Общие положения правила, которых нужно придерживаться при перевозке скоропортящихся продуктов ЖД-транспортом, указаны в приказе №66 Минтранспорта. Он же согласован с ФЗ №3 (устав) от 2003 года. В этих нормативах расписаны не только базовые правила перевозок скоропортящихся грузов и продуктов питания железнодорожным транспортом, но и технические требования к вагонам.
Особенности перевозок
К скоропортящимся перевозимым грузам относятся те, которые при транспортировке требуют соблюдения специализированных мер. А именно предотвращения воздействия иной температуры, недопустимой на основании спецификации ГОСТ, отсутствия доступа воздуха из окружающей среды, обслуживания непосредственно во время перевозки.
Для транспортировки используются специализированные изотермические вагонные составы или же рефрижераторы, то есть те, в которых технически предусмотрена возможность создания среды, подходящей для длительного хранения скоропортящегося груза.
Требования к размещению и укладке скоропортящихся грузов
Основное правило: размещение осуществляется таким образом, чтобы обеспечить соблюдение заданной температуры и предотвратить смешивание, опрокидывание, подтекание, контакт с охлаждающей установкой.
Соответственно, перевозка железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов выполняется с соблюдением следующих условий размещения:
- Тара и внутренние контейнеры обязательно не должны иметь механических повреждений, загрязнений.
- Размещение груза выполняется так, чтобы предотвратить его воздействие на техническую оснастку вагона (например, капиллярную систему, по которой циркулирует фреон).
- Овощи в ящиках укладывают штабелем, максимально плотно, горизонтальными слоями. Если перевозка осуществляется в мешках, то их располагают «стоймя», а не укладкой, в несколько ярусов.
- Негабаритный груз, а также бочки с жидким составом (включая морепродукты) располагают симметрично относительно центральной оси вагона. Если предусмотрено для них несколько ярусов, то на каждом задействуется одинаковый принцип размещения. В зимний же период бочки оставляют пустыми на 10-15%, что предотвращает их разрыв в случае замерзания жидкости.
- Транспортные пакеты располагают в несколько ярусов. Если перевозка осуществляется в изотермическом вагоне, то на пол обязательно укладывается обрешётка (в обычных контейнерах — без неё).
- Мясные продукты перевозятся либо в транспортных пакетах, либо же в подвешенном состоянии (туши, подготовленные для транспортировки в рефрижераторах).
- Любой груз располагается так, чтобы обеспечить свободное открывание дверей вагона. Поэтому в тех частях, где они расположены, не располагают пакеты, ящики или ярусы высотой свыше 180 сантиметров.
Мясо и мясопродукты
Одно из ключевых правил: перед погрузкой мясопродукты обязательно осматривает представитель Госпотребнадзора. Также выполняется сверка сертификатов, выданных Санэпидстанцией. Производные от мясных скоропортящихся грузов ЖД допускаются к погрузке на основании выданной производителю сертификации ГОСТ.
Общие правила, которые нужно соблюсти для прохождения контроля со стороны Госпотребнадзора:
- на тушках не должно быть следов остатков органов после разделки;
- температура не может превышать 8 градусов (для свинины — 10 градусов);
- мороженые блоки упаковываются в транспортировочный пергамент, предотвращающий подтекание;
- если выполняется перевозка послеубойного мяса, то с момента выполнения убоя должно пройти до 4 суток (для говядины — до 2 суток);
- тушки птицы, а также печень кита перевозятся только в специализированных пищевых контейнерах;
- субпродукты, а также копчёные мясные изделия перевозят упакованными в герметичные пакеты, также допускается использование бочек, залитых пищевым топлёным жиром;
- наличие плесени, «ослизнения», иных признаков порчи мясопродуктов является достаточным поводом для запрета дальнейшей перевозки.
Рыба и рыбопродукты
При перевозке мороженых морепродуктов в контейнере должна соблюдаться температура не выше -18 градусов. Вес упаковки (независимо от типа используемой тары) не должен превышать 40 килограммов с учётом наледи (если имеется). Если используются ящики, то на их боковой стороне обязательно наносится надпись крупным шрифтом «Замороженная».
Охлаждённые морепродукты транспортируют только в пищевых контейнерах в рефрижераторных вагонах. Дата упаковки обязательно указывается в накладной (можно шифровать в её номер).
Если перевозка осуществляется в бочках, то их заливают тузлуком (с соблюдением нормативов санэпидстанции). Процентное содержание соли указывается в документах.
В таре для перевозки вяленой или холодно-копчёной рыбы должны присутствовать 2-3 отверстия, диаметр каждого из которых не менее 25 миллиметров.
Железнодорожные грузоперевозки скоропортящегося груза также разрешаются только после предоставления разрешения на погрузку от представителя Госпотребнадзора (как в случае и с мясопродуктами).
Плодоовощи свежие
Овощи, фрукты перевозятся только в ящиках и исключительно при отсутствии механических повреждений, признаков гниения. Тара устилается пергаментом, иной гидроизоляционной плёнкой. Это актуально даже для тех случаев, если плодоовощи перевозятся в замороженном виде в фабричной упаковке.
Свёклу, картофель, морковь допускается упаковывать в мешки. Для всего остального используются либо ящики из пищевого пластика, либо сбитые из обработанной древесины. В изотермических вагонах плодоовощи размещаются только в закрытой таре!
Если планируется транспортировка в условиях низкой температуры окружающей среды, то погрузка овощей и фруктов осуществляется только через отапливаемые тамбуры.
А вот при перевозке живых растений, саженцев, пророщенной зелени условия устанавливаются самим грузоотправителем, расписываются в сопроводительной документации.
Продукция молочной, маслосыродельной и жировой промышленности, яйца
Молоко и производные субпродукты перевозятся только охлаждёнными, но с фабричной пастеризацией (условия от +2 до +8) или стерилизацией (дата и технические параметры записываются в сопроводительных документах). При транспортировке зимой температура в вагоне не должна падать ниже +8 градусов. Исключение — творог замороженный, для которого допускается перевозка при -18 градусов (но не ниже).
Йогурты, сгущённое молоко, молокосодержащие напитки перевозятся при +2 — +8 градусах. Топлённое масло, маргарин наливом размещают в специализированных пищевых контейнерах, суммарная (брутто) масса которых не выше 20 килограммов.
В плане же размещения соблюдаются базовые особенности транспортировки и перевозки скоропортящихся грузов ЖД-транспортом. То есть фиксация — по мере необходимости, для комплектации можно задействовать стойки-ярусы.
Условия использования специализированных изотермических вагонов, рефрижераторных и универсальных контейнеров, крытых вагонов
Внутреннее помещение специализированных вагонов перед погрузкой предварительно охлаждается с помощью интегрированной установки до необходимого температурного режима. Если же перевозка будет осуществляться при отрицательной температуре окружающей среды, то их прогревают до +6 градусов (если перевозиться будут продукты, хранение которых допускается при положительной температуре). И грузоотправитель обязан принять меры, которые предотвратят переохлаждение продукции.
Допускается включение в единый железнодорожный состав изотермических вагонов, каждый из которых требует индивидуальных условий обслуживания. При инициации отцепки контейнера (по требованию грузоотправителя) максимальная продолжительность его простоя не может превышать 6 часов. Если нарушено данное правило, то такой груз повторно должен осмотреть представитель Роспотребнадзора.
Если осуществляется перевозка скоропортящихся грузов на железнодорожном транспорте из следующих категорий: копчённые морепродукты и мясопродукты, яйца, овощи, то при плюсовой температуре окружающей среды для них должна быть обеспечена постоянная вентиляция на всём пути следования ЖД-состава.
Итого: все установленные нормативы направлены на то, чтобы предотвратить порчу скоропортящихся грузов. А если это пищевые продукты, то также для сохранения их товарного вида. И нарушение указанных правил является достаточным поводом для запрета выполнения транспортировки.
Теперь понятно, почему тот же лосось на камчатке стоит как у нас картошка. Зато в магазинах в центральной части РФ его цена раза так в 15 выше.
Кстати, могу подтвердить, что правила эти соблюдаются. У нас как раз рядом погрузочная станция. Так там прямо на месте работает Санэпидемстанция, человек 5 каждый день занимается только тем, что вагоны осматривает.