Как составить и предъявить претензию грузоперевозчику

Коммерческие грузовые перевозки являются строго регламентированным процессом, который подкреплён различными правилами, требованиями и условиями. Между сторонами сделки, то есть перевозчиком и клиентом, заключается договор. Каждый имеет определённые гарантии. Если в ходе перевозки возникнут какие-то аварийные и нестандартные ситуации, клиент сможет рассчитывать на компенсацию из-за утери, порчи или кражи груза.

Но бывает и так, что перевозчик не хочет выполнять обязательства перед клиентом. В итоге достичь устной договорённости не получается. В такой ситуации есть смысл воспользоваться претензией по договору грузовой перевозки.

Претензия при перевозке грузов

Тут следует рассказать, что это за документ, как и в каких случаях он оформляется, сколько времени есть у заявителя, а также куда ещё можно обратиться, если претензия вдруг не решит спорную ситуацию.

Когда подаётся претензия

Чтобы урегулировать спорный вопрос, клиент компании по грузоперевозке, либо получатель товара могут написать претензию. Этот документ также называется претензионным письмом. Закреплено такое право на законодательном уровне. Если быть точнее, то статьёй 797 действующего Гражданского Кодекса РФ.

Претензия и кодекс

Различают несколько случаев, когда составляется претензия перевозчику в случае нарушения правил и требований доставки груза. Это претензионное письмо оформляется не только при задержке или в случае просрочки оговоренных сроков. Жалобу путём заполнения бланка (можно взять наглядный образец для заполнения) пишут в следующих ситуациях:

  • Повреждение целостности упаковочного материала. Этот факт подробно прописывается в акте. Желательно места с деформациями зафиксировать с помощью фото и видео съёмки. Это станет наглядным доказательством.
  • Порча, бой, частичная или полная утрата товара. У получателя есть законное право не подписывать акт приёма-передачи груза, если при его проверке были обнаружены дефекты. При условии, что при погрузке они отсутствовали и никаких отметок о повреждениях в сопроводительных документах не было, принимать товар не рекомендуется. Иначе предъявить претензию вряд ли получится.
  • Нарушение сроков поставки. Даже незначительное отклонение от предусмотренных сроков доставки может повлечь за собой нанесение убытков клиенту. Поэтому у получателя есть законное право отказаться принимать товар, либо выполнить лишь частичную приёмку.
  • Несоответствие товара. Если в документах указано одно, а по факту привезли другое, это также является поводом для написания претензии.

Претензия и коробка

Также претензию пишут в том случае, если в процессе перевозки пассажиров были причинён вред здоровью. Но это уже не касается грузоперевозок.

Претензия — это способ мирного урегулирования спорных и неприятных ситуаций. Если же мирным путём договориться не удаётся, тогда подключаются уже более серьёзные инстанции. Чаще всего это суд.

Какие потребуются документы

Из документов обязательно потребуются бумаги, которые подтверждают факт сотрудничества заявителя с грузоперевозчиком. В общий пакет документов также следует приложить накладные и акты с указанием нарушением условий доставки.

Претензия и документы

Важно, чтобы в списке присутствовали:

Помимо документов, доказательством правомерности предъявления претензии являются фотографии и видео. Но если медиафайлы используются как доказательство, важно, чтобы в кадре присутствовал сам перевозчик. То есть нужны подтверждения того, что повреждённый или несоответствующий груз перевозился на транспорте конкретного перевозчика.

Претензия и фотография

В случае, если просто снять повреждённую продукцию или упаковку с дефектами, то такие доказательства не будут приниматься на рассмотрение.

Что содержится в претензии

Прежде чем писать заявление и иски в суд, можно попытаться решить вопрос путём составления претензии по перевозкам грузов. Принимающая сторона, получающая товар, в случае обнаружения тех или иных дефектов, а также несоответствий, обязана при приёме составить акт-претензию. Но претензионное письмо является отдельным документом.

Согласно закону, претензия по договору перевозки того или иного груза между транспортной компанией и её клиентом, может заполняться в свободной форме. То есть утверждённой единой формы не существует. Можно взять любой образец и отталкиваться от него. Главное, чтобы это касалось грузоперевозки и было связано с вашей возникшей ситуацией.

Претензия и ручка

Существует лишь несколько общих требований по оформлению. Грамотно составленное претензионное письмо имеет следующую структуру.

  • Заголовок. То есть шапка. Здесь указываются данные об участниках возникшего конфликта. Тут нужно написать полное наименование транспортной компании, адрес, реквизиты, контактные данные. Претензия обычно пишется на имя руководителя компании-грузоперевозчика. И чуть ниже в шапке указывается, от кого написана претензия. Ниже по центру документа необходимо написать само наименование документа, то есть «Претензия» без кавычек.
  • Основная часть. Она же тело претензии. Это наиболее объёмный раздел. Здесь нужно детально описать условия и обстоятельства обнаружения дефектов и несоответствий. Это дата и место прибытия товара, ФИО водителя, представляющего компанию, ФИО получателя, тип используемого транспортного средства и так далее. Здесь же нужно указать объявленную стоимость груза и подробный перечень всех обнаруженных дефектов и несоответствий. Желательно добавить ссылки на нормативно-правовые документы, а также пояснения к невыполненным обязательствам грузоперевозчика.
  • Заключительная часть. Тут последовательно вписываются все документы, на основании которых и составлялось претензионное письмо. В качестве подтверждений к заявлению нужно приложить копии всех перечисленных документов.

