Для перевозки груза на большие расстояния чаще всего используют именно морской транспорт. Он считается наиболее выгодным и эффективным в таких ситуациях. Если сравнивать с автомобилями, железной дорогой и грузовой авиацией, на доставку судами уходит меньше ресурсов, включая денежные затраты.
Для такого вида доставки груза специальная инфраструктура, если не считать оборудованные морские и речные порты, не требуется. Это упрощает перевозку специфических объектов, негабаритов, а также больших объёмов стандартных грузов. При этом следует уточнить, как именно осуществляются морские перевозки, какой транспорт используется, в чём преимущества, а также что требуется для ведения такой деятельности.
Используемые виды морского транспорта
Для морских грузоперевозок требуется соответствующий транспорт, который способен перемещаться по воде. За время существования судоходства и грузовых перевозок по воде, было разработано множество проектов судов. Некоторые из них не прижились. Другие же активно применяются в настоящее время. Эти суда позволяют осуществлять транспортировку разных видов груза и обычно адаптированы под конкретные категории.
Чтобы определиться с видами морских грузовых перевозок, нужно чётко понимать, какие именно суда для этих целей могут применяться. Современный водный транспорт, регулярно осуществляющий грузовые перевозки между странами, а иногда и внутри одного государства, имеет определённую классификацию. Каждый вид корабля выполняет особые функции. А какие именно, зависит от типа судна.
- Ролкеры (Ro-Ro). Специально оснащённые транспортные средства, предназначенные для доставки крупногабаритного груза, спецтехники, вагонов, автомобилей. Позволяют осуществлять вертикальную и горизонтальную погрузку и разгрузку.
- Балкеры. Судна, ориентированные на перевозки сыпучего груза. Это в основном уголь, зерно, песок, щебень и так далее. Их строят в формате вместительных ёмкостей. Чаще всего их делят на несколько автономных отсеков, герметично закрывающиеся крышками. Это позволяет одному балкеру перевозить сразу несколько видов сыпучих грузов.
- Паромы. Это разновидность ролкера. Обычно паром представляет собой небольшое судно с несколькими ярусами. На нижнем перевозят грузы. Верхние ярусы в основном предназначены для пассажиров и экипажа. Погрузочные работы на паромах проводят только горизонтального типа.
- Танкеры. Это наиболее востребованные виды морских судов. Связано это с тем, что такие ТС ориентированы на доставку сжиженного газа, топлива, нефти, нефтепродуктов, а также иных видов наливных грузов. Загрузка осуществляется с помощью мощных насосных установок. При этом танкер также можно задействовать и как балкер. То есть перевозить насыпные товары.
- Контейнеровозы. Второй популярности вид судна. А может даже и первый. Такие морские транспортные средства ориентированы на транспортировку большого количества контейнеров. Они крепятся в несколько ярусов и занимают основную часть судна. Существуют повышенные требования к организации фиксации и размещения контейнеров на палубе.
- Сухогрузы. С их помощью осуществляется доставка рыбы, мяса, всевозможных продуктов питания, разных видов сухих грузов, некоторого оборудования. Во многом благодаря сухогрузам мы можем регулярно видеть на полках магазинов импортные продукты, экзотические фрукты. Особенность сухогруза в том, что он автономный в плане выгрузки и погрузки продукции при заходе в порт. Помощь со стороны внешних кранов обычно не требуется.
- Газовозы. Специальные суда, оснащённые цистернами, которые позволяют перевозить сжиженный газ, пропан, метан, аммиак.
- Лесовозы. Особый вид водного транспортного средства, предназначенный для доставки леса и различных пиломатериалов.
При организации грузовых перевозок морем определяется тип груза, после чего под него подбирается соответствующий вид судна.
Преимущества и недостатки
У перевозки различных грузов водным транспортом есть свои сильные и слабые стороны. При этом эксперты делают основной акцент именно на преимуществах, считая имеющиеся недостатки не столь существенными, чтобы серьёзно повлиять на текущую ситуацию.
Но всё же будет правильно взглянуть на плюсы и минусы.
К числу основных преимуществ, которые характерны для контейнерной и другой морской перевозки грузов, можно отнести:
- экономически выгодный способ доставки на большие расстояния;
- отсутствие потребности в специальной инфраструктуре, поскольку судно движется просто по морю;
- упрощается транспортировка крупногабаритных объектов;
- наибольшая вместительность и грузоподъёмность среди всех видов транспорта;
- высокие показатели сохранности и неприкосновенности товара в контейнерах;
- практически никаких ограничений по виду и объёму грузов;
- возможность перевозить разные виды товаров одним судном;
- сравнительно небольшой экипаж с чётко распределёнными обязанностями;
- наличие организованных портов.
Для самих моряков это хороший заработок. Да, работа не самая лёгкая. Но при этом и заработная плата в большинстве случаев внушительная.
Но за достоинствами скрываются и определённые недостатки:
- большие затраты по времени на доставку;
- зависимость от погоды;
- повышенный уровень опасности при движении во время шторма;
- при сильных волнениях на воде груз может опрокинуться, потеряться и испортиться;
- работа с высоким уровнем риска для экипажа.
Но сами моряки в большинстве своём не жалуются. Большинство любит и ценит свою работу, несмотря на объективные трудности.
Правила грузовых перевозок
Компании, занимающиеся морскими перевозками грузов в контейнерах и на других видах судов, за долгие годы работы и практики сумели сформировать перечень правил, требований и нормативов.
Все эти правила распространяются на следующие аспекты:
- погрузочно-разгрузочные работы;
- размещение груза в трюмах и на палубе;
- фиксация и размещение товаров;
- обеспечение сохранности продукции;
- поведение экипажа;
- требования к сотрудникам и персоналу;
- безопасность при работе на море;
- безопасность работы в портах.
В итоге разработаны соответствующие нормативные документы, которые могут иметь внутренний и международный статус.
В РФ основным действующим документом считаются Гаагско-Висбийские правила морских грузовых перевозок. Что же касается международных сообщений, то тут выделяют минимум 3 документа
- Гаагские Правила;
- Гамбургские Правила;
- Правила Висби.
Также не стоит забывать про МАРПОЛ, СОЛАС-74 и прочих важнейших документах.
Для каждого вида судна существуют свои особенности при организации морских перевозок. Для транспортирования большинства грузов применяются контейнеры. При этом это не один универсальный тип конструкции, а достаточно большое количество модификаций и версий.
Самыми распространёнными в итоге являются стандартные контейнеры, 20 и 40-футовые. Но также в судоходстве активно применяют и другие виды контейнеров:
- с открытой крышей для верхней загрузки;
- рефрижераторные;
- танк-контейнеры;
- открытые площадки.
Каждый член экипажа, отправляющийся на работу на том или ином типе морского ТС, должен чётко понимать требования и знать правила, выполняя их.
Организация морских грузоперевозок и все связанные с ней требования чётко прописаны в нормативных документах. Поэтому экипаж выбирают всегда тщательно и нанимают лишь тех людей, которые обладают необходимым уровнем знаний, опытом и навыками, полученными на практике.
Важно понимать, что просто так прийти и начать заниматься столь ответственной работой, ещё вчера находясь за партой, не получится. Сначала моряки проходят обязательную практику в соответствии со своей будущей должностью.
Лицензия и как её получить
Для осуществления морских контейнерных и других перевозок требуется наличие специальной лицензии. Соответствующий документ должен быть у всех компаний и организаций, которые занимаются:
- перевозкой грузов по морю;
- обслуживанием судов;
- сюрвейерским обслуживанием;
- погрузочно-разгрузочными работами и прочими операциями.
Причём лицензия может выдаваться не только юридическим лицам, то есть крупным предприятиям, но также и индивидуальным предпринимателям.
Так как без лицензии перевозка различных грузов морем невозможна, возникает закономерный вопрос о том, где получить эту лицензию. За выдачей лицензии нужно обратиться в соответствующий контролирующий орган своей страны. В России за это отвечает Федеральная надзорная служба в сфере транспорта.
Заявитель должен подать необходимый пакет документов, который чётко прописан в правилах выдачи лицензии. Если рассмотрение пройдёт успешно, тогда разрешение будет выдано сроком на 5 лет. Потом, согласно действующим правилам, действие лицензии можно продлить.
В централизованном порядке устанавливаются и тарифы, то есть стоимость на перевозки, осуществляемые морским грузовым транспортом.
Как нужно упаковывать товар
Можно выделить следующие наиболее значимые правила упаковки:
- для каждого участка груза должна быть предусмотрена отдельная обрешётка из дерева, которую при необходимости дополнительно скрепляют металлическими лентами;
- вся поверхность обрешётки для погрузки товара покрывается с помощью плотной полиэтиленовой плёнки;
- продукцию размещают на паллетах, которые окружаются с помощью реек по периметру;
- для каждого ящика дополнительно предусматривается укрепление досками, рейками и другими пиломатериалами;
- чтобы предотвратить воздействие сырости и осадков на ящики с грузом, их обматывают брезентом;
- все контейнеры максимально надёжно фиксируются на палубе, используя соответствующее оборудование и крепления;
- в процессе транспортировки ответственные члены экипажа проводят контрольную проверку состояния контейнеров.
Также особые правила действуют и для танкеров, балкеров, сухогрузов и прочих видов морских судов, перевозящих те или иные виды продукции.
Современные ТС активно оснащается системами контроля, специальными датчиками, которые могут контролировать температуру, влажность и ряд других параметров. Все они отображаются на соответствующей панели, что даёт возможность дистанционно следить за состоянием груза.
Повышенные требования к упаковке, а также к подготовке самого груза связаны с тем, что судно может в процессе передвижения терять остойчивость, сталкиваться с большими волнами. От этого возникают сильные нагрузки на крепления контейнеров, груз начинает перемещаться внутри отсеков и так далее.
Важно понимать, что правильное размещение и крепление груза во многом влияет на устойчивость самого судна. Практика показывает далеко не один случай, когда транспорт переворачивался из-за нарушений этих требований.
Особенности международных перевозок
Именно международные перевозки, осуществляемые морским грузовым транспортом, являются наиболее востребованными и стремительно развивающимися.
Для экономики многих стран реализация морских перевозок даёт большой толчок в развитии, позволяет налаживать международные глобальные экономические отношения.
Хотя здесь существуют и определённые проблемы, а также сложности, всё равно доставка грузов по воде преобладает над другими видами грузообмена на международном уровне.
На международную транспортировку оказывают влияние различные факторы:
- политические отношения между странами;
- ратифицированные международные конвенции, правила и законы;
- действующие штрафные санкции, запреты и предупреждения;
- транспортные маршруты;
- наличие у разных стран тех или иных ресурсов;
- безопасность морских путей и так далее.
Всё это во многом определяет основные маршруты, по которым осуществляют грузовые перевозки морские суда.
В настоящее время самые востребованные маршруты направлены в такие регионы и страны:
- Юго-Восточная Азия.
- Латинская Америка.
- Китай.
- США.
- Западная Европа.
- Япония.
- ЮАР.
- Турция.
- Египет.
- Индия.
- Россия.
Хотя РФ и не находится в числе лидеров, всё равно морские перевозки здесь осуществляются на регулярной основе.
Перевозка грузов морем является востребованным и важным направлением в развитии экономики многих стран. Иногда это единственный способ доставить товар.
Кто занимается морскими грузоперевозками? Насколько это сложная работа? На каких судах работали? Что самое сложное в этом деле?