Чтобы упростить вопрос контроля, для перевозчиков предусмотрен пакет сопроводительных документов. В нём отображается вся необходимая информация. В этот список при международных перевозках груза обязательно входит CMR. Это товарно-транспортная накладная международного образца.
Ошибочно считать, что CMR оформляется лишь при грузоперевозках между странами, которые подписали и ратифицировали международную конвенцию. На самом деле достаточно, чтобы одна из сторон подписывала эту конвенцию. Нужно более детально изучить все нюансы международной товарно-транспортной накладной или просто CMR.
Что это такое
CMR расшифровывается как Convention Merchandies Rouriers. То есть Конвенция о грузоперевозках автотранспортом. Этот документ составили и подписали страны, входящие в состав ЕС. Помимо Евросоюза, документ действует и во многих других странах, включая Россию.
Внутри каждого государства действует свой стандарт товарно-транспортной накладной, которая входит в обязательный пакет сопроводительных документов при перевозке грузов.
Что же касается CMR, то это та же ТТН, но только международного образца. При этом значимость ЦМР намного выше, чем внутренняя ТТН. CMR считается одним из основных сопроводительных документов при международных коммерческих грузовых перевозках.
Для чего нужна CMR и когда применяется
Есть 3 исключения, когда составлять CMR не требуется:
- перевозка умерших;
- доставка в рамках почтовой конвенции;
- квартирный, офисный переезд, доставка личной мебели и прочее.
В случае грузоперевозок между странами Европейского Союза международная ТТН является обязательным документом. Он содержит в себе:
- данные об отправителях груза;
- наименования компаний, куда доставляется товар;
- названия и характеристики груза;
- весовые параметры и так далее.
Важно добавить, что международная товарно-транспортная накладная включает в себя обязательную страховку. Это даёт возможность минимизировать все риски при доставке продукции. Ответственность ложится на перевозчика. Поэтому для него важно застраховать свою ответственность.
Выделяют несколько ситуаций, когда CMR должна обязательно использоваться:
- доставка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта;
- хотя бы одна сторона сделки является резидентом страны-участницы международной конвенции;
- перевозка предусматривает коммерческие цели, то есть предусмотрена одна из форм вознаграждения;
- пункт отгрузки товара и место прибытия транспорта находятся в разных странах.
Даже если отправляется одинаковый груз колонной транспортных средств, всё равно на каждую единицу автомобиля требуется собственный бланк ТТН международного образца.
Если доставляемый груз является опасным, тогда и в ЦМР нужно сделать соответствующую отметку, описав характеристики, а также меры по обеспечению безопасности по время перевозки и погрузочно-разгрузочных работ.
В действительности CMR является важным и крайне полезным сопроводительным документом. Он отображает ключевую информацию. Через эту бумагу можно узнать следующие данные и получить ответы на вопросы:
- тип груза;
- количество товара;
- кто осуществляет грузоперевозку;
- откуда и куда следует грузовой транспорт;
- на основании каких документов осуществляется доставка;
- кто получатель;
- кто отправитель;
- сколько времени требуется на перевозку;
- когда машина прибудет на таможенный контрольный пункт;
- состояние груза на момент прибытия на границу.
Фактически это официальное подтверждение того, что 3 стороны заключили между собой договор на международную перевозку груза. Это отправитель товара, сам перевозчик, то есть транспортная компания, и получатель.
CMR станет полезным документом и в тех ситуациях, когда между сторонами возникнет конфликт и вопросы будут решаться через суд. В этом случае товарно-транспортная накладная выступит как доказательство соблюдения или несоблюдения условий подписанного договора.
При этом важно, чтобы изначально документ был заполнен правильно, не содержал в себе никаких ошибок и неточностей. Иначе такой бланк будет считаться недействительным. А это серьёзные проблемы при прохождении таможенного контроля, при проверке дорожной полицией и при судебных разбирательствах.
Все данные в международной ТТН делятся на 2 категории. В первой прописаны основные сведения. Для этого в бланке предусмотрены соответствующие графы. А вторая категория применяется для записи комментариев, рекомендаций по перевозке. Здесь же ставят печати и подписи.
Кто отвечает за заполнение
В основном за заполнение международной товарно-транспортной накладной отвечает именно грузоотправитель, которому требуется доставить товар в другую страну. Но всё же правильным решением будет сначала проконсультироваться с самим перевозчиком, который возьмёт на себя обязательства по транспортировке. Это позволит получить все необходимые сведения, вписать нужные данные, а также согласовать основные моменты доставки.
Другой вариант — обратиться в транспортную компанию, которая имеет международную лицензию. Такие перевозчики обязаны знать все нюансы работы с CMR. Они могут взять на себя функции заполнения документа. От отправителя потребуется лишь предоставить некоторые документы и сведения.
Важно понимать уровень ответственности грузоотправителя за правильно составленный документ. Если будут допущены какие-либо ошибки и перевозчик понесёт потери, столкнётся с дополнительными расходами, тогда компенсировать их будет именно отправитель товара.
Правила заполнения
Правила заполнения можно представить в виде следующих пунктов:
- необходимо составить минимум 3 оригинала ЦМР;
- в документе должен расписаться грузоотправитель и представитель транспортной компании;
- грузоотправитель и грузоперевозчик получают по одному оригиналу документа;
- ещё один экземпляр входит в состав пакета сопроводительных документов, то есть находится у водителя;
- если бланк заполняется вручную, тогда можно использовать только шариковую ручку;
- применение гелевых ручек запрещено;
- альтернативой ручному заполнению станет электронный вариант.
Обычно СМР представляет собой документ из не более чем 10 страниц. Стандартным количеством экземпляров считается 4 штуки. Они необходимы для таких целей:
- оплата услуг грузоперевозчика;
- для компании-перевозчика;
- для отправителя груза;
- для принимающей стороны.
Количество документов увеличится, если нужно доставить один заказ с помощью нескольких машин, либо сделать несколько рейсов для небольших объёмов груза. Также число CMR увеличивается, когда груз доставляется несколькими фирмами. Тогда на каждое транспортное средство предусматривается собственный экземпляр накладной.
В настоящее время в странах, которые подписали и ратифицировали конвенцию о грузовых автомобильных перевозках, действует единая форма товарно-транспортной накладной. В ней все графы продублированы сразу на нескольких языках.
Регламент оформления документа
Для начала потребуется бланк СМР утверждённой формы, с помощью которого будет осуществляться международная транспортная грузоперевозка. Эта накладная не самая сложная в плане заполнения для тех, у кого есть опыт работы с документом. Но если вы впервые доставляете на автомобильном транспорте товар в другую страну и отвечаете при этом за оформление CMR, тогда рекомендуется предварительно изучить все нюансы заполнения.
Нужно несколько слов сказать про образец для заполнения сопроводительной международной товарно-транспортной накладной, то есть CMR. Конкретный пример привести сложно. Дело всё в том, что типовой документ, утверждённый странами-участницами конвенции, имеет одинаковую для всех общую структуру. Своего рода скелет. Но при перевозках в бланк может вноситься разная информация, в зависимости от ТС, страны или груза. Поэтому необходимо отталкиваться от общих правил, а также учитывать конкретные особенности, характеристики и параметры доставляемого груза.
В России регламент по заполнению этого документа прописан в ФТС РФ No04-30/22006 от 02.05.2012 года.
Какие данные нужно вносить
Транспортная накладная утверждённого международного образца должна создать следующую обязательную информацию:
- место и дата, когда заполнялась форма;
- информация о места погрузки товара;
- сроки доставки;
- данные отправителя груза (полное юридическое название, реквизиты, адрес главного офиса, контактные данные);
- аналогичные данные о получателе товара;
- информация о посреднике, если он участвует в процессе;
- характеристики груза (вес, габариты, количество, наименование, тип и так далее);
- дополнительные расходы в виде пошлин, оплаты платных дорог;
- отметка о том, что процесс доставки выполняется в рамках действующих правил международной конвенции.
Если есть какие-либо дополнительные данные и сведения, их также обязательно вносят в документ. Вся информация прописывается на условии взаимного согласия сторон договора.
Нюансы заполнения формы
В письме ФТС РФ прописан чёткий порядок и правила заполнения транспортной накладной международного образца. При этом для каждого из участников договора предусмотрены свои пункты, которые они должны заполнять.
- Грузоотправитель. Он должен внести информацию в пункты с 1 по 15, а также в 21 и 22.
- Грузоперевозчик. Со стороны перевозчика товара заполняются 16-19 пункты, 23, а также с 25 по 29 пункт.
- Грузополучатель. Его задача заключается лишь в том, чтобы поставить отметку на 24 пункте.
Также будет полезно и интересно узнать, какие пункты содержатся в документе и что туда необходимо вносить.
- 1. В первом пункте описаны юридические данные отправителя груза. Сокращения использовать нельзя.
- 2. Тоже юридические сведения, но уже о том, кто принимает груз в пункте назначения. То есть грузополучатель.
- 3. Здесь следует внести точный адрес пункта, куда доставляется товар.
- 4. Этот пункт служит для указания адреса погрузки товара. Здесь же нужно написать время и дату отгрузки.
- 5. Отводится под акт погрузочных работ, сертификаты качества, сертификаты происхождения товара, счёт-фактуру и так далее.
- 6-12. Тут необходимо указать название товара, его весовые и габаритные характеристики. Также это коды согласно классификации ТН ВЭД. Если это опасный груз, то нужно указать конкретный класс.
- 13. Информация для таможенных служб. Здесь нужно указать объявленную стоимость доставляемой продукции.
- 14. Данные о таре для транспортировки, а также нюансы её возврата после передачи товара получателю.
- 15. Прописывают код Инкотермс, а также требования по расчёту.
- 16. Здесь прописывают реквизитные данные грузоперевозчика. Обязательно нужна печать транспортной компании.
- 17. Этот пункт заполняют лишь в том случае, если на пути следования груза меняется перевозчик.
- 18. Указывают особые требования и особенности доставки продукции.
- 19. Заполняется отделом расчёта после того, как груз был доставлен.
- 20. Дополнительные условия для рейса. Тут обычно указывают стоимость, страховку и так далее.
- 21. Нужно написать, где, в какое время и кого числа оформляли документ.
- 22. В этом пункте необходимо указать точную дату и время, когда транспорт прибыл для погрузки, а также когда машина выехала после погрузочных работ. Отправитель обязан завершить эти данные.
- 23. Графа для полного имени водителя, данных из маршрутного листа, а также под подпись адресанта.
- 24. Указывается время и дата, когда транспорт прибыл для выгрузки в пункт назначения. Заверяется подписью и печатью.
- 25-26. Данные о транспортном средстве и дополнительной технике, с помощью которых осуществлялась выгрузка продукции.
- 27-29. Эти пункты будет заполнять сотрудник отдела расчётов, когда по завершению рейса сдадут транспортную накладную.
Особое внимание рекомендуется уделить 18 пункту. Если здесь не прописать никакие рекомендации, пометки и оговорки, это не позволит доказать вину перевозчика в том, что груз был доставлен в ненадлежащем состоянии.
Международную товарно-транспортную накладную, то есть CMR, справедливо часто называют одним из главных документов при перевозке грузов между странами. Если правильно заполнить бланк, тогда никаких проблем с пересечением государственных границ не возникнет. А вот внесение ложной и неточной информации повлечёт за собой серьёзные штрафы, задержание и арест транспорта вместе с грузом.
Насколько важным вы считаете такой документ, как CMR? Кто сталкивался с его заполнением? Оформляли сами или обращались за помощью к специалистам? Как прошла международная доставка груза при этом?
Конечно, важный. Он же обязательный для любых коммерческих перевозок между странами. Хотя требуется не всегда и не везде, насколько я понял. То есть условно при доставке из России в Казахстан не нужно. А вот из России в Германию потребуется.
Столкнулся как-то с таким бланком. Сложная форма на самом деле. Еще и на 3 языках продублирована. Пытался сначала сам что-то там написать. Но потом понял, что это бессмысленно. Обратился к перевозчику, доплатил немного, и они все сделали сами.