В претензии можно указать предельную дату, до которой заявитель готов ждать возмещения ущерба со стороны перевозчика. А также дату, когда будет подан судебный иск, если ответственная компания не согласится компенсировать убытки. В завершении ставится дата и подпись заявителя вместе с расшифровкой подписи. Достаточно написать фамилию с инициалами.

Составляться документ должен в 2 идентичных экземплярах. Поэтому лучше всего составить заявление в электронном виде, а потом просто распечатать. Это касается и всех копий документов, которые прилагаются к претензионному письму.

Один экземпляр необходимо передать реципиенту, то есть транспортной компании. Второй экземпляр остаётся у заявителя. Теперь остаётся лишь отправить заявление и дождаться ответа на него.

Претензия в руке

Отправка может быть выполнена 2 способами.

  • Прямая доставка заявителем. Составитель претензионного письма может лично отправиться в офис компании грузоперевозчика и передать документ. В этом случае необходимо, чтобы на экземпляре заявления клиента были подтверждения факта принятия на рассмотрения. Тут нужно указать дату, входящий номер, а также имя человека, ответственного за принятие этого документа.
  • Почтовая отправка. Важно понимать, что при личной передаче претензии высока вероятность отказа в рассмотрении. В итоге бумаги попросту вернутся отправителю. Поэтому лучше сделать это по почте. В этом случае имеет место гарантия доставки документов, а также обязательство по рассмотрению заявления. Рекомендуется выбрать именно заказное письмо, а также составить опись вложения.

После этого нужно дождаться результатов рассмотрения.

Претензия и почта

Сколько рассматривается претензия

В законодательстве, а точнее в Гражданском Кодексе, прописаны нормы по срокам, которые даются на рассмотрение и предъявление претензионного заявления. Тут нужно отталкиваться от условий и оснований подачи заявления. От этого и зависят сроки.

К примеру, если груз был частично или полностью утерян в процессе транспортировки, сроки тесно связаны с используемым видом транспорта:

  • Автомобильные перевозки. Подача претензионного письма возможна только через 30 дней с того момента, когда транспорт прибыл в пункт разгрузки.
  • Авиационный транспорт. После получения товара придётся ждать 10 суток.
  • Смешанный вид доставки. То есть когда транспортировка осуществлялась разными видами ТС. В такой ситуации срок ожидания составит 4 месяца, прежде чем можно будет отправить претензию.

Претензия и транспорт

Также можно выделить ещё несколько моментов, связанных со сроками подачи заявления с претензией:

  • если груз повреждён, то заявление можно подавать сразу после получения и фиксации факт порчи товара;
  • при нарушении установленных договором сроков поставки датой, когда разрешено подавать заявление, является первый день просрочки;
  • в случае нанесения вреда имуществу претензию нужно подать не позднее чем через 6 месяцев;
  • чтобы взыскать денежную компенсацию, нужно уложиться в 45-дневный срок.

Что же касается сроков рассмотрения, то перевозчику даётся по закону не более 30 дней. Это регулируется соответствующими нормативно-правовыми документами. Но также сроки решения таких ситуаций могут быть прописаны в договоре между сторонами. Тогда отталкиваться нужно именно от этих цифр.

Претензия и сроки

В течение установленного периода заявитель должен получить письменный ответ от транспортной компании. Если ответ не получен, либо его содержание не удовлетворяет клиента, тогда в дело вступают другие инстанции.

Куда ещё можно обратиться

В идеальных условиях при доставке груза транспортной компанией никакая претензия вообще не отправляется, поскольку отсутствуют причины и основания для этого. Доставка была выполнена в оговоренные сроки, товар не потеряли, а также не повредили.

Если же подобное происходит, тогда подаётся претензия. Для клиента лучшим развитием сценария будет мирное урегулирование вопроса. Перевозчик соглашается с содержанием претензии и выплачивает соответствующую компенсацию.

Правда в том, что подобным образом ситуация развивается далеко не всегда. Чаще всего ответственная сторона не даёт ответ, либо не соглашается на предъявленные требования, выплачивает лишь малую часть компенсации.

Разумеется, что на такие условия клиент транспортной компании тоже вряд ли согласится. Тогда придётся заняться вопросом принудительного взыскания, действуя строго в рамках действующего закона.

Роспотребнадзор и претензия

Помимо прямого обращения к транспортной компании, в решении ситуации могут помочь 2 инстанции.

  • Роспотребнадзор. Это федеральная служба, занимающаяся вопросами контроля деятельности юридических лиц, которые оказывают различные услуги и предлагают товары. Транспортная компания действует на коммерческих основаниях, оказывая услуги клиентам. И если услуга выполнена некачественно, нарушая условия договора, тогда Роспотребнадзор может вмешаться в ситуацию.
  • Суд. Чаще всего, когда мирным путём спор решить не удаётся, документы вместе с мультимедийными файлами отправляются в суд, подкрепляя составленный иск. В суде важно предъявить подтверждение того, что заявитель пытался предварительно мирно урегулировать конфликт, обратившись к перевозчику с претензионным письмом. А также приложить документ, подтверждающий факт отказа другой стороны решить вопрос в досудебном порядке.

Учтите, что исковое заявление ещё не гарантирует вашу победу в этом деле. Поэтому крайне важно собрать максимум доказательств, подтверждающих вину перевозчика.

Суд и претензия

Если речь идёт о претензии в сторону достаточно крупной организации, то наверняка её интересы будет защищать квалифицированный юрист. Это говорит о том, что и заявителю стоит подумать относительно надёжной поддержки со стороны специалиста.

Насколько эффективной является претензия? Кому приходилось её писать и подавать? Принесло ли это какой-то результат? Можно ли решить вопрос в досудебном порядке?

Грузоперевозки по земле, воздуху и воде
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector