Если это большой объём груза, а пункт назначения находится на большом расстоянии, тогда наиболее выгодным вариантом доставки может стать именно морской грузовой транспорт.
Не исключением является и доставка опасного груза. Морские суда дают отличную возможность для такой транспортировки, поскольку обладают большими показателями грузоподъёмности и вместительности. Плюс не нужно контролировать техническое состояние путей, чего не скажешь про автомобильные и железнодорожные перевозки.
Но для перевозки опасных грузов тем или иным морским транспортом нужно понимать, что сюда относится, каких правил нужно придерживаться, как упаковывать и маркировать. Также большую роль играет подготовка сопроводительной документации.
Что относится к опасным грузам
Согласно действующим нормативам и классификации, перечень опасных грузов, перевозимых морским транспортом, состоит из:
- взрывоопасных веществ;
- сжиженного и абсорбированного газа, сжатого воздуха и водорода;
- легковоспламеняющихся жидкостей;
- тяжёлых металлов;
- ядовитых веществ;
- оксидантов;
- фторида урана;
- самовоспламеняющихся компонентов;
- едких кислот и щелочей;
- радиоактивных жидкостей, отходов;
- ядов, бактерий и вирусов.
В зависимости от способа воздействия, а также возможного нанесения вреда человеку и окружающей среде, все эти опасные компоненты делятся на 9 категорий (классов). И у каждой категории сформирована своя подгруппа. В зависимости от категории и подгруппы, опасным веществам присваивают определённую маркировку и цвет.
Занимающиеся перевозкой опасных грузов водным транспортом компании должны понимать, что такой вид изделий и компонентов требует строгого соблюдения правил и нормативов. Эти регламентируются законами конкретной страны, а также международными договорами, конвенциями и законами.
Основные правила
Все актуальные правила и рекомендации прописаны в МК МПОГ. Речь идёт о международном кодексе морских перевозок опасных грузов.
Именно на этот документ нужно опираться, формируя основные правила грузоперевозок. Их можно представить в следующем виде:
- Все доставляемые опасные грузы должны распределяться. Это делается с учётом их состава, а также степени опасности.
- Для взрывоопасных веществ должны быть предусмотрены отдельные специальные помещения с надёжными замками и запирающими механизмами. При этом детонаторы следует обязательно изолировать.
- Если груз выделяет опасные испарения, их нужно складировать там, где можно обеспечить постоянную и эффективную циркуляцию свежего воздуха.
- Перевозка газообразных веществ и воспламеняющихся жидкостей должна осуществляться строго в соответствии с нормами пожарной безопасности.
- При вывозе опасного груза в другую страну его обязательно нужно пометить маркировочными знаками в соответствии с действующей классификацией.
- В международных перевозках важно строго придерживаться правил, прописанных в Международном Кодексе МПОГ. Исключением являются чрезвычайные ситуации. В этом случае все усилия должны быть направлены на спасение и помощью людям.
- Если груз требует соблюдения определённых параметров температуры или влажности, тогда на товар должно быть специальное свидетельство. В нём прописаны характеристики и требования по перевозке конкретного груза.
- Судно должно оснащаться специальными грузовыми отсеками, а также всем необходимым оборудованием для обеспечения пожарной безопасности. Одним огнетушителем здесь не обойтись.
- При перевозке несовместимых грузов на одном судне, их следует размещать в изолированных, отдельных друг от друга отсеках.
Это лишь базовые правила, которые являются общими для всех видов опасных грузов.
При этом действующий регламент предусматривает отдельные правила для реализации перевозки конкретных разновидностей опасных грузов специальным морским транспортом. То есть отталкиваться нужно именно от специфики доставляемого вещества.
Тара и упаковка
Успешная перевозка различных опасных грузов специальным водным транспортом также зависит от того, насколько правильной будет тара и упаковка, используемая для доставки. Ведь транспортировка опасных веществ предусматривает использование различных ёмкостей, резервуаров и так далее.
Перед погрузкой и отправкой проверяется надёжность тары, используемой упаковки. На этот счёт можно выделить несколько основных правил:
- Все контейнеры для опасных грузов должны строго соответствовать внутренним и международным требованиям и стандартам. Каждая ёмкость проходит строгий контроль качества и соответствия.
- Пустая тара направляется на утилизацию. Если это допустимо, тогда проводится обработка для повторного применения. Это напрямую зависит от того, какое вещество находилось внутри.
- Каждую упаковку необходимо индивидуально маркировать. Это правило не распространяется лишь на тот груз, который представляет минимальную опасность.
- Все ёмкости сопровождаются сертификатами освидетельствования. Они выступают как подтверждение их пригодности к применению для транспортировки таких веществ.
Есть отдельные требования в отношении упаковочного и прокладочного материала. В случае с опасными видами груза упаковка должна:
- обладать высоким качеством и необходимыми эксплуатационными характеристиками;
- безопасно взаимодействовать с веществом, которое находится внутри упаковки;
- сохранять прочность и надёжность в процессе перевозки, а также при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Многие забывают упомянуть прокладочные материалы. Они обязательно используются в тех случаях, когда на морском грузовом транспорте перевозят вредные жидкие вещества.
В отношении прокладочных материалов существуют свои специальные требования:
- обеспечение эффективного поглощения жидкости в случае, если возникла утечка;
- предотвращение негативного воздействия на другие объекты и элементы судна при утечках из упаковки;
- защита от возможного перемещения упаковки и тары внутри грузового отсека или на палубе.
Не стоит забывать и о важности наличия полного перечня и правильно оформленного пакета сопроводительных документов.
Требования по маркировке
Все грузы и морской транспорт помечаются специальными знаками. Они выполняются в соответствии с Международным кодексом, а также с учётом действующих норм конкретного государства.
Пиктограммы, то есть маркировочные элементы, позволяют определить, какой именно продукт перевозится внутри, к какому классу опасности он относится и так далее.
В отношении маркировки предъявляются следующие требования:
- полное и подлинное название перевозимого опасного груза (нельзя использовать брендовые, торговые наименования);
- знаки чётко отображают свойства груза и его возможности по нанесению вреда и ущерба;
- маркировка должна обладать повышенной устойчивостью к внешним воздействиям, чтобы сохранять свой внешний вид в течение длительного периода.
В отношении устойчивости маркировочных знаков предъявляют особые требования. Знак не должен стираться, исчезать и выгорать в течение трёх месяцев. Причём даже при условии, что все 3 месяца знак постоянно контактирует с морской водой.
Сопроводительные документы
Ни один рейс морского судна не может быть осуществлён без наличия сопроводительных документов. Это касается и грузоперевозки опасных грузов морем. Помимо маркировки и знаков опасности, необходимо подготовить и некоторые бумаги.
На борту судна должна присутствовать полная опись всех опасных доставляемых объектов и веществ, а также грузовой план (манифест). В этом плане содержатся данные о следующих нюансах:
- техническое полное наименование продукции;
- характеристики веществ и объектов;
- степень опасности;
- место расположения на судне.
Все сопроводительные документы тщательно проверяются контролирующими органами порта, из которого выходит судно.
В процессе транспортировки опасных веществ нужен пакет бумаг, состоящий из:
- акта описи грузов;
- таможенной декларации;
- международной товарно-транспортной накладной;
- документа подтверждения прихода морского судна в порт;
- договора передачи груза принимающей стороне;
- сертификатов соответствия для тары и упаковки;
- маркировочных знаков;
- свидетельства о факте успешной проверки правильности упаковки опасного груза;
- договора аренды судна, если оно не принадлежит непосредственному перевозчику.
Все документы, а также необходимые копии должны находиться у капитана в процессе перевозки опасного груза. Он обязан предъявить копии уполномоченным сотрудникам порта, в которые заходит судно.
Что нельзя перевозить
Стоит учитывать, что товар всё равно могут отказать принимать на борт и доставлять в следующих ситуациях:
- отсутствуют необходимые сопроводительные документы;
- в документах есть ошибки и неточности;
- опасный груз не имеет специальной упаковки;
- используемая тара не соответствует спецификациям веществ;
- целостность упаковки была нарушена перед погрузкой;
- веществ перевозится в контейнере, цистерне или танк-контейнере, имеющем повреждения, дефекты и несоответствия действующим нормам.
Также некоторые страны предусматривают внутренние государственные запреты на ввоз и вывоз определённых категорий и видов веществ, вредных элементов и так далее. Поэтому нужно заранее уточнить, разрешается ли вывозить вещества из страны и сможет ли по закону порт прибытия принять доставляемые объекты.
Только при условии соблюдения всех правил, требований, государственных и международных законов морская перевозка опасного груза может быть реализована максимально качественно, эффективно и безопасно.
Что считаете самым сложным в таких перевозках? Насколько доставка морем предпочтительнее железной дороги и автомобилей? У кого есть личный опыт работе на судне?
Если у перевозчика полностью отлажен весь процесс и есть команда опытных специалистов, то никаких проблем и сложностей не будет. Знаю по собственному опыту. Не конкретно опасного груза, но все же. Так что 99% успеха это грамотность компании и квалификация экипажа.
Сложностей как таковых нет у серьезных организаций. А вот мелкие перевозчики на допотопных судах вряд ли могут гарантировать сохранность груза и безопасность собственного экипажа.