Как осуществляется перевозка нефтепродуктов с помощью железнодорожного транспорта

Нефть и нефтепродукты справедливо можно считать главным ресурсом в мире на данный момент. Он необходим для получения топлива, которым мы заправляем машины и другую технику, для изготовления горюче-смазочных материалов и даже предметов быта, используемых людьми в повседневной жизни.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно нефтепродукты чаще всего приходится перевозить, доставляя на разные объекты для последующего применения, переработки и производства. В плане грузоперевозок по объективным причинам лидирует железнодорожный транспорт. Это выгодно с финансовой стороны. Плюс ЖД инфраструктура имеет хороший уровень развития.

Нефть на ЖД

При этом нельзя отрицать, что в определённых ситуациях более выгодно и рационально будет использовать автомобильный, морской или речной транспорт для выполнения таких задач по перевозке нефти и нефтепродуктов. Следует детальнее разобраться с особенностями железнодорожных перевозок нефтепродуктов, ознакомиться с используемым оборудованием, требованиями, необходимыми документами, а также с прочими важными моментами.

Причины популярности использования ЖД

Вообще сама железная дорога появилась примерно в то же время, когда началась активная добыча нефти. Соответственно, локомотивы уже тогда начали активно использовать для перевозки. А это более 150 лет.

За этот период грузооборот многократно увеличился. Появились новые технические возможности, ускорилось движение составов, локомотивы получили больше мощности, повысилась их грузоподъёмность. Также параллельно улучшили безопасность грузоперевозок. В итоге доставка нефти и нефтепродуктов по ЖД стала наиболее безопасной, надёжной и быстрой.

Железная дорога и нефть

Среди основных причин популярности грузоперевозок нефти, а также нефтепродуктов именно железнодорожным транспортом стоит выделить следующие:

  • Объёмы перевозимого груза. Если сравнивать с другими транспортными средствами, то перевозка на ЖД позволяет доставлять наибольшие объёмы. Показатели можно сравнить только с нефтеналивными танкерами. То есть с водным транспортом.
  • Скорость доставки. На коротких дистанциях железную дорогу нельзя назвать быстрой. Но если это достаточно большие расстояния, то ЖД точно будет опережать водный транспорт и автомобили.
  • Развитая инфраструктура. Сеть из железных дорог распространена по всему миру. При этом новые пути продолжают прокладываться до сих пор.
  • Нет сезонности. На нефтяные грузоперевозки железной дорогой погодный фактор и сезонность никак не влияют. А вот снежные заносы на дорогах уже останавливают движение грузовиков.
  • Доступная стоимость. Если сравнивать с другими ТС, то цены на доставку железной дорогой довольно низкие. Места добычи нефти обычно оборудованы таким образом, что нет необходимости в мультимодальных перевозках. К ним подходят железнодорожные пути, которые ведут к пунктам для переработки.

Перевозка нефти и деньги

Опираясь на эти особенности, можно понять причину такой популярности и востребованности ЖД как способа перевозки нефти и нефтепродуктов.

Используемое оборудование

В процессе перевозки нефтепродуктов поездами используются специальные железнодорожные цистерны и вагоны. Такой ёмкостью оснащаются локомотивы. Причём они могут быть как стационарными, то есть представлять собой целью конструкцию вместе с платформой и осью, так и просто крепиться на ЖД платформе.

Цистерна для нефтепродуктов

Современным вариантом являются танк-цистерны. Это ёмкости, находящиеся в прочном металлическом каркасе, который позволяет осуществлять мультимодальные перевозки. То есть переносить цистерну с ЖД на автомобили, суда и прочие виды грузового транспорта.

Ещё одна разновидность — это цистерна-термос. Такие ёмкости необходимы для того, чтобы доставлять горячие нефтепродукты.

Вагоны-цистерны или герметичные ЖД контейнеры могут иметь вместимость от 50 до 120 м3. Для их производства используется листовая сталь толщиной 8 мм. Обязательно изнутри наносится специальное защитное покрытие, которое противостоит воздействию масла, влаги, бензина и прочих веществ. Это также необходимо для электростатической защиты, предупреждая появления искр.

Танк-цистерны для нефтепродуктов

Стальная обшивка имеет под собой 3 слоя изоляции:

  • смесь грунта и асбестита в соотношении 70 на 30%;
  • мешковина с металлической сеткой и пропиткой на основе жидкого стекла;
  • шевелин (изолятор) толщиной 100 мм и более.

Значительно реже в качестве ёмкостей для транспортировки нефти применяют мелкую тару. Это баки из железа или стекла. Также встречаются деревянные резервуары.

Оснащение и требования к цистернам

Существуют жёсткие требования к производству ёмкостей, которые используются для транспортировки нефтепродуктов. Причём вне зависимости от того, какой вид ТС для этого используется.

Проект вагона-цистерны

Если говорить про вагоны-цистерны, то их оснащение должно включать следующие элементы:

  • устройства для заливки;
  • сливное оборудование;
  • датчики для контроля текущего состояния;
  • приборы измерения уровня;
  • внутренние лестницы;
  • внешние лестницы;
  • смотровые площадки;
  • оборудование для пожаротушения в экстренных ситуациях.

Вагон-цистерна для нефтепродуктов

Перевозчики нефтепродуктов, использующие железную дорогу и специализированные вагоны, опираются на несколько основных нормативных документов. Это касается следующих документов:

  • ГОСТа 1510-84;
  • Правил грузоперевозок по ЖД;
  • Устава ЖД транспорта РФ;
  • Технических условий по производству цистерн;
  • Правил эксплуатации ёмкостей для доставки нефтепродуктов.

Перед введением в эксплуатацию каждый вагон-цистерна проверяется на предмет соответствия этим требованиям. Также вагоны должны подтверждать свою пригодность к дальнейшему применению для перевозки нефтепродуктов по результатам каждой проверки.

Конструкция вагона для нефти

Если используемая цистерна не соответствует требованиям по перевозке опасного груза, то есть не предназначена для таких задач, тогда транспортировка всё равно потенциально возможна. Для этого придётся оформить специальное разрешение через МПС РФ. Подать заявление на получение разрешения может заказчик или получатель груза. Помимо заявления, нужно также предоставить достоверную и полную информацию о доставляемом товаре и используемой таре.

Запрещается перевозить нефтепродукты по железной дороге в цистернах при таких обстоятельствах:

  • нет допуска со стороны МПС РФ;
  • используемая цистерна предназначена для перевозки другого вида груза;
  • до планового ремонта или техосмотра вагона-цистерны остаётся меньше 30 дней;
  • в ёмкости были выявлены следы протечек, трещин или пробоин;
  • имеются неисправности со стороны люков, заслонок, крышек и других механизмов;
  • отсутствует табличка производителя вагона-цистерны;
  • номер вагона плохо различим;
  • знаки опасности и другая необходимая маркировка отсутствует или неправильно нанесена.

Вагон и рабочий

Тут придётся исправлять все недочёты, либо искать другие подходящие цистерны для доставки нефтепродуктов по железной дороге.

Как происходит оформление груза

Существуют определённые правила и процедуры, согласно которым осуществляется транспортирование различных нефтепродуктов специализированным железнодорожным транспортом.

Оформление включает в себя несколько этапов:

  • заливка;
  • маркировка;
  • перевозка;
  • хранение.

Про каждый этап нужно рассказать более подробно.

Заливка

Прежде чем будет выполнена перевозка нефтепродуктов оборудованным железнодорожным транспортом, нужно загрузить груз в цистерны для последующей доставки к пункту назначения.

Заливка предусматривает обязательную проверку люков, крышек и отверстий для залива и слива на предмет герметичности. Ёмкости должны быть технически исправными. Их обязательно очищают и обрабатывают после предыдущей партии груза. Даже если это нефтепродукт аналогичного типа.

Заливать нефтепродукты должен специалист, который оснащён защитным костюмом с пропиткой, предотвращающей любое воздействие пламени, воды и ядовитых веществ. Для дыхательных органов предусмотрена специальная защита от испарений.

Заливка нефти в вагон

Сам процесс погрузки осуществляется на специальных станциях, которые находятся далеко от пассажирских составов. Имеют специальную систему безопасного освещения, что нужно для исключения возможного образования искры возле нефтепродуктов. На станциях, где предусмотрено только обычное электроосвещение, производить заливку и слив нефтепродуктов запрещено.

Маркировка

Нефть и нефтепродукты относятся к категории опасных грузов. Поэтому на вагоны-цистерны обязательно наносится соответствующая маркировка.

Вагоны следует маркировать после налива, учитывая все правила доставки опасного груза по железной дороге. Маркировка должна быть заметной со всех ракурсов. Из-за этого наносить её следует с торца и на цилиндрические части. Если требуется, то тогда сверху и на днище.

Знак на вагоне сзади

Знак опасности имеет квадратную форму со сторонами 250 мм. На табличке должны изображаться:

  • чёрная рамка по периметру квадрата;
  • символы, указывающие на уровень вредности;
  • номер, класс и подкласс опасности;
  • белый треугольник посередине, а внутри него номер актуальной аварийной карточки.

Маркировку должны также указывать в сопроводительных документах. Завершив процесс перевозки груза по железной дороге, эти знаки опасности можно снять. Если же цистерна не прошла процедуру очистки, то до момента обслуживания маркировку снимать нельзя. Плюс обязательно нужно сделать отметку в документах.

Знак на вагоне сбоку

Процесс перевозки и хранения

Процесс доставки нефтепродуктов по ЖД регламентируется правилами перевозки грузов опасной категории с помощью железнодорожного транспорта. Эти правила указывают на следующие моменты:

  • допустимая скорость движения;
  • прохождение ЖД состава на безопасном расстоянии от пассажирских и грузовых поездов;
  • выгрузка производится только при отсутствии поблизости других составов;
  • организация безопасного места для слива нефтепродуктов.

Для хранения цистерн с нефтепродуктами используются специальные бункеры. Их высота не должна превышать 3 этажа. Но если это нефтепродукты, характеризующиеся быстрым возгоранием, то высота ограничивается 1 этажом, не выше.

Слив нефтепродуктов на ЖД

Необходимые документы

Чтобы перевозить по железной дороге различные нефтепродукты, требуется оформить разрешительные и сопроводительные документы. Для отправки груза заказчик должен предварительно подготовить 4 бланка.

  • Транспортная накладная. Оформляется отдельно на каждую перевозку. Содержит полную информацию про груз, место доставки, цистерны, оборудование, скоростную категорию ЖД состава и так далее. Опираясь на эти данные, происходит корректировка условий доставки. Накладную следует передать грузополучателю по факту прибытия к пункту назначения.
  • Дорожная ведомость. Тут прописаны станции, где происходит перегрузки, сроки и объёмы доставляемого груза, а также сведения из транспортной накладной. Ведомость оформляется отдельно на каждую перевозку и имеет ограниченный срок действия. В ведомость включена основная часть документа, а также корешок. Первый документ является сопроводительным. Его нужно предъявить в пункте прибытия. Корешок хранится на станции отправки.
  • Корешок. Здесь дублируют данные из ведомости. За заполнение отвечает грузоперевозчик. Необходим для подтверждения факта отправки груза под расписку.
  • Квитанция о приёме. Документ включает в себя реквизиты организаций, которые принимают участие в процессе грузоперевозки по железной дороге. Также нужно прописать данные про груз и его стоимость. За заполнение отвечает грузоперевозчик.

Документы для нефтепродуктов

Ещё в этот список нужно включить вагонный лист со сведениями о грузе и пломбах, если для доставки нефтепродуктов используют мелкую тару. Заполнять эти документы нужно после завершения погрузочных работ.

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ можно отнести следующие пункты:

  • высокая скорость перевозки по железной дороге в сравнении с автомобильным и водным транспортом;
  • независимости от погодных условий;
  • большая зона покрытия за счёт развитой инфраструктуры железной дороги;
  • возможность перевозить крупные партии в рамках одного железнодорожного состава.

Если машина способна взять максимум 1 цистерну за рейс, то локомотив может тянуть за собой несколько десятков таких вагонов.

Плюсы перевозки нефти по ЖД

Но есть у ЖД перевозки нефти и обратная сторона. Выделяют следующие недостатки:

  • более высокая стоимость на перевозку нефти и нефтепродуктов по железной дороге в сравнении с другими типами перевозки;
  • возможная потеря груза в результате погрузочно-разгрузочных работ;
  • потерь части груза практически невозможно избежать, из-за чего расчёты всегда делают с погрешностью;
  • необходимость в использовании специального оборудования для заливки и слива груза;
  • повышенные требования к оснащению станций и проведению погрузочно-разгрузочных работ;
  • до сих пор не ко всем пунктам добычи и переработки нефти есть доступ по железной дороге, из-за чего без мультимодальной транспортировки никак не обойтись.

Насколько это весомые недостатки, каждый уже сам решит для себя.

ЖД перевозка нефтепродуктов сопряжена с определёнными рисками. Но это актуально и для любого другого вида транспорта. Тут главное максимально правильно подготовиться, предусмотреть все основные моменты, а также строго следовать регламенту и действующим правилам.

Можно ли считать железную дорогу основным видом транспорта для перевозки нефтепродуктов? Кто главный конкурент для ЖД перевозок? Насколько хорошо развита ЖД инфраструктура в РФ?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector