Популярность сборных грузов стремительно растёт. Это можно легко объяснить возможностью доставить небольшую партию товара за сравнительно короткий промежуток времени, а также при минимальных финансовых расходах. Сборные грузы перевозятся различными видами транспортных средств, включая железную дорогу. Некоторые ошибочно считают, что это медленный способ доставки. На самом же деле такое мнение ошибочное.
У железнодорожных перевозок сборных грузов есть свои особенности, сильные и слабые стороны. Клиенту предварительно нужно знать, как происходит формирование заказа, а также можно ли сделать такую доставку максимально выгодной.
Преимущества и недостатки
Железная дорога как способ или инструмент для грузоперевозок занимает в настоящее время второе место, уступая только доставке автомобильным транспортом. Хотя в определённых областях ЖД даже выигрывает. Есть несколько ключевых преимуществ, которыми характеризуется доставка сборных грузов с помощью ЖД транспорта. В основном это вагоны и контейнеры.
- Безопасность движения. На железной дороге минимальная аварийность. Плюс она редко пересекается с автодорогами, имеет свою строгую инфраструктуру и организацию перемещения составов, что и гарантирует безопасность.
- Сохранность груза. В случае с ЖД шансы на потерю, хищение или повреждение перевозимого товара значительно ниже, чем в случае с использованием автотранспорта.
- Разнообразие вагонов. Они могут быть открытыми, крытыми, в виде цистерны ISO-контейнера, ёмкости с системой охлаждения или подогрева и так далее.
- Экологичность. ЖД составы являются более экологичными, если сравнивать с автомобилями при равном количестве перевозимого груза. Условно для 20 контейнеров может потребоваться 10-20 автомобилей или 1 локомотив.
- Доступная стоимость услуги. Поскольку это сборный груз, оплачивается только часть контейнера. Нет необходимости платить полностью за вагон. Чем меньше пространства занимает товар клиента, тем меньше будет его плата.
- Вместимость и грузоподъёмность. С помощью железной дороги можно доставить груз, общий вес которого составляет до 60 тонн. Иногда даже больше. Машина же за один раз может потянуть за собой не более 20 тонн.
- Независимость от погоды. Другие виды транспорта подобными преимуществами похвастаться не могут. Поезд лишь в наиболее сложных погодных условиях может задержаться или полностью остановиться. Но такое происходит редко.
- Соблюдение сроков доставки. Для поездов предусмотрено строго расписание, нарушать которое они не могут. В крайних ситуациях состав может выбиться из графика. Но в большинстве случаев клиент точно понимает, когда и в какое место прибудет состав с его сборным грузом.
Перечень преимуществ внушительный. Но у такого способа доставки есть и свои недостатки. Железная дорога в вопросах сборных грузоперевозок характеризуется следующими слабыми сторонами:
- если это сборные контейнерные перевозки, тогда контейнер придётся перегружать;
- невозможно оперативно заменить транспорт, если возникнет поломка или иная непредвиденная ситуация;
- железная дорога имеет некоторые ограничения в плане перевозки определённых товаров;
- приходится строго соблюдать и контролировать принципы товарного соседства и несовместимости грузов при их перевозке в одном вагоне или контейнере.
Помимо стандартных ЖД вагонов, в настоящее время активно применяются универсальные контейнеры. Они отличаются тем, что могут перевозиться на железнодорожных платформах, грузовых автомобилях, морских и речных судах одновременно. Достаточно снять с ЖД платформы этот контейнер и переместить на машину или погрузить на борт судна. Выгружать при этом из контейнера весь товар и заново собирать всё в новом контейнере или грузовике нет необходимости. Такие универсальные контейнеры всё чаще применяются для мультимодальных грузоперевозок.
Как видите, у такой транспортировки есть сильные и слабые стороны. При этом перевозка сборных грузов с помощью ЖД, то есть железнодорожным транспортом, всё равно остаётся одной из наиболее востребованных. Так что минусы являются менее значимыми и существенными, нежели плюсы.
Как происходит формирование сборного груза
На формирование партии сборного груза влияет сам доставляемый товар, а также сроки, выделенные для завершения доставки.
По российской железной дороге в большинстве случаев сборные грузы доставляются ЖД поездами с помощью контейнеров, крытых и почтово-багажных вагонов. При этом транспортные компании часто сталкиваются с заказами, где предусматривается необходимость доставить специфическую категорию товаров. Это может быть повышенная хрупкость, ограниченный срок годности, особые требования по соблюдению температурного режима и так далее.
В подобных ситуациях применяют ЖД транспорт, способный обеспечит все эти требования, а также гарантировать надлежащие условия перевозки. В каких-то ситуациях применяют рефрижераторные контейнеры, либо ЖД цистерны с системами подогрева. Также специфика может предусматривать использование особого вида упаковки и тары.
Задачей перевозчика является не только отправить груз в надлежащем виде и состоянии, но также и контролировать состояние груза в течение всего пути следования по железной дороге. Лишь так обеспечивается его сохранность и безопасность. Плюс это предотвращает порчу другого груза, который едет в том же вагоне или контейнере, но принадлежит другому заказчику.
Нельзя сказать, что процесс формирования сборного груза при железнодорожном способе перевозке какой-то сложный. Здесь необходимо выполнить несколько последовательных действий:
- доставить товары или груз на общий склад формирования;
- распределить груз по мере его накопления для подготовки соответствующих партий, отправляемых по одному или схожему маршруту;
- упаковать весь товар, нанести маркировку;
- составить подробное описание сборного груза;
- подготовить документы;
- загрузить в вагон, контейнер или другой подвижный ЖД состав;
- доставить к месту назначения;
- передать груз получателю.
В этом процесс ничего принципиально сложного нет. В случае с железнодорожной перевозкой сборного груза риски остаются минимальными. Нет ничего удивительного в том, что большое количество компаний, как и их клиенты, отдают предпочтение именно сборным ЖД грузоперевозкам.
Как сделать доставку груза выгоднее
Стоимость перевозки с помощью ЖД транспорта различных грузов по России считается достаточно выгодной и доступной. Но всё равно в некоторых случаях клиент откровенно переплачивает. Хотя ту же услугу можно было бы заказать по меньшей цене.
В таком процессе как железнодорожные перевозки различных сборных грузов большое значение имеет сам перевозчик. Не все компании, занятые в сфере грузоперевозок, честно и грамотно выполняют свои обязанности. Доверять рекомендуется только опытным и порядочным фирмам. Это гарантия того, что ваш груз будет доставлен быстро, выгодно, а также в целости и полной сохранности.
Касательно выбора перевозчика, с которым будет выгоднее всего доставить товар в составе сборного груза по железной дороге, можно дать несколько рекомендаций.
- Статус компании-перевозчика. Доверять сборные и другие виды грузов можно лишь тем организациям, у которых есть действующая и официальная лицензия. Проверить это не так сложно. Даже в домашних условиях, имея перед собой компьютер с доступом в Интернет.
- Фактор очень низкой цены. Многие клиенты попадаются на эту уловку. Они видят крайне выгодное предложение и спешат заказать услугу по перевозке сборного груза именно у них. Но по факту оказывается, что цена не соответствует действительности. Менеджеры начинают рассказывать об особых условиях. Или оказывается, что в стоимость такой дешёвой услуги не входит целый ряд обязательств. Так что ищите перевозчика, который предлагает адекватные цены. Средние по российскому рынку. Ни одна компания в минус работать не будет. А низкая цена обычно говорит о низком качестве услуг, халатном отношении к безопасности, а также о ненадёжности грузоперевозчика.
- Отзывы клиентов. Сразу стоит сказать, что читать отзывы на официальных сайтах перевозчиков не стоит. Там комментарии часто редактируют, либо пишут сами представители фирмы под разными аккаунтами. Честные отзывы увидеть там почти невозможно. Поэтому за поиском объективных оценок нужно отправляться на независимые ресурсы. Отзывы можно узнать как в Интернете, так и путём общения с людьми, которые обращались в ту или иную организацию.
- Предлагаемые услуги. Оптимально выбирать перевозчика, который сможет оказать весь спектр услуг по организации ЖД перевозки сборного груза. С ними можно заранее согласовать, что возьмёт на себя клиент, а какие задачи предстоит выполнить перевозчику.
- Договор. Подписание договора между заказчиком и исполнителем является обязательным условием. Без него сборный груз доставлен не будет. При этом важно внимательно прочитать соглашение. Обычно у транспортных компаний, которые занимаются сборными ЖД грузоперевозками, есть типовой договор. В него уже вносятся данные конкретного клиента, груза и прочие моменты. Не обязательно соглашаться со всеми условиями, которые есть в типовом договоре. Изучите раздел с правами и обязанностями, ответственность, порядком расчёта, а также действиями в случае внештатных ситуаций. Клиент имеет право потребовать внести изменения. Если исполнитель ничего не хочет менять, а условия договора вас не устраивают, тогда смело отказывайтесь от услуг и ищите другую фирму.
Ответственные перевозчики всегда стараются идти навстречу клиентам. Конечно же, только если требуемые изменения в договоре не противоречат законодательству, либо не подвергают транспортную компанию серьёзным рискам. На такие изменения в документах перевозчик точно соглашаться не должен.
Можно смело говорить о том, что перевозка сборных грузов с помощью железнодорожного транспорта является выгодной, быстрой и надёжной. Да и по цене это наиболее привлекательный вариант в большинстве случаев.
Конечно, в редких ситуациях доставка занимает больше времени, чем хотелось бы. В основном это связано с перевозкой специфических грузов небольшими партиями. Но зачастую по железной дороге формирование и доставка сборного груза занимает немного времени, что делает такой способ грузоперевозок приоритетным выбором для множества клиентов в России и не только.
Пользовались ли услугами сборных грузоперевозок железнодорожным транспортом? Насколько это оказалось быстро и выгодно? Случались ли какие-то непредвиденные ситуации?
Пользовался, пользуюсь и дальше буду пользоваться. Для меня пока это оптимальный способ доставки товаров и заказа материалов. По финансам реально выгодно. Сравнивал с автоперевозкой. Небо и земля.
Думаю, на больших расстояниях поезд выигрывает у всех. Пользовался услугами разных компаний. Сборный груз привозили и по воде, и по железной дороге, и по автодорогам. Выгода зависит от конкретных условий. Но ЖД могу назвать хорошим вариантом. Хоть и не всегда им можно воспользоваться из-за специфики груза и места, откуда его доставляют.
По скорости однозначно выгодно. Учитывая расстояние в 800 км у меня заказ пришел быстро. Так что жаловаться не вижу поводов. Все четко и строго по расписанию.
Имея не самый лучший опыт заказа товаров машинами, в какой-то момент перешел на ЖД. Территориально менее удобно, поскольку до станции ехать дальше. Но все равно в итоге неплохо так сэкономил.