Для реализации любого действия, имеющего коммерческую основу, между двумя сторонами всегда нужно иметь документальное подтверждение. И морские грузовые перевозки в этом плане исключением не являются.
Стороны должны подписать между собой договор, прописать в них соответствующие условия, указать на права и обязанности, ответственность и прочие составляющие. Сам договор может действовать на внутреннем государственном уровне, либо на международном. И между такими документами существует определённая разница.
С чего начать
Вообще договором на морскую перевозку называют соглашение, согласно которому перевозчик или фрахтовщик берёт на себя обязанности доставить вверенный ему груз в обозначенный порт. При этом грузовладелец обязуется оплатить эту услугу согласно условиям подписанного документа между сторонами.
Говоря о договоре морских грузовых перевозок, нужно понимать, что соглашение базируется на 3 составляющих. Речь идёт о:
- договорённостях между сторонами договора;
- кодексе торгового мореплавания (КТМ);
- государственных законах.
При этом существуют 2 вида договоров на морские перевозки грузов, о которых узнаете позже.
Разобравшись с понятием договора о морских перевозках груза, нужно вникнуть в некоторые детали и подробности этого документа.
Стороны должны по обоюдному согласию определить, законодательство какой именно государственной принадлежности будет использоваться в договоре. Если принять обоюдное решение не удалось, тогда по закону используют правила той страны, где работает или проживает грузоперевозчик.
Все действия, связанные с перевозкой товаров морскими судами, должны осуществляться только на основании договора. В противном случае могут возникнуть серьёзные проблемы при таможенном оформлении. Не исключаются крупные штрафные санкции, арест груза и судна.
При этом у соглашения есть несколько особенностей:
- действительным признают лишь тех договора, которые имеют письменное оформление;
- договор может действовать в течение длительного периода времени;
- при долгосрочном договоре каждая партия товара доставляется в соответствии с генеральным соглашением;
- под транспортировку можно фрахтовать часть судна, некоторые помещения и секции, либо полностью всё транспортное водное средство.
Это даёт возможность перевозить даже небольшие объёмы товаров.
Варианты оформления договора
У договора морских перевозок предусмотрено наличие 2 сторон. Это грузовладелец, а также непосредственно сам перевозчик. При этом в роли владельца товара может выступать юридическое и физическое лицо. Перевозчик только юридическое лицо.
Если говорить про виды договоров при осуществлении морских перевозок, то тут доступно 2 варианта. Каждая разновидность имеет свои особенности:
- чартер;
- коносамент.
Грузоперевозка по коносаменту может быть реализована только при условии линейного маршрута. То есть это рейс по установленному маршруту, с остановками в согласованных портах. Договор перевозки является публичным документом, поскольку транспортная судоходная компания может заключать соглашения с любыми клиентами.
В плане морских грузоперевозок линейный рейс считается более практичным. Но трамповые рейсы занимают большую часть рынка. У них нет единого и неизменного графика. Для каждого рейса предусмотрен собственный план, составленный на основе заключённых договоров. Если коносамент уже рассматривался отдельно, то чартер заслуживает более внимательного изучения.
Понятие о чартере
Чартером называют контракт на грузоперевозку, при котором может наниматься всё судно, его часть или только конкретные помещения. Причём чартерными бывают как грузовые, так и пассажирские морские рейсы.
Заключение чартерного договора осуществляется на основе действующих законов, уставов и кодексов в сегменте пассажирского и грузового флота. Такой договор считается действительным с того момента, когда его подписали обе стороны. Тогда он обретает юридическую силу.
В условиях чартерного соглашения прописывают все нюансы перевозки, указывают время и место загрузки, характеристики используемого морского судна и так далее. В мировой практике морских грузоперевозок различают порядка 400 проформ чартера.
Условия грузовых морских перевозок
Договор обязательно включает в себя ряд пунктов:
- полное наименование судна, используемого для перевозки товара;
- описание самого груза;
- свойства товаров;
- время прибытия водного транспортного средства для погрузочных работ;
- место, где будут проводиться погрузочные мероприятия;
- время для доставки;
- дата прибытия в конечный порт;
- маршрут, по которому будет следовать судно;
- добавочные условия.
Факт подписания этого соглашения всеми сторонами выступает как подтверждение того, что участники сумели достигнуть договорённостей по всем пунктам.
Поэтому законом запрещается вносить любые правки и исправления в документе в одностороннем порядке после его подписания. Чтобы это сделать, сначала нужно получить разрешение от второй стороны. Изменения и дополнения происходят до тех пор, пока не удастся достичь взаимного согласия.
Многие перевозчики предлагают своим клиентам подписать уже заполненный бланк. Да, в основном это типовой договор. Но клиент имеет право сначала детально изучить бланк, после чего, если есть такая необходимость, потребовать внести изменения или дополнения.
Скачать пустой бланк договора морской перевозки грузов можно скачать здесь.
Права и обязанности сторон
В обязанности перевозчика входят такие пункты:
- предварительная проверка состояния транспортного средства, указанного в договоре;
- снаряжение и оборудование судна в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- заблаговременное оповещение грузовладельца об изменениях процедуры погрузки, месте проведения операции;
- поддержание груза в надлежащем состоянии в течение всего пути;
- соблюдение маршрута, прописанного в соглашении.
Вместе с тем отправитель груза обязан обеспечить все условия для беспрепятственной загрузки товара в порту.
Более детально права и обязанности должны быть прописаны исходя из конкретного заключаемого контакта, типа груза, маршрута и прочих нюансов. То есть права и обязанности сторон могут составляться в индивидуальном порядке. Хотя зачастую у грузоперевозчика предусмотрен типовой договор. Правом клиента является внесение в этот договор необходимых изменений и дополнений.
Все договорённости между сторонами обязательно должны быть представлены в письменном виде. Никакие устные соглашения не могут иметь юридической силы.
Ответственность сторон соглашения
Теперь стоит поговорить и об ответственности сторон по договору при реализации морской перевозки груза. Прописанная ответственность наступает, если стороны не выполняют свои обязанности и пункты соглашения. К примеру, если транспортная компания не сумела перевезти товар в надлежащем качестве, испортила или потеряла его. Ответственность ложится как на плечи перевозчика, так и на заказчика услуги. Для каждой из сторон прописываются свои пункты. Опять же, это индивидуальные моменты, которые стороны должны обсуждать между собой и вносить в документ.
Но есть ситуации, при которых ответственность прекращается. Речь идёт о таких возможных сценариях:
- влияние непреодолимых сил и ситуаций, что характерно для морских грузоперевозок;
- проведение операций по спасению экипажа;
- пожар, возникший не по вине перевозчика;
- особые указания и инструкции со стороны администрации и береговой охраны;
- проведение в зоне прохода судна боевых действий;
- природные катастрофы;
- влияние бунтов и митингов;
- проявление скрытых проблем с грузом;
- иные причины, не зависящие от грузоперевозчика.
Также важно добавить, что при морской доставке товара компания-перевозчик не будет нести ответственность за:
- состояние груза внутри контейнеров, которые опломбированы;
- груз, который сопровождают представители грузоотправителя.
В этих ситуациях вся ответственность ложится на соответствующие лица.
Детали соглашения
Будет правильно взглянуть на пример и шаблоны, изучить образец и посмотреть, как заполняется бланк, на основе которого подписывается двухсторонний договор морской перевозки тех или иных грузов.
Формы этого документа, в зависимости от конкретной транспортной компании, могут иметь некоторые различия. Каждый вид документа отличается параметрами, основанными на виде грузоперевозок.
Главное, чтобы соглашения не нарушали ГК РФ и законы тех стран, через которые будет проходить судно с грузом на борту. При наличии любых нарушений в документах такой контракт считается незаконным.
Существует несколько обязательных пунктов, которые должны присутствовать во всех соглашениях. Этот перечень состоит из:
- названия, юридического статуса, реквизитов перевозчика и владельца груза;
- порядкового номера заключённого контракта;
- адреса, где подписывался договора;
- даты заключения документа;
- личных данных физлиц, которые участвуют в составлении;
- ссылок на законы, выступающие основой для контракта;
- целей подписания соглашения;
- условий по определению норм грузоперевозок;
- порядка и способа оплаты;
- прав и обязанностей сторон;
- ответственности;
- способов решения спорных ситуаций, если они возникнут;
- даты официального обретения документом юридической силы;
- подписей сторон.
Установить конкретные и одинаковые для всех нормы невозможно. Слишком много нюансов предусмотрено в морских грузоперевозках. Но при составлении и подписании договора важно выполнить 2 ключевых условиях:
- достичь договорённости между сторонами по всем пунктам;
- не нарушать действующие законодательные нормы.
Тогда контракт признаётся действительным, и по нему можно свободно осуществлять грузоперевозки по воде.
Скачать заполненный образец договора морской перевозки грузов можно здесь.
Нюансы внутренних грузоперевозок
Когда речь идёт о соглашения на транспортировку грузов речными судами, тогда договор всё равно должен иметь стандартную структуру. Здесь требования и нормативы в сравнении с морской доставкой не меняются.
Единственная разница заключается в том, что приём и транспортировка товара осуществляется на основе накладной, а также сопровождается дорожной квитанцией. Именно с помощью таких бумаг можно подтвердить факт заключения контракта на поставку груза с использованием внутреннего водного транспорта.
Международные водные грузоперевозки
У договоров международной морской перевозки различных грузов есть свои особенности, поскольку рейсы происходят между разными странами. Помимо документов, прописанных выше, дополнительно потребуется подготовить:
- документы международного образца на доставляемый груз;
- нотариально заверенная копия договора на языках стран, в порты которых предусматривается заход судна.
Не забывайте, что заключённое соглашение должно также отвечать законам тех стран, через территорию которых будет проходить грузовое морское судно.
Договор является основой для выполнения грузоперевозок, где предусмотрено 2 стороны. Это заказчик, то есть грузовладелец, а также транспортная компания, владеющая или арендующая судно для доставки товаров. К составлению и подписанию такого соглашения нужно подойти предельно внимательно. От этого зависит финансовое благополучие всех сторон, защита их интересов.
Кому приходилось подписывать договор? Какой груз перевозили и как нашли перевозчика? Насколько тщательно изучались все пункты соглашения? Вносили какие-либо изменения?
Довольно сложная, но интересная тема. Тут согласен, что многие пункты расписать детально не получится. Много индивидуальных моментов. Универсальных инструкций нет. Познавательно. Спасибо!
Я сам моряк. Но в договорах участие не принимаю. Помню только, что когда наше судно терпело крушение, в приоритет поставили людей. Груз спасти почти не удалось. Буквально 10-20%. Но судовладелец как-то разобрался. Продолжаем работу. Все выжили, если что.
Пункт насчет независящих факторов в море как нельзя уместный. Шторм, волны, посадка на мель и так далее. Мы как-то встали на мель. Даже была небольшая пробоина в корпусе. Но все обошлось. Груз не пострадал. Но с доставкой конечно опоздали, пока стояли на ремонте.