Довольно часто для доставки опасного груза используют железнодорожный транспорт. Это обусловлено экономичностью, грузоподъёмностью, а также рядом других преимуществ, которыми характеризуется ЖД. Технические аспекты, такие как наличие специализированных вагонов, развитая инфраструктура также влияют на выбор именно в пользу железной дороги.
Используя ЖД для доставки, необходимо строго соблюдать установленные правила, технику безопасности и прочие требования. Правила перевозки регулируются на законодательном уровне. Поэтому за несоблюдение этих требований и законов виновного ждёт ответственность.
Следует ознакомиться с актуальными правилами перевозок для опасных грузов по железным дорогам. Сразу стоит отметить, что акцент будет сделан именно на законах и правилах, действующих на территории РФ.
Основные законы
Есть несколько законодательных актов, на которые и опираются перевозчики. Речь идёт о:
- Законе о ЖД транспорте в РФ;
- Гражданском Кодексе (в частности, статьи 39, 801 и так далее);
- Уставе ЖД транспорта РФ от 10.01.2003 года;
- ГОСТе 19433-88;
- Постановлении Госгортехнадзора РФ от 05.01. 1995 года.
В постановлении No1 как раз и говорится о правилах безопасной транспортировки опасной категории грузов, осуществляемой с помощью железнодорожного транспорта.
Какие существуют классы опасности
Каждая организация, которая занимается вопросами транспортирования различных опасных грузов, должна знать об их классификации. Она является общепринятой и применяется как при перевозке железнодорожным грузовым транспортом, так и любым другим видом ТС. Класс опасности непосредственно влияет на процесс организации ЖД перевозок.
Всего различают 9 классов.
- Первый класс. Это взрывчатые опасные материалы.
- Второй класс. Сюда входят сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы.
- Третий класс. Состоит из легковоспламеняющихся жидкостей.
- Четвёртый класс. Тоже легковоспламеняющиеся, то уже твёрдые вещества. Здесь же находятся грузы, склонные к самовозгоранию, и вещества, выделяющие взрывоопасный газ при контакте с водой.
- Пятый класс. Это органические пероксиды, а также окисляющиеся грузы.
- Шестой класс. Всё, что связано с инфекционными и ядовитыми компонентами.
- Седьмой класс. Включает в себя радиоактивные материалы.
- Восьмой класс. Коррозирующие, а также едкие вещества.
- Девятый класс. Сюда входят все остальные опасные грузы.
В зависимости от класса опасности, при грузоперевозках предъявляют определённые требования к таре, её оснащению, а также прочим нюансам.
Предъявляемые требования
Поскольку речь идёт об опасных веществах, тут следует учитывать их повышенную чувствительность к температурным изменениям, а также жёсткие ограничения по так называемому соседству. То есть опасные грузы перевозить вместе с другими товарами запрещено. Также требуется использовать оборудование, защищающее от колебаний температуры, воздействия тепла и холода, как и других факторов, актуальных для конкретного груза.
В процессе транспортировки перевозчик должен строго следовать законодательствам и принятым, действующим нормам. Маршрут составляют так, чтобы минимизировать любые угрозы для населения, а также окружающей среды. Скорость движения определяется исходя из конкретного участка ЖД.
Если говорить о предъявляемых требованиях, то тут следует сделать акцент на:
- таре и упаковке;
- транспорте;
- персонале;
- погрузке, разгрузке и хранении.
В каждом случае есть свои требования.
Упаковка и тара
При выборе тары и упаковки необходимо опираться на ГОСТ 26319-84, в котором прописаны соответствующие стандарты.
Здесь следует выделить несколько основных требований:
- Особое внимание уделяется вопросу прочности упаковочного материала, либо тары. Это необходимо, чтобы исключить любую возможную утечку или просыпание. Также прочная тара защищает от контактов с окружающей средой.
- Для ядовитых и легковоспламеняющихся опасных грузов тара обязательно должна быть герметичной.
- При перевозке опасных компонентов в таре из стекла, дополнительно должны быть использованы прочные ящики, изготовленные из пластика, металла или дерево. Пространство между тарой и секциями ящика следует заполнить впитывающими и негорючими материалами.
- В ящиках применяют перегородки, решётки, прокладки, амортизирующие элементы, которые не позволят таре разбиться или повредиться.
- Для мелкой фасовки опасного груза могут применять гофрированный картон.
- Стенка ящика, в котором закрыт опасный груз, должна быть на 5 см выше, чем крышка.
- Если для перевозки используют гофрированный картон или мешки, то доставку следует выполнять путём повагонной отправки. И упаковка должна иметь высокую степень жёсткости. Тут подойдут металлические и фанерные барабаны, бочки, металлические и деревянные ящики.
- Обязательно учитываются нормы по заполнению тары. Нельзя наполнять ящики и коробки сверх допустимого объёма.
- Совместная упаковка используется лишь в том случае, если это разрешается правилами ЖД перевозки.
- При доставке опасных грузов в регионы Крайнего Севера, а также в труднодоступные регионы РФ, следует использовать тару, которая прописана в ГОСТе 15846-2002.
- Доставляя жидкий груз методом повагонной отправки, в вагоне также следует перевозить пустую тару. Она будет использована в том случае, если повредится грузоместо.
- На весь опасный груз в упаковке и в таре обязательно наносится маркировка. Требования по маркировке прописаны в ГОСТах 19433-88, а также 14192-77.
За несоответствие этим требованиям может последовать штраф. Плюс груз могут не отправить по железной дороге до тех пор, пока не будут устранены все недочёты.
Транспорт
Для таких задач, как перевозка опасного груза, должны применяться специальные вагоны, а также контейнеры. Форма собственности при этом значения не имеет. То есть компания может выступать владельцем, либо использовать вагоны по договору аренды.
Тип ЖД транспорта исходя из особенностей перевозимого груза. Поскольку это опасный груз, его перевозку по ЖД следует предварительно согласовать с Госгортехнадзором, а также МПС РФ. Специальные правила действуют при организации грузоперевозки в цистернах.
В отношении транспорта следует выделить несколько ключевых условий и требований:
- на ЖД вагоны предварительно наносится маркировка в соответствии с классом опасности;
- спецвагоны должны быть окрашены в цвет, определяемый типом груза;
- строго контролируется исправность и техническое состояние;
- в день отправки состава спецвагоны и цистерны проходят обслуживание, а также обязательный коммерческий осмотр;
- в общих случаях за осмотр вагонов отвечают представители вагонного хозяйства;
- сотрудники ЖД хозяйства обязуются вести учёт вагонов, которые были предъявлены им для осмотра;
- при перевозке грузов 1 и 2 класса опасности, вагоны оснащаются колёсной парой с подшипниками качения, а также используются композиционные тормозные прокладки;
- на вагоне предусматривается наличие устройств и приспособлений для фиксации груза, а также инструкция по их применению;
- контейнер используют в соответствии со стандартами и правилами безопасности;
- контейнеры и ЖД вагоны загружают только теми веществами и объектами, для перевозки которых они изначально разработаны и предназначены.
Помимо требований к вагону, есть также нормативы для самих локомотивов.
- Локомотив используется только на станции, а также на участках обращения. Исключением являются ситуации, когда присутствует разрешение от руководителя ЖД.
- ЖД локомотивы обязаны соответствовать ГОСТ и ПТЭ. Требуется наличие сигнализации, автоскопа, измерителя скорости и других устройств, необходимых для обеспечения безопасности, связи, защиты от образования искр и для тушения пожаров.
- Тепловозы и электровозы оснащаются средствами пожаротушения в соответствии с нормами МПС РФ.
- Каждый локомотив должен проходить обязательный ТО и плановые ремонтные мероприятия. Согласно МПС, эти действия проводятся в весенний и осенний периоды.
- Бригада, работающая и обслуживающая локомотив, должна иметь соответствующее образование. Специалисты проходят обучение и их проверяют на предмет знаний действующих правил нормативов.
Игнорирование, как и несоблюдение этих правил, могут повлечь за собой серьёзные последствия.
Персонал
К персоналу предъявляются следующие требования:
- возраст сотрудников не менее 21 года;
- обязательная процедура прохождения медицинского освидетельствования;
- обучение и последующая аттестация;
- наличие удостоверения, позволяющего обслуживать спецвагоны и контейнеры для опасных грузов.
Пройти соответствующее обучение можно в образовательном учреждении, либо на специальных курсах. Последние организовывает компания. Программа обучения согласовывается с инспекцией по надзору за ЖД транспортом. При получении образования основой выступают правила Госгортехнадзора, а также МПС РФ.
Все работники, задействованные в обслуживании вагонов и ЖД контейнеров, предназначенных для опасных веществ, периодически проходят проверку знаний. Делают это не реже 1 раза в год.
При этом сотрудника могут направить на внеочередную проверку в нескольких ситуациях:
- по предписанию представителей Госгортехнадзора или руководителя предприятия;
- произошли изменения в положениях инструкции;
- сотрудник переход на работу в другую организацию.
При наличии оформленного приказа соответствующей формы, сотрудников допускают к обслуживанию спецвагонов и контейнеров.
Хранение, погрузка и разгрузка
Это важные и ответственные процессы, непосредственно связанные с ЖД перевозкой опасного груза. Здесь можно выделить следующие основные требования:
- Опасные грузы могут предъявлять к перевозке на местах необщего пользования, если это не относится к мелкой, а также контейнерной доставке.
- Грузоотправитель обязан предъявить для отправки груз в таком виде, который будет полностью соответствовать действующим нормам и требованиям.
- Погрузочно-разгрузочные мероприятия нельзя проводить в зонах, предназначенных для общего пользования, а также на участках ЖД, где нет соответствующего оснащения и оборудования.
- При транспортировке веществ 1 класса опасности они не должны находиться на железнодорожной станции более чем 2 часа.
- У грузоотправителя, как и у грузополучателя, должны быть специальные разрешения на проведение погрузочно-разгрузочных мероприятий.
- Перед погрузкой владелец вагона или его арендатор должен подготовить и передать в вагонное депо свидетельство, подтверждающее факт его исправности.
- Загрузка не должна осуществляться сверх нормы, которая установлена для конкретного груза и используемого ЖД вагона, контейнера или цистерны.
- Для опасных грузов разрешается транспортировка по железной дороге исключительно неэлектрифицированного типа.
Все эти правила и требования следует в обязательном порядке соблюдать и выполнять.
Необходимые документы
Когда осуществляется перевозка различных опасных грузов в вагонах, контейнерах или цистернах по железной дороге, важным моментом является наличие соответствующих документов. Большинство бумаг оформляется предварительно. Они делятся на разрешительные и сопроводительные.
Разрешительная документация
Для перевозки опасных грузов транспортной компании требуется наличие лицензии. Для её получения необходимо оформить:
- разрешение от Минтранса;
- разрешение от МВД (его перевозимый груз особо опасный).
Отправитель должен предоставить пакет документов на ЖД станцию за день до запланированной отправки опасного груза. Здесь требуется 2 основных разрешительных документа:
- накладная, где указан код груза, а также номера аварийных карточек;
- разрешение от руководителя ЖД станции.
Получив разрешение, в накладной делают отметку, где указывается дата прибытия, а также длительность пребывания на ЖД станции. В накладной обязательно нужно указать номера аварийных карточек, полное название груза, номера ООН, а также коды опасности доставляемого груза.
Сопроводительные документы
Соответствующий набор бумаг состоит из:
- свидетельства о техническом состоянии ТС;
- удостоверения о проведении ремонта и ТО вагона для опасного груза;
- акта о проведении обязательной технической экспертизы (если это новый вагон);
При использовании в процессе доставки военизированных составов, их обязательно должны сопровождать представители службы охраны. Здесь предусмотрены соответствующие дополнительные сопроводительные бумаги.
Правила и условия размещения
При размещении груза отталкиваются от требований, прописанных в Технических условиях погрузки и правил крепления. В обязанности грузоотправителя входит разработка и утверждение способа для размещения. Все нюансы следует предварительно согласовать с представителями отделения ЖД, откуда будет осуществляться.
Применяемый способ размещения должен отвечать требованиям первой главы Технических условий, утверждённых МПС РФ.
- Все материалы, которые применяются для крепления, не должны вступать в какую-либо реакцию с перевозимым опасным грузом. То есть требуется абсолютная инертность.
- Использование баллонов предусматривает их полную исправность, наличие надписей, а также окраски в соответствии с требованиями.
- Баллоны с опасным грузом нужно располагать горизонтально. При этом предохранительные клапаны должны быть направлены в одну сторону.
- Вертикальная установка возможна лишь при условии, что предусмотрены защитные кольца, а также имеется гарантия, исключающая возможное падение ёмкостей.
- При использовании досок, чтобы закрепить ёмкости с опасным легковоспламеняющимся грузом, их предварительно пропитывают огнезащитными средствами.
- Опасный груз запрещено перевозить вместе с любым другим опасным и неопасным товаром.
Вполне логичные и закономерные правила, о которых перевозчику никогда нельзя забывать.
Вопрос охраны труда
Тут следует выделить несколько важных моментов:
- Все процессы, связанные с перевозкой, осуществляются строго в соответствии с правилами.
- В распорядительных специальных актах ЖД станций прописываются все основные правила, связанные с пропуском поездов, маневрированием, извещением других станций. Здесь же указываются пункты, где проходят технический осмотр.
- Если в документах на опасный груз есть отметка о том, что с горки спускать нельзя, это правила важно строго соблюдать. Для выполнения маневра используют толчки.
- Прежде чем подать вагон на загрузку опасного груза, диспетчер должен удостовериться в том, что ЖД транспорт прошли осмотр и являются пригодными для эксплуатации.
- Требуется наличие качественной радиосвязи. Если её нет, тогда все манёвры проводятся при строгом соблюдении правил безопасности. В работе используется минимальное количество вагонов, а в состав бригады должно входить не менее 2 человек.
- При манёврах на поездах, которые перевозят опасные грузы по железной дороге, допустимая скорость составляет не более 5 км/ч. В отдельных случаях она может быть ещё меньше.
- Вагоны и ЖД цистерны для опасных веществ следует прикрывать вагонами, используемыми для неопасных грузов.
- В инструкциях указывают правила и порядок обязательного оповещения работников ЖД станции в случае возникновения опасных и аварийных внештатных ситуаций.
- Должны быть заранее предусмотрены аварийные пути.
- Если в процессе транспортировки у одного из вагонов была обнаружена неисправность, тогда необходимо составить акт вместе с проводником. Неисправность можно устранить путём отцепки вагона или без неё. В обоих случаях строго соблюдаются меры безопасности.
- Каждый проводник, участвующий в сопровождении, должен знать о его свойствах, особенностях, а также уметь принимать меры безопасности и оказывать первую помощь пострадавшим от этого груза.
Ещё стоит добавить, что грузоотправитель должен обеспечить проводников средствами защиты, инструкциями, запасными материалами, а также необходимыми для выполнения своих обязанностей инструментами. При отсутствии проводника вагон задерживается до тех пор, пока ответственное лицо не прибудет.
Как действовать во внештатных ситуациях
Поскольку при доставке железнодорожным транспортом различных категорий опасных грузов важнее всего обеспечить безопасность перевозок, то все сотрудники проходят обязательный инструктаж, обучение и повышение квалификации. Также их обучают и проверяют на предмет знания действий, которые нужно выполнить при возникновении внештатной ситуации. Если произошла авария, тогда машинист обязан в срочном порядке передать информацию о происшествии. Об этом должны узнать:
- диспетчеры поездов;
- дежурный на ближайшей железнодорожной станции;
- машинисты встречных и попутных поездов;
- ответственные за ограничение перегонов.
В подобных случаях разрешается вскрытие сопроводительных документов.
При сообщении об аварийной ситуации нужно описать суть произошедшего, предоставить данные о количестве пострадавших вагонов, а также о степени и характере повреждений. Дополнительно нужно сообщить о пострадавших среди людей и передать все необходимые данные про груз. Это нужно, чтобы аварийные службы могли подготовить соответствующее оборудование для устранения последствий аварии.
Бригады локомотивов несут ответственность за достоверность передаваемой информации. Их действия определяются правилами, которые прописаны в аварийных карточках. При получении сообщения об аварии, дежурный должен передать информацию начальнику ЖД станции, штабу гражданской обороны станции, другим поездным диспетчерам и пр.
Работники железнодорожных служб могут приступать к устранению аварийной ситуации лишь при условии, что для них был проведён инструктаж, а также выдали защитные средства. Диспетчер, который получил сообщение об аварии на железной дороге, должен передать информацию в аварийную службу и контролировать движение других поездов в этой зоне.
Каждый грузоотправитель, который занимается вопросами доставки опасных грузов по железной дороге, обязан иметь специальную бригаду из квалифицированных сотрудников. Их задача — это ликвидация аварий с участием опасного груза.
Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил
При выявлении нарушений руководствуются действующими законами. В случае с ЖД перевозками и опасными грузами основной упор делают на статью 12.21.2 КоАП РФ. Именно здесь прописана ответственность в случае нарушения правил безопасной перевозки различных категорий опасных грузов.
Если превысить допустимый объём груза, либо не нанести маркировку согласно требованиям, тогда возможны следующие штрафы:
- машинисты от 1000 до 2500 рублей;
- должностные лица от 5000 до 20000 рублей;
- юридические лица (перевозчики) от 150 до 400 тысяч рублей.
Железнодорожная перевозка опасного груза действительно является ответственным и сложным мероприятием, где предусмотрено множество требований, правил и строгих законов.
Подобная деятельность сопряжена с большим количеством рисков и с организационными сложностями. Вот почему не каждая транспортная компания оказывает такие услуги. А при выборе ЖД перевозчика нужно отдавать предпочтение лишь проверенным и хорошо себя зарекомендовавшим компаниям.
Почему ЖД перевозки опасных грузов такие востребованные? Насколько это сложный процесс? Выгодно ли оказывать услуги в сфере ЖД доставки опасного груза?
Популярность связана с выгодой. По сути ЖД в России сейчас самый доступный вид грузового транспорта. Я не говорю там про квартирный переезд какой-то.
Судя по всему, достаточно сложный. Но при налаженной схеме работы все реализуется быстро и без проблем. Опасный груз не доставлял, а вот обычные товары на поездах отправлял неоднократно. Реально дешевле и выгоднее.