение времени, прописанного в накладной;
- подтверждается текущее состояние транспортируемого груза.
Не имея такой накладной, перевозимую продукцию попросту могут заблокировать в порту прихода судна другой страны. И будут предъявлены обвинения в несоблюдении международных правил по перевозке груза морем.
А это грозит серьёзными последствиями. Как для грузоперевозчика в лице владельца морского судна, так и для владельца груза, не имеющего специальную накладную.
Разновидности
В международной транспортировке принято различать коносамент по нескольким признакам. Для морской перевозки характерны следующие разновидности:
- Бортовые. Такие накладные подтверждают, что принятый на борт груз действительно прошёл процедуру погрузки на конкретное судно.
- На грузы. Она оформляются на груз, который принимают в порту для последующей погрузки на суда, которые прибывают за товаром.
- Долевые. Эти накладные применяют в ситуациях, когда получатель груза уже успел частично продать товар, несмотря на то, что ещё не получил его. Подтверждается коносамент капитаном.
- Именные. Оформляются на имена конкретных грузополучателей. Получить груз в порту прихода судна может исключительно то лицо, которое прописано в накладной. Чтобы товар мог получить другой человек, сначала придётся заключить соответствующую юридическую сделку.
- Бланковые. Их составляют на предъявителей. Вручают с целью обменять на продукцию.
- Ордерные. В этом случае передача товара осуществляется на основании особой пометки. Там указывается, кому именно передаётся продукция. В качестве получателей могут выступать не только представители грузополучателя, но также и отправителя груза или даже банка.
- Сборные. Используется в тех ситуациях, когда грузов несколько и все они предназначены для разных грузополучателей.
- Линейные. Их выдачей занимается судоходная компания, либо её уполномоченный представитель, когда судно курсирует по регулярным маршрутам.
- С оговорками. Эти накладные ещё называют грязными или нечистыми. Такой документ используют, если в процессе проверки были обнаружены факты повреждения самого груза, либо его упаковки, тары.
- Прямые. Покрывают перемещение продукции с помощью одного и того же судна напрямую по линиям портов погрузки и выгрузки.
То есть для каждой отдельно взятой ситуации предусматривается соответствующая разновидность международной накладной. То есть коносамента.
Чем регулируется документ
Осуществляемые международные морские грузовые перевозки по коносаменту регулируются с помощью нескольких международных соглашений. Впервые подобный регламентный документ фактически разработали и приняли в 1255 году в Испании. Постепенно нормы менялись, совершенствовались и дорабатывались. В окончательном виде он появился в 20 веке.
Все правила и нюансы оформления сопроводительных документов в морских международных грузоперевозках регулируются Гамбургскими правилами образца 1978 года. Затем их ратифицировали в 1992 году Конвенцией ООН.
При этом важно добавить, что лишь 26 морских государств к настоящему времени решились ратифицировать эти требования, прописанные Конвенцией ООН относительно коносамента.
Как правильно работать с документом
Существуют определённые правила, согласно которым и оформляется рассматриваемый документ в виде коносамента, незаменимого при морских перевозках грузов. Чтобы грузоперевозки не привели к нежелательным последствиям, к процедуре оформления бумаги следует отнестись предельно внимательно.
Чтобы заполнить морской коносамент или накладную, потребуется соответствующий бланк. Он имеет утверждённый образец. Проще всего заполнять на примере готового бланка.
Для оформления коносамента для перевозки продукции, представитель транспортной компании или отправитель груза должен принимать во внимание следующие правила работы с документом:
- составляется бланк, форма которого согласована на международном уровне;
- после принятия груза на борт перевозчик передаёт накладную отправителю;
- в роли составителя выступает перевозчик;
- в основе для заполнения документа лежит подписанное со стороны отправителя груза заявление;
- накладная включает в себя данные о названии судна и перевозчика;
- также прописывается информацию о месте принятия и погрузки товара;
- об отправителях, местах транспортировки и о получателе продукции;
- включаются все сведения про груз (тип, вес, наименование, объём и так далее);
- формируется необходимое количество одинаково заполненных экземпляров для передачи принимающим участие в доставке груза морским транспортом сторонам;
- обязательно документ подписывается ответственными исполнителями;
- указывается место, где составлялась морская накладная, а также время выдачи документа.
Документ следует заполнить в соответствии со строгими действующими международными правилами. Только так удастся на полностью законных основаниях переместить груз и доставить его получателю.
Что ещё нужно учитывать
Фактически это универсальный документ со многоцелевыми функциями. Составляя эту накладную, в процесс грузоперевозки вовлекаются все заинтересованные стороны в рамках общего правового поля. Процедура строго регулируется действующими правилами и законами о международных грузоперевозках.
Учитывая такую функциональность, морскую накладную активно применяют буквально во всех разновидностях морского судоходства. Это и линейные рейсы, и торгово-промышленные, трамповые и так далее.
Без этой накладной практически не обходятся при проведении различных видов грузоперевозок. В их числе мультимодальные схемы, интермодальные и смешанные. То есть при использовании нескольких видов транспорта, одним из которых выступает морское судно.
Есть ещё один нюанс. Он связан с невыполнением требований, предусмотренных в отношении составления и заполнения морского коносамента. Допустив ошибки, участники договора автоматически подтверждают тот факт, что они предоставили необъективные, заведомо ложные данные. А это может повлечь за собой серьёзные денежные штрафы, задержку груза, арест судна и не только.
Чтобы не столкнуться с подобными ситуациями, важно ответственно подойти к вопросу оформления коносамента.
Кто сталкивался с накладной или коносаментом? Насколько это важный и серьёзный документ? Какие трудности были при его оформлении?
Сталкивался в своей практике работы на море. Несколько раз даже принимал участие в заполнении. В принципе это стандартный документ. Он так же важен, как и другие морские документы, необходимые при перевозке.
Думаю, люди, близкие к судоходству, намного лучше поняли, о чем идет речь. Все же это специализированная документация. Не связанные с этим напрямую люди вряд ли поймут всю суть. Хотя я попытался. Многое стало куда яснее.