Груз, перемещаемый через государственную границу с помощью железнодорожного транспорта, подлежит обязательному таможенному контролю в соответствии с постановлением ФЗ №144, принятым в 2010 году. И на его основании разработана инструкция о проведении проверки, верификации сопроводительных документов для всех групп товаров, перемещаемых на территории Евразийского Союза. Таможенный контроль товаров, перемещаемых через границу железнодорожным транспортом, осуществляется на линии приграничного пересечения (включая фитосанитарные и ветеринарные пункты).
Задачи пограничной железнодорожной станции
Основные функции контроля при ввозе или вывозе товаров, которые осуществляет таможня при РЖД, следующие:
- Декларирование грузов по ДКД (документ контроля доставки).
- При необходимости осмотр товара, а также проверка таможенного обеспечения (пломбы, фиксационные задвижки, окантовки, печати), что необходимо для подтверждения факта предотвращения вскрытия контейнера, цистерны при транспортировке между пунктами приграничного контроля.
- Выполнение технического коммерческого осмотра. Проводится только при импорте грузов за пределы РФ (в рамках Таможенного Союза). То есть уполномоченный представитель приграничного контроля обязан убедиться, что технически железнодорожный транспорт находится в исправном состоянии.
- Выполнение юридических таможенных операций. То есть осмотр всех сопроводительных документов. При необходимости инициирование досмотра представителем санэпидстанции. Актуально для тех случаев, когда на территории РФ ввозятся продукты питания, требующие соблюдения определённых норм при транспортировке железнодорожным транспортом (например, морепродукты, свежее или замороженное мясо).
Также по прямому распоряжению контролирующих органов, а также при ввозе товаров, которые предназначены для выполнения обязанностей представителей судебной, исполнительной, законодательной власти оформление проводится по упрощённой схеме.
Порядок оформления грузов и составов на приграничной станции
Общий порядок таможенного оформления условно разделяется на следующие этапы:
- Проверка сопроводительной документации.
- Если необходимо, устный опрос сопровождающего персонала.
- Таможенное наблюдения. Также подразумевает проведение наружного осмотра.
- Проверка маркировки.
- Проведение учета груза.
- Проверка системы учёта, если она предусмотрена.
- Инициация дополнительной таможенной проверки. Относится к тем грузам, для которого предусмотрено обеспечение установленных правил хранения при перевозке.
- Выдача протокола, которым заверяется проведение проверки.
Если осуществляется доставка для таможенного оформления железнодорожных грузов между несколькими пунктами приграничного контроля, то это выполняется с обязательным сопровождением представителя пограничной службы. Его задача — контролировать, чтобы контейнер (цистерна, бокс) не были вскрыты, перегружены. Исключение допускается только в тех случаях, если перегрузка выполняется из-за аварий, стихийных бедствий.
ОАО Российские железные дороги несёт прямую ответственность за соблюдение нормативов приграничного контроля при организации экспорта грузов (вывоза за пределы РФ).
Сложности при железнодорожной перевозке в другие государства
Основная сложность при перемещении грузов через РЖД — это высокая нагрузка на представителей приграничного контроля в плане количества контейнеров, которые им поставляют на проверку. Например, в 2021 году суммарный их поток составил порядка 5,4 миллионов TEU (в статистику включены также те контейнеры, которые задействованы в морских портах, так как принцип оформления и таможенного контроля к ним применяется идентичный). Из них импортные составляют всего 13,2%.
Именно поэтому сейчас активно вводится «цифровизация», массивное реформирование которой закончилось ещё в 2020 году. Уже это позволило уменьшить необходимое время на проверку одного состава на импорт — до 32 минут, на экспорт — до 1 часа и 3 минут. И около 26% из всех деклараций, которые подаются на таможне, электронные. Если довести этот показатель хотя бы до 75%, то уменьшить время на проверку можно будет ровно в 2 раза. Также уже сейчас является обязательным авансовое внесение платежей за прохождение контроля (только для коммерческих структур).
Таким образом, общий порядок таможенного контроля в РЖД схож с тем, который применяется во всех других странах бывшего СНГ и Таможенного Союза. Осуществляется на специально отведённых пунктах пропуска, где также расположены представительства фитосанитарных и ветеринарных служб.
Я только не понимаю, имеют ли право представители РЖД вскрывать посылки, которые доставляет Почта России?
В теории, пограничники могут вскрыть все, что угодно, для проведения досмотра и осмотра. Даже если это опечатанный контейнер. Просто в этом случае выписывается протокол, мол, был проведен осмотр уполномоченным лицом на основании таком-то.