Популярность железной дороги связана с пассажирскими и грузовыми перевозками. Именно она позволяет доставлять крупные партии грузов, спецтехники, стройматериалов на большие расстояния при минимальных затратах.
Одним из самых популярных материалов при перевозке по ЖД справедливо считается лес и различные лесоматериалы.
В зависимости от типа груза и его характеристик, предусмотрены определённые правила и требования. Из-за этого не все вагоны являются пригодными для тех или иных грузоперевозок.
Соответствующие требования, правила и нормативы существуют в отношении перевозки различных лесоматериалов железнодорожным транспортом, о чём и следует узнать все детали и подробности.
Классификация
Говоря о железнодорожных перевозках леса, нужно учитывать то, какие именно виды леса существуют. Под лесом подразумевается именно изготавливаемый материал, получаемый в результате рубки лесов.
Такой груз имеет свою специфику. Из-за этого не каждая транспортная компания специализируется на всех разновидностях лесоматериалов. Есть фирмы, которые могут доставить только свежесрубленную древесину. Другие же способны перевозить исключительно обработанные изделия.
Если говорить о классификации лесозаготовок, то тут различают 2 типа:
- Короткий лес. Или же коротьё, как его называют профессионалы. Это деревья высотой не более 3 метров.
- Длинномерный лес. К этой категории относятся различные деревья, длина ствола у которых составляет более 3 метров. В основном используют ограничение по длине от 3 до 12 метров. Длинномерными могут быть как заготовки с необрезанными сучьями и кроной, так и обработанные материалы.
При грузоперевозках чаще всего можно увидеть стволы с обрезанными сучьями (хлысты), а брёвна. Именно они считаются наиболее распространёнными видами лесоматериалов.
Для изготовления различных предметов мебели, интерьера и прочих конструкций и объектов в основном применяют части стволов, где число сучьев минимальное. Нет ничего удивительного в том, что такая древесина пользуется повышенным спросом.
Любые лесоматериалы, которые прошли хотя бы минимальную обработку, имеют собственную классификацию. Она делит материалы на несколько разновидностей.
Такой лес может быть:
- пилеными;
- строганным;
- колотым;
- фрезерованным;
- круглым.
Как видите, классификация формируется исходя из способа обработки и инструментов, применяемых для этого.
Вне зависимости от категории древесины, будь то просто срубленных лес, либо тщательно обработанные пиломатериалы, груз требует тщательного подхода при организации перевозки.
Организация процесса включает в себя подготовку и согласование документов, разработку и утверждение маршрута, выбор специальных вагонов, проверку железнодорожного транспорта на предмет технической исправности и готовности осуществить запланированную грузоперевозку.
Поэтому все указанные вопросы нужно рассмотреть отдельно и более подробно. Это будет актуально для тех, кто планирует перевозить круглые, колотые брёвна, различный лес и пиломатериалы с помощью ЖД транспорта.
Используемые при перевозке леса вагоны
Постепенно техническое оснащение железной дороги улучшалось и модернизировалось. Это привело и к появлению специальных вагонов, которые могут перевозить разные виды грузов. Транспортировка леса и пиломатериалов исключением не стала. В настоящее время перевозка леса и древесины с помощью ЖД, то есть по железной дороге, осуществляется такими специальными вагонами:
- Полувагоны. Это ёмкости, которые имеют днище и стенки, но предусматривается открытый верх. Через него осуществляется загрузка и выгрузка леса. Для проведения погрузочно-разгрузочных работ используется спецтехника. В основном это краны со специальными захватами. Поскольку сыпучие материалы также бывают сыпучего типа, при их транспортировке применяют полувагоны с люками на торцевой стороне, либо на днище. За счёт таких люков значительно облегчается и ускоряется процесс выгрузки сыпучего лесоматериала из вагона.
- Платформы. Также доставка и перевозка различных лесоматериалов, осуществляемая железнодорожным транспортом, может выполняться с помощью вагонов-платформ. Это площадки, имеющие низкие борта, либо вообще не предусматривает их наличие. Чтобы доставлять лесоматериалы, платформы оснащаются вертикальными боковыми стойками, а также обрешёткой. Это позволяет надёжно зафиксировать груз и предотвратить его потерю в процессе доставки.
В зависимости от того, какой тип крепёжной установки используются, на платформе могут находиться и сплошные стенки из металла с торцевых сторон. Некоторые грузоперевозчики доставляют лес и в обычных платформах, где отсутствуют стойки и обрешётка. Но тогда к ним предъявляются повышенные требования в вопросе соблюдения правил перевозки леса железнодорожным транспортом.
От вагона во многом зависит то, сколько по объёму леса можно будет перевести в ЖД вагоне. Обычно объём представляют в виде кубов. Хотя иногда применяется и поштучный счёт перевозимого леса.
Следует заранее уточнить, сколько кубов перевозимого леса помещается в ЖД вагоне, а также сопоставить с общим количеством доставляемого лесоматериала. Это даст возможность выбрать наиболее подходящий тип и рассчитать количество вагонов, которые нужны для выполнения заказа по грузоперевозке.
Основные преимущества доставки леса по ЖД
Каждый способ грузоперевозок отличается своими особенностями, требованиями, а также преимуществами. Железная дорога в этом плане исключением не является.
Такой метод доставки характеризуется следующими моментами:
- значительно облегчается трудовой процесс;
- вагоны и платформы отличаются повышенной грузоподъёмностью и вместительностью;
- высокая скорость проведения погрузочно-разгрузочных работ при наличии спецтехники;
- нет никаких препятствий, чтобы осмотреть груз и оценить его состояние;
- сравнительно низкая стоимость, если сравнивать с расценками на грузоперевозки другими видами транспортных средств;
- минимальное участие человеческого труда в процессе погрузки и выгрузки.
Принимая во внимание все эти факторы, не приходится удивляться тому, что спрос на железнодорожные перевозки лесоматериалов постоянно растёт. Это один из наиболее рациональных и экономически выгодных способов доставки.
Но если грузоперевозка предусматривает доставку небольшой партии леса, плюс ещё на небольшое расстояние, тогда есть смысл выбрать альтернативный вид транспорта.
Есть и другой, не менее важный момент. Он связан с тем, что железная дорога не всегда может выступать как единственный вид транспорта в цепочке доставки. Это возможно лишь при условии, что конечный пункт находится возле ЖД станции.
Иными словами, если около получателя станция железной дороги отсутствует, тогда приходится доставлять лес до ближайшей станции, а уже оттуда перегружать на другой вид транспорта. Чаще всего это автомобили. Но также перевозка леса может осуществляться с участием морского и речного транспорта. А вот на самолётах лес и пиломатериалы перевозят крайне редко.
Особенности маркировки
Прежде чем лес будет загружен на платформу или полувагон, а также будут согласованы все вопросы, связанные с подготовкой доставки, груз может находиться на складах.
Даже один такой склад или хранилище может содержать на своей территории большое количество разного леса. Как по типу древесины, так и по назначению, характеристикам и прочим параметрам.
Чтобы не возникло путаницы относительно того, какое назначение у того или иного лесоматериала, обязательно применяется специальная маркировка. Чтобы обеспечить правильное хранение, нужно учитывать категорию лесоматериала.
Маркировка в основном применяется для изделий, которые прошли хотя бы минимальную обработку. Для обозначения обычно используют клеймирование методом выжигания, либо же окрашивание. При этом используется специальная краска, имеющая несмываемые характеристики, то есть повышенную стойкость.
Если ширина торцов составляет не более 25 мм, то на пиломатериал в качестве маркировочного знака наносят вертикальные полосы. Если этот показатель выше 25 мм, тогда используются точки.
Есть и буквенная маркировка, предусматривающая обозначение некоторых типов заготовок. К примеру, пиломатериалы для обозов имеют маркировку в виде буквы О, а для древесины, из которой делают лыжи, предусмотрено обозначение буквой Л.
Хранение лесоматериалов при перевозке
При хранении лесоматериалы обычно группируют по их схожести. Это даёт возможность упростить создание оптимальных условий хранения для больших объёмов груза. Хранением называют ряд мероприятий, которые направлены на то, чтобы лес сохранил все свои исходные свойства и характеристики. Параллельно мероприятия по хранению нужны, чтобы защитить лес от образования грибка и плесени, исключить процессы растрескивания и деформации, обусловленной воздействием атмосферных явлений.
В зависимости от породы древесины, существуют соответствующие регламенты, прописанные в ГОСТ. Так регламент для хранения хвойных пород древесины прописан в ГОСТе 38081-75. А для лиственных деревьев это ГОСТ под номером 7319-74.
Выбирая условия и место для хранения, учитывают также и влажность, которую нужно соблюдать для лесоматериалов в течение всего времени нахождения на складе или хранилище.
Нормой для отчёта в изменении регламента является показатель влажности 25%. Если на склад поступила древесина, влажность которой превышает 25%, тогда её обязательно следует обработать с помощью антисептиков. Делают это путём погружения в антисептические растворы, что указано ГОСТом 10970-78.
При поступлении лесоматериалов на хранение их должны тщательно осмотреть для определения текущего качества, показателей влажности и допустимых дефектов.
Касательно способов хранения лесоматериалов можно выделить такие основные моменты:
- Для ограничения влажности брёвен их хранят штабелями. Это позволяет обеспечить естественную сушку. За счёт прохождения воздуха между штабелями контролируется и корректируется влажность.
- Если материал имеет влажность ниже 25%, тогда также применяется штабельная укладка. Только они должны находиться максимально плотно друг к другу.
- При хранении заготовок для напольных покрытий, кровли, а также строительной дранки, используются закрытые помещения, имеющие эффективную принудительную вентиляцию. Изделия укладываются на специальные конструкции, предотвращающие возможные деформации и грибковые поражения.
Существуют и открытые склады. Но в этих случаях лесоматериалы обязательно дополнительно защищают от атмосферных воздействий с помощью навесов. Если же это закрытое хранилище, тогда для достижения и поддержания нужной влажности и условий, защищающих от появления плесени и грибка, достаточно оснастить помещение системой вентиляции.
Проведение погрузочно-разгрузочных работ
Древесина может находиться на складах перед железнодорожной перевозкой, между рейсами, а также после доставки к пункту назначения. То есть лесоматериалы нуждаются в погрузке и выгрузке. За то, насколько качественно были уложены лесоматериалы, а также надёжно закреплены, отвечает отправитель груза.
Чтобы лес оказался правильно размещён в железнодорожных вагонах, а также без проблем был доставлен к пункту назначения, важно соблюдать несколько основных правил погрузки и выгрузки:
- лес предварительно сортируется, опираясь на схожие критерии и характеристики;
- груз равномерно распределяется по вагону, не создавая повышенную нагрузку в отдельных зонах;
- если длина лесоматериала превышает длину платформы или вагона, то допускается транспортировка с открытыми дверьми;
- рекомендуется укладывать лес встык штабелями по всей длине платформы или вагона;
- с помощью такой техники укладки лесоматериалов как «шапка» даёт возможность в одном вагоне разместить до 15 м3 заготовок;
- если вагон имеет 4 оси, тогда в него можно загружать лес длиной от 1,6 метра и более;
- для 6-осных подвижных составов минимальная длина леса составляет 4 метра;
- действующие правила и требования запрещают перевозить обледенелый лес;
- чтобы обеспечить безопасную укладку пиломатериалов и леса, по регламенту допускается применение плотных прокладок, для которых обычно используют толь или брезент;
- при перевозке на открытых ЖД платформах монтаж крепёжных элементов зависит от того, какую ширину имеет штабель;
- для фиксации конструкций следует использовать металлическую проволоку высокой прочности.
Правильно проведённые погрузочно-разгрузочные работы непосредственно влияют на скорость железнодорожной перевозки леса, а также на сохранность груза в течение всего пути его следования.
Так что погрузочно-разгрузочные мероприятия нужно доверять лишь квалифицированным специалистам. Обычно транспортная компания включает все эти операции в общий перечень предоставляемых услуг. Но иногда бывает и так, что специалистов по погрузке и выгрузке приходится искать самому грузовладельцу.
Халатное отношение, а также неквалифицированные работники приводят к тому, что груз портится, теряется или теряет свои свойства, товарный вид и стоимость. Бывали и такие случае, когда неправильная погрузка и фиксации становились причиной опрокидывания вагонов.
Необходимые документы
Ни одна перевозка не может быть выполнена без соответствующих и правильно составленных документов. Это относится и к транспортировке ЖД транспортом пиломатериалов и леса.
Тут стоит отметить определённое преимущество древесины. Дело всё в том, что перевозка леса специальным железнодорожным транспортом не относится к опасным или скоропортящимся грузам. Поэтому, чтобы перевести такой товар, большой список документов не потребуется.
В случае с железнодорожной доставкой выделяют 2 основных разрешительных документа:
- ЖД накладная;
- отгрузочная спецификация.
Если эти два документа отсутствуют, тогда вся доставляемая партия леса будет считаться незаконной. А это повлечёт за собой соответствующие санкции и наказание. Причём для всех сторон, принимающих участие в несанкционированной перевозке лесоматериалов.
Когда речь идёт о международных перевозках, то тут список документов расширяется. В него входят уже два озвученных наименования, а также:
- договор на предоставление поставочных услуг;
- инвойс;
- санитарное свидетельство;
- спецификация;
- сертификат происхождения леса;
- платёжные поручения.
Разумеется, что все документы, а также сведения в них должны быть подлинными. Учтите, что некоторые разрешительные бумаги имеют ограниченный период действия. При перевозке необходимо предусмотреть, чтобы документ оставался действительным вплоть до завершения процесса доставки. То есть до момента передачи груза получателю, подтверждаемого подписанием акта приёма-передачи.
Многие сферы производства и строительства заинтересованы в железнодорожных перевозках леса и пиломатериалов.
Этот способ перевозки имеет ряд объективных преимуществ. Но также железная дорога предусматривает определённые требования, правила и нормы по организации всего процесса, в который входит сама транспортировка, а также хранение и погрузочно-разгрузочные работы.
В случае с большими объёмами леса именно ЖД становится наиболее оптимальным, рациональным и экономически выгодным способом доставки. Один подвижный состав способен доставить лес, имеющий разные спецификации и требования по погрузке, фиксации. Ничто не мешает присоединить к локомотиву вагоны разного типа, пригодные для доставки лесоматериалов.
Считаете ли ЖД лучшим способом перевозить лес? Кто сталкивался с таким видом грузоперевозок? Насколько это выгодно и удобно?
Если объективно смотреть на вещи, то я считаю да. Лучше платформ для железной дороги ничего нет. Даже нет смысла сравнивать, сколько может перевести одна машина и один состав.
Не зря у нас железную дорогу прокладывают ближе к лесам, местам вырубки и обработки леса. Оттуда грузят и отправляют в порт, либо на производства.
В плане леса у нас ЖД развита наиболее грамотно. Я к тому, что по железке можно доставить лес туда, где его перерабатывают, используют для производства мебели и так далее. То есть в этом случае как раз участие других ТС требуется меньше всего.
Работаю в порту на кране. Практически каждый день приходят целые партии вагонов с лесом. Сначала выгружает и помещаем на склад. Затем на машины или на суда. Зависит от того, куда лес направляется.