Генеральный груз может иметь различную форму, массу, размер, внешний вид и отличаться по другим признакам и характеристикам. При этом каждая разновидность обладает определёнными требованиями в вопросе грузоперевозок морским транспортом.
Важно понимать, что грузоперевозка включает в себя множество этапов, начиная от подготовки документов и погрузки, заканчивая транспортировкой и операциями по выгрузке товара в пункте назначения. Поскольку речь идёт о морских судах, то конечной точкой выступает морской или речной порт.
Понятие о генеральных грузах
Генеральным принято называть груз, который перевозится в разных видах упаковки, либо без неё.
Это штучный товар с разнообразными характеристиками, для которого требуется индивидуальная упаковка, специальная тара или грузовые укреплённые места.
В качестве тары используют бочки, ящики, пакеты, коробки, мешки, тюки и так далее. Если товар идёт без упаковки, тогда он будет занимать большую часть грузового отсека или контейнера.
Классификация предусматривает, что генеральные перевозимые морским транспортом грузы ограничены по своим размерам. К этой категории нельзя отнести следующие виды продукции и товаров:
- наливные (топливо, нефтепродукты, масло и так далее);
- навалочные;
- насыпные.
Видовая классификация предусматривает разделение на такие категории:
- металлические изделия;
- автомобили;
- спецтехника;
- железобетонные конструкции;
- железобетонные изделия;
- контейнеры;
- штучные грузы, расфасованные в разные упаковки;
- габаритные тяжеловесные предметы;
- лесоматериалы;
- сыпучие товары, распределённые по биг-бэгам;
- продукция в бочках и так далее.
Дополнительно генеральные грузы классифицируют по ещё 2 признакам.
- Размер. Здесь различают обычные, длинномерные и негабаритные объекты.
- Вес. Разделение идёт на лёгкие и тяжёлые.
Классификация существует и применяется не просто так. Это даёт возможность определить оптимальные условия и применить соответствующие правила в отношении организации процесса морской грузоперевозки.
Особенности транспортировки
Любой генеральный груз, перевозимый на судах, требует предварительной подготовки к транспортировке. Сюда входит и оформление всех необходимых документов, включая таможенные бумаги.
Также нужно выполнить несколько основных действий:
- размещение и надёжная фиксация на судне;
- оформление страховки;
- подготовка документов для перевозки и таможенных процедур;
- доставка к пункту назначения.
Приём и сдача груза осуществляется по всем действующим правилам непосредственно возле борта морского суда.
Прежде чем совместить доставляемые объекты, нужно отталкиваться от основных свойств генеральных перевозимых грузов. Для таких целей предусмотрены соответствующие кодовые обозначения. Если говорить про основные свойства, руководствоваться параметрами доставляемых морскими судами генеральных грузов, то тут различают следующие основные категории:
- опасные;
- режимные;
- влажные;
- грязные;
- коррозионные;
- тепловыделяющие;
- санитарно-карантинные.
Обозначение кодов происходит по первым буквам данных параметров грузовой характеристики. Также выделяют код З. Это означает, что перевозимый товар может воспринимать и выделять запахи.
Вопросы правового регулирования
Действующие правила по организации и осуществлению грузоперевозок для генеральных грузов морским транспортом основываются на Кодексе РКГ (CSS Code) и Положениях СОЛАС-74.
В CSS Code прописаны все правила и требования по размещению грузов на морских и речных судах. А SOLAS регулирует вопросы охраны человеческой жизни на судне.
Это документы, в которых прописаны правила и требования по размещению, организации складирования и фиксации груза на морских и речных судах. Задача документа заключается в создании условий, обеспечивающих не только целостность самого груза, но и безопасность людей на борту.
Основные правила грузоперевозки
Компании, занимающиеся доставкой различных генеральных грузов, не только знают, но и строго придерживаются всех основных правил транспортировки.
Эти правила состоят из следующих информационных разделов:
- общих положений;
- требований по перевозке, таре и маркировке;
- правил подготовки помещений и отсеков для груза;
- вопросов складирования и крепления;
- обеспечения безопасности для экипажа и судна;
- условий по обеспечению целостности груза;
- техники безопасности при креплении.
Также существует порядка 9 Приложений к основным правилам. Они необходимы для того, чтобы изучить требования и рассмотреть на конкретных примерах особенности форм документов, их заполнение. Если документы на морскую грузоперевозку не будут выполнены в соответствии со стандартами, тогда разрешение получить не удастся.
С целью соблюдения и выполнения всех правил безопасности при морских перевозках генеральных грузов, отдельно нужно изучить следующие вопросы:
- необходимая документация;
- требования к грузу;
- погрузочно-разгрузочные мероприятия и хранение;
- безопасность экипажа и судна;
- обеспечение сохранности груза.
Необходимые документы
Все суда для перевозки генеральных видов груза должны быть обеспечены следующими документами:
- с информацией о перевозимых товарах;
- наставления для обеспечения безопасной фиксации;
- дополнительные сведения.
Оформлением разрешительных документов занимается грузоотправитель. Но также можно заказать услугу, при которой обязанности по подготовке и заполнению документов возьмёт на себя транспортная компания.
При этом в документах должны быть указаны достоверные и полные сведения про:
- отправителя;
- получателя;
- груз;
- транспортное средство;
- перевозчика;
- порт отправки;
- порт доставки;
- укладку товара;
- крепление груза;
- массу, габариты и свойства продукции;
- сертификаты качества и соответствия.
Дополнительно вносится информация о мерах предосторожности в процессе доставки, погрузки и выгрузки товара.
Отправитель груза должен подписать документы, а затем передать перевозчику, капитану судна. Для передачи можно воспользоваться факсом или электронной почтой. Не обязательно передавать лично в руки. Без документов товар не примут на борт и не начнут погрузочные операции.
Владелец судна обязан предоставить наставления для крепления доставляемого генерального груза. Причём сделать это нужно до начала работ. Наставления обязательно заверяют через Федеральную службу морского флота или Регистр.
В список обязательных документов входит акт, подтверждающий готовность морского судна к погрузочным работам. Также в перечень бумаг входит акт приёма погрузочных работ и сертификат безопасной укладки и крепления.
Предъявляемые требования к грузу
Предварительно проводятся подготовительные мероприятия. Согласно требованиям, товар должен соответствовать всем стандартам. Речь идёт о таких моментах:
- исправная и целостная упаковка;
- наличие всех маркировок;
- контрольная лента;
- установка пломбы.
Опираясь на основные характеристики доставляемого морскими судами генерального груза, к нему также предъявляются дополнительные требования. А именно:
- отсутствует течь;
- нет запаха;
- исключается намокание;
- предотвращается смещение;
- защищён от взрывов и пожаров;
- не портится из-за жары;
- исключает попадание влаги и появление коррозии.
Для выполнения всех этих условий важно, чтобы была обеспечена требуемая вентиляция, температурный режим и влажности.
Ещё нужно правильно разместить генеральный груз, принимая во внимание его совместимость. По совместимости товары делятся на агрессивные, нейтральные и подверженные агрессивным воздействиям.
Задача тары и используемой упаковки в том, чтобы защитить продукцию от внешних воздействующих факторов. Поэтому к ним также предъявляются особые требования.
Тару для генерального товара делят на несколько категорий. Она бывает:
- потребительской;
- транспортной;
- дополнительной.
Это определяется назначением.
А по конструктивным особенностям различают такие виды:
- жёсткая;
- полужёсткая;
- мягкая.
Для тары применяют материалы соответствующих характеристик. Это может быть пенопласт, бумага, стекло, металл, пластик и так далее.
Каждое судно комплектуется справочником, с помощью которого можно проверить используемую упаковку на предмет соответствия ГОСТам.
Если же генеральный груз не предусматривает использование упаковки, тогда его можно объединить с помощью связки, петель и проушин. В основном это касается листов металла или труб.
Маркировка
Маркировка бывает 4 видов.
- Товарная. Её наносит изготовитель. Включает в себя данные о продукции, а также о производителе.
- Транспортная. Это маркировка в виде номера склада. Нанесение осуществляется после того, как товар приняли и проверили отправительскую маркировку.
- Специальная. Наносится грузоотправителем, если объект требует особого обращения к себе.
- Отправительская. Также наносится отравителем. В ней содержатся данные об отправителе, грузополучателе, а также о месте выдачи.
Для опасных грузов предусмотрены соответствующие наклейки, которые выбирают и наносят исходя из категории и класса опасности конкретного объекта.
Погрузочно-разгрузочные работы и хранение
Когда была проведена подготовка судна и разрешительной документации на генеральный груз, переходят к процессу погрузки товара. Чтобы сделать это, капитан сначала обязан оформить опорный лист. Это свидетельство о том, что морской транспорт готов.
Перед погрузочными операциями специалисты принимают во внимание характеристики объектов и их смещаемость. По смещаемости существует разделение на 2 категории.
- Абсолютно твёрдые объекты. Такой груз крепится надёжно и прочно. Никак не влияет в негативном плане на транспортное средство, а также не наносится ущерб товару.
- Дискретная структура. Это нестандартный груз. Поэтому для его погрузки требуется применять особый вид укладки, а также специальные крепления.
С целью правильного и безопасного размещения генерального груза необходимо:
- рационально использовать доступную грузовместимость;
- учитывать грузоподъёмность судна;
- равномерно распределять нагрузку;
- принимать во внимание фактор совместимости;
- обеспечивать прочность корабля;
- исключать смещаемость во время качки и так далее.
Выгрузка также осуществляется при согласовании с портом приёма, после передачи и проверки разрешительных документов. Порт прибытия необходимо уведомить заранее, чтобы была возможность для подготовки разгрузочной площадки, специальной техники и бригады рабочих.
Обеспечение безопасности экипажа и судна
С целью обезопасить морское судно, а также работающий на борту экипаж, важно строго придерживаться правил безопасности, прописанных в СОЛАС-74.
В перечень основных мероприятий входит:
- контроль остойчивости судна;
- отслеживание прогноза погоды;
- контроль волнения на море;
- герметизация корпуса при сильных волнах;
- периодическая проверка состояния груза;
- контрольная проверка креплений;
- наличие спасательных средств;
- исправность спасательного оборудования и плавсредств на случай эвакуации.
Экипаж обязан периодически проводить тренировочные занятия в случае пожара, потопления судна, атаки пиратов и других внештатных ситуаций.
Сохранность перевозимого груза
Основной задачей грузоперевозчика, занимающегося доставкой генерального груза, является обеспечение безопасной транспортировки с полной сохранностью товара. Чтобы выполнить эти требования, необходимо:
- в течение рейса периодически проверять текущее состояние товаров;
- обращать внимание на возможное смещение;
- проверять на предмет повреждений;
- оценивать состояние креплений и тары;
- при обнаружении любых недостатков немедленно их устранять;
- вести соответствующие записи в специальном журнале.
Чтобы избежать проблем, необходимо:
- во время шторма герметично закрывать все входы и отверстия;
- постоянно поддерживать в рабочем состоянии все иллюминаторы;
- минимизировать количество частично заполненных цистерн;
- проводить работы по обеспечению балластировки.
Только при условии выполнения всех этих требований, а также строгого соблюдения правил и норм, генеральный груз прибудет в пункт назначения в целости и сохранности. При этом не пострадает и сам экипаж.
Морские грузоперевозки достаточно выгодные. Особенно при доставке грузов между странами. Но одновременно это ещё и достаточно опасный способ доставлять товары, что обусловлено тяжёлыми погодными условиями в некоторых случаях, штормом и прочими факторами.
Кто занимался морскими грузоперевозками? Насколько это сложная работа? Приходилось ли доставлять генеральный груз? С какими трудностями сталкивались?
Здравствуйте! Требуется оформление визы для корабля и экипажа из Ирана.
Я проработал в море порядка 10 лет. В итоге сменил род деятельности. Начал активно терять здоровье. Понял, что с меня хватит. И ушел. Не так сложно перевозить груз, как просто жить и находиться в жестяной банке по 4-6 месяцев.
Мой первый рейс был на контейнеровозе. Продлился долгих 9 месяцев. Откровенно сложно. Больше психологически, чем физически. Работа моряка не для каждого.
Почти каждый рейс это генеральный груз. Несу ответственность за погрузку и выгрузку с учетом должности. Все идет по налаженной схеме. Поэтому ничего принципиально трудного здесь нет. Главное хорошо учиться и пройти полноценную практику